Несклоняемые имена существительные

Разделы: Русский язык


Цель:

  • познакомить с особенностями несклоняемых им. существительных
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память
  • воспитывать сдержанность при ответах

План.

I. Организационный момент.

II. Минутка чистописания.

ки фе ка но

III. Повторение изученного материала.

1. Ретко светит сонце. Стаят ненасные дни. Грусно в эту пору в лису. На дорошках и трапинках лежат разноцветные листья.

– Вас все устраивает в этом тексте?
– На какие правила встретились ошибки?
– Как проверить?

2. Спишите текст, исправляя ошибки.

IV. Создание проблемной ситуации.

– просклоняйте им. сущ БЕРЕЗА, КИНО
– Итак, что же получается? Задание я вам дала одно, а как вы его выполнили?
– Почему так вышло?
Чего мы не знаем? Какова будет тема урока? (В течение урока используется презентация.)

V. Изучение нового материала.

1. Сказка о несклоняемых существительных.

Собрались как – то слова КИНО, КАФЕ, ПАЛЬТО, АТЕЛЬЕ, ПЕНСНЕ и некоторые другие слова вместе.

Владелица АТЕЛЬЕ, поправив на носу ПЕНСНЕ, сообщила, что многие знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их отлично приняли и теперь считают своими. Может быть рискнуть и нам?

Тут как раз по Радио объявили, что один БУРЖУА вылетает в Россию с партией ЭСКИМО. Наши слова выбежали на ШОССЕ, поймали ТАКСИ, потом ехали на МЕТРО и успели как раз вовремя. Слова залезли в ящик с мороженым и полетели. Полет был долгим, и наши слова, лежа между пачками эскимо, замерзли так, что даже шевелиться не могли: совсем заледенели и стали неподвижны, как брикетики с мороженым. Наконец самолет выпустил ШАССИ и приземлился. Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова их встретили хорошо и оставили жить в русском языке, но замерзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замерзли. С тех пор они по падежам не склоняются и по числам не изменяются.

2. Правило стр.56.

VI. Физкультминутка.

VII. Закрепление нового материала.

1. Отгадайте кроссворд.

По вертикали:

1. Мастерские по ремонту и пошиву одежды.
3. Сладкое студенистое кушанье.
5. Подземная железная дорога.
7. Ансамбль из трех исполнителей.

По горизонтали:

2. Сорт цветных ниток для вышивания.
4. Мастерские по ремонту паровозов и вагонов.
6. Игра.

2. “Вставь слово”

Работа в группах Ателье, Кино, Метро, Депо

Сегодня мы ходили в ……… В ….. было много народу. Из ….. мы пришли поздно. Мы были довольны ….. Мы часто вспоминаем о … Мы рассказали о …. друзьям.

– Что интересного заметили?

3. Словарно-орфографическая работа.

– Найдите в стихотворении несклоняемое существительное.

Асфальтовое, новое.
через леса сосновые,
через луга медовые,
через поля пшеничные,
полянки земляничные,
во всей своей красе.
Дождем умыто. Росами.
укатано колесами,
раскинулось шоссе.

4. Выполни тест.

– напиток из семян шоколадного дерева (кофе, какао);
– кушанье из размятых или протертых овощей (пюре, рагу);
– подземная железная дорога (метро, вокзал);
– асфальтированная или мощеная щебнем дорога (трасса, шоссе);
– нижняя часть самолета, служащая для его передвижения по аэродрому (трасса, шоссе).

VIII. Итог.

IX. Домашнее задание.

Приложение. Тест.