Цели урока:
- Выявить умение и способность обучающихся работать самостоятельно по теме;
- Углубить познания о сферах употребления фразеологизмов;
- Формировать речевые умения, обогатить речь детей;
- Развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию;
- Развивать творческие способности обучающихся;
- Воспитывать любовь к русскому языку
Оборудование:
1) В.П.Жуков,А.В.Жуков. “Школьный
фразеологический словарь русского языка” (на
парте у каждого ученика).
2) Макет страны Фразеологии: море, гавань, долина,
высокая гора, на вершине которой красивые ворота
с семью замками: за воротами возвышаются башни
царства Фразеологии. В гавани, на подъёме к
вершине горы рюкзаки с заданиями (задания
необходимо выполнить, чтобы войти в царство
Фразеологии). Замки на воротах “съёмные”, на
оборотной стороне замков написаны вопросы
обобщающего характера.
3) Карточки с заданиями (для рюкзаков).
4) Грамоты “Знатоку Фразеологии” (для каждого
ученика).
5) Интерактивная доска, мультимедийная
аппаратура.
6) Презентация.
Ход урока
Учитель: (Слайд 1) Сегодня мы совершим увлекательное путешествие “По дорогам Фразеологии”, где нас ждут удивительные приключения, неожиданные радостные открытия. Фразеология – это целый мир со своими законами, героями, загадками. Наше путешествие будет интересным и познавательным. И в помощники возьмём себе необычную книгу – “Школьный фразеологический словарь русского языка” В.П.Жукова
Пожелаем друг другу счастливого путешествия!
Учитель: – Что такое Фразеология? – А фразеологизмы?
(Слайд 2)
– Первая наша остановка – в гавани устного народного творчества. Это ещё не фразеология. Но всё богатство фразеологии рождалось здесь. Именно фольклор – русского и других народов – первый “родничок”, питающий фразеологию. Дело в том, что многие учёные к фразеологическим средствам языка относят и пословицы, поговорки, а также крылатые слова – это образные, меткие выражения, изречения, афоризмы исторического или литературного происхождения, ставшими широкоупотребительными.
А вот и первое задание:
1. Определите происхождение фразеологических выражений, объясните их значение, укажите источник:
(Слайд 3)
За тридевять земель – из сказки, означает “27”, то есть очень далеко;
На мякине не проведёшь – из пословицы “Старого воробья на мякине не проведёшь”, т.е. не обманешь, не перехитришь.
Ахиллесова пята – из мифа об Ахиллесе, уязвимое место, слабая сторона.
Учитель: С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые мы легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто даже не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться
2-е задание – Так почему же мы так говорим?
(Слайд 4-8) Разберите фразеологизмы бить баклуши, реветь белугой, дело в шляпе. Можно ли их разделить?
3-е задание – Определите, какое значение имеют данные фразеологизмы
(Слайд 9)
4-е задание – Отгадайте, какие фразеологические обороты изображены на этих шутливых рисунках, и объясните их значение
(Слайд 10-22)
5-е задание – Составьте с любым фразеологизмом предложение, каким членом предложения он является. (У доски)
Не вешай нос и головы, физминутку сделай ты!
Гимнастика для глаз.
Зажмурьтесь крепко – крепко, считаю: 1,2,3,4,5 – откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением.
Зажмурьтесь крепко – крепко, считаю: 1,2,3,4,5 – откройте глаза, посмотрите друг на друга с радостью.
6-е задание
Вспомните фразеологизмы – синонимы, когда мы так употребляем:
- Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть).
- Об удачливом человеке (в рубашке родился).
- Проливной дождь, ливень (льёт как из ведра).
- О полной тишине (слышно как муха пролетит).
7-е задание – замени фразеологизмы одним словом (наречием)
- Пальчики оближешь (вкусно).
- Спать без задних ног (крепко).
- Тут как тут (внезапно).
- С открытой душой (искренне).
- Вкривь и вкось (беспорядочно).
- В мгновенье ока (моментально).
- Без сучка и задоринки (легко, гладко).
Р Е К Л А М А
- Без сучка без задоринки, не теряя головы, набираясь уму– разуму, не падая духом, собравшись с силами, любой ценой, заруби себе на носу: нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий, волшебный русский язык! Ты носитель его! Учи и люби его!
- Шаг за шагом, не покладая рук, учи русский язык и заруби на носу, что царь в голове всегда нужен!
- Наши знания лишь капля в море, поэтому без лишних слов, упорно учи Русский язык!
Учитель: Посмотрите внимательно на ворота Фразеологии. Какой фразеологизм здесь “спрятан”? Воспользуйтесь подсказкой: замените цифры буквами алфавита и прочитаете устойчивое выражение:
(Слайд 23)
9,1// 19,6,14,30,32// 9,1, 14,12,1,14,10// (За семью замками – под надёжной охраной)
Царство Фразеологии находится за семью замками, замки с секретом – если вы ответите правильно на вопрос каждого из семи замков, то ворота откроются.
- Как зовут “ жителей” Фразеологии? (Устойчивые сочетания, фразеологизмы)
- Назовите отличительные признаки фразеологизмов. (Единое лексическое значение, синт. роль, образное значение)
- Что общего имеют фразеологизмы и слова? (Однозначные, многозначные ,синонимы, антонимы, являются членами предложения)
- Загадка
- Не цветы, а вянут;
Не ладоши, а ими хлопают,
Если чего-то не понимают;
Не бельё, а их развешивают,
Чрезмерно доверчивые. (Уши)
Его вешают, приходя в уныние;
Его задирают, зазнаваясь;
Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос)
- Он в голове легкомысленного,
Несерьёзного человека;
Его советуют искать в поле,
Когда кто-нибудь бесследно исчезает;
На него бросают слова и деньги,
Те, кто их не ценит. (Ветер)
Заключительное слово учителя.
– Медленно, шаг за шагом приближались мы к удивительной, загадочной стране Фразеологии, постигая её язык, её законы. Ворота распахнулись, приглашая нас войти.
Смелее ступайте на дорогу Фразеологии! Много интересного ещё можно узнать в этой стране! А наше путешествие подошло к концу, а это значит, что двери в страну Фразеологию для вас всегда открыты.
Стоит только взять в руки книгу (“Школьный фразеологический словарь русского языка” В.П.Жукова ), открыть её, и вы окажитесь в удивительной стране.
Награждение (Каждый ученик получает “Грамоту знатока Фразеологии”).
Домашнее задание.
(Слайд 24 )
– В тексте полученной вами грамоты – 16 фразеологизмов. Выпишите их, объясните их значение.
Дифференцированно (8 уч-ся) получают ещё задание :дать характеристику 2 любым фразеологизмам.
Учитель: Подведем итог нашей совместной деятельности на уроке.
Учитель: (Слайд 25) Спасибо за урок! Мы сегодня работали не покладая рук. Молодцы!
Используемая литература:
- Голуб И.Б., Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русский язык. Звуки, буквы, слова / Книга о языке для любознательных. – М: МИЧ при участии АО Столетие, 1998.
- Журнал “Найди клад” № 8. – М: Собеседник, 2008
- Москвин А. Школьный фразеологический словарь русского языка, – М: Центрполиграф, 2006.