Цели урока:
- Повторить сведения, полученные в процессе изучения темы «Имя числительное»;
- Развивать творческую, мыслительную активность;
- Развивать интерес к разным наукам на базе полученной дополнительной информации;
- Совершенствовать нормы правописания и произношения числительных;
- Через взаимодействие разных областей жизни давать целостное представление об окружающем мире ;
- Прививать детям ответственность, исполнительность;
- Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование:
- Учебник русского языка, рабочие тетради;
- Компьютер, проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Альбина Викторовна. Сегодня мы с вами проведём урок «Числительное в нашей жизни». На этом уроке мы обобщим сведения об имени числительном,
посмотрим, в каких областях жизни встречается числительное, какую роль оно играет в нашей жизни. Вы будете работать, заполняя портфолио по теме урока.
II. Вступительное слово учителя:
Сегодня первое марта две тысячи десятого года, третий месяц нового года, первая неделя месяца, первый день недели. Наступила календарная весна. Через три месяца закончится учебный год, все вы с успехом закончите шестой класс и благополучно перейдёте в седьмой.
– Кто запомнил, какие числительные я употребила в своих словах?
– Что же такое имя числительное? (Приложение 1)
– Назовите разряды имён числительных. На какие группы делятся количественные числительные? (Приложение 1)
– На какие группы делятся числительные по составу?
– Сколько вам сейчас лет? (13)
– Это, какое числительное? Количеств.
– 2 человека у доски склоняют числительные: тринадцать, тринадцатый.
– Вы хорошо справились с заданием. А у меня к вам следующий вопрос. Как различить числительные и другие слова со значением числа? (числительные можно записать и словами, и числами, а другие – только словами).
– Физминутка-проверка. Проверим, кто самый внимательный. Сейчас я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову числительное.
Двойной, тройка (лошадей), шестой, удвоить, четырнадцатый, пятёро, восьмой, десятичная (дробь), три, две седьмых, шестиклассники, сто, столетний, сотый (по списку).
– Где вы чаще всего в школе встречаетесь с числительными? На каком уроке? (математика).
– В умении поставить числительное в нужный падеж, правильно его написать и произнести нередко проявляется уровень образованности и культуры человека.
– Давайте вместе посчитаем, как на уроке математики. (По одному человеку у доски).
- к 149 прибавить 58, получится 207 – 1 человек у доски
- с 558 сложить 32, будет 590 – 1 человек у доски
- от 889 отнять 56, будет 824 – остальные в тетради
– А где ещё встречаются числительные? Например, в литературе, в названиях сказок. Вспомните сказки, мультфильмы, в названии которых есть числительные. («Три поросёнка», «Два мороза», «38 попугаев», «волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Три толстяка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
– Люди часто пользуются в своей речи числительными. Не случайно числительные употребляются в пословицах, поговорках, фразеологизмах. Попробуйте объяснить значение следующих фразеологизмов: (Приложение 1)
- в один голос (дружно, единогласно)
- в два счёта (очень быстро)
- как две капли воды (очень похожи)
- заблудиться в трёх соснах (запутаться в чём-то простом)
- сидеть в четырёх стенах (не выходить из дома).
(или на листах бумаги написать фр-мы и их объяснение. Надо их соотнести).
– В УНТ в пословицах и поговорках часто встречаются числительные.
– Я вам буду говорить толкование их, а вы вспомните сами поговорки и пословицы.
- Если будешь делать несколько дел сразу, ни одно не сделаешь. (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь).
- Прежде чем что-либо сделать, всё тщательно взвесь, проверь несколько раз. (Семь раз отмерь – один раз отрежь).
- В жизни гораздо важнее хорошие друзья, чем деньги. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей).
– Мне бы очень хотелось надеяться, что все вы друг для друга не просто одноклассники, но и настоящие друзья. Если вы станете друзьями, вам жить и учиться станет ещё интереснее, легче.
– А где ещё мы употребляем числительные? (В быту, например, в магазине).
– Какой сейчас идёт год?
– Какую знаменательную дату наша страна будет отмечать в этом году? (Приложение 1)
Ваша задача: просмотреть слайд и в карточки вписать все числительные словами.
65-летию Великой Победы.
Великая Отечественная война началась __________ июня __________ года. Закончилась __________ мая __________ года. Она длилась __________ дней.
(Приложение 1)
65-летию Великой Победы.
Великая Отечественная война началась двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года. Закончилась девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года. Она длилась тысяча четыреста восемнадцать дней.
Это статистические данные. И наука эта – статистика, которая ведёт счёт всему. И здесь нам тоже нужны числительные.
– Итак, сделаем вывод о роли числительных в нашей жизни.
– Какую роль числительные играют в нашей жизни? Где они нам просто необходимы?
– Чтобы проверить, как вы усвоили тему «Имя числительное», я приготовила вам следующее задание. Вы должны будете сделать портфолио по данной теме.
1 раздел: составить и записать ребусы (загадки с рисунками) с числительными. 2 раздел: записать пословицы или поговорки и иллюстрации к ним. 3 раздел: придумать задачу по математике по теме «Магазин», записать её условие. 4 раздел: сочинить сказку про числительные (любые). 5 раздел: записать свои автобиографические данные, адрес с использованием числительных. 6 раздел: напишите отзыв об уроке (что понравилось, что не понравилось, почему).
Давайте поставим друг другу оценки за урок. А в целом нашему уроку, какую оценку поставим?
– Благодарю всех! Вы молодцы! Спасибо за урок! (Приложение 1)