Интегрированный урок (русский язык + химия) по теме "Химические термины в русской лексике". 10-й класс

Разделы: Химия, Русский язык

Класс: 10


Цели:

  • расширить понятие о русской лексике;
  • развивать умение определять смысловые значения химических терминов через формы русской лексики и фольклора;
  • проследить за значениями пословиц, поговорок, загадок, омонимов, синонимов, связанных с химической терминологией.

План урока:

  1. Толкование пословиц и поговорок с точки зрения химии, русской лексики.
  2. Определение значений фразеологических оборотов.
  3. Отгадывание загадок.
  4. Синонимы и омонимы в химии.
  5. Выводы.

Ход урока.

Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас урок не обычный, а интегрированный урок-исследование на тему «Химические термины в русской лексике» (русский язык с предметом химии).

На левой стороне сидят «химики»: Лия, Айта, Света, Степа, Стас; на правой стороне – «словесники»: Арина, Туяра, Жанна, Коля, Дима, Маша.

(Цели, план)

В современной жизни, в особенности, в жизнедеятельности человека химия играет исключительную роль, т. к. нет ни одной отрасли науки и производства, не связанной с применением химии. При изучении химии самое важное место отводится химическим законам, понятиям и прежде всего химической терминологии.

В процессе изучения химии вы сталкиваетесь с разными проблемами. Одна из таких проблем – освоение химического языка. А что такое химический язык?

(Лия)

- Химический язык в широком смысле – это не только язык химии, но и отчасти язык предметов, тесно связанных с химией, как предметы физика, география, астрономия, биология, история, русский язык и литература. Химический язык определяют как «совокупность химической терминологии, символики и номенклатуры, правил их составления, преобразования, истолкования и оперирования ими». Поскольку химический язык – это язык научный, то на него накладываются речевые особенности, для научного стиля речи: логичность, доказательность, точность, лаконичность, использование специальной терминологии. К основным трудностям в освоении химической терминологии можно отнести: неточное знание содержания отдельных терминов, исходящих из знания свойств отдельных химических элементов и веществ.

- Вот поэтому актуальность выбранной темы состоит в том, что ориентировка в смысловых значениях слов способствует лучшему запоминанию химических терминов, знанию свойств и повышает интерес к предмету химии. Данная тема, ни в какой, литературе подробно не описывается, поэтому она как бы относится к новым понятиям в глубоком понимании смысловых значений химических терминов, отраженных в тесной связи с другими школьными предметами.

Богатейшие возможности химической терминологии, его смысловые значения очень хорошо раскрываются в различных формах русского фольклора, таких, как пословицы и поговорки, стихи и загадки т.к. фольклор представляет собой совокупность произведений народного творчества. Одной из таких форм народного творчества являются пословицы и поговорки. Что такое пословица? Послушаем словесников.

(Коля) – Пословица – коротенькая притча; сама же она говорит, что «голая речь не

пословица». Как всякая притча, полная пословица состоит из двух частей: из обиняка, картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения; нередко, однако же, вторая часть опускается, предоставляется сметливости слушателя, и тогда же пословицу не отличишь от поговорки. Вот примеры полных пословиц: «Всякая рыба хороша, коли на уду пошла», «Где вода, там и беда, от воды всегда жди беды». При таком понятии о пословице мы должны согласиться, что она не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, улавливает своеобразие природы, быта и жизненного уклада народа.

- А что такое поговорка? Чем отличается от пословицы?

(Арина) – Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица ягодка; и это верно. Поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь окольною, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно, весьма ясно намекает. Она не говорит: он пьян; а скажет: «У него в глазах двоится, он навеселе, язык лыка не вяжет, он закатил за ворот». Вместо он глуп она говорит: «У него не все дома, он на цвету прибит, трех не перечтет». Вместо ровни, дружки говорит она: «Одного поля ягода, одной руки пальцы». Поэтому поговорка иногда близка к пословице. Разницу между ними четко показывает башкирская мудрость: «Пословицу сказал – дорогу указал, поговорку сказал – душу утешил».

- Что же касается химии, то пословицы, поговорки тонким намеком раскрывают отдельные свойства химических элементов и веществ.

Тематика высказанных пословиц и поговорок различна, охватывает широкий спектр свойств веществ. Правильному истолкованию смысловых значений высказанных пословиц и поговорок помогает знание физических и химических свойств, способов получения, применения химических веществ. Например, очень много пословиц и поговорок высказаны о химическом элементе «золоте».

(Маша) – Золото в представлении древних греков является постоянным спутником небесного светила. Даже лучи, исходящие из Гелиоса, и те золотые. Правда, они золотые скорее в переносном смысле, так как дарят земле нечто драгоценное, чем «вечный металл», - жизнь, свет и тепло. Во все времена золото оставалось металлом царей, символизируя не только богатство, но и величие, совершенство, превосходство, мудрость, власть. Хотя времена «золотых вождей» давно прошли, но в языке многих народов остались словосочетания слов, т.е. фразеологические обороты, как золотые руки, золотая середина, золотое сердце, на вес золота, золотой век и т.д.

- Отдельные золотые предметы имели символическое значение. Что они символизировали?

(Жанна) – Золотая цепь символизировала успех, богатство, честь, достоинство. У многих народов, в том числе и русского, золотое кольцо считалось символом счастья, благополучия. Народная поговорка гласит:

« Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства». Мастерство всегда имело первостепенное значение при определении достоинства художественного произведения. Золотым вещам всегда давали высшую оценочную категорию.

- С точки зрения химии, что представляет собой золото?

(Айта) – Золото – ярко желтый блестящий металл. Оно очень ковко и пластично; путем прокатки из него можно получить листочки толщиной около 0,0002 мм, а из 1 г золота можно вытянуть проволоку длиной 3,5 км. В ряду напряжений металлов золото стоит после водорода и занимает последнее место. Золото – самый красивый из всех химических элементов; оно известно людям и ценится с древнейших времен. Красота и редкость золота обусловили применение его во всем мире для изготовления ювелирных изделий и чеканки монет, а также в качестве основы денежных систем. Подчеркивая все достоинства дорогого металла «золота», высказали о нем очень много пословиц: «Булат не гнется, шелк не сечется, красное золото не ржавеет».В истине народная мудрость выделила наиболее замечательное и ценное достоинство золота – способность противостоять агрессивной внешней среде.

- Другие поговорки подтверждают эту истину. Словесники, какие пословицы нашли о золоте?

(Словесники) –

  • «Золото железо режет»
  • «Слово – серебро, молчание - золото»
  • «Не все то золото, что блестит»
  • «Золото – хозяйке, служанке - серебро»
  • «Одно золото не старится»
  • «Время дороже золота»
  • «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства»
  • «Добро серебро, а золото лучше»
  • «Не было ни гроша да вдруг - алтын» («алтын» - древнерусское слово, заимствованное у татар, в переводе означает «золото», «золотая монета»
  • «Завали правду золотом, затопчи её в грязь – все выйдет наружу»
  • «Разум – золота краше, а правда - солнца светлей»
  • «Мал золотник, да дорог»
  • «Золото огнем искушается, а человек - напастями»
  • «Первый день гость – золото, на второй – медь, а на третий – к черту едь»
  • «Работа дороже золота»
  • «Не рад больной и золотой кровати»
  • «Здоровье выходит пудами, а входит золотниками»
  • «Юность – время золотое: ест, и пьет, и спит в покое»
  • «Не жди, Мартын, чужих алтын, а стой, Мартын, за свой алтын»

(20 пословиц о золоте)

Где добывают золото?

- Следующий химический элемент у нас – серебро. Идет толкование с точки зрения химиков:

(Лия) – Серебро – Аg (Аrgentum)

Химический элемент 1 группы периодической системы. Атомный номер 47, атомная масса 107, 8. Известно с древности. Аg – мягкий белый металл, кристаллическая решетка гранецентрированная. T пл. – 961,9°С, t кип.- 2170°С. Хорошо проводит электрический ток, тепло.

(Словесники) –

  • «Видно она с серебра умывается»
  • «Слово серебро, молчание золото»
  • «Золото – хозяйке, служанке - серебро»
  • «Добро серебро, а золото лучше»
  • «Человек не пуговица серебряная: он блестит разно»
  • «Дело серебряного гроша не стоит»
  • «В душу влезет, а за серебро продаст»
  • «На тебе грош, а ты мне серебро положь»

Где добывают серебро?

- Дальше у нас идет железо. Что за химический элемент?

(Степа) – Железо – Fe (Ferrum) Элемент 8 группы периодической системы, атомный номер 26, атомная масса 56. Известно с глубокой древности. Содержание в земной коре 4, 65% - 2 место среди металлов по массе после алюминия. Основные минералы: гематит магнетит лимонит сидерит пирит . Fe – металл серебристо-серый,

кристаллическая решетка объемноцентрированная. Железо выплавляют в виде чугунов и сталей.

- А что скажут словесники против железа?

(Туяра) – Из множества пословиц можно привести некоторые из них, как, подчеркивая твердость железа и податливость к коррозии, можно говорить:

  • «Куй железо, пока горячо»
  • «Железо глупо, а тело забористо»
  • «Железо ржа поедает, а сердце печаль изряет»
  • «Гвоздь от молота визжит, от гвоздя стена трещит»
  • «Ржа точит железо, а женские слезы - мужа»
  • «Железный кулак, да в бархатной перчатке»
  • «Не кует железо молот, а кует кузнецов голод»
  • «Ржа на железе, а неправда в человеке не утаится»
  • «Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет»
  • «Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом»
  • «Железная воля – не всякого доля».

Или же о тяжелом металле, которая является вредным для организма человека можно говорить «В полушечном свинце человечья смерть».

(Туяра) - Пословицы и поговорки, подчеркивающие свойства самого необходимого человеческому роду веществ – пищевой соли. Об его важности говорит и тот факт, что ужасному наказанию подвергали государственных преступников, по старинным законам Голландии: им давали хлеб и воду, но не давали соли. Обреченные на «бессолевую диету» умирали через несколько месяцев в страшных мучениях, и трупы их мгновенно начали разлагаться. Что за ценное вещество?

(Света) – Поваренная соль – NaCl

t пл. – 801°С, t кип. – 1465°С

Растворима в воде. В природе – минерал Галит. Получают из природных залежей и рапы соляных озер. Применяют:

  • для получения хлора
  • для получения Na2CO3 – соды
  • для получения NaOH и Na
  • пищевой продукт, консервирующее средство.

- Какие пословицы нашли словесники?

  • «Несолоно есть – что с немилым целоваться»
  • «Пей горячее, ешь солонее: умрешь – сердцем здоров будешь»
  • «Сначала попробуй, а потом говори, что это соль»
  • «Женщина без стыда, что пища без соли»
  • «Пресную пищу можно посолить, а пересоленную выбрасывают»
  • «Клади в меру соль, но не масло»
  • «Без хлеба несытно, а без соли несладко»
  • «Без соли стол кривой»
  • «Чтобы человека узнать, надо с ним пуд соли съесть»
  • «Без соли невкусно, а без хлеба несытно»
  • «Ушел не солью хлебавши»
  • «Добра соль, а переложишь – рот воротит»
  • «Без соли – что жизнь без воли: жизнь не проживешь»
  • «Хлеб-соль – взаимное дело»

Где добывают соль?

Следующий элемент у нас – вода. Как говорится в песне: «Потому что без воды и не туды и не сюды». Вам слово, химики…

(Стас) – Вода (H2O) – наиболее важное соединение на земле. Она присутствует на поверхности Земли, в атмосфере, а также в телах животных и растений. В организме человека около 70% воды.

t пл. – 0°С, t кип. – 100°С

Обладает высокой стойкостью. В воде растворяются очень многие неорганические и органические вещества. Вода содержит примеси. Главным образом соли Ca и Mg, обуславливающие жесткость воды. В медицине применяется дистиллированная вода. Громадное количество воды используется ежедневно в быту и в промышленности. Для бытовых и химических целей природную воду очищают.

- Имеются пословицы, говорящие о разрушительной силе воды и о воде как о важном веществе. Пожалуйста, словесники…

  • «Где вода, там и беда.От воды всегда жди беды»
  • «Вода и землю точит и камень долбит»
  • «Жди горя с моря, беды от воды»
  • «Чистая вода для хвори беда»
  • «Лучше вода у друга, чем мед у врага»
  • «Когда потчуют, и воду пей»
  • «Заработала вода, загудели жернова»
  • «Хлеб да вода – здоровая еда»
  • «Хлеб кормит, вода вспоит»
  • «Горячая вода не мутит ума»
  • «Деньги - как вода, плывут неизвестно куда»
  • «Седьмая вода на киселе»
  • «Тихие воды глубоки»
  • «Годы – как вода: пройдут - не увидишь»
  • «Мельница сильна водой, а человек - едой»
  • «Где много воды, там больше будет, где много денег, там и прибудет».

Еще ребята нашли немало пословиц и поговорок, высказанных о других химических элементах и веществах:

  • «Москва, что гранит: никто Москву не победит»
  • «У врага ищи камень за пазухой»
  • «Один и камень не поднимешь, а миром и город не передвинешь»
  • «Свой глаз – алмаз, чужой - стеклышко»
  • «Каково волокно, таково и полотно»
  • «К малине уксус не требуется»
  • «Нашла коса на камень»
  • «От него плоду, что от камня меду»
  • «Табак и камень сушит»
  • «Алмаз и в грязи виден».

Итак, мы разобрались со смысловыми значениями пословиц и поговорок, связанных с химическими терминами. Перейдем к следующему этапу урока – определение значений фразеологических оборотов, в которых тоже имеются слова – термины. Раздаю группам карточки. Задание таково: объяснить значения фразеологических оборотов. Даю несколько минут на размышление.

(Читают).

Переходим к самой интересной части нашего урока – загадкам. Заметное место в формах фольклора отводится народным загадкам. Мир народных загадок удивителен, его язык точен и лаконичен. Познавательная сторона содержания загадки позволяет раскрыть перед ней двери не только урока литературы, но и урока химии.

Итак, отгадывание загадок. Их легко разгадать, если будешь хорошо знать отличительные особенности физических и химических свойств веществ.

(Загадки)

- И последний этап урока – познавательная сторона урока: изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, эпитеты), синонимы, омонимы в химии.

Значит, в русской химической терминологии широко используются различные словосочетания, синонимы и омонимы. Послушаем словесников.

(Жанна) - Чем древнее слово, тем богаче его материал, формы, тем он имеет глубокий смысл, раскрывающий его свойства. Например, в качестве красочных эпитетов используются прилагательные: железные мускулы, золотое сердце, серебряный голос, оловянные глаза. А в то же время химия заимствует литературные термины: оловянная чума, обманка, травление.

(Дима) Многие названия продуктов питания и предметов быта с добавлением соответствующего химического эпитета являются названиями химических веществ: например, свинцовый сахар, купоросное масло, известковое молоко. Иногда в химии употребляют прилагательные, указывающие на какой-либо характерный признак веществ (происхождение или свойства). Например, как благородный металл, болотный газ, «сухой» лёд.

- Дальше вас с синонимами и омонимами познакомит автор доклада «Химические термины в сфере русского фольклора» Айта Говорова.

(Синонимы, омонимы)

- Приходим к заключению урока. Поскольку у нас урок – исследование, обязательно мы должны сообщить, какой литературой пользовались.

(У вас на партах лежат некоторые использованные литературы)

  1. В. Даль «Пословицы русского народа»
  2. Е. Ю. Нещименко «Русские пословицы и поговорки»
  3. Журналы «Химия и жизнь», «Химия в школе»
  4. М. А. Краснова «Русский фольклор»
  5. Е. Д. Макаров «Золото»
  6. С.И. Ожегов «Словарь русского языка»

- Делаем вывод. Исследовав применение химической терминологии в пословицах, поговорках, в различных формах русской лексики, мы пришли к выводу, что на правильном истолковании химических терминов и основывается вся занимательная химия, химия во внеурочное время. Основываясь на это, можно составлять сколько угодно пословиц и поговорок, стихов и загадок. Для этого важно знать основные законы химии, химические понятия, свойства веществ, понять смысл словосочетаний, чтобы правильно истолковать химические термины, чтобы найти правильное применение терминов в различных формах фольклора. Расширяем познавательный интерес с точки зрения и химии и русской лексики.