Цель урока:
- Систематизация знаний по типам текстов и связи предложений, абзацев в тексте.
- Углубление и систематизация умений и навыков лингвистического анализа текста в рамках подготовки к ЕГЭ.
- Способствовать воспитанию уважения и любви к русскому языку и другим языкам.
- Развитие выразительной устной и грамотной письменной речи; навыков составления сочинения-репортажа и выступления-сообщения.
Оборудование:
- стенд по двуязычию;
- портрет К.Кулиева;
- стенная газета «Русское слово»;
- альбом-отчет «Международного дня родных языков».
Ход урока
I. Орфографический тренинг (на доске).
Родной язык, люблю татарский язык, русский язык, любить родную речь, язык живёт и развивается, малочисленный народ.
II. Ребята, на какую тему подобраны орфограммы? (Язык.) Вы сказали правильно, мы будем говорить сегодня на уроке ... (О языках.)
Эпиграфом урока я решила взять слова из текста, над которым мы с вами будем работать (тексты на партах в печатном виде и на экране).
Эпиграф: Каждый язык – это целый мир.
Несколько слов об авторе К.Кулиеве.
Балкарский поэт Кайсын Кулиев родился в семье скотовода и охотника. Талантливый ребенок с детства проявлял артистические и поэтические способности. В 18 лет приезжает в Москву, поступает в театральное училище. Будучи студентом, переводит на балкарский язык стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Затем он учится в Литературном институте. Является участником Великой Отечественной войны.
Чтение текста и работа над ним.
(1) Каждый язык – это целый мир. (2) Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. (3) Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. (4) Язык каждого, пусть даже самого малочисленного народа, – это целый мир, полный прелести и волшебства.
(5) Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. (6) На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. (7) Каждый из них имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.
(8) Я люблю русский язык, но так же люблю и свой родной балкарский, на котором я впервые сказал «мама», «хлеб», «дерево», «снег», «дождь», «звезды». (9) Я хочу, чтобы мой язык – первое сокровище моего народа – жил и развивался. (10) Уважение и любовь к русскому языку, на котором я говорю много лет и которым восхищаюсь, продолжая изучать его, совсем не мешает мне любить родную речь – язык моей матери. (К.Кулиев.)
- К какому типу относится текст? (Текст-рассуждение.)
- Определите части текста. (Начало – 1,2 предложения, средняя часть – 3-9 предложения, концовка – 10 предложение.)
- Сформулируйте и зачитайте основную мысль каждой части.
(Начало: «Я зык – душа народа, его радость, боль, память, сокровище.» Средняя часть: «Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.» Концовка: «Уважение и любовь к русскому языку совсем не мешает любить родную речь – язык матери.»)
- Дайте заглавие тексту. (Уважение и любовь к русскому языку.)
- Сколько абзацев в тексте? (Три.)
- Как соединены абзацы между собой? (Лексическим повтором и местоимениями, цепной связью.)
- Покажите, как соединены между собой предложения в абзацах?
1 Абзац:
2 Абзац:
3 Абзац:
Вывод. Соединение в абзацах осуществляется с помощью лексического повтора и местоимений, то есть цепной связью.
- В предложениях 2, 9 найдите контекстуальный синоним. (Язык – сокровище.)
- Найдите сравнения в 7 предложении. (Язык, как голос матери, как хлеб родной земли.)
- О чем заставил задуматься этот текст? (О значении русского языка.)
- Какое значение имеет русский язык для вас? (Дети читают свои ответы на вопрос, которые они писали дома.)
- На сегодняшний урок группа учащихся подготовила сочинение – репортаж «Мы любим русский язык», сейчас мы послушаем их.
Репортаж с Международного дня родных языков.
21 февраля – Международный день родных языков. По этому случаю в школе в актовом зале было организовано общешкольное мероприятие, куда собрались учащиеся 5-11 классов. Нужно отметить, что выступающие подготовились с большим желанием. Листая страницы устного журнала «С русским языком можно творить чудеса», ребята послушали и интервью лингвистов, и стихи русских поэтов о природе. Мероприятие, мы считаем, было очень полезным. Я попрошу одного из самых юных участников из нашего класса поделиться своими впечатлениями от этого дня. (Обращается к участнику мероприятия.)
- Нияз, понравилось тебе собственное выступление?
- Да. Сначала я боялся, справлюсь ли с заданием. Ведь в зале сидела почти вся школа. Но любовь к русскому языку победила страх.
- А какие у тебя успехи по русскому языку?
- Я успеваю на 4, но очень люблю, когда ставят 5. Люблю читать стихи.
- А может, ты нам расскажешь одно стихотворение?
- Да, с удовольствием прочитаю стихотворение Ахмата Ерикеева:
Мне, нерусскому, близок и дорог
Замечательный русский язык,
Я постиг его строй в разговорах
И к нему, как к родному, привык.Как же может быть речь не родною,
Если с ней я богаче стократ!-
Пушкин, Герцен, Некрасов со мною
На родном языке говорят.
- Ребята, у других не возникло желание рассказать стихотворения о родном и русском языках?
(Учащиеся читают стихи.)
Габдулла Тукай «Родной язык».
Родной язык – святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоём богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать.
И сказки бабушки потом я научился понимать.Родной язык, родной язык, с тобою смело шёл я вдаль,
Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоём я в первый раз молил творца:
«О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца».
Шайхи Маннур, татарский поэт.
Знай язык и русский, и татарский,
Выучи, мой друг!
С ними откроешь ты познанье,
Каждый близок и высок.Языки сближают нас,
В мир ведут большой.
Изучи язык ты русский,
Не забудь родной.
Т.Зумакулова, балкарская поэтесса. «Два языка».
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной …
Но, как родной,
Люблю язык я русский…
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Евгений Буков, русский поэт.
Коль язык ты знаешь русский,
Всяк поймет тебя при встрече,
Хоть объезди всю страну.
Всем понятной русской речью
Будут говорить с тобой
И грузин, и украинец,
И узбек, и белорус.
Габдулла Тукай, татарский поэт.
С русским мы в веках породнились,
Словарем, языком обменялись.
Одни песни у нас родились,
И события одни воспевались.
- Я вижу, что вы действительно с большим желанием изучаете этот язык. А какая страница устного журнала вам понравилась больше. Поделись, пожалуйста, своими впечатлениями, Эндже? (Обращается к другой ученице в классе.)
- Мне понравилась последняя страница, где открывали молодые таланты. На этой странице выступала моя подружка из 9 класса Нуриева Гульназ. Я знала, что она пишет стихи на татарском языке, а в тот день я открыла для себя новость: она прекрасно пишет и на русском языке. Я горжусь, что соседка Гульназ – близкая моя подруга.
- Хорошо, ребята. Я поняла, что мероприятие прошло с пользой и запомнится вам надолго. Наша работа над текстом на сегодняшнем уроке была как бы продолжением того мероприятия. Желаю удач и старания всем моим одноклассникам.
Учитель: Послушаем сообщение по газете (проверка индивидуального задания: ученик(ца) делают сообщение по газете): Я хочу сделать короткое сообщение по газете «Русское слово». Ее выпустили члены кружка «Занимательная грамматика». Меня заинтересовал особенно раздел дополнительных сведений. По этой статье я узнала, что русский язык является одним из шести основных языков Организации Объединенных Наций. Шесть языков: английский , французский, испанский, японский, китайский и русский. На русском языке, оказывается, говорят многие – четверть миллиарда людей.
В статье «Все о языках» говорится о путях развития и роста русского языка, о его значении. Далее: стихи о русском языке, пословицы, поговорки, загадки. А также занимательный материал на размышление.
Хочу сообщение закончить словами К.Паустовского: «Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни».
III. Оценивание ответов учащихся на каждом этапе урока и в целом на уроке (с комментарием).
IV. Домашнее задание.
I уровень: составить план к тексту в форме вопросов.
II уровень: составить простой план к тексту.
III уровень: написать сочинение-миниатюру «Что мне даст в будущем знание русского языка».