Цель – закрепление знаний, полученных в начальной школе, о дополнении как второстепенном члене.
Задачи:
обучающая – сформировать понятие о дополнении как второстепенном члене; определить способы выражения дополнения; закрепить навык разбора предложения.
развивающая – тренировать память, внимание обучающихся; развивать умение проводить аналогии, сравнения.
воспитательная – прививать любовь к родному языку, к русской литературе; воспитывать стремление изучать родной язык.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку (1 минута). Презентация
Слайд 1 учителем не оговаривается, но его изображение выводится на экран.
Слайд 2-3. Учитель знакомит учащихся с этапами урока, говорит о тех знаниях и умениях, которые понадобятся на данном уроке.
- Сегодня нам предстоит трудная, но интересная работа по изучению нового материала. Весь урок нам будут помогать сказки А.С.Пушкина.
2. Актуализация знаний (15 минут).
На данном этапе проводится индивидуальная работа по карточкам со слабыми учащимися, индивидуальная работа на доске и фронтальный опрос.
Задания для работающих у доски (трое учащихся – каждому по предложению):
Вставь пропущенные буквы, графически объясни орфограмму. Подчеркни грамматическую основу, обозначив часть речи, которою выражены главные члены. Охарактеризуй предложение (задание общее для всех).
- Там в обл.ках перед народ.м Колдун н.сет б.гатыря.
- (Не) печалься, ступай с.бе с богом!
- Теперь тв.я душенька д.вольна?
Фронтальная работа:
- Для того, чтобы вспомнить изученное ранее, запишем несколько предложений и охарактеризуем их (предложения выводятся на интерактивную доску (слайд 4); учащиеся записывают предложения, называют грамматическую основу, называют, какой частью речи выражены главные члены, дают характеристику предложений):
Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы (повествовательное, невосклицательное, распространенные)
Отпусти ты, старче, меня в море! (Побудительное, восклицательное, распространенное)
Не видал ли где на свете ты царевны молодой? (Невопросительное, невосклицательное, распространенное)
- Сейчас я вам прочитаю сказку, ваша задача - перевести её на научный язык. У вас это точно получится!
Сказка о Подлежащем и Сказуемом
(по В.Бурмако)
В стране Предложение жили Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они жить не могли друг без друга. Правда, занятия у них были разные. Король Подлежащее отвечал на вопросы: кто? что?, а Королева Сказуемое была болтушкой и отвечала сразу на 4 вопроса: что делает? каков? (какой?) кто таков? Что такое? И одевались они по-разному. Король Подлежащее любил костюмы из существительного и местоимения в именительном падеже, а Королева Сказуемое чаще бывала в платье из глагола, иногда в мантии из имени существительного в именительном падеже и прилагательного.
- Вы догадались, о чем идет речь? (Учащиеся дают определение подлежащему и сказуемому)
- Назовите главные члены предложений из упражнения, которое было задано на дом. (Проверяется домашнее задание)
- В каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире? (Учащиеся проговаривают правило, приводят примеры)
- Вспомните, с какими второстепенными членами вы знакомились в начальной школе? (Дети называют дополнение, обстоятельство, определение)
- В 5 классе нам предстоит кропотливая работа по их изучению. А вот какой второстепенный член мы начнем изучать сегодня нам поможет узнать ребус (на интерактивной доске выводится ребус (слайд 5), в котором зашифровано слово ДОПОЛНЕНИЕ; учащиеся пытаются разгадать его. В это время учитель с помощью одного ученика собирает тетради с домашним заданием и раздает проверенные тетради).
- Итак, тема нашего урока – “Дополнение”. В полученных тетрадях запишите число, “Классная работа” и тему урока “Дополнение” (тему учитель записывает на доске одновременно с учениками).
3. Словарная работа.
- Слово “дополнение” запишите в словарики, поставьте ударение, подчеркните гласные, находящиеся в слабой позиции, назовите известные вам орфограммы, которые встретились в этом слове.
Запись в словаре: дополнЕние
4. Изучение нового материала.
(Учитель записывает на доске, ученики в тетрадях. По мере разбора составляется схематическая запись)
Мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка Золотого петушка.
- Найдите грамматическую основу. Какой частью речи выражены главные члены?
- Задайте вопросы от главных членов. Найдите дополнения.
- На какие вопросы отвечает дополнение? Что обозначает? Как подчеркивается? (Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей)
- Какие падежи называются косвенными? Назовите их (если учащиеся ошибаются в назывании падежа и вопросов, то стоит обратиться к учебнику, с. 68)
- Какой частью речи выражено дополнение? (Существительное)
- Какая часть речи может употребляться вместо существительного? (Местоимение)
5. Физкультминутка (проводит подготовленный учащийся).
6. Тренировочные упражнения.
- Вспомним, что мы узнали о дополнении и сверим наши знания с определением, данным в учебнике (читаю определение дополнения в учебнике на с. 68).
Творческий диктант. Запишите предложения, назовите, из каких произведений А.С.Пушкина они взяты. Какие дополнения использовал в своих сказках поэт? (Слайд 6)
Царь с царицею простился… (Сказка о мертвой царевне…)
Старик ловил неводом рыбу… (Сказка о рыбаке и рыбке)
Старуха пряла свою пряжу… (Сказка о рыбаке и рыбке)
Все бегут за колесницей, за Дадоном и царицей. (Сказка о Золотом петушке)
- Поработает устно. Припомните, какие дополнения использовал А.С.Пушкин (учитель читает, дети договаривают)
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного…(царя)
(Поэма “Руслан и Людмила”)
Там ступа с … (бабою-Ягой)
Идет-бредет сама собой
(Поэма “Руслан и Людмила”)
Воротился старик ко …. (старухе)
Рассказал ей великое … (чудо)
(Сказка о рыбаке и рыбке)
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с …. (ним)
(Сказка
о мертвой царевне)
7. Обобщение (слайд 7).
- Подведем итоги сегодняшнего урока.
1. Что изучали на уроке?
2. Что узнали об этом члене предложения?
3. Приведите примеры дополнений из произведений А.С.Пушкина.
8. Домашнее задание.
§36, № 177 (слайд 8).
9. Выставление отметок.