Тип урока: урок введения новых знаний.
Цели: научить определять род имён существительных.
Задачи:
- познакомить с приемами распознавания рода имен существительных;
- развивать и обогащать речь учащихся
- развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки
Оборудование: в проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации (Приложение 1)
ХОД УРОКА
I. Организация класса
Приветствие. Настрой на работу. (Слайд № 1 по щелчку)
II. Актуализация знаний
1) Орфографическая минутка
На доске записаны три слова с пропущенными буквами: С.. мейный, го.., уд..вительный. Прочитайте слова.
Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.
Объясните свой выбор. Учащиеся придумывают задания:(а) Вставьте пропущенные буквы. б) Какое слово лишнее? (Год - имя существительное, остальные слова - имена прилагательные)
Вы знакомы с именем существительным?
Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме "Имя существительное"
2) Игра "Да - нет"
- Имя существительное - это часть речи? (Да!)
- Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Да!)
- Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
- Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
- Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре. (Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?)
III. Подводящий диалог к формулированию новой темы
Прочитайте. Что это за слова? (слова напечатаны на разрезных карточках)
мама, девочка дом, папа, книга мальчик, яблоко(имена существительные)
На какие две группы их можно разделить?
Работа в парах
На листе, разделённом на 2 колонки, учащиеся
записывают: в первую колонку - мама, девочка,
папа, мальчик, в другую - дом, книга, яблоко.
Объясните свой выбор.
В первый столбик - одушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос кто?
Во второй столбик - неодушевленные имена существительные
IV. Совместное "открытие" нового знания
В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.
Желаете ли вы знать об имени существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны.
Проблема: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?
Работа в группах
1. Мама, девочка.
2. Папа, мальчик.
3. Яблоко, книга, дом.
- По какому признаку соединили маму и девочку, папу и мальчика? (Можно про них сказать - она, моя. он, мой. Остальные - в третью группу.)
- Какие будут ваши предложения относительно других слов? Книга? Дом? (Она моя, значит запишем тоже в первую группу, а дом - он, мой - во 2 группу)
- В какую группу запишем слово - яблоко? Про него можно сказать она, он? (Оно моё, в 3 группу)
- Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?
Мы распределили слова по родам. в первом столбике находятся имена существительные Ж.р, во 2 - М.Р., в 3 - Ср.р.
Оказывается, у имён существительных можно определить род. Для того, чтобы говорить, писать грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных.
Тема нашего урока: "Род имён существительных" (Слайд № 2 по щелчку)
- Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)
- Какова наша учебная задача на этом уроке? (Научиться определять род имён существительных)
V. Оздоровительная минутка
Зрительная гимнастика.
Учащиеся следят за траекторией движения мяча. (Слайд № 3 по щелчку)
Определите род предмета, который двигался по экрану. (Мяч, он мой - м.р)
VI. Первичное закрепление
Мотивация:
Давайте обратимся к правилу в учебнике, с.19 и проверим правильность ваших предложений.
Работа с правилом учебника. (Правило читают вслух три человека: первый ученик - имёна существительные, к которым можно поставить слова он, мой - мужского рода, второй ученик - имёна существительные, к которым можно поставить слова она, моя - женского рода, третий - имёна существительные, к которым можно поставить слова оно, моё - среднего рода)
VII. Повторение и систематизация изученного материала
1. Мотивация:
Сейчас попробуем полученные знания применить на практике
Картинный диктант.
К какому роду относятся?
Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква, перо, сердце.
Слова гриб, хоккеист, море - всем классом,(слайды № 4, 5, 6 по щелчку) остальные - самостоятельно (слайды № 7-13 по щелчку). За верно выполненное задание - дарю вам подарок (анимация сердце, слайд № 13 по щелчку).
2. Дифференцированная работа
Несколько учеников - получают индивидуальные задания:
Придумывают по 2-3 слова в каждую колонку на тему: "Полезные продукты питания"
3. Самостоятельная работа
Проверка самостоятельной работы. (таблица-слайд № 14 по щелчку)
4. Игра "Собери пословицу"
Пословицы напечатаны на разрезных карточках:
Ученье свет,
Мир строит,
а не ученье - тьма.
а война разрушает.
(Ученье свет, а не ученье - тьма. Мир строит, война разрушает)
Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите у них падеж.
VIII. Домашнее задание (дифференцированное)
Сделай свой выбор: № 404 стр. 19 - распределить слова по родам или № 407 стр. 20 задание, оно сложнее, придётся применить свои творческие умения.
IX. Итог урока. Рефлексия
- Что нового узнали об имени существительном?
- Какого рода они бывают? Как определить род?
- Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно? Как работалось в команде?