Цели:
- В игровой форме повторить и закрепить знания о морфемах.
- Научить учащихся правильно выделять корень в слове.
- Развивать умения и навыки самостоятельно добывать знания , используя логическое мышление , выходя за рамки школярского шаблона или надоевшего параграфа; развивать внимание, логику, память.
- Воспитывать внимательность, взаимное уважение к одноклассникам, к окружающему миру, к мамам.
План:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Вступительное слово учителя: постановка целей, тема урока.
- Повторение. Просмотр “письма”.Работа в группах.
- Игры: “Парусник”, “Кто больше?”.Индивидуальная работа , работа у доски.
- Физкультминутка.
- Изучение нового материала.
Игры: “Отгадай слово”, “Найди лишнее слово”, “Закончи запись”. - Обобщение “Кто важнее?”
- Групповая творческая работа .
- Домашнее задание: написать рассказ о маме, используя однокоренные слова , прозвучавшие на уроке.
- Оценивание.
- Рефлексия (отзывы об уроке).
Оборудование:
- Мультимедийный урок.
- Бланки для самооценки.
- Парусники из бумаги.
- Карточки для индивидуальной работы.
- Цветные жетоны с однокоренными словами омаме (Н-р, мамуля, мамочка, мама, красота,красотуля, красавица и.т.п.)
- Мультимедиапроектор, компьютер.
- Листочки с клейкой лентой для отзывов.
Ход урока
1 слайд | 1. – Здравствуйте, милые мои,садитесь. 2. – Откройте тетради, проверим домашнее задание. – Все справились? Молодцы! А теперь в бланке оценок поставьте сами себе оценку за домашнее задание.Если вы не допустили ни одной ошибки поставьте 5, допустили 1–2 ошибки – 4, если больше 3 – 3. 4. – А теперь запишите , пожалуйста, в тетради дату, тему урока. Как вы думаете, из названия , темы урока можно сделать вывод о том , чем мы сегодня будем заниматься, что нового узнаем? (Ответы учащихся.) |
2 слайд | – Посмотрите, какие перед нами сегодня
стоят цели урока. И все это мы узнаем играя. Ой, ребята, совсем забыла. Сегодня мне по электронной почте прислали письмо. |
3,4,5 слайды | Давайте его посмотрим. Ну как, ребята, сможем мы им помочь? Сможем! |
Знаете, один четырехголовый
Змей-Горыныч говорил:“Одна голова–хорошо”, а
четыре – лучше!”. Давайте и мы разделимся на
четыре группы. Первая группа поможет приставке,
вторая–суффиксу, третья–корню, а
четвертая–окончанию. Посовещайтесь и ответьте на вопросы: что это за морфема, для чего нужна(какую функцию выполняет), и где ее место в слове? |
|
6 слайд | А волшебница Помогайка прислала вам
подсказку–помощницу. Вы можете отвечать по
схеме. Ну, ребята, какие же вы молодцы, помогли морфемам ответить на их вопросы. Обменяйтесь с соседом бланками для оценок и поставьте друг другу оценки за повторение. Но главный вопрос еще остался: “Кто же важнее?”. |
7 слайд | Давайте поиграем в игру “Парусник”. В тетради нарисуйте парусники (на доске прикрепить парусники). К какому паруснику должны причалить части слова? Каждый работает в тетради самостоятельно, четверо – у доски. |
8 слайд | Теперь проверьте и поставьте себе
оценку. Сейчас проверим кто из вас самый быстрый
и умный. Игра “кто больше составит слов из этих морфем”? запишите в тетради. Кто закончит–поднимите руку. (Выполнившему задание первым, поставим “пять”. Составившему наибольшее количество слов –“пять”). А теперь физкультминутка. Представьте, что вы немые. Постройтесь в алфавитном порядке по первой букве вашего имени. |
9 слайд | Игра “Отгадай слово”. По какой морфеме
вы сразу отгадали слово? Почему? (По корню, так как
в нем заключается лексическое значение слова). Что же все–таки важнее в слове? (Корень, так как корень несет основное лексическое значение слова, а приставка и суффикс–дополняют это значение, окончание–изменяет форму слова). Оцените себя. |
10 слайд | Игра “Найди лишнее слово”.найдите
лишнее слово и запишите в тетрадь в столбик.
|
11 слайд | Ребята, вы такие умные, что сами сможете
составить правило. Закончите запись. Итак, ребята, мы ответили на все вопросы морфем и выяснили, кто важнее, но у нас осталась еще одна задачка. При входе в класс, вы брали цветной жетон. Поднимите их, пожалуйста. Выбранный вами цвет означает в каком состоянии, с каким настроением вы пришли на урок. Красный–активность, желтый–радость, зеленый–внимание, синий–азарт, бодрость. На обратной стороне жетона записаны однокоренные слова. Всего четыре цвета. В каждом цвете шесть карточек , одна карточка пустая. Образуйте 4 группы и в пустую карточку запишите общий корень данных однокоренных слов. Ребята, догадайтесь, о ком мы говорим, употребляя данные слова? (о маме) Приближается международный день матери – 25 ноября. Давайте мы сделаем им подарок и создадим рукописную книгу о маме.(Мы уже создавали такие книги о воде и. т.п. Домашнее задание: Создайте свою рукописную страницу о вашей маме. Это может быть рисунок мамы, фотография, небольшой рассказ о маме ,о ее детстве, все ,что вы хотите рассказать о маме и ,конечно, ассоциативный ряд к слову мама. В своих рассказах употребите однокоренные слова. Итак, вы сегодня отлично поработали. МОЛОДЦЫ! Урок вам понравился? Чему вы сегодня научились? Напишите, пожалуйста ваши отзывы на листочках и прикрепите к паруснику с самой важной частью слова. Спасибо за урок! До свидания! Урок окончен! |
Бланк для оценок.
Этапы урока | Домашнее задание | Повторение | Парусник | Отгадай слово | Найди лишнее | Закончи запись |
Оценки |
ПАРУСНИКИ