Цель: выявить особенности разрядов имен прилагательных.
Задачи: актуализировать знания об имени прилагательном, выявить особенности качественных, относительных и притяжательных прилагательных; развивать умения сравнивать, обобщать, анализировать; воспитывать чувство ответственности, умение работать в группе.
Ход урока
І. Вводно-мотивационный этап.
1. Внешняя мотивация учащихся (заинтересовать):
Первый слайд (Приложение) – стихотворение без прилагательных:
Люблю березку ……….,
То………., то…………..,
В ……….. сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С ………….застежками,
С …………. сережками.
Люблю ее,………….
…………, …………..,
То ………, …………,
То ……….., ………...
– Понравился текст? (Ответы учащихся отрицательные).
– А почему? Чего здесь не хватает? (Прилагательных).
– Кто может восстановить стихотворение? (Есть желающие, т.к. стихотворение известно ученикам с начальной школы).
– Правильно ли мы вспомнили стихотворение, проверим себя (второй слайд):
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную.
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
– А кто может вспомнить автора? (А.А. Прокофьев).
– В чем разница двух этих текстов? (В прилагательных).
– Можно ли представить нашу речь без прилагательных? (Нет).
– Почему? Какую роль они играют в нашей речи? (Делают речь богатой, точной, понятной, образной, живой).
2. Актуализация знаний.
– А что такое прилагательное? ( Один ученик на доске чертит опорную схему «Имя прилагательное». Остальные вспоминают общее грамматическое значение, морфологические признаки непостоянные, т.к. постоянные признаки ещё не изучали, синтаксическую роль прилагательных).
– Давайте представим нашу речь без прилагательных. Какой она будет? (Бедной, сухой, невыразительной, некрасочной).
– Говорят, мир без песен неинтересен, так и речь наша без прилагательных бесцветна.
Сделаем вывод, о чем мы сегодня будем говорить? (О прилагательных).
3. Постановка учебной задачи урока.
– Для того чтобы поставить задачу урока, выполним задание в группах.
Третий слайд: составьте предложения со словами.
1 группа | 2 группа | 3 группа | ||
Зеленый | Лесной | Мамин | ||
огромный | зимний | олений | ||
благородный | надувной | отцов | ||
ледяной |
– Как вы думаете, почему я дала вам задание в группах? Что обозначают слова у первой группы? (Цвет, размер, форму, различные качества характера человека, признаки и свойства его духовного мира).
– А что обозначают прилагательные у второй группы? (Место, время, назначение предмета по действию, материал).
– А у третьей группы? (Принадлежность предмета кому-нибудь).
4. Формулирование темы урока.
– А теперь вы можете сформулировать тему урока? Что мы будем сегодня изучать? (Три группы прилагательных по значению).
– Ребята, мы изучили три группы количественных числительных, как мы называли эти группы общим словом? (Разряды количественных числительных).
– Как вы думаете, можно ли в теме нашего урока три группы прилагательных назвать так? (Да. Разряды имен прилагательных).
– Запишем тему урока в тетради (четвертый слайд). Можете уже сейчас назвать все отличительные признаки трех групп прилагательных? (Нет).
– А что будем делать? (Будем собирать дополнительную информацию).
ІІ. Операционно-содержательный блок.
1. Построение проекта выхода из затруднения. Работа в группах.
– Ребята, будем работать в группах. А как надо работать в группе? (Тихо, не мешая другим, потому что каждый отвечает за всю группу).
На доске текст (пятый слайд):
Солнечным лучом освещены высокие травы вдоль тропинки, и в ярком свете они сверкают, словно шелковые, золотые и серебряные.
А вот родничок. Как хочется напиться холодной и прозрачной ключевой водицы! Но не я один хотел пить. Видимо, с утра здесь кто-то побывал. Вот заячьи, волчьи и медвежьи следы у самой воды.
Над головой слышен чудесный птичий щебет, а соловьиной трелью можно наслаждаться бесконечно…
(Е.С. Барова)
Каждая группа получает задание на карточке. Содержание карточек:
№1
- Выпишите из текста прилагательные, имеющие лексическое значение цвета, размера, обозначающие различные качества характера, одним словом, имеющие значение качества.
- Поставьте их в краткой форме.
- Подберите антоним.
- Образуйте сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.
- Употребите со словом очень.
- Образуйте сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.
Как можно назвать эту группу прилагательных?
Какие особенности у них?
№2
- Выпишите из текста прилагательные, обозначающие материал, из которого сделан предмет, время, место, действие, одним словом, прилагательные, обозначающие признак предмета через отношение к другим предметам.
Попробуйте: - Поставить их в краткой форме.
- Подобрать антоним.
- Образовать сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.
- Употребить со словом очень.
- Образовать сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.
Как можно назвать эту группу прилагательных?
Какие особенности у них?
№3
- Выпишите из текста прилагательные, обозначающие принадлежность чего-либо кому-нибудь.
Попробуйте: - Поставить их в краткой форме.
- Подобрать антоним.
- Образовать сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.
- Употребить со словом очень.
- Образовать сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.
Как можно назвать эту группу прилагательных?
Какие особенности у них?
2. Первичное закрепление знаний во внешней речи.
– Проверим, как вы справились. По очереди называем, что нужно было сделать, какой вывод сделали. Остальным постараться понять товарищей, если нужно будет, уточнять, задавая дополнительные вопросы.
Сделаем вывод: какие группы прилагательных по значению мы выделили?
(Ученики называют группы прилагательных «качества», «отношения», «принадлежности». Термины «качественные, относительные, притяжательные» узнают на этапе самопроверки по учебнику).
– Какие прилагательные называются качественными? (Качественные прилагательные обозначают размер, цвет, форму, качества характера человека и т.д., т.е. разные свойства предмета. Они образуют краткую форму, сложное слово способом повтора и с приставкой не-, к ним можно подобрать антоним, их можно употребить со словом очень, сравнить с качеством другого предмета).
– Какие прилагательные называются относительными? (Относительные прилагательные обозначают признак предмета через отношение к другим предметам. Это может быть обозначение предмета по материалу, по назначению, по времени. Они не имеют краткой и сравнительной форм, не образуют новых слов способом повтора и с приставкой не- и не сочетаются со словом очень, к ним нельзя подобрать антоним).
– Какие прилагательные называются притяжательными? (Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному, отвечают на вопрос «чей?»).
3. Самостоятельная работа с самопроверкой.
– Проверим себя по учебнику, правильно ли мы сделали вывод.
4. Включение в систему знаний и закрепление. Устные упражнения занимательного характера (минутка отдыха).
1. Группы получают карточки (шестой слайд):
№1
Игра «Найди ошибку»
- Крутой – качественное
- Бабушкин – притяжательное
- Каменный – относительное
- Узбекский – притяжательное
№2
Игра «Найди ошибку»
- Дерзкий – качественное
- Флотский – притяжательное
- Горный – относительное
- Тополиный – относительное
№3
Игра «Найди ошибку»
- Снежный – относительное
- Сельский – притяжательное
- Вчерашний – относительное
- Ясный – качественное.
2. Ситуативная игра «Бюро находок».
– Ребята, принесли вещи в бюро находок, надо сделать записи в учетной тетради и описать эти вещи, используя качественные, относительные и притяжательные прилагательные.
Седьмой слайд: «Бюро находок».
Учетная тетрадь | ||
Находка | Признаки (какой?) | Чей? Чья? |
1. Повязка | ||
2. Телефон | ||
3. Тетрадь | ||
ІІІ. Оценочно-рефлексивный этап.
1. – Какие слова использовали, чтобы вещи быстро нашлись? (Имена прилагательные).
– Что обозначают использованные прилагательные? (Качества предметов, отношение к другим предметам, принадлежность).
– Можно ли было обойтись без прилагательных? (Нет).
– Какую роль они играют в речи? (Описывают предмет, делают речь яркой, образной).
– Попробуем сейчас доказать, что в речи нельзя обойтись без прилагательных, что с помощью прилагательных можно сочинить красивое сочинение или стихотворение. Чтобы легче было думать, я покажу вам красивый зимний пейзаж (восьмой слайд).
– Послушаем, какие стихотворения и сочинения-миниатюры получились.
2. Оценка урока.
– Нарисуйте, каким был наш урок. Добились ли мы цели?
ІV. Домашнее задание (на выбор):
- Написать (доработать) сочинение-миниатюру или стихотворение с использованием прилагательных.
- Прочитать теоретический материал в учебнике и выполнить упражнение по желанию.