Что надо знать: Что такое профессионализмы, сфера их употребления.
Что надо уметь: находить профессионализмы в толковых словарях, объяснять употребление профессиональных слов в художественных произведениях.
1. Проверка домашнего задания упр.72
Чтение словариков "полевых", "цветочных" слов. (Продолжение проектной работы, начатой на предыдущем уроке)
2. Синтаксическая пятиминутка.
Они во мне звучат едва-едва,
Старинные, забытые слова.
"Долонь", "десница", "выя", "рамена",
Как некогда, в иные времена.
В. Перкин
- Дать толкование устаревшим словам. Вспомнить, какие еще вы знаете устаревшие слова. Для чего используются они в тексте стихотворения?
3. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1.
Подготовьте рассказ на тему "Что мне поведал толковый словарь учебника о словах роскошь, сугрев, озябли".
Карточка 2.
Старинный
докажите, что данное слово многозначное.
Составьте с данным словом словосочетание или предложение, употребив его в разных значениях.
Составьте схему предложения:
Словари - наши друзья и помощники.
4. Сообщение учащихся о профессиональных словах. Демонстрация слов, которые являются профессиональными, что они обозначают.
5. Создание иллюстраций к словам: тушь - работа в туши, скальпель, кортик, отдать концы (морск.)
6. Знакомство с материалом учебника о профессиональных словах. ( П.15.)
7. Закрепление материала:
В толковом словаре учащиеся должны найти значение слов пунсон, матрица, литеры.
Выполнение упр. 67(устно), 68 (письменно).
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Вулкан - это гора с углублением на вершине. Выливавшаяся из вулкана магма называется лавой. Лава разливается по оре и вокруг нее, сжигая все на своем пути., а затем застывает. В центре вулкана остается канал - жерло. По нему поднимается новая магма. Когда вулкан затихает, верхняя часть жерла остается пустым углублением на вершине. Это углубление называется кратером. Наличие кратера - признак вулканической горы.
Статья из учебника "Мир и человек"
- В каком словаре мы могли бы познакомиться с этими сведениями о вулкане?
- К какому стилю относится текст?
После повторного чтения текста учащиеся выписывают географические термины.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Упр. 69.
-Индивидуальное задание "Что мне поведал школьный толковый словарь о словах октава, олицетворение, метафора"
- проектная деятельность: подготовить презентацию "Слова-профессионализмы в моей семье" (6-7 слайдов) .
- проектная деятельность: "Старинные русские меры длины"
Урок по теме: "Лексика. Повторение по теме".
- Фронтальный опрос (контрольные вопросы на с. 48)
- Проверка выполнения домашнего задания упр. 107,109.
- Защита проектной работы по теме: "Старинные русские меры длины"
Пядь - расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки при их наибольшем удалении (размер пяди колебался от 19 до 23 см).
Локоть - расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (размер локтя колебался в пределах от 38 до 46 см и соответствовал двум пядям).
Сажень простая - расстояние между пальцами вытянутых в противоположные стороны рук (примерно 152 см); состояла из 4 локтей или 8 пядей.
Сажень маховая - расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых рук человека среднего роста (равнялась примерно 176 см).
Сажень косая - расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой ( правой) руки ( равнялась примерно 216 см).
Вершок - равен 4,5 см.
Аршин - равен 71 см; линейка или палка такой длины для измерения.
Верста - равнялась 1,06 км; верста межевая примерно 2,16 км или 1000 саженей.
Четверть - 1/4 часть аршина, т.е. примерно 18 см.
Задание: вспомнить и записать фразеологизмы со старинными русскими мерами длины. Это задание выполняется на скорость у доски. Класс поделен на три команды( ряд является командой)
От горшка два вершка; мерить на свой аршин; как аршин проглотил; косая сажень в плечах; семи пядей во лбу; сам с ноготок, а борода с локоток; не отдать ни пяди земли; видеть на сажень сквозь землю; ты от дела на пяденьку, а оно от тебя на саженьку; пять верст до небес и все лесом; за семь верст киселя хлебать; на вершок от гибели; писать аршинными буквами; за версту увидеть; вырос на целую четверть.
Кто больше приведет примеров с данной иноязычной частью?
Аква- \ био- \ гео- \ библио-
Игра "Кто быстрее?"
Замените устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбце.
Очи, чело, ланиты, уста, Щеки, глаза, губы, лоб, Перст, баталия, глаголет, говорит, палец, битва, Брадобрей парикмахер
Найдите устаревшее слово "Четвертое лишнее", запишите его.
- Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
- Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
- Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.
Работа с текстом.
Задание: прослушайте текст писателя П.Л. Яковлева, друга А.С. Пушкина, отрывок из рассказа "Вятская элегия". Ответьте на вопрос: в чем необычность текста? Понятен ли текст без перевода? Как называются такие слова? Выпишите диалектные слова и их перевод.
"Штее у тея?" - "Шоры!" - "Лонские?" - "лонские лониста проданы". _ "А есть ли у тебе селюшки?" - "Нет, парень, всех запродал". - "Да штё у тея талы-то покраснели?"- "Да штё! После комухи, знашь!" - "Ну прости, родимой: пойти купить мелу!"
Перевод:
"Что это у тебя?" - "Индейки!" - "Индейки!"- "Прошлогодние?" - "Прошлогодние в прошлом году проданы". - "А есть ли у тебя цыплята?"- "Нет, всех продал". - "Да что у тебя глаза-то покраснели?"- "Да что! После лихорадки, знаешь!"- "Ну прощай, дорогой: пойти купить дрожжей!"
Трудно представить себе, чтобы в такую речевую ситуацию мог бы попасть кто-то из наших современников, потому что в наши дни диалекты разрушаются под мощным напором литературной речи. Но в текстах художественной литературы диалектные слова и выражения способствуют для передачи местного колорита, эпохи, характеристики персонажа или для создания комической ситуации.
8. Подведение итогов, выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее индивидуальное задание:
Дайте шутливое истолкование слов по образцу и постарайтесь изобразить его на рисунках:
Ряженка - "модница, нарядная женщина"
Ельник - "рот"
Слепень, пудинг, едва, хрусталь, свинец, ломовик, леденец, строгач, сметана, селезенка.
Для справки: слепень - "скульптор" (лепить), пудинг - "тяжелоатлет" (от слова пуд), едва- Е два раза, хрусталь-"битое стекло" (хрустеть), свинец - "поросенок", ломовик- "ребенок" (от гл. ломать), леденец - "холодильник" (лед), строгач - "столяр" (от гл. строгать), сметана - "дворничиха" (от гл. мести), селезенка - "утка" (пара селезню).
БИБЛИОГРАФИЯ
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. М., "Просвещение", 2003.
- Соловьева Н.Н. Карточки дифференцированного контроля знаний по русскому языку 6 класс в 2 ч. М., Материк-Альфа, 2005.
- Кукушин В.С. Теория и методика обучения. Ростов-на-Дону, "Феникс", 2005.
- Львова С.И. Язык в речевом общении. М., "Просвещение", 1991.