Цели урока:
Обучающие:
– проверка знаний теоретического материала по теме;
– сформированности умения видеть и осознавать структуру сложноподчиненных предложений и находить придаточные предложения по вопросам и средствам связи;
– умения расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях;
– умения использовать указанные конструкции в связной речи;
Развивающие:
– развитие абстрактного мышления через умение составлять схемы предложений и через умение конструировать предложения по данным схемам.
Воспитательные:
– формирование личных качеств человека: самостоятельности, уверенности в себе, активности, повышение личной ответственности каждого ученика за результаты учебы.
Организационный этап.
Учитель объявляет тему урока и сообщает, что намечается три этапа работы.
1-й этап. Здесь проверяются знания теоретического материала и проводится фронтальный опрос.
Класс отвечает на вопросы, которые были даны учителем заранее.
– На какие группы делятся сложные предложения?
– Какие предложения называются сложноподчиненными?
– Каково строение сложноподчиненного предложения?
– Какие группы сложноподчиненных предложений вы знаете?
– Какое место в сложноподчиненных предложениях занимают придаточные предложения по отношению к главному?
– С помощью чего присоединяются придаточные предложения к главному?
– Что такое союзные слова?
– Какие приемы позволяют отличить союзы от союзных слов?
У доски в это время 2 ученика в предложениях, записанных на доске, вставляют недостающие знаки.
К доске в это время вызываются три ученика. Двое вставляют недостающие знаки в записанных на доске предложениях.
I
- Кто говорит, что на войне не страшно тот ничего не знает о войне.
- Голову склонили генералы перед Неизвестным и Простым рядовым солдатом что когда-то рухнул на бегу у высоты.
- Когда над городом загораются звезды мы приходим на площадь Победы и долго стоим у негасимого огня.
- Алеша жадно всматривался в знакомые берега реки отыскивал любимые уголки где он не раз сиживал с удочками.
II
- Я вырос там где мой отец и дед бродили робко у чужих поместий.
- Это мгновение когда Валя смотрела на паренька решило дело в его пользу.
- Если бы язык не был поэтичен не было бы искусства слова поэзии.
- Тонкие сосульки, свисавшие с крыш оттаивали на солнце когда сильно припекало.
Третьему ученику дается задание составить связный рассказ в научном стиле речи о сложноподчиненных предложениях по схемам, которые висят на стенде возле доски.
Затем к доске вызывается ученик, который должен проверить не только правильность постановки знаков препинания в предложениях, но и дать теоретическое обоснование их постановки. Затем производит синтаксический разбор последнего предложения.
2-й этап. На этом этапе проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.
На доске – примеры.
Задание:
– выписать на листочках номера тех предложений, в которых знаки расставлены:
I вариант – правильно;
II вариант – неправильно.
– графически объяснить постановку знаков препинания (схемы).
- Знание литературы и любовь к ней есть тот минимум, который определяет культуру человека.
- В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами.
- Надо поймать тот час когда косые лучи солнца, пронизывая лес скроются за холмом.
- В первую минуту он почувствовал себя усталым и разбитым, что ему хотелось зарыться головой в шинель, и снова заснуть забыв о Метелице…
- Осторожно чтобы не разбудить спящих он входит на крыльцо, и бережно кладет букет на ступеньку.
- Мальчик даром что мал, был очень ловок и хитер.
- Даром что парню 19-й год, а в работе любого казака за пояс заткнет.
- От глаз пользы мало, если ум слеп.
После выполнения этого задания учащиеся получают следующее:
– списать данный в карточке текст, расставив
недостающие знаки препинания.
– графически объяснить постановку знаков
препинания.
– указать формальные средства связи.
– расставить запятые.
– озаглавить текст.
Текст для учащихся I варианта
Если бы природа могла чу..ствовать благодарность к человеку то она выпала бы на долю Михаила Пришвина.
Жизнь Пришвина пример того как человек отр..шился от всего наносного и начал жить только по велению сер..ца.
Если внимательно прочесть все написа(н,нн)ое Пришвиным то останется убеждение что он пр..восходно видел и знал.
Текст для учащихся II варианта.
Много практических задач по матиматик.. и физик.. решил греческий ученый Архимед имя которого упоминается в каждом учебник.. физик..
Среди задач реше(н,нн) Архимедом была задача о том как найти отношение об..ема шара вписа(н,нн)ого в ц..линдр.
Архимед вычислил об..ем шара и велел что(бы) после его смерти на могильном камне вырезали чертеж этой задач..
Текст для учащихся III варианта.
В далекие времена люди верили что любой мета(л,лл) можно пр..вратить в золото.
Для этого его только нужно сплавить с особым веществом которое называется философским камнем. Никто (не)знал как он выгл..дит и из чего состоит но философскому камню пр..писывали фантастические свойства.
Учащиеся, сдавшие работы, получают индивидуальные карточки, в которых должны построить предложения по данным схемам.(Например, постройте предложение, соответствующее схеме [ ], (когда ).
3-й этап. На этом этапе проверяется умение учащихся пользоваться данными конструкциями, синтаксическими синонимами в собственной речи.
Трое учащихся получают индивидуальные задания на карточках.
Задание I
Напишите небольшой рассказ на тему “Весенняя гроза”, используя простые предложения различных видов. Преобразуйте их затем в сложноподчиненные. Сравните оба рассказа и определите, какие семантико-стилистические оттенки придает высказыванию употребление сложноподчиненных предложений в отличие от простых.
Задание II
В статье пушкиниста С.М.Бонди произведите замену предложений с деепричастным оборотом на сложноподчиненные предложения. Укажите устно стилистическое различие между ними.
Попав на юг, Пушкин в первый раз увидел море, и оно произвело на поэта громадное впечатление.
В ту пору мне казались нужны
Пустыни, волн края жемчужны,
И моря шум, и груды скал,-
писал он позже, вспоминая это время. В стихотворении “К морю” Пушкин говорит о море как о живом существе, воплощении “романтического героя”, сливая его образ с образом поэта Байрона: “могуч”, “глубок”, мрачен”, “ничем не укротим”.
Прощаясь с морем в заключительных стихах, поэт обещает, живя на севере, сохранить в своей памяти всю романтически прекрасную картину моря.
Задание III
В очерке А.Стрижева произведите замену предложений с причастным оборотом на сложноподчиненные предложения. Укажите устно семантико-стилистическое различие между вариантами.
В Подмосковье есть немало заветных городищ и урочищ, славных своим историческим прошлым. Одно из них – древний Радонеж, затерянный к северу от столицы… Насыпанные земляные валы, заслонявшие “древян-град”, и поныне глядятся внушительно. Летом обвевался градец смолистым воздухом. Зимой здесь сквозь алмазы и хрусталь сугробов все светилось покоем, а густой бас меди и сдержанный говорок посадников перемежались похрустыванием деревьев, окоченевших на морозе.
В это время всему классу предлагается работа по редактированию сложноподчиненных предложений. Задание выполняется по вариантам.
1-й вариант | 2-й вариант |
1. Записать предложения, внеся в него
поправку. Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись. |
Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка. |
2. Переделайте предложения, превратив:
придаточные предложения причины – в
придаточные следствия. За пять часов времени мы не проехали и двадцати верст, потому что дорога была скверная. |
3. Придаточные следствия – в
придаточные причины. Он сейчас же уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание. |
После выполнения классом заданий по вариантам ученик, который выполнял 1-е задание, анализирует его вслух и делает вывод, что одна и та же мысль может быть выражена при помощи простых предложений и сложных. Однако в зависимости от того, суммой каких предложений выражена мысль, совершенно изменяется стилистический характер высказывания. Сложные предложения дают богатые и разнообразные возможности для выражения смысловых отношений и синтаксических связей между частями высказывания.
Второй учащийся анализирует свое задание вслух и делает вывод, что синонимичны деепричастный оборот и придаточные обстоятельственные. По сравнению с соответствующим ему придаточным предложением деепричастный оборот ярче подчеркивает динамику действия. Придаточные же предложения сильнее оттеняют обстоятельства, при которых совершается действие, придают высказыванию более медленные, плавные интонации.
Третий учащийся анализирует свое задание вслух и делает вывод, что очень близкие синонимические пары составляют придаточное предложение определительное и причастный оборот. Стилистическое различие их заключается в большей книжности и краткости причастного оборота и в меньшей его четкости и значимости по сравнению с придаточным определительным.
Подведение итогов урока
При проведении зачетных уроков учитель может привлечь консультантов-помощников для проверки отдельных видов заданий.
Используемая литература:
- Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. М.:Просвещение, 1989.
- Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку. М.: Просвещение, 1983.
- Журнал “РЯШ”. № 4 2001.
- Пустовалов П.С. Пособие по развитию речи. М.: Просвещение, 1976.