Урок по теме "По дорогам Фразеологиия". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  1. Выявить умение и способность обучающихся работать самостоятельно по теме;
  2. Углубить познания о сферах употребления фразеологизмов;
  3. Формировать речевые умения, обогатить речь детей;
  4. Развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию;
  5. Развивать творческие способности обучающихся;
  6. Воспитывать любовь к русскому языку

Оборудование:

1) В.П.Жуков,А.В.Жуков. “Школьный фразеологический словарь русского языка” (на парте у каждого ученика).
2) Макет страны Фразеологии: море, гавань, долина, высокая гора, на вершине которой красивые ворота с семью замками: за воротами возвышаются башни царства Фразеологии. В гавани, на подъёме к вершине горы рюкзаки с заданиями (задания необходимо выполнить, чтобы войти в царство Фразеологии). Замки на воротах “съёмные”, на оборотной стороне замков написаны вопросы обобщающего характера.
3) Карточки с заданиями (для рюкзаков).
4) Грамоты “Знатоку Фразеологии” (для каждого ученика).
5) Интерактивная доска, мультимедийная аппаратура.
6) Презентация.

Ход урока

Учитель: (Слайд 1) Сегодня мы совершим увлекательное путешествие “По дорогам Фразеологии”, где нас ждут удивительные приключения, неожиданные радостные открытия. Фразеология – это целый мир со своими законами, героями, загадками. Наше путешествие будет интересным и познавательным. И в помощники возьмём себе необычную книгу – “Школьный фразеологический словарь русского языка” В.П.Жукова

Пожелаем друг другу счастливого путешествия!

Учитель: – Что такое Фразеология? – А фразеологизмы?

(Слайд 2)

– Первая наша остановка – в гавани устного народного творчества. Это ещё не фразеология. Но всё богатство фразеологии рождалось здесь. Именно фольклор – русского и других народов – первый “родничок”, питающий фразеологию. Дело в том, что многие учёные к фразеологическим средствам языка относят и пословицы, поговорки, а также крылатые слова – это образные, меткие выражения, изречения, афоризмы исторического или литературного происхождения, ставшими широкоупотребительными.

А вот и первое задание:

1. Определите происхождение фразеологических выражений, объясните их значение, укажите источник:

(Слайд 3)

За тридевять земель – из сказки, означает “27”, то есть очень далеко;

На мякине не проведёшь – из пословицы “Старого воробья на мякине не проведёшь”, т.е. не обманешь, не перехитришь.

Ахиллесова пята – из мифа об Ахиллесе, уязвимое место, слабая сторона.

Учитель: С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые мы легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто даже не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться

2-е заданиеТак почему же мы так говорим?

(Слайд 4-8) Разберите фразеологизмы бить баклуши, реветь белугой, дело в шляпе. Можно ли их разделить?

3-е задание – Определите, какое значение имеют данные фразеологизмы

(Слайд 9)

4-е задание – Отгадайте, какие фразеологические обороты изображены на этих шутливых рисунках, и объясните их значение

(Слайд 10-22)

5-е задание – Составьте с любым фразеологизмом предложение, каким членом предложения он является. (У доски)

Не вешай нос и головы, физминутку сделай ты!

Гимнастика для глаз.

Зажмурьтесь крепко – крепко, считаю: 1,2,3,4,5 – откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением.

Зажмурьтесь крепко – крепко, считаю: 1,2,3,4,5 – откройте глаза, посмотрите друг на друга с радостью.

6-е задание

Вспомните фразеологизмы – синонимы, когда мы так употребляем:

  • Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть).
  • Об удачливом человеке (в рубашке родился).
  • Проливной дождь, ливень (льёт как из ведра).
  • О полной тишине (слышно как муха пролетит).

7-е задание – замени фразеологизмы одним словом (наречием)

  • Пальчики оближешь (вкусно).
  • Спать без задних ног (крепко).
  • Тут как тут (внезапно).
  • С открытой душой (искренне).
  • Вкривь и вкось (беспорядочно).
  • В мгновенье ока (моментально).
  • Без сучка и задоринки (легко, гладко).

Р Е К Л А М А

  1. Без сучка без задоринки, не теряя головы, набираясь уму– разуму, не падая духом, собравшись с силами, любой ценой, заруби себе на носу: нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий, волшебный русский язык! Ты носитель его! Учи и люби его!
  2. Шаг за шагом, не покладая рук, учи русский язык и заруби на носу, что царь в голове всегда нужен!
  3. Наши знания лишь капля в море, поэтому без лишних слов, упорно учи Русский язык!

Учитель: Посмотрите внимательно на ворота Фразеологии. Какой фразеологизм здесь “спрятан”? Воспользуйтесь подсказкой: замените цифры буквами алфавита и прочитаете устойчивое выражение:

(Слайд 23)

9,1// 19,6,14,30,32// 9,1, 14,12,1,14,10// (За семью замками – под надёжной охраной)

Царство Фразеологии находится за семью замками, замки с секретом – если вы ответите правильно на вопрос каждого из семи замков, то ворота откроются.

  1. Как зовут “ жителей” Фразеологии? (Устойчивые сочетания, фразеологизмы)
  2. Назовите отличительные признаки фразеологизмов. (Единое лексическое значение, синт. роль, образное значение)
  3. Что общего имеют фразеологизмы и слова? (Однозначные, многозначные ,синонимы, антонимы, являются членами предложения)
  4. Загадка
  5. Его вешают, приходя в уныние;
    Его задирают, зазнаваясь;
    Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос)

  6. Не цветы, а вянут;
    Не ладоши, а ими хлопают,
    Если чего-то не понимают;
    Не бельё, а их развешивают,
    Чрезмерно доверчивые. (Уши)
  1. Он в голове легкомысленного,
    Несерьёзного человека;
    Его советуют искать в поле,
    Когда кто-нибудь бесследно исчезает;
    На него бросают слова и деньги,
    Те, кто их не ценит. (Ветер)

Заключительное слово учителя.

– Медленно, шаг за шагом приближались мы к удивительной, загадочной стране Фразеологии, постигая её язык, её законы. Ворота распахнулись, приглашая нас войти.

Смелее ступайте на дорогу Фразеологии! Много интересного ещё можно узнать в этой стране! А наше путешествие подошло к концу, а это значит, что двери в страну Фразеологию для вас всегда открыты.

Стоит только взять в руки книгу (“Школьный фразеологический словарь русского языка” В.П.Жукова ), открыть её, и вы окажитесь в удивительной стране.

Награждение (Каждый ученик получает “Грамоту знатока Фразеологии”).

Приложение

Домашнее задание.

(Слайд 24 )

В тексте полученной вами грамоты – 16 фразеологизмов. Выпишите их, объясните их значение.

Дифференцированно (8 уч-ся) получают ещё задание :дать характеристику 2 любым фразеологизмам.

Учитель: Подведем итог нашей совместной деятельности на уроке.

Учитель: (Слайд 25) Спасибо за урок! Мы сегодня работали не покладая рук. Молодцы!

Используемая литература:

  1. Голуб И.Б., Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русский язык. Звуки, буквы, слова / Книга о языке для любознательных. – М: МИЧ при участии АО Столетие, 1998.
  2. Журнал “Найди клад” № 8. – М: Собеседник, 2008
  3. Москвин А. Школьный фразеологический словарь русского языка, – М: Центрполиграф, 2006.

Презентация