Цели и задачи:
- совершенствовать навыки комплексного анализа текста, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку;
- подвести учащихся к пониманию того, что текст не просто совокупность, сумма предложений, а целостное сложное образование, тематически и функционально законченное целое;
- научить способности видеть новую проблему в знакомой ситуации;
- развить аналитические и творческие способности учащихся, отработать навыки культуры речи;
- повысить интерес детей и воспитать уважение к русскому языку.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком, то обращайте внимание на свой язык…
Д.С. Лихачев
1) Вступительное слово учителя. Чтение стихотворения Евгения Вестника «Ода русскому языку».
Ода русскому языку
О, бедный мой язык родной, ОсУжденный и инциНдент,
О, прелесть русской речи чистой! БлагА, сочуЙствовать, оглУпят».
Кто не глумился над тобой – От сердца я хочу воззвать
Шпана, чиновники, лингвисты… Ко всем, кто сын России верный:
Кто бедолагу не ломал, Пора не «начАть», а начАть
Не выворачивал, не мучил: Язык наш очищать от скверны.
«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл, Друзья, следите за собой,
ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил». Когда по-русски говорите,
Райбочий и интеллигент Ведь это наш язык родной
Родную речь, как шавку, лупят: Его для внуков сохраните.
– Добрый день, дорогие ученики.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас
видеть здоровыми, красивыми и в хорошем
настроении.
– Скажите, пожалуйста, ребята, какова главная
мысль стихотворения Евгения Весника?
(Уметь выражать свои мысли четко и ясно. Речь
должна быть красивой, грамотной и понятной.
Говорящему и пишущему необходимо иметь как
можно больший словарный запас).
Сообщаем эпиграф. Тема урока. (Приложение 1. Слайд 1 «Тема урока». Слайд 2 «Эпиграф»).
– Сегодня на уроке мы будем стараться
приблизиться к признанным образцам слова, будем
анализировать чужую речь, наблюдать за своей
и пробовать творить.
– Как правильно нужно произнести слова:
ОблегчИть, БлАга, сочуВствовать, начАть,
прИнял, осуждЕнный, прАвы, подключИл. (Приложение
1. Слайд 3)
Слово учителя:
– Молодцы! Я думаю, что вы готовы к большой аналитической работе, но сначала проведем лингвистическую разминку. На партах разложены листы с вопросами, обратите, пожалуйста, внимание на лист №1.
2. Разнообразные формы работы с текстом
1) Лингвистическая разминка. (Приложение 1. Слайд 4)
Цель: повторение ранее изученного материала по основным разделам русского языка.
– Какой тип простого предложения использовал автор в качестве изобразительно-выразительных средств?
Зверю – берлога, Женщине – лукавить,
Страннику – дорога, Царю – править,
Мертвому – дроги, Мне – славить
Каждому – свое. Имя твое.
(М. Цветаева)
(Односоставное предложение, эллипсис)
– Замените иноязычные слова русскими синонимами: аргумент (логический довод, суждение, положения, факты), антракт (перерыв), доминировать (преобладать, господствовать).
– Из скольких смысловых частей состоит стихотворение М. Цветаевой?
На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла, – но сна и там нет! (3)
– Какой заголовок наиболее глубоко раскрывает смысл текста?
Все чувства могут привести к любви:
благоговение, дружба, страх, даже презрение.
Да, все чувства…исключая одно: благодарности.
Благодарность – долг; всякий честный человек
платит свои долги…но любовь – не деньги.
(И. Тургенев)
- «От ненависти до любви – один шаг».
- «Любовь – не деньги».
- «Благодарность – не любовь».
– Определите, сколько звуков в слове ПРОСТИТЬСЯ. (8)
– Определите тип односоставных предложений:
А) В домах не светилось ни одного окна. Безличное
Б) Верно говорю? Определенно-личное
В) Цыплят по осени считают. Обобщенно-личное
Г) Ни соринки, ни песчинки кругом. Генитивное
Д) Он – на крышу, я – за ним. Эллипсис.
(Проводим краткий анализ работы). Можно добавить задания.
– Вы действительно очень много знаете. Мы переходим к комплексному анализу текста, проведем стилистический эксперимент. Предлагаю провести работу по вариантам в течение 10 минут. Обратите внимание на лист № 2 с текстом В. Пескова.
(Делим учащихся класса на группы)
(Приложение 1. Слайд 5)
1 вариант – стилистический анализ текста;
2 вариант – композиционно-содержательный;
3 вариант – типологический;
4 вариант – языковой.
(Во время выполнения учащимися аналитической работы предлагаем задания присутствующим на занятии педагогам).
– Уважаемые педагоги, нам очень приятно видеть Вас на занятии. Я думаю, что многие из Вас в совершенстве владеют разнообразными видами анализа. Предлагаю с пользой провести время – произвести комплексный анализ текста. Обратите, пожалуйста, внимание на лист № 3 с текстом «Дневник Фокса Микки» Саши Черного. За каждый правильный ответ буду поощрять цветами, вырезанными из бумаги.
Текст для анализа
Осень. Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый
день хлюпать? Желтые листья все падают, и скоро
деревья будут совсем лысые. А потом пойдут
туманы, – большая собака заберется в будку и
будет храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к
ней в гости, она глупая и необразованная: когда я
с ней играю и осторожно цапаю за хвост, она бьет
меня лапой по голове и хватает зубами поперек
живота.
Деревенщина!
Вопросы:
- Найдите в тексте разговорные слова. (Слова: хлюпать, дождик, лысый, цапаю, будка).
- Определите тип второго предложения по цели высказывания. (Вопросительное).
- Приведите пример односоставного предложения. (1).
- Сколько звуков в слове «я»? (2).
- Определите число слова ЛИСТЬЯ. (Множественное).
- Определите тему текста. Меняется ли она? (В начале текста предметом рассуждения является осень, во второй части текста – собака. Рассуждение принадлежит Фоксу Микки, поэтому в нем нарушена логическая связь между частями текста).
– Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. Не менее сложный анализ производят и учащиеся
2) Стилистический эксперимент.
3. Комплексный анализ текста
Цель: совершенствование навыков комплексного анализа текста, развитие аналитических и творческих способностей учащихся.
Задание: произведите анализ предложенного текста.
– Стилистический анализ текста;
– Композиционно-содержательный;
– Типологический;
– Языковой;
(Приложение 1. Слайд 5 – порядок стилистического анализа текста, композиционно-содержательного, типологического, языкового).
Текст
(Текст типа повествования с элементами описания и рассуждения публицистического стиля речи).
Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
Из синего дыма на прогалину вышел лет
семнадцати парень с новой двустволкой, со
скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался,
но парень почувствовал: встреча не сулила ничего
хорошего. В довершение всего он не знал, что
делать с птицей.
– Зачем?
– А просто так… Парень неловко потоптался на
месте, потом вытащил из второго ствола патрон и
сунул его в карман.
Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
(В.Песков)
Анализ текста В.Пескова
А) Композиционно-содержательный анализ текста (Приложение 1. Слайд 6)
1. Текст обладает смысловым содержанием, несет информацию о поступке юноши, который убил дятла «просто так». Композиционно текст делится на части: экспозиция (описание осеннего леса); вступление (1предложение 2 абзаца); завязка и развитие действия (2-3 абзацы); кульминация («Грянул выстрел… упала птица», «Зачем?»… «А просто так»); развязка (4 абзац). Все части текста связаны общей темой, основной мыслью. Тема текста – отношение к природе; основная мысль – научить любить и беречь природу. Начало и конец текста между собой логически связаны.
2. Части текста имеют логическое расположение, строгий порядок следования (описание красоты леса, повествование о поступке юноши, вывод автора). Вид связи предложений в тексте: цепная (при повествовании), при этом средства связи – текстуальные синонимы, местоимения (музыкант – дятел – его – птица; парень – он); параллельная связь в последнем абзаце (каскад риторических вопросов – синтаксический параллелизм как средство связи).
Б) Стилистический анализ текста (Приложение 1. Слайд 7)
3. Стиль текста – публицистический. Экстралингвистические черты: информативность, «открытая оценочность речи», экспрессивность. Функция речи: воздействующая (оказать воздействие на читателя). Сфера общения: массовая коммуникация (публикация в газете…). Тип мышления автора – конкретно-образный. Языковые признаки особенно ярко проявляются на уровне синтаксиса:
- Обособленные члены предложения («любуясь работой», «темнеющую в поле», «с семи лет влюбленных в рогатки»);
- Парное соединение однородных членов предложения в порядке нарастания экспрессии («пистолеты и двустволки,…беречь и любить,…скучен и неприветлив, радоваться и беречь»);
- Вводные слова («к сожалению»);
- Риторические вопросы («Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?»);
- Односоставные назывные предложения («Такая тишина»);
- Простые предложения (18 простых) в целях доступности содержания всем читателям;
- Диалог для выражения «открытой оценочности речи» («Зачем?» – «А просто так…»);
- Средства поэтического синтаксиса: анафора («Кто… Кто… Кто…»), синтаксический параллелизм (4 последних предложения).
Изобразительно-выразительные средства: 1) эпитеты («безмолвный лес», «окровавленный клюв»…); олицетворения («заболевшая сосна», «лес молчит»…); метафора («по тугой струне стучит костяной молоточек»), сравнение («дятел – музыкант»). Стилистические фигуры: парное соединение однородных членов предложения, синтаксический параллелизм, анафора.
В) Типологический анализ текста (Приложение 1. Слайд 8)
4. Тип речи – повествование с элементами описания и рассуждения. Основная часть текста – повествование – рассказ о том, как одно и то же в окружающей нас природе разными людьми воспринимается по-разному. Смысловая основа типа речи – последовательность действий выражена в употреблении глаголов прошедшего времени («дятел работал, доставал, продолжал, упал…». «Я шел, увидел, спрятался…). Характер сообщения – сообщение о сменяющих друг друга действиях. Характерная черта повествования – динамизм. К основной части текста можно задать вопрос: «Что происходит?» Связь между предложениями – цепная (текстуальные синонимы, местоимения (музыкант – дятел – его – птица; парень – он). Предложения максимально связаны друг с другом. Рассказ ведется от 1 лица.
Тип речи описание – описание осеннего леса. Первое предложение исходное. Все остальные по смыслу связаны с первым, конкретизируя его. Каждое предложение относительно самостоятельно. Смысловая основа типа речи и характер сообщения – одновременность явлений выражена в употреблении глаголов несовершенного вида настоящего времени («молчит, убегает, приносит, стучит»). Характерная черта – статичность. К первому абзацу можно задать вопрос: «Каков объект?». Заключительная часть текста – рассуждение. Синтаксический параллелизм усиливают выразительность речи. Риторические вопросы выражают основную мысль текста.
5. Исходя из анализа данного текста на всех уровнях, можно сделать вывод, что перед нами связный текст публицистического стиля типа речи повествования с элементами описания, рассуждения.
Г) Языковой анализ текста (Приложение 1. Слайд 9)
1. Морфологический разбор слова (на) заболевшей (сосне) – причастие, отвечает на вопрос какой? Н.Ф. – заболевший; сов. вид, действительное причастие, прошедшего времени, ж. р., ед. ч., предложный падеж. В предложении является определением.
2. Морфемный разбор слов: СПРЯТАЛСЯ, БЕЗМОЛВНЫЙ, НАУЧИТЬ.
3. Орфографический разбор слов: КОСТЯНОЙ, ПРЕДЧУВСТВИЕ, ЖЕЛТЫЙ, ПРИЛЕТ.
4. Пунктуационный и синтаксический разбор предложения: В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, с придаточным изъяснительным; 1 простое предложение распространенное, односоставное, безличное, полное, неосложенное; 2 простое предложение распространенное, двусоставное, полное, неосложенное, придаточное).
5. Лексический разбор слова СУЛИЛ (не предвещать, не обещать).
– Уважаемые учащиеся, ваша работа не менее сложная, чем у педагогов, вам слово. (Воспроизводим анализ вслух. Подводим итоги).
3) Творческая работа
Цель: развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков письменной речи.
А) – Грамотно производить анализ текста – нелегкий труд, но интересный и полезный для изучения русского языка. Предлагаем вашему вниманию творческую работу – пересказ сказки «Курочка Ряба» языком разных стилей (Смыслина А. – официально-деловой; Облакова М. – публицистический).
Публицистический стиль
Свершилось чудо! Да-да, в буквальном смысле
этого слова! В небольшой
деревеньке, неподалеку от города Н., курица Ряба
снесла золотое яйцо! Хозяева
необыкновенной питомицы в восторге и недоумении.
Настораживает одно – яйцо не
разбивается! Дедушка с бабушкой не раз
пытались разбить скорлупу, но безуспешно. По
последним данным нашего корреспондента,
пробегавшая мимо яйца мышь задела его, и
оно разбилось вдребезги. Какое потрясение!
Однако дед с бабушкой не унывают,
уникальная Ряба снесла еще одно яйцо, на сей раз
простое, но ее хозяева все равно рады.
Оставайтесь с нами, и вы будете в курсе всех
последних событий.
Официально-деловой стиль
Уведомление
Уважаемый Василий Иванович!
Извещаю Вас, что в связи с медицинским
заключением, в котором имеется указание о том,
что ваша курица, являющаяся вашим домашним
питомцем, имеет физические отклонения (в
частности откладывание золотых яиц), мы
вынуждены изъять вашу курицу за определенную
плату для обеспечения безопасности вашего
здоровья.
Директор ветеринарной клиники
(подпись)
(расшифровка подписи)
Дата получения
уведомления
(дата, число, год)
Получатель
(подпись)
(расшифровка подписи)
От 25 мая 2009 г.
4. Слово учителя:
– Безусловно, анализ текста для вас имеет
практическую значимость: написать сочинение по
прочитанному тексту, как предложено в уровне «С»
ЕГЭ, создать рецензию – более сложный жанр.
Заранее я попросила выполнить подобную работу
двух учениц нашего класса.
– Вашему вниманию Зоя Помысухина предложит
сочинение по прочитанному тексту
В. Пескова. Вопрос: «Соответствует ли
сочинение предложенному плану?»
Слайд 7. План сочинения по прочитанному тексту.
Б. Сочинение по прочитанному тексту (Помысухина
Зоя). (Приложение 2)
Вопрос: «Соответствует ли сочинение
предложенному плану?» (Приложение
1. Слайд 10) (Выслушиваем 1-2 учеников).
– Предоставим слово Смыслиной Анне, которая
написала рецензию на текст В. Пескова.
А вас, ребята, я бы попросила впоследствии
ответить на вопрос: «Соответствует ли рецензия
предложенному плану?». Слайд 6. План рецензии.
В. Рецензия на текст (Смыслина Анна). (Приложение 3, Приложение 1. Слайд 11)
Вопрос: «Соответствует ли рецензия предложенному плану?» (Выслушиваем 1-2 учащихся).
Вывод: предложенные вам творческие работы показали актуальность изучения темы «Анализ текста», вы услышали образец сочинения по прочитанному тексту (уровень «С» ЕГЭ) и рецензии.
5. Подведение итогов
– Что полезного вы, ребята, получили на этом
занятии? С какими новыми понятиями в науке вы
познакомились? (Стилистика, текст, основные
признаки текста, экстралингвистические черты
стиля, структура стилистического анализа текста
и других видов анализа, как определить стиль и
тип речи, изобразительно-выразительные
средства языка и стилистические фигуры). На
нашем занятии мы закрепили навыки
написания сочинения по прочитанному
тексту, сочинения-рецензии.
Успехов вам в дальнейшем изучении глубин нашего
необъятного русского языка!
(Приложение 1. Слайды
12-15) Стилистические термины: стилистика,
текст, основные признаки текста, виды связи
предложений в тексте, средства связи предложений
в тексте, виды анализа текста.
– Мне хотелось закончить урок стихотворением о русском языке:
Издревле, когда еще чтилась
рогатина,
Вокзалы, метро в малахите да мраморе,
Богатствами славилась наша
земля,
Василья Блаженного купол витой?
В слоеньях хребтов – изумруды да
платина,
Но лучше сокровищ, стократ драгоценней
В реках – осетры, а в лесах –
соболя.
Во мгле лихолетий смогли мы сберечь
Ну, где – укажите! – найдете вы за
морем
Созданье народного светлого гения –
Овитый былинами Кремль
золотой,
Могучую, звучную, сочную русскую речь!
– Уважаемые ребята, педагоги, я благодарю всех за плодотворную работу. Уважаемые коллеги, я бы попросила Вас написать на бумажных цветах несколько слов по поводу сегодняшнего урока и прикрепить на доску, создадим прекрасное настроение в этот весенний день. Спасибо. (На доске маркером нарисован «букет», без цветов. Учителя при выходе прикрепляют цветы).
Список литературы:
- Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Секреты стилистики. – М, 2001.
- Арефьева С.А. Единый государственный экзамен по русскому языку – 2006: Учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2006.
- С.А.Арефьева. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: Монография. – М.: Прометей, 1998.