Урок по русскому языку. Тема: «Связь различных жанров фольклора»

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа, Конкурс «Фольклорные традиции в образовании»

Ключевые слова: фольклор


Цели:

  • Систематизировать знания учащихся о жанрах устного народного творчества;
  • Развивать аналитические навыки, навыки выразительного чтения, умение рассуждать и аргументировать свою точку зрения;
  • Прививать любовь к устному народному творчеству.

Оборудование: на доске солнышко без лучиков, на котором написано УНТ, символы-солнышки для награждения игры-путешествия, плакаты с пословицами, поговорками, загадками, иллюстрации к сказкам; мультимедийный проектор.

1. Организационный момент

Слово учителя: Здравствуйте, дети! Садитесь. Сегодня у нас открытый урок по теме «Связь различных жанров фольклора». Мы знакомы уже со многими жанрами устного народного творчества и сегодня цель нашего урока: обобщить, вспомнить и повторить все, что мы с вами изучали на уроках по фольклору.

2. Подготовительный этап

- Посмотрите на доску. Здесь у нас висит солнышко, это у нас фольклор, но оно без лучиков, а лучики у меня в руках. Лучики - это жанры фольклора, вы будете их называть, а я буду прикреплять их. Дайте ответ полный с формулировкой термина.

  • Лучик 1. Колыбельные песни - очень древний жанр, песни которые пелись, когда отходили ко сну, в нем сохранились элементы заговора- оберега(т.е от слова «оберегать»).
  • Лучик 2. Пестушки и потешки - это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождали движения ребенка в первые месяцы жизни.
  • Лучик 3. Заклички - разновидность заклинателъных песен. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье.
  • Лучик 4. Пословицы - это краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости.
  • Лучик 5. Поговорка, как и пословица,- меткое народное выражение, краткое по форме, острое по мысли. Однако пословица - законченное суждение, а поговорка - только часть суждения.
  • Лучик б. Загадка - краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки.
  • Лучик 7. Былина-песня-сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси.
  • Лучик 8. Русские народные сказки - короткие истории фантастического характера.
  • Лучик 9. Народная драма - пьеса - художественное произведение, предназначенное для исполнения на сцене.

- Наше «солнышко» засияло, заулыбалось, потому что вы, ребята, правильно назвали жанры УНТ. Это сказки, песни, пословицы и поговорки, загадки, потешки, пестушки, былины, пьесы.

3. Этап обобщения материала

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по станциям УНТ и посмотрим, как вы умеете различать жанры фольклора, какие произведения знаете.

- Перед тем как отправиться в путешествие, объясняю условия игры. За правильный ответ ребята получат «солнышко». Победит тот, у кого будет самая большая коллекция.

- Итак, в путь по станциям устного народного творчества.

Игра-путешествие

1. Станция «Загадочная»

Утка в море
Хвост на заборе. (Ковш)

И жнет и косит,
А хлеба не просит. (Комбайн)

Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок)

Дети получают «солнышки» за правильные ответы.

2. Станция «Былинная»

1. Аукцион.

- Назовите имена самых популярных былинных богатырей. (И.Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор)

2. Устаревшие слова.

- Ребята, читая былины, мы встречали незнакомые нам слова. Это устаревшие слова. Давайте попробуем объяснить значение часто встречающихся былинных слов:

  • УРОСЛАЯ СУМОЧКА -... вросшая
  • ОРАТАИ -... хлебопашец
  • ПАЛИЦА - ...тяжелая дубина с железными шипами
  • ПЕРСТ-... палец
  • ЕСМЬ -...есть
  • ДРУЖИННИКИ -.. воины
  • КАЛИКИ - ПЕРЕХОЖИЕ - странники, нищие слепые, собирающие
  • милостыню пением духовных стихов.
  • ГОИ ЕСИ - будьте здоровы
  • ЖИВОТ - жизнь

3. «Богатырское вооружение»

- Перед вами представлено вооружение русского богатыря Ильи Муромца.

Найдите лишний предмет. Объясните.

Слайд: копье, лук и стрелы, меч, булава, револьвер

3. Станция «Пословиц и поговорок». (Слайд 9-13)

- Ребята, вы хорошо справились с эти заданием. А чем отличается пословица
от поговорки?

Все участники конкурса получают «солнышки».

4. Физкультминутка

На полянке два жука
Танцевали гопака:
(1. Танцуем, руки на поясе)
Правой ножкой топ, топ!
(2. Топаем правой ножкой)
Левой ножкой топ, топ!
(3. Топаем левой ножкой)
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
(4. Встаем на носочки, тянемся вверх)

5. Станция «Сказочная»

Кроссворд:

  1. Самая древняя из распространенных форм устного народного творчества. Короткая история фантастического характера (Сказка)
  2. Традиционный элемент сказки, начало.
  3. Жанр очень коротких сказочек, сообщаемых сказочником в качестве вводной части к длинной сказке,
  4. Обязательный приём для русского фольклора, сказки: «в некотором царстве, в некотором государстве»; «в тридесятом царстве, в тридесятом государстве».
  5. Кто создал русские сказки.

- А теперь станция «потешки и пестушки, колыбельные песни».

- Итак, давайте с вами вспомним потешки и пестушки, кто больше назовёт их.

- Ваши мамы пели вам колыбельные песни. Представьте себя в роли своих родителей.

- Сейчас вам предстоит выйти к доске, взять в руки маленькую ляльку и спеть ей песню, которую вам пели ваши мамы и бабушки.

(Выходят, берут куклу и поют колыбельную песню)

4. Подведение итогов

- Молодцы, дети! Мы сегодня с вами очень хорошо поработали. Повторили всё что мы изучали на прошлых уроках, поиграли, давайте подведём итоги. Урок наш называется «связь различных жанров фольклора». Какая же связь между этими жанрами? (Это жанры УНТ, а устное народное творчество родилось в глубине веков, передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому. Каждый жанр фольклора выражает - мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев.)

Выставление оценок.

Рефлексия «Моё настроение».

Домашнее задание: стр. 86, прочитать статью «Литература 18 века», повторить тропы.