Цели урока:
- познакомить учащихся со звуком и буквой Ф;
- учить читать слова, в которых встречается звук и буква Ф;
- формировать умение определять звуки в словах;
- развивать умение отличать мягкие и твердые согласные;
- воспитывать чувство дружелюбия.
Ход урока
I. Организационный момент.
У: Ребята, смотрите мне что-то опустилось на ладошку. Отгадайте, что это?
(на доске написана загадка:
С НЕБА ПАДАЮТ ЗИМОЮ
И КРУЖАТСЯ НАД ЗЕМЛЁЮ.)
Дети отгадывают загадку, учитель открывает ладошку, а там лежит снежинка.
У: сейчас мы с вами вместе со снежинками полетим в сказочную страну “Букварию”. Волшебные снежинки помогут нам попасть туда. Полетели! (Дети встают и кружатся, у каждого в руках по снежинке.) .опустились и на Землю приземлились. Скоро появятся волшебные саночки и мы покатимся на них, отдохнём, а сейчас за работу. Слышите, где-то играет музыка? (Играет музыка “Вальс снежинок”.) Это в сказочной стране празднуют День рождения буквы. Она здесь где-то рядом, ждёт, когда мы её пригласим. (На доске написано приглашение, дети читают: БУКВА ЗАХОДИ! ПРАЗДНИК ВПЕРЕДИ!)
II. Знакомство с новым.
У: Где же она, где? (ищу) Нашла! Вот она! (Нахожу букву “Р” – это буква “Ф”, сложенная пополам/) Ой, да это же не та буква, мы уже знакомы с этой буквой. Кто-то хочет нас обхитрить. Тише, ребята, буква что-то нам говорит.
(на доске написано:НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ! Я СЕЙЧАС РАЗВЕРНУСЬ И В ДРУГУЮ ОБЕРНУСЬ. Разворачиваем букву “Р” и получаем букву “Ф”)
У: Вот она наша именинница, сегодня у неё День рождения. А называется она буква “Ф”. Сегодня у буквы “Ф” День рождения, она приглашает нас на новоселье. Давайте найдём домик, где она будет жить. (дети находят в кассе кармашек с “Ф” и ставят туда букву)
Дети поют имениннице песенку:
Ф
Феде папа подарил
Поезд в День рожденья.
Феде папа угодил -
Поезд загляденье.Он сигналит фу-фу-фу,
Пыль летит с откоса,
Лишь мелькают на ходу
Красные колёса.
У: Посмотрите вокруг. Что это?
(Lети читают с доски: ДУПЛО. ПОД НИМ ЛИСТОК ПРИШПИЛЕН: “ДО НОЧИ НЕ БУДИТЬ”. И подпись ФИЛИН.)
У: Как вы думаете, кто прислал это послание? Да, правильно– это филин. А как зовут филина? На доске записаны слова, прочитайте их.
ФЛОТ
ЕДА
ДЕД
ЯБЛОКО
У: Догадайтесь, как зовут филина? Правильно, Федя. (учитель показывает картинку с филином) Посмотрите, как выглядит филин? Какой он? (на карточках слова
А почему у него на листке написано, что его до ночи будить нельзя? (Дети объясняют.)
А у вас есть друзья, в имени которых есть звук и буква “Ф”. (Дети называют.)
Давайте подарим филину одежду, в названии которой есть звук и буква “Ф”. (Дети называют: футболка, кофта и т.д.)
Тише, прислушайтесь, что это за звуки странные раздаются из леса.
(на карточках слова, дети читают и объясняют, кто издаёт такие звуки.)
У: Давайте внимательно посмотрим на нашу букву “Ф”. На что она похожа?
(дети отвечают, учитель показывает картинки (Приложение 1) и читает слова:
– Федя ходит руки в боки, значит выучил уроки
– Всем известно без подсказки, буква “Ф” как ключ из
сказки
Читают дети:
– Филин в книжку залетев, притворился буквой Ф
У: Произнесите этот звук вслух и скажите, какой он – гласный или согласный? (Дети проговаривают звук и объясняют, что он согласный, т.к. при произношении звука встречается препятствие.)
У: А какие бывают согласные? (твёрдые, мягкие). У нас в гостях Тим и Том
(Приложение 2). Тим – друг мягких согласных, Том – друг твёрдых согласных. Давайте определим, какие слова из написанных ниже произносят друзья. (Дети читают и стрелочками показывают.)
III. Физминутка.
IV. Закрепление пройденного.
У: (Стихотворение читает учитель, а выделенное слово читают дети.)
Мы на саночки садимся
Быстро, быстро с горки мчимся.
Кто-то здесь в снежки играл
Все слова нам поломал.
На листке слова (Приложение 3)
У: Ребята нужна помощь. Нам нужно найти слова. Я вам помогу. Если вы отгадаете загадки, то найдёте слово.
Из меня посуду тонкую
Нежно белую и звонкую
Обжигают с давних пор
Называюсь я … (фарфор)Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок
Красный маленький… (флажок)
V. Чтение скороговорки (упражнение на дыхание).
Филин даже с фонарём
Ничего не видит днём. 1 2 3 4 5 … (дети на одном дыхании читают и считают)
У: Ребята, филин ведь правда днём ничего не видит. Поэтому он и потерял буквы из слов. Найдите эти буквы и прочитайте слова.
…лажок шо…ер (дети находят и читают)
У: Молодцы. Вы поняли о каком звуке и букве не догадывается наш филин? Да – это наш новый звук и буква “Ф”.
VI. Работа с наборным полотном.
У: сегодня мы находимся в сказочной стране и здесь нас ждут разные сюрпризы. Наберите на наборном полотне слова “ФИКУС” и “ФЛОТ”. Что означают эти слова? Объясните. А сейчас закройте глаза: котятки уснули (в это время учитель меняет буквы в слове “ФИКУС” “И” на “О”, в слове “ФЛОТ” “Ф” на “П”). котятки проснулись и потянулись. (Дети открывают глаза и читают слова). Что изменилось?
В сказочной стране нас хотят угостить. Отгадайте чем? (На наборном полотне слово “ТЫФКУР”.) Чем же нас угостят? Правильно, фруктами. (Учитель раздает фрукты.)
А теперь пора домой. А знаете, что я с собой в лес брала? Отгадайте? (Дети читают: КУДА НЕ ВЗГЛЯНЕТ ЭТОТ ГЛАЗ, ВСЁ НА КАРТИНКИ ПЕРЕДАСТ – фотоаппарат)
А знаете, кого мы сфотографируем? (Читает учитель, а выделенные слова – дети.)
НЕЛЕГКО СНИМАТЬ ЗВЕРЕЙ.
ЗАЯЦ ПРОСИТ: “ПОСКОРЕЙ”,
МЫШЬ ПИЩИТ:”БОЮСЬ НЕМНОЖКО”,
ЧТО МЕНЯ УВИДИТ КОШКА.
“УКОЛЮ” – ГРОЗИТСЯ ЁЖ,
ЕСЛИ СНИМОК НЕ ПРИШЛЁШЬ.
VII. Итог урока. Рефлексия
- Что нового мы узнали?
- С каким звуком и буквой мы познакомились?