Цель:
- познакомить с особенностями несклоняемых им. существительных
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память
- воспитывать сдержанность при ответах
План.
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания.
ки фе ка но
III. Повторение изученного материала.
1. Ретко светит сонце. Стаят ненасные дни. Грусно в эту пору в лису. На дорошках и трапинках лежат разноцветные листья.
– Вас все устраивает в этом тексте?
– На какие правила встретились ошибки?
– Как проверить?
2. Спишите текст, исправляя ошибки.
IV. Создание проблемной ситуации.
– просклоняйте им. сущ БЕРЕЗА, КИНО
– Итак, что же получается? Задание я вам дала одно, а как вы его выполнили?
– Почему так вышло?
–
Чего мы не знаем? Какова будет тема урока? (В
течение урока используется презентация.)
V. Изучение нового материала.
1. Сказка о несклоняемых существительных.
Собрались как – то слова КИНО, КАФЕ, ПАЛЬТО, АТЕЛЬЕ, ПЕНСНЕ и некоторые другие слова вместе.
Владелица АТЕЛЬЕ, поправив на носу ПЕНСНЕ, сообщила, что многие знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их отлично приняли и теперь считают своими. Может быть рискнуть и нам?
Тут как раз по Радио объявили, что один БУРЖУА вылетает в Россию с партией ЭСКИМО. Наши слова выбежали на ШОССЕ, поймали ТАКСИ, потом ехали на МЕТРО и успели как раз вовремя. Слова залезли в ящик с мороженым и полетели. Полет был долгим, и наши слова, лежа между пачками эскимо, замерзли так, что даже шевелиться не могли: совсем заледенели и стали неподвижны, как брикетики с мороженым. Наконец самолет выпустил ШАССИ и приземлился. Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова их встретили хорошо и оставили жить в русском языке, но замерзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замерзли. С тех пор они по падежам не склоняются и по числам не изменяются.
2. Правило стр.56.
VI. Физкультминутка.
VII. Закрепление нового материала.
1. Отгадайте кроссворд.
По вертикали:
1. Мастерские по ремонту и пошиву одежды.
3. Сладкое студенистое кушанье.
5. Подземная железная дорога.
7. Ансамбль из трех исполнителей.
По горизонтали:
2. Сорт цветных ниток для вышивания.
4. Мастерские по ремонту паровозов и вагонов.
6. Игра.
2. “Вставь слово”
Работа в группах Ателье, Кино, Метро, Депо
Сегодня мы ходили в ……… В ….. было много народу. Из ….. мы пришли поздно. Мы были довольны ….. Мы часто вспоминаем о … Мы рассказали о …. друзьям.
– Что интересного заметили?
3. Словарно-орфографическая работа.
– Найдите в стихотворении несклоняемое существительное.
Асфальтовое, новое.
через леса сосновые,
через луга медовые,
через поля пшеничные,
полянки земляничные,
во всей своей красе.
Дождем умыто. Росами.
укатано колесами,
раскинулось шоссе.
4. Выполни тест.
– напиток из семян шоколадного дерева (кофе, какао);
– кушанье из размятых или протертых овощей (пюре, рагу);
– подземная железная дорога (метро, вокзал);
– асфальтированная или мощеная щебнем дорога (трасса, шоссе);
– нижняя часть самолета, служащая для его передвижения по аэродрому (трасса,
шоссе).
VIII. Итог.
IX. Домашнее задание.
Приложение. Тест.