В настоящее время оптимальным средством проверки знаний, умений и навыков учащихся считают тест:
- он позволяет более рационально использовать время, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;
- каждый старшеклассник сталкивается с необходимостью сдачи нескольких выпускных экзаменов на основе ЕГЭ с использованием технологии централизованного тестирования, поэтому требуется предварительная подготовка, при этом определенную часть работы желательно провести заранее, отрабатывая отдельные этапы в условиях не столь эмоционально напряженных;
- сейчас возрастает роль дистанционного обучения, где также все больше применяется форма контроля уровня обученности ученика в виде теста.
Подготовка учащихся 5-х классов к освоению тестовой формы контроля
С введение обязательного Единого Государственного Экзамена появилась необходимость начать подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ с пятого класса. В первую очередь дети должны привыкнуть к тестовой форме контроля.
Сначала на уроках пятиклассникам прививаются навыки культуры тестирования, умения выполнять тестовые задания. Ученику обязательно даются следующие инструкции: нужно пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся; внимательно прочитай вопрос до конца и пойми его смысл; если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, положись на свою интуицию и укажи наиболее вероятный ответ; постарайся избежать исправлений; многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключить тот, который явно не подходит; оставь время для проверки работы; угадывай, если не уверен в выборе ответа; стремись выполнить все задание.
Для выполнения учащимся на уроках предлагаются тестовые задания небольшой формы. Каждый учитель, используя любой учебник, может составит их сам. Главное, что при этом нужно обращать внимание на формулировку вопросов, которая должна меняться, вырабатывая у ребенка привычку вдумываться в смысл задания. Ученые считают, что психотехнические навыки выполнения тестовых работ повышают эффективность выполнения тестов, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
В тематическом планировании в ряду контрольных работ обязательно планируются тестовые тренировочные тесты и контрольные. В прил. 1 дан пример тестового задания, которое выполняли ученики в 5 классе.
Трудности, возникающие у «слабых» школьников при выполнении тестовых работ
Одной из причин трудностей, возникающих у школьников в процессе обучения, является недостаточное владение навыками мыслительной деятельности, непонимание смысла и значения некоторых важных понятий, малый объем пассивного и активного словарного запаса, низкий уровень интеллектуального развития. Для развития лингвистической и культуроведческой компетенции учащихся необходимо уметь работать с лингвистическими и литературоведческими понятиями, находить их существенные и несущественные признаки, обобщать и классифицировать понятия, проводить аналогии.
Учащиеся сами чаще всего не могут разобраться в причинах своего неуспеха. Учитель для развития понятийного аппарата учащихся при подготовке урока устанавливает ключевые аспекты, соподчиненность понятий, конкретные примеры, методы. Для слабоуспевающих учащихся может быть использована коррекционная программа по русскому языку и литературе. Тестовые задания этой программы могут использоваться как для входного контроля учащихся по освоению понятийного аппарата и основных мыслительных действий, так и в качестве коррекционной программы, позволяющей повысить уровень умственного развития учащихся. Задания коррекционной программы (прил. 2) построены по аналогии со Школьным Тестом Умственной Развития (ШТУРом), ориентированном на норматив интеллектуальной деятельности, воплощенный в школьных программах. Эти задания не только знакомят учащихся с характеристиками единицы мыслительной деятельности, но и помогают понять смысловые связи языка, ощутить оттенки содержания понятий, научиться тоньше чувствовать их, что в конечном итоге влияет на вербальное и культурное развитие школьников, воспитывает умение работать со словом. Возможно проведение урока-соревнования между командами с использованием заданий программы. В этом случае учащиеся учатся сотрудничать друг с другом, принимать общие решения, формируется коммуникативная компетенция.
Подготовка учащихся 6-х классов к освоению тестовой формы контроля
Для учащихся 6-го класса основной задачей развития становится формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного устойчивого внимания. Тестовых форм для развития учащихся становится явно недостаточно. Для формирования у учащихся основных компетенций по предмету: коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой – необходимо на уроке целенаправленно создавать развивающую речевую среду, важнейшим средством организации которой является текст.
Текст организует совместную деятельность учителя и каждого ученика, становится системообразующим фактором урока, урока-диалога: учащихся друг с другом, с учителем, с текстом, с автором. Средством осуществления такого диалога становится комплексная работа с текстом.
Комплексная работа с текстом проводится в такой последовательности:
- вопросы и задания, направленные на осмысление содержания, связанные с непосредственным читательским восприятием текста как речевого произведения, как единого целого (композиционно-содержательный анализ);
- задания речеведческого характера, включающие такие понятия, как «текст, стиль, тема, основная мысль, способы, средства связи между предложениями, стилистический, типологический анализы;
- задания языкового характера, связанные с изучением системы языка – по фонетике, лексике, грамматике;
- задания и вопросы по орфографии, пунктуации, разные виды разборов, составление схем или подбор предложений к схемам.
Работа с текстом вся подчинена цели осмысления содержания, постижения авторского замысла. На уроках обязательно дается задание подготовиться к выразительному чтению, которое тоже можно считать своеобразным тестом на понимание речевого высказывания. Пример комплексного анализа текста, который выполняли шестиклассники, дан в прил. 3.
Подготовка учащихся к тестовой форме контроля на уроках риторики
Учащиеся в среднем звене приобретают знания и умения, необходимые для работы с текстом, и на уроках риторики. Формирование языковой компетенции, совершенствование культуры речи школьников – цель преподавания риторики. На уроках происходит обучение монологической речи, построению мысли, составляющей содержательную сторону речи, обращенной к другим людям. Первое и главное – это обучение не ораторскому искусству, не мастерству лектора, не вообще искусству устной речи, а рациональному построению устного выступления, в котором были бы ясны для говорящего цель, основные средства ее достижения и воплощения содержания речи в конечный результат - в некое психологическое новообразование в сознании людей. Таким новообразованиям будет и новое для них знание (информация), или первые сомнения в правильности собственных убеждений и взглядов или, наоборот, еще большее укрепление в своей личной позиции (неважно, правильной или неправильной), словом, согласие или несогласие с оратором, но не безличие. На уроках школьники учатся правильно планировать структуру речи, начиная с цели и кончая воздействием на мысли и чувства людей. В прил. 4 к данной работе даны тесты, которые представляют собой диагностический материал по курсу риторики для учащихся 5-6 классов.
Представленный в приложениях диагностический материал нацелен на проверку коммуникативной, лингвистической, языковой (через творческое задание – культуроведческой) компетенций. Материалы соотносятся с заданиями и критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы.
При тестовой форме контроля учитель получает оценку уровня обученности учащихся и соответствующую диагностическую картину по каждой теме учебной программы, позволяющую провести анализ полученных данных, составить таблицу и построить диаграмму обобщенных результатов выполнения теста по всем оцениваемым заданиям. Проверочные работы могут быть использованы в конце учебного года после повторения изученного в качестве итогового административного контроля за курс соответствующего года обучения, переводного экзамена. Комплексные контрольные работы рассчитаны на два учебных часа.
Некоторые из обучающихся не готовы к тестовому виду контроля, они не имеют навыков и умений выполнения тестовых заданий. Практика показывает, что учащиеся психологически не готовы: они переживают, нервничают, путают правильные и неправильные ответы, порой не способны даже дочитать текст до конца.
Однако сегодня в школе просто необходимо внедрять тесты, чтобы учащиеся достаточно свободно могли ими пользоваться. Данный тип контроля, включающий большое количество заданий, требует организации умственной деятельности учащихся, что оказывает положительное влияние на всю мыслительную деятельность. Привыкая к выполнению тестовых заданий, обучающийся начинает контролировать себя, «собираться», и как результат – отвечает более точно на поставленные вопросы. С каждым разом повышается уровень исполнения тестов. Это позволяет успешно подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
Использованная литература
- Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий / В.С. Аванесов. – М., 1996.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.,1986.
- Богданова, Г.А. Русский язык. Рабочая тетрадь для учащихся 5-6 класса / Г.А. Богданова. – М., 2007.
- Волохова, Л.С. Тестовая форма контроля результатов обучения в учебном процессе / Л.С. Волохова // Сборник материалов научно-практической конференции ЛОГУ им. А.С. Пушкина. – г. Пушкин, 2001.
- Обучение русскому языку: методические рекомендации под ред. М.М. Разумовской. – М.: Просвещение,1996.
- Подготовка к Единому Государственному Экзамену по русскому языку: методические рекомендации. – Владимир, 2005.
- Русский язык: учебник под ред. М.М. Разумовской для учащихся 5-6 классов. – М.: Дрофа, 2008, 2009.
- Селевко, Г. К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. / Г.К. Селевко. – М., 1996.
- Стоунс, Э. Психопедагогика. Психическая теория и практика обучения / Э. Стоунс. – М.: Знание ,1984 .
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. – М.: Интеллект-Центр, 2005, 2006, 2007.