Русский язык
-
Открытый урок по русскому языку в 9-м классе "Сложноподчиненное предложение с придаточными сравнительными" 2022
Задачи урока: находить СПП с придаточными сравнения в тексте, знать, на какие вопросы они отвечают; отличать СПП с придаточными сравнения от СПП с придаточными, внешне сходными с ними; продолжить подготовку к итоговой аттестации за курс основной школы; совершенствовать пунктуационные навыки.
-
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе «Обобщение знаний об имени прилагательном» 2022
Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных в предметной области «Русский язык» по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном».
-
Методическая разработка урока по русскому родному языку на тему «Тексты описательного типа». 6-й класс 2022
Цели урока: повторить типы и стили речи, систематизировать знания о строении текста-описания, выявить особенности данных текстов; развивать навыки работы с текстом; познакомить с терминами: дефиниция, ситуативная и квалификационная дефиниции.
-
Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы 2022
Статья посвящена проблеме формирования читательской грамотности как одного из базовых компонентов образования личности. В статье представлен опыт использования методов и приемов на уроках русского языка и литературы при работе с текстом для развития и совершенствования компонентов читательской грамотности.
-
Тематическая группа "Одежда" в произведениях Н.В.Гоголя 2022
Среди замечательных людей, составляющих славу и гордость русской культуры, выдающееся место принадлежит Н.В.Гоголю. Чтобы вполне понять и оценить язык Н.В.Гоголя, необходимо хорошо знать его эпоху, выявить особенности его словоупотребления, представить себе мировосприятие писателя. В языке Гоголя нет полых слов. Мощная выразительная и изобразительная сила гоголевского языка основывалась на умении писателя сделать слово точным, конкретным, пластичным. Особенно интересным представляется исследование особенностей функционирования в его произведениях тематической группы «одежда». Тематическую группу «Одежда» в произведениях Н.В.Гоголя представляют головные уборы, верхняя и нижняя одежда, обувь.
-
Синонимы 2022
Представлена презентация к уроку русского языка по теме "Синонимы".
-
Языковой анализ в системе обучения русскому языку. Методические рекомендации по порядку проведения видов разбора по учебному предмету «Русский язык» 2022
В практике преподавания русского языка в общеобразовательной школе одним из видов учебной деятельности является анализ языковых единиц на основе полученных теоретических знаний: анализ звукового состава слова, морфемного состава слова, слова как единицы лексической системы языка, слова как части речи, анализ словосочетания и предложения как единиц синтаксиса, анализ текста. Анализ языковых единиц проводится на уроках русского языка на основе наблюдения, сопоставления и сравнения языковых единиц, явлений, форм, структур.
-
Повторение изученного по разделу "Фонетика". Гласные и согласные звуки" 2022
Методическая разработка урока (учебного занятия) предназначена для учителей русского языка и литературы. Она представляет собой урок-повторение по разделу «Фонетика» в 5-м классе по теме «Повторение изученного по разделу «Фонетика». Гласные и согласные звуки». Методическая разработка содержит задания различного уровня сложности. Данная разработка поможет учителям русского языка и литературы организовать работу учащихся на уроках с применением игровых технологий, осуществить формирование различных УУД. В работе представлены задания для отработки и проверки полученных заданий. Использование данной разработки поможет учителю организовать работу учащихся на уроках текущего контроля, используя материал заданий.
-
Правописание слов с сочетаниями жи–ши. 1-й класс 2022
Представлена презентация к уроку в 1-м классе "Правописание слов с сочетаниями жи–ши".
-
Формирование навыка орфографической зоркости младших школьников 2022
Работая учителем, я пришла к выводу, что проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Связано это со сложностью самой орфографической системы русского языка и с тем, что учащиеся не видят орфограмму, не умеют применять на практике правила правописания. Письмо – это вид речи, с помощью которого человек выражает свои мысли. Необходимо, чтобы при письме общение между пишущим и читающим было наиболее точным. В устной речи точности высказывания способствуют интонация, паузы, мимика, жесты. В письменной речи решению этой задачи во многом способствует орфография. В начальной школе возможно добиться от ученика понимания роли правописания как средства передачи мысли при письме и показать ему значение орфографических правил для наиболее точного оформления этой мысли.
-
Внеклассное занятие по русскому языку. Фразеологическая викторина (2–3-е классы) 2022
Цель урока: познакомить учащихся с происхождением фразеологизмов; учить понимать их значение и употреблять в речи; способствовать формированию образности речи, развивать устную речь учащихся, воспитывать интерес к родному языку, истории и культуре русского народа.
-
Написание безударных окончаний личных глаголов. 4-й класс 2022
Цель урока: формирование навыка обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов настоящего времени по алгоритму; развитие орфографических навыков, формирование умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме, правильного написания безударного личного окончания глагола.
-
Сценарий открытого мероприятия "Библиографическая игра «За далью Даль»", по толковому словарю живого великорусского языка Владимира Даля 2022
Мы начнем игру по словарю В.И.Даля, где каждый тур уведет в свою даль: природную, историческую, сказочную, литературную, мистическую и прикольную. С каждой далью мы будем открывать для себя даль культуры родного языка, и за каждой далью будет Даль.
-
Фразеологизмы, их типы и особенности строения. Стилевое и речевое бытование фразеологических единиц 2022
Русский язык – это национальный язык русского народа, обладающего богатейшими традициями, высочайшей культурой. Научное изучение русского языка начинается там, где к объективно протекающему процессу овладения родной речью прибавляется элемент осознания свойственных языку закономерностей. Одной из важнейших задач изучения русского языка является задача овладения грамотной и выразительной русской речью. Овладение фразеологическим богатством русского языка помогает в значительной степени повысить культуру речи, которая, к сожалению, недостаточно высока и оставляет желать лучшего.
-
Конспект интегрированного урока в 7-м классе "Устное описание картины якутского художника А.Чикачёва «Счастье»" 2022
Урок развития речи по русскому языку в 7-м классе представляет совместный урок учителя русского языка и учителя-логопеда. Перед тем, как учащиеся приступят к описанию картины, учитель-логопед проводит с ними нейрогимнастику, которая помогает активизировать память, внимание, мышление и речь.
-
Урок русского языка во 2-м классе «Письмо другу» 2022
Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов по написанию личного письма с элементами рассуждения, описания или повествования, построена в соответствии с психолого-педагогическими особенностями младших школьников, предназначена для учителей начальной школы и может быть использована на уроках русского языка во 2–3-х классах, а также во внеклассной работе. Методическая разработка имеет практическую направленность, благодаря чему у учащихся формируются необходимые навыки правильного написания письма другу. Систематический анализ писем-образцов развивает у детей языковое чутье, внимание к правильному употреблению речевых единиц. В результате данной деятельности учащиеся приобретают опыт по исправлению речевых ошибок. Помимо этого методическая разработка носит творческий характер: предоставляет свободу учителю и учащимся, развивает интерес к языку и потребность познавать его. Упражнения в составлении писем закладывают основы культуры общения, формируют коммуникативные умения, а главное – доброжелательное отношение к людям. Цель урока: познакомить с понятиями «письмо», правилами его написания.
-
Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5-м классе как один из способов формирования универсальных учебных действий 2022
Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5-м классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и задачи. Приёмы, приведённые в методической разработке, можно использовать на уроках различных типов и на разных этапах уроков. Они позволяют заинтересовать учащихся, привлечь их к активной деятельности на уроках, а также связать уроки русского языка с уроками литературы. Цель методической разработки заключается в том, чтобы посредством использования текстов художественной литературы и иллюстраций к ним на уроках русского языка повышать интерес учащихся к предмету, к художественному слову, помогать учащимся овладевать речевыми навыками, формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС нового поколения.
-
Правописание корней 2022
Представлена таблица для лучшего запоминания правописания корней.
-
Предлог как служебная часть речи. Средство связи. Культура речи 2022
Цель урока: обобщить и углубить знания по теме; сформировать навыки правописания производных предлогов, разграничения омонимичных частей речи; учить соотносить синонимичные конструкции; совершенствовать речевые навыки; готовиться к ЕГЭ.
-
Совершенствование синтаксического строя речи учащихся в процессе работы над изложением в 9-м классе 2022
Практической основой синтаксической подготовки является синтаксический анализ исходного текста, который проводится непосредственно перед написанием изложения - речь усваивается, если приобретается способность понимать лексические и грамматические языковые значения. Составной частью такой синтаксической подготовки является также выполнение разного рода упражнений с целью сохранения учащимися синтаксических моделей исходного текста. Это такие упражнения, как составление схем отдельных предложений, объяснение постановки знаков препинания, запись предложений, сходных по конструкции с предложениями исходного текста, повторение синтаксических сведений в процессе языкового разбора.
-
Запятая перед как 2022
Дана памятка, когда ставится и не ставится запятая перед словом "как".
-
Развитие речи и воображения на уроках русского языка через анализ текста на основе системно-деятельностного подхода 2022
Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. Методика речевого развития школьников основывается на реализации положения о взаимосвязи процессов восприятия, воображения и создания текста, которые интерпретируются в психолингвистике как творческие процессы, имеющие сходные психологические механизмы.
-
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка 2022
Представлены два текста о Черном море и вопросы к данным текстам для развития функциональной грамотности.
-
Методическая разработка урока русского языка «Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями» 2022
Цели урока: формирование умения правильного пунктуационного оформления обособленных приложений на основе исследования предложенного языкового материала.
-
Употребление причастных и деепричастных оборотов в эпистолярном жанре 2022
Цели урока: обобщение и систематизация сведений о причастиях и деепричастиях; закрепление практического умения находить деепричастные и причастные обороты, ставить знаки препинания при них; совершенствование навыков конструирования предложений с деепричастными оборотами.
-
Приемы поддержки умтвенной работоспособности и здоровьесберегающие технологии в обучении русскому языку и чтению детей с ОВЗ 2022
Эффективность работы с детьми зависит от этапа урока. Активная учебная нагрузка не должна длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Отсюда может пропасть интерес к учебной деятельности. Использование ИКТ и ТСО на уроках сокращает усталость, позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока, а потеря внимания наступает на 5–10 минут позже обычного. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (их острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может исключить это явление.
-
Технологическая карта урока на тему "Причастие как часть речи" 2022
Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные.
-
Классный час: «Мы в ответе за них!». 5–6-е классы 2022
Цель классного часа: формирование чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, бережному отношению к животному миру родного края, в частности, познакомить учащихся с сайгаком как биологическим видом.
-
Урок чистоты в 5-м классе на тему «Природа не прощает ошибок. Сохраним планету» 2022
Цели урока: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию милосердия и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
-
Сценарий урока русского языка в инклюзивном классе (5-й класс). Тема: "Падежные окончания существительных 1, 2, 3 склонения" 2022
Цели урока: уметь определять падежные окончания существительных 1, 2, 3 склонения (норма);уметь находить падежные окончания существительных (инклюзия); уметь пользоваться таблицей окончаний 1, 2, 3 склонения (норма); применять приемы подстановки проверочных слов (инклюзия).