Род имен существительных. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока: урок введения новых знаний.

Цели: научить определять род имён существительных.

Задачи:

  • познакомить  с приемами распознавания рода имен существительных;
  • развивать и обогащать речь учащихся
  • развивать интеллектуальные и коммуникативные    навыки

Оборудование: в проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации (Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Приветствие. Настрой на работу. (Слайд № 1 по щелчку)

II. Актуализация знаний

1) Орфографическая минутка

На доске записаны три  слова  с пропущенными буквами: С.. мейный,  го..,    уд..вительный. Прочитайте слова.

Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.

Объясните свой выбор. Учащиеся придумывают задания:(а) Вставьте пропущенные буквы. б) Какое слово лишнее? (Год - имя существительное, остальные слова - имена прилагательные)

Вы знакомы с именем существительным?

Предлагаю  поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме "Имя  существительное"

2) Игра "Да - нет"

  • Имя  существительное - это часть речи? (Да!)
  • Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Да!)
  • Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
  • Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
  • Имена  существительные  обозначают   предмет? (Да!)

Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре.  (Имена  существительные  могут  быть одушевлёнными или  неодушевлёнными?)

III. Подводящий диалог к формулированию новой темы

Прочитайте. Что это за слова? (слова напечатаны на разрезных карточках)

мама, девочка дом,  папа, книга мальчик, яблоко(имена существительные)

На какие две группы  их  можно разделить?

Работа в парах

На листе, разделённом на 2 колонки,  учащиеся записывают: в первую колонку - мама, девочка,   папа, мальчик, в другую - дом, книга, яблоко.
Объясните свой выбор.

В первый столбик -  одушевленные  имена существительные, они отвечают на вопрос кто?

Во второй столбик  -  неодушевленные имена существительные

IV. Совместное "открытие" нового знания

В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.

Желаете ли вы знать об имени   существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны.

Проблема: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

Работа в группах

1. Мама, девочка.

2. Папа, мальчик.

3. Яблоко, книга, дом.

  • По какому признаку соединили маму и девочку,   папу и мальчика? (Можно про них сказать - она, моя. он, мой. Остальные - в третью группу.)
  • Какие будут ваши предложения  относительно других слов? Книга? Дом? (Она моя, значит запишем тоже в первую группу, а дом - он, мой - во 2 группу)
  • В какую группу запишем слово - яблоко? Про него можно сказать она, он? (Оно моё, в 3 группу)
  • Ребята, а может кто-то знает,  или догадывается,  как называется такое деление слов?

Мы распределили слова по родам. в первом столбике находятся имена существительные Ж.р, во 2 - М.Р., в 3 - Ср.р.

Оказывается, у  имён существительных можно определить род. Для того, чтобы говорить,   писать грамотно и красиво, мы должны знать   род имён  существительных.

Тема нашего урока: "Род имён существительных" (Слайд № 2 по щелчку)

  • Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)
  • Какова наша учебная задача на этом уроке? (Научиться определять род имён существительных)

V. Оздоровительная минутка

Зрительная гимнастика.

Учащиеся следят за траекторией движения мяча. (Слайд № 3 по щелчку)

Определите род предмета, который двигался по экрану. (Мяч, он мой - м.р)

VI. Первичное закрепление

Мотивация:

Давайте обратимся к правилу в  учебнике, с.19 и проверим правильность ваших предложений.

Работа с правилом учебника. (Правило читают вслух три человека: первый ученик - имёна существительные, к которым можно поставить слова он, мой - мужского рода, второй ученик - имёна существительные, к которым можно поставить слова она, моя - женского рода, третий - имёна существительные, к которым можно поставить слова оно, моё - среднего рода)

VII. Повторение и систематизация изученного материала

1. Мотивация: 

Сейчас попробуем полученные  знания применить на практике

Картинный диктант.

К какому роду относятся?

Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква, перо, сердце.

Слова гриб, хоккеист, море - всем классом,(слайды № 4, 5, 6 по щелчку) остальные - самостоятельно (слайды № 7-13 по щелчку). За верно выполненное задание - дарю вам подарок (анимация сердце, слайд № 13 по щелчку).

2. Дифференцированная работа

Несколько учеников - получают индивидуальные задания:

Придумывают по 2-3 слова в каждую колонку на тему: "Полезные продукты питания"

3. Самостоятельная работа

Проверка самостоятельной работы. (таблица-слайд № 14 по щелчку)

4. Игра "Собери пословицу"

Пословицы напечатаны на разрезных карточках:

Ученье свет,
Мир строит,
а не ученье - тьма.
а война разрушает.

(Ученье свет,  а не ученье - тьма. Мир строит,  война разрушает)

 Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите у них падеж.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное)

Сделай свой выбор: № 404 стр. 19 -  распределить слова по родам или № 407 стр.  20  задание, оно сложнее, придётся  применить свои творческие умения.

IX. Итог урока. Рефлексия

  • Что нового узнали об имени существительном?
  • Какого рода они бывают? Как определить род?
  • Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно? Как работалось в команде?