1. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить тире.
- Вы согласитесь, что Новый год самый лучший праздник, правда же?
- Пейзаж не привеска к прозе и не украшение.
- Грустить о прошлом скучная работа.
- Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества.
- Творчество А. С. Пушкина, безусловно, источник литературы критического реализма.
2. Укажите номера предложений, в которых неправильно расставлены знаки препинания
- Роман “Война и мир”, жанр которого определяется как роман-эпопея, крупное эпическое произведение.
- Я начал ходить в библиотеку и читать книги и журналы.
- Дни стояли пасмурные однако теплые.
- Всё для тебя: вокзалы и причалы, цветы и звёзды времени полёт.
- В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек как-то уточек, гуськов, дудочек и брызгалок.
3. Укажите номера предложений с однородными определениями.
- Глубокая мёртвая затягивающая, как омут, стояла тишина.
- За кормой развевался просвеченный солнцем бело-сине-красный торговый флаг.
- В этих местах растёт густой смешанный лес с преобладанием кедра.
- И дождь поспешный молодой закапал невпопад.
- Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался лунный свет.
4. Укажите номера предложений, в которых правильно расставлены знаки препинания.
- Наступала заря, и закованный в снег двуглавым обломком кристалла в огне загорался Казбек.
- Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармошкой.
- Росистое, ясное, расцветало утро.
- Опрятней модного паркета блистает речка льдом одета.
- Они (Третьяковы) владели многими текстильными предприятиями как большими, так и малыми.
5. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки при обособлении приложений.
- Приказ о продлении сессии подписан ректором института профессором И. И. Ивановым.
- Это был его сверстник по прозвищу Рудня, крестьянин соседнего села.
- Ах, будь она, эта война, проклята.
- Гусев мало-помалу начинает различать своего соседа по койке Павла Ивановича.
- Фронтовой бродяга-газетчик я в любом блиндаже родня.
6. Укажите номера предложений, в которых знаки препинания расставлены правильно.
- “Нет, я не еду”, – с удивлением и как будто обидясь поспешно сказал Пьер.
- Пашка Матвеев спал почти круглые сутки, а просыпаясь, приговаривал: “Знатно! На два года отосплюсь”.
- Он вышел, поправляя свои чёрные усики и глядя куда-то на ковёр, едва заметным движением плеча ответил на поклоны офицеров.
- Лодка медленно двинулась по тихой воде то окунаясь в туман, то выскальзывая на простор.
- Мы уже сказывали, что несмотря на её холодность Марья Гавриловна всё по-прежнему окружена была искателями.
7. Укажите номера предложений с пунктуационными ошибками.
- Бойцы твои письма читали, и там на переднем краю они хорошо понимали святую неправду твою.
- Кроме того, Кротких не полагал, что на свете помимо любви существует ещё и ревность.
- Доказано, что животные, например дельфины, вполне способны любить, а попугаи-неразлучники умирают в разлуке.
- Сбавили мы ход, и счастливо.
- В урожайные или грибные годы грибы часто попадаются кучками, семьями, даже растут двойничками.
8. Укажите номера предложений с вводными словами.
- Чичиков со своей стороны был очень рад, что поселился на время у такого мирного и смирного хозяина.
- Дождь прекратился, но должно быть временно: лохматые тучи курились низко, прямо над вершинами влажного леса.
- Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы.
- Зверь в сущности доволен малым: ему нужны еда и сон.
- Гость однако же коснулся больше событий внутреннего мира.
9. Укажите номера предложений, в которых знаки препинания расставлены правильно.
- Жёлтые, золотые листья словно бабочки на лету.
- Костровцев был как всегда серьёзен и немногословен.
- А между клёнами синеют то там, то здесь в листве сквозной просветы в небо что оконца.
- До сих пор она жила как во сне.
- В последнее время некоторые зоологи высказывают предположение, что полоски на коже зебр появились как средство, предохраняющее от укусов мухи цеце.
10. Укажите номера предложений, в которых нет пунктуационных ошибок.
- Тёплое пасмурное утро и чуть-чуть моросит.
- Я добился всего сам и я никогда ничего не просил.
- Так куда же Лопухов девался и как фуражка его оказалась простреленною по околышу?
- Чужие холодные скалы и мокрый снег, летевший навстречу машине.
- Взошла луна и своим мягким фосфорическим светом озарила лес.
11. Укажите номера предложений, в которых пропущены запятые.
- Всё, что пошлёшь: нежданную беду, свирепый искус, пламенное счастье – всё вынесу и через всё пройду.
- Ему казалось, что он недолго лежал, припавши лбом к спинке дивана, но когда открыл глаза, из обоих окон номерка уже тянулись к полу косые солнечные тучи.
- Может быть, оттого что, ставши рабочим, я уже видел нашу городскую жизнь только с её изнанки, почти каждый день мне приходилось делать открытия, приводившие меня просто в отчаяние.
- Вместо того чтобы поддержать меня, ты начал помогать тому, против чего я борюсь.
- Они тронулись в путь, как только стаял снег и с моря потянул тёплый ветер.
12. Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить двоеточие.
- Грин умер, оставив нам решать вопрос нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был он.
- Экономические выводы, прогнозы, планы, программы нельзя строить с той степенью уверенности, с какой предсказывают это естественные науки, то есть физика, химия, биология.
- Ты видишь сам всегда хорош наш город, весной же он особенно хорош.
- В этом городе существует несколько объединений предпринимателей и промышленников, например Ассоциация предприятий мелкого и среднего бизнеса.
- Но прекрасен данный жребий просиять и умереть.
13. Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить тире.
- Сказка песенке сестра.
- К сожалению, у меня было очень мало времени меня отпустили только на десять дней.
- Я шёл к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием сделать добро!
- День и ночь с тобой жду встречи, встречусь голову теряю.
- От каменных полов в лазарете было холодно и гулко шаги врача доносились издалека.
14. Укажите номера предложений с пунктуационными ошибками.
- Ах, как хочется удивляться! Ах, как хочется удивлять!
- Это, брат, ух как горько и ух как подло!
- Услышь меня хорошая, услышь меня красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая.
- Что, ты хотел свободы? Ты жил победителем, ты и умрешь победителем.
- Да в жизни есть один конец, но в жизни несколько начал.
15. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки при выделении прямой речи.
- “Ты мне льстишь, Орест” – промолвил грустно Пушкин, глядя на оконченный портрет.
- “Где, – сказал Кипренский с тоской, – где я возьму красок, чтобы изобразить это зимнее безмолвие, и этот блеск, и дворцы, утратившие объём и тяжесть, и, наконец, волнение своего сердца?”
- “Я знаю, что вы завтра уезжаете, поэтому и пришёл”, – сказал Ваня и, смутившись вконец, пробормотал: “Извините за беспокойство”.
- Её глаза будто просили: “Помоги!” – но она не только ничего не говорила, но даже отвернулась от него.
- “Идём, – схватила она его за рукав, – Им будет полезно познакомиться с тобой”.
Ответы:
1. 1, 3;
2. 1, 4, 5;
3. 1, 4, 5;
4. 2, 3;
5. 2, 4, 5;
6. 1, 2;
7. 1, 2, 5;
8. 1, 2, 4, 5;
9. 1, 4, 5;
10. 3, 4, 5;
11. 1, 2, 3;
12. 2, 3;
13. 3, 4, 5;
14. 3, 5;
15. 1, 3, 5.