Симметрия в природе, математике, русском языке, в искусстве

Разделы: Математика, Русский язык, Начальная школа, МХК и ИЗО

Ключевые слова: симметрия


Постановка учебной задачи

Начинаем урок, который даст возможность получить и объединить знания окружающего мира, математики, русского языка, искусства.

‑ Прочитайте внимательно тему урока.

‑ Что вы знаете о симметрии? (ответы учащихся)

‑ Правильно. Слово «симметрия» пришло из Древней Греции и означает красоту и гармонию. Платон - великий мыслитель, философ и академик считал, что быть прекрасным, значит быть симметричным и соразмерным. Симметрия бывает «зеркальной, поворотной, осевой и центральной» (слайд 1).

Линия, которая делит объект на две одинаковые части, называется линией симметрии (слайд 2).

Работа по теме урока. Формулировка темы и целей урока

У объектов с зеркальной симметрией можно поменять правую и левую части, верхнюю и нижнюю, отразив их словно в зеркале. При этом объект не изменится (слайд 3)

Работа с изображением. На картинах природы и изображении насекомых провести карандашом с помощью линейки ось симметрии. (самостоятельная работа).

А теперь давайте перенесёмся в мир математики и рассмотрим геометрические фигуры. В каких фигурах нет оси симметрии? (на картинках у каждого ученика есть треугольник, круг, квадрат, трапеция, прямоугольник, ромб). Ответы учащихся. Правильно. А сколько осей симметрии можно провести у круга? (Ответы учащихся). Правильно. Теперь самостоятельная работа. Проведите карандашом с помощью линейки оси симметрии у себя на листочках.

Теперь давайте разберёмся - может ли быть симметрия в русском языке. Давайте прочтём про себя, а затем все вместе выражения, которые вы видите на слайде. (Топот, шалаш, потоп, а роза упала на лапу Азора, Ася, молоко у мяса, мир или Рим). Теперь вы убедились, что симметрия есть в словах и предложения и в русском языке. Палиндром - в переводе с греческого «назад, снова» «бег». Слово или текст, одинаково читающиеся в обоих направлениях.

Сейчас рассмотрим симметрию в искусстве.

История техники «Пэчворк»

Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также «пэчворк», от англ. patchwork - «изделие из лоскутов») - вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороны.

В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий. Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Вероятно, везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде.

Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию - защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма. В конце XIX - начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. Наряду с ковриками из уголков были распространены коврики из шнуров-косичек, сплетённых из скрученной ткани, которые выкладывались по кругу и сшивались.

Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей.

В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 1990-х годах, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства.

Практическая часть урока. Работа гуашью на квадратных листах в технике «Пэчворк»

‑ Итак, мы познакомились с историей создания изделий в технике, где можно показать симметрию, сейчас перейдём к творческой работе. На каждом листе с помощью линейки начертите оси симметрии, сколько их получится в квадрате? (Ответы учащихся) Правильно, 4.

Выберите цвет и распределите его по своему выбору. В завершении урока, мы соединим квадраты и получим прекрасную картину, напоминающий нам стиль «пэчворк». Учащиеся работают, создают свои «лоскуты».

В завершении работы вывешиваются на доске и обсуждаем полученный результат. Оцениваем каждую работу.

Обобщение

‑ Можем ли мы утверждать, что симметрия присутствует в природе, математике, русском языке, искусстве? (ответы учащихся)

Итог урока

- Что нового узнали на уроке? Какая была цель на уроке? Достигли цели?

- Что особенно запомнилось? С каким настроением вы уйдете с урока. Посмотрите на экран. Я бы хотела завершить наш урок следующими высказываниями. «Красота пробуждает в нас самое лучшее».