Методические рекомендации к использованию дидактического пособия «Речевой куб "Учимся играя"»

Разделы: Русский язык, Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Речевой куб «Учимся играя» представляет собой многофункциональный набор дидактических игр и упражнений, направленных на речевое развитие детей. Игры и упражнения способствуют формированию звуковой культуры речи, обогащению активного словаря, развитию связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. При работе с данным пособием дети будут учиться классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи, составлять описательный рассказ по картинам. Также речевой куб позволит расширить тактильные ощущения, способствую развитию мелкой моторики рук.

Цель: формирование и развитие речевой активности детей через игровую деятельность.

Возрастная категория: дети младшего и старшего дошкольного возраста.

Варианты применения: подгрупповая, индивидуальная форма работы, во время организованной образовательной и самостоятельной деятельности.

Описание пособия: Данное пособие представляет собой куб с шестью гранями разного цвета. На каждой грани прикреплены липучки для размещение игрового материала. Игровой материал для игры находится внутри коробки в конвертах, помеченные нужным цветом. Цвет описания игры на конверте соответствует цвету на грани куба. Также в конвертах находятся цель, правила игры. Детали игры крепятся на липучки. Размер куба: 20x20x20.

Речевой куб многофункционален, прост в изготовлении, удобен в использовании. Является ярким элементом предметно-пространственной среды.

Содержание куба:

  1. Игра «Расскажи сказку» (синий)
  2. Дидактическая игра «В гостях у Маши» (зеленый)
  3. Дидактическая игра «Собери робота» (желтый)
  4. Дидактическая игра «Составь рассказ по картинам» (розовый)
  5. Дидактическая игра «Составь предложения» (красный)
  6. Дидактические игры «Чей малыш?», «Чей хвост и лапы?» (оранжевый)

Правила игры:

Вариант 1: Дети подкидывают куб, сопровождая действие стихотворением:

«Раз, два, три, четыре, пять -
Будем в кубик мы играть!»

Играть начинают в игру той грани, которая выпала к верху.

Вариант 2: Дети становятся в круг и передают друг другу в руки куб, крутя гранями. Действие может выполняться под музыку: по окончании музыки смотрят на какой грани остановились или проговаривают стихотворение:

«Раз, два, три, четыре, пять -
Будем в кубик мы играть!»

Какая грань выпала к верху, в ту игру и играют дошкольники.

Данное пособие будет полезно для воспитателей и специалистов дошкольных организаций, а также для самостоятельной работы родителей.

Игра «Расскажи сказку»

Цель игры - формировать умение рассказывать самостоятельно сказку, проводить ее инсценировку, используя необходимых персонажей и атрибуты.

Правила игры - на основе, выбранных фигурок-героев, составить и рассказать сказку. Проиграть сюжет с героями, надев их на пальчики, затем прикрепить на липучку на грань куба, воссоздав тем самым образ сказки.
Возможные варианты сказок: (Теремок, Репка, Курочка-Ряба, Колобок).

Дидактическая игра «В гостях у Маши»

Цель игры - формировать умение ориентироваться в пространстве комнаты, находить обозначенные предметы, выявлять и называть, используя предлоги, где эти предметы находятся.

Правила игры:

Вариант 1 (для детей младшего дошкольного возраста): Ребенок рассматривает картинку комнаты, по просьбе педагога находит и называет нарисованные предметы, их расположение, используя предлоги.

Вариант 2 (для детей старшего дошкольного возраста): Ребенок рассматривает картинку комнаты, выбирает предметы и располагает их на картине, используя предлоги. Педагог может называть расположение, а ребенку нужно соотнести предмет с этим местом. Для усложнения можно предложить использовать картинку коробки и давать двойное расположение: положи кубики в коробку, а коробку поставь рядом с креслом.

Дидактическая игра «Собери робота»

Цель игры - формировать представление об устройстве робота (схожее с человеком), развивать умение находить его части тела и составлять из них целое (модель) робота, развивать пространственную ориентацию.

Правила игры:

Вариант 1 (для детей младшего дошкольного возраста): Ребенок должен назвать часть тела и найти эту часть на силуэте робота.

Вариант 2 (для детей старшего дошкольного возраста): Ребенок должен из частей составить целое изображение робота, закрепляя расположение частей тела.

Дидактическая игра «Составь предложения»

Цель игры - формировать умение составлять простые предложения, используя картинки с изображением разных частей речи, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Правила игры:

Вариант 1 (для детей младшего дошкольного возраста): Педагог называет простое предложение (например, мама поливает цветы), ребенок находит картины и располагает их поочередно, чтоб получилось предложение. При усложнении задания ребенок может самостоятельно пробовать составлять из карточек простые предложения, применяя умение выделять героя, действие и предмет.

Вариант 2 (для детей старшего дошкольного возраста): Ребенок должен самостоятельно составить предложения из карточек, применяя умение выделять героя, действие, характеристику и предмет, с которым герой совершил действие. Педагог старается добиваться грамматически правильного построения предложения. Для усложнения игры педагог может попросить добавлять нескольких героев, выделять несколько характеристик предмета (например, мама и папа поливают красивые цветы, мама поливает красивые, красные цветы)

Дидактическая игра «Составь рассказ по картинам»

Цель игры - развивать умение составлять описательный рассказ, используя прилагательные и остальные части речи, учить выделять множество героев и действий на картине.

Правила игры:

Вариант 1 (для детей младшего дошкольного возраста): Ребенку предлагается рассмотреть сюжетную картину (лето). Педагог помогает выделить основных героев картины с помощью вырезанных картинок (например, ребенок выбирает картину, где изображена девочка и рассказывает про ее действие, потом берет картинку, где изображен мальчик и т.д.). Педагог предлагает давать описание природы и других предметов.

Вариант 2 (для детей старшего дошкольного возраста): Ребенку предлагается рассмотреть сюжетную картину (зимние забавы). Педагог предлагает ребенку выделить героев, назвать их действия, дать характеристику погоды, времени года, природы. Также педагог обращает внимание детей на настроение героев, помогает составить описательный рассказ.

Дидактические игры «Чей малыш?», «Чей хвост и лапы?»

Цель игры - формировать умение определять и находить детенышей и взрослых животных, называть их попарно, находить и называть части тела животного, опираясь на их внешнее сходство, развивать сравнительный анализ детей.

Правила игры:

  1. «Чей малыш?» - Ребенок выбирает поочередно карточки с животными, ищет их маму, присоединяет их и называет животных попарно.
  2. «Чей хвост?» - Ребенок выбирает поочередно карточки с частью тела, ищет, кому она принадлежит, присоединяет часть тела к животному с помощью прищепки.
  3. «Чьи лапы?» - Ребенок выбирает поочередно карточки с частью тела, ищет, кому она принадлежит, присоединяет часть тела к животному с помощью прищепки.