Урок-игра "Кто важнее?" Корень слова и однокоренные слова"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • В игровой форме повторить и закрепить знания о морфемах.
  • Научить учащихся правильно выделять корень в слове.
  • Развивать умения и навыки самостоятельно добывать знания , используя логическое мышление , выходя за рамки школярского шаблона или надоевшего параграфа; развивать внимание, логику, память.
  • Воспитывать внимательность, взаимное уважение к одноклассникам, к окружающему миру, к мамам.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Вступительное слово учителя: постановка целей, тема урока.
  4. Повторение. Просмотр “письма”.Работа в группах.
  5. Игры: “Парусник”, “Кто больше?”.Индивидуальная работа , работа у доски.
  6. Физкультминутка.
  7. Изучение нового материала.
    Игры: “Отгадай слово”, “Найди лишнее слово”, “Закончи запись”.
  8. Обобщение “Кто важнее?”
  9. Групповая творческая работа .
  10. Домашнее задание: написать рассказ о маме, используя однокоренные слова , прозвучавшие на уроке.
  11. Оценивание.
  12. Рефлексия (отзывы об уроке).

Оборудование:

  1. Мультимедийный урок.
  2. Бланки для самооценки.
  3. Парусники из бумаги.
  4. Карточки для индивидуальной работы.
  5. Цветные жетоны с однокоренными словами омаме (Н-р, мамуля, мамочка, мама, красота,красотуля, красавица и.т.п.)
  6. Мультимедиапроектор, компьютер.
  7. Листочки с клейкой лентой для отзывов.

Ход урока

1 слайд 1. – Здравствуйте, милые мои,садитесь.

2. – Откройте тетради, проверим домашнее задание.

– Все справились? Молодцы! А теперь в бланке оценок поставьте сами себе оценку за домашнее задание.Если вы не допустили ни одной ошибки поставьте 5, допустили 1–2 ошибки – 4, если больше 3 – 3.

4. – А теперь запишите , пожалуйста, в тетради дату, тему урока. Как вы думаете, из названия , темы урока можно сделать вывод о том , чем мы сегодня будем заниматься, что нового узнаем?

(Ответы учащихся.)

2 слайд – Посмотрите, какие перед нами сегодня стоят цели урока. И все это мы узнаем играя.

Ой, ребята, совсем забыла. Сегодня мне по электронной почте прислали письмо.

3,4,5 слайды Давайте его посмотрим. Ну как, ребята, сможем мы им помочь? Сможем!
  Знаете, один четырехголовый Змей-Горыныч говорил:“Одна голова–хорошо”, а четыре – лучше!”. Давайте и мы разделимся на четыре группы. Первая группа поможет приставке, вторая–суффиксу, третья–корню, а четвертая–окончанию.

Посовещайтесь и ответьте на вопросы: что это за морфема, для чего нужна(какую функцию выполняет), и где ее место в слове?

6 слайд А волшебница Помогайка прислала вам подсказку–помощницу. Вы можете отвечать по схеме.

Ну, ребята, какие же вы молодцы, помогли морфемам ответить на их вопросы.

Обменяйтесь с соседом бланками для оценок и поставьте друг другу оценки за повторение.

Но главный вопрос еще остался: “Кто же важнее?”.

7 слайд Давайте поиграем в игру “Парусник”. В тетради нарисуйте парусники (на доске прикрепить парусники). К какому паруснику должны причалить части слова? Каждый работает в тетради самостоятельно, четверо – у доски.
8 слайд Теперь проверьте и поставьте себе оценку. Сейчас проверим кто из вас самый быстрый и умный.

Игра “кто больше составит слов из этих морфем”? запишите в тетради. Кто закончит–поднимите руку.

(Выполнившему задание первым, поставим “пять”. Составившему наибольшее количество слов –“пять”).

А теперь физкультминутка.

Представьте, что вы немые. Постройтесь в алфавитном порядке по первой букве вашего имени.

9 слайд Игра “Отгадай слово”. По какой морфеме вы сразу отгадали слово? Почему? (По корню, так как в нем заключается лексическое значение слова).

Что же все–таки важнее в слове? (Корень, так как корень несет основное лексическое значение слова, а приставка и суффикс–дополняют это значение, окончание–изменяет форму слова). Оцените себя.

10 слайд Игра “Найди лишнее слово”.найдите лишнее слово и запишите в тетрадь в столбик.
  1. По какому признаку вы их нашли?
  2. Как определить являются ли слова однокоренными?:
  3. Для каждого лишнего слова подберите два однокоренных и запишите.
  4. Оцените себя.
11 слайд Ребята, вы такие умные, что сами сможете составить правило. Закончите запись.

Итак, ребята, мы ответили на все вопросы морфем и выяснили, кто важнее, но у нас осталась еще одна задачка. При входе в класс, вы брали цветной жетон. Поднимите их, пожалуйста.

Выбранный вами цвет означает в каком состоянии, с каким настроением вы пришли на урок. Красный–активность, желтый–радость, зеленый–внимание, синий–азарт, бодрость.

На обратной стороне жетона записаны однокоренные слова. Всего четыре цвета. В каждом цвете шесть карточек , одна карточка пустая. Образуйте 4 группы и в пустую карточку запишите общий корень данных однокоренных слов.

Ребята, догадайтесь, о ком мы говорим, употребляя данные слова? (о маме)

Приближается международный день матери – 25 ноября. Давайте мы сделаем им подарок и создадим рукописную книгу о маме.(Мы уже создавали такие книги о воде и. т.п.

Домашнее задание: Создайте свою рукописную страницу о вашей маме. Это может быть рисунок мамы, фотография, небольшой рассказ о маме ,о ее детстве, все ,что вы хотите рассказать о маме и ,конечно, ассоциативный ряд к слову мама. В своих рассказах употребите однокоренные слова.

Итак, вы сегодня отлично поработали. МОЛОДЦЫ!

Урок вам понравился? Чему вы сегодня научились?

Напишите, пожалуйста ваши отзывы на листочках и прикрепите к паруснику с самой важной частью слова.

Спасибо за урок! До свидания! Урок окончен!

Приложение 1.

Бланк для оценок.

Этапы урока Домашнее задание Повторение Парусник Отгадай слово Найди лишнее Закончи запись
Оценки            

ПАРУСНИКИ