Тип урока: нестандартный урок в форме заседания клуба знатоков
Цели урока:
- Образовательные: проверить в занимательной форме уровень сформированности у учащихся языковой и лингвистической компетенций по теме «Предлог»
- Развивающие: совершенствовать коммуникативные навыки учащихся
- Воспитательные: продолжить формирование у школьников мотивации к изучению русского языка.
Правила игры: весь класс разделён на 4 команды по 7-8 человек с капитаном во главе. Содержание игры: разминка команд, включающая три тура, конкурс знатоков и два тайм-аута. Назначаются хранитель времени, счётчик, жюри. Итоги подводятся после каждого тура, раунда (по усмотрению жюри). В роли ведущего выступает учитель.
Оборудование: аудио-центр или мультимедийный компьютер для воспроизведения мелодии вальса Г.Свиридова.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Целеполагание
Учитель знакомит ребят с темой и целями урока и просит учащихся поставить собственные цели на данный урок.
III. Разминка для команд, состоящая из трёх туров.
1 тур.
В течение 2 минут написать наибольшее количество пословиц и поговорок, употребив различные предлоги. Например: Умный при неудаче винит себя, а глупый – винит товарища. За каждое правильно выполненное задание по 1 баллу.
2 тур.
В течение одной минуты написать наибольшее количество предлогов, образованных от наречий. (Вокруг, возле, около, вблизи, мимо, после, впереди, позади, вдоль, поперек, напротив, наперекор, внутри, свыше и т.д.). За каждое правильно выполненное задание по 1 баллу.
3 тур.
Игра «Корректор». (Так называют работника редакции, который исправляет ошибки в текстах, предназначенных для печати). Сегодня вам предстоит исправить ошибки на употребление предлогов в сочинении учащегося. Дается три минуты на правку текста. За каждую исправленную ошибку вы получаете по 1 баллу.
«Летом мы с друзьями собрались в трехдневный
поход. Что с собой взять? Об этом продумал
серьёзно каждый из нас.
И вот через несколько утомительных часов дороги
мы на месте стоянки. Всем было весело, интересно.
Но благодаря начавшемуся дождю нам пришлось
уйти домой на день раньше. Несмотря на это, мы вернулись
с похода оживлённые, полные новых впечатлений.
По возвращению обсудили наши удачи и
промахи».
IV. Тайм-аут. Грамматическая пауза
Жюри в это время подводит итоги трёх туров.
– Позвольте познакомить вас с одной из лучших творческих работ, которые вы писали ранее. Читается грамматическая сказка «В стране предлогов». (Приложение 1)
V. Конкурс знатоков
– Продолжаем нашу игру.
Вопросы для знатоков, которые поочередно задаются каждой команде, которой за правильный ответ начисляется по 1 баллу. Если команда не отвечает, вопрос предлагается другим командам. В таком случае 1 балл идёт в зачёт команде, давшей правильный ответ.
1. Какие предлоги – производные или непроизводные – появились, на ваш взгляд, в русском языке раньше? Почему? Обоснуйте свой ответ. (Более древние по происхождению непроизводные предлоги, т.к. связь со словами, от которых они образованы, потеряна. У производных предлогов ясно обнаруживается их происхождение).
2. Почему производные предлоги используются обычно с одним каким-либо падежом, а многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами? (Производные предлоги сохраняют оттенки лексического значения самостоятельного слова, от которого они образовались, а потому часто сохраняют и соответствующий вид связи).
3. В русском языке около 200 предлогов, по частоте употребления они занимают четвёртое место после существительного, глагола, местоимения. Эти предлоги распределяются между пятью падежами, т.к. И.п. всегда употребляется без предлогов. Это распределение неравномерно. Итак, вопрос. Как вы думаете, с каким падежом больше всего употребляется предлогов и почему, если учесть, что предлоги пополняются за счёт существительных? (С Р.п., т.к. предлоги пополняются за счёт существительных, а существительные, сочетаясь с существительным, обычно имеет форму Р.п.: во время урока. По подсчётам учёных, с Р.п. употребляется около115 предлогов из 200. Большая часть из них происходит от существительных. С Т.п. употребляется 24 предлога, с В.п. – 20, с Д.п. – 19, с П.п. – 7.)
4. Правильно ли говорят и пишут: о ёлке, о яблоне, о юбилее и т.д. Обоснуйте свой ответ. (Правильно, т.к. эти слова начинаются согласным звуком [Й']. Если существительное начинается с гласного звука, то будет употребляться предлог «ОБ»).
VI. Тайм-аут. Музыкально-грамматическая пауза
Предлоги приглашают вас на свой карнавал. Инсценировка «Внимание, предлоги!» (Приложение 2)
VII.
– Продолжаем наш конкурс знатоков.
5. Назовите предлог, в котором три «О» (синоним к слову «рядом»). (Около)
6. Назовите предлог, синоним к слову «для», употребляющийся с Р.п. (Ради)
7. Какой из 6 падежей никогда не употребляется с предлогами, а какой, наоборот, никогда не бывает без предлогов? (И.п. – беспредложный, а П.п. употребляется только с предлогами.)
8. С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? (С глаголом. Слева от предлога могут быть все знаменательные части речи, например: двое из группы, а справа – формально склоняемые слова)
9. «Четвёртый лишний». В группе слов найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор.
Впоследствии,
наперекор,
включая,
напротив.
(Включая. Все данные производные предлоги образованы от наречий, а «включая» – от деепричастия.)
10. «Четвёртый лишний». В группе слов найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор.
Вдоль,
через,
около,
вблизи.
(Через. Все слова, кроме «через», являются производными предлогами, образованными от наречий, а «через» – непроизводный предлог.)
11. «Четвёртый лишний». В группе слов найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор.
Из(под) скамьи
Из(под) варенья
Из(под) лобья
Из(под) стола
(Исподлобья. Это наречие, которое пишется слитно, все остальные – существительные с сложным предлогом, который пишется через дефис.)
12. Почему перед одними собственными названиями мы пишем предлог «О», а перед другими – «ОБ», например, о Москве, но об Астрахани? Объясните.
13. Найти ответ к шараде. (Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет отдельное слово, например: Сев-а-с-тополь (начало найдёте в поле, второе с третьим – учите в школе, одно из них союз, другое же – предлог, последнее – название дерева; всё же слово – имя города-героя).
Ты найдёшь меня на дне
В синем море. И во мне
От начала до конца
Два предлога и три «ца».
(У-с-три-ца)
14. Из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного? (К-о-за)
15. Из каких четырёх предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? (На-с-о-с)
16. Отгадайте шараду:
Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта,
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета.
(Я-блок-о)
VIII. Подведение итогов конкурса
Награждение победителей и участников хорошими и отличными отметками. Рефлексия.