В соответствии с планом подготовки школы к государственной (итоговой) аттестации выпускников было проведено пробное диагностическое тестирование в формате ОГЭ для выпускников 9-х классов по русскому языку. При проведении пробного ОГЭ все участники строго руководствовались инструкцией по проведению основного государственного экзамена, соблюдалась процедура проведения.
Цель проведения работы:
- отработать процедуру организации и проведения ОГЭ;
- проверить уровень усвоения учащимися материала за курс основного общего образования;
- определить качество заполнения бланков ОГЭ;
- оценить подготовку выпускников 9-х классов к ОГЭ по русскому языку.
Писали работу 169 из 181 учащихся
Краткая характеристика экзаменационной работы: Экзаменационная работа по русскому языку состояла из трех частей.
Часть первая представляла собой сжатое изложение на основе прослушанного текста.
Вторая и третья часть работы выполнялись на основе одного и того же прочитанного выпускниками исходного текста.
Часть вторая содержала тестовые задания с записью краткого ответа (задания 2-8).
Часть третья проверяла умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Практическая грамотность и фактическая точность письменной речи учащегося оценивались суммарно на основании проверки изложения и сочинения, с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок.
Максимальное количество баллов, которое мог получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы - 33 балла.
Результаты экзамена
Учитель
|
Туаллагова С.Е. |
Джиоева З.И. |
Туаллагова С.Е. |
Гиоева Э.Х. |
Габараева Л.И. |
Голуб В.В. |
Итого |
Класс / Оценка |
9а
|
9б
|
9в
|
9г
|
9д
|
9 е
|
169 учащихся |
«5» |
0 |
3 |
4 |
2 |
1 |
2 |
12 |
«4» |
7 |
12 |
13 |
7 |
5 |
5 |
49 |
«3» |
15 |
9 |
9 |
14 |
19 |
17 |
83 |
«2» |
5 |
4 |
2 |
5 |
4 |
5 |
25 |
Средний балл |
3,1 |
3,5 |
3,6 |
3,2 |
3,1 |
3,1 |
3,3 |
% успеваемости |
81% |
86% |
93% |
82% |
86% |
83% |
85% |
% качества знаний |
26% |
54% |
61% |
32% |
21% |
24% |
36% |
СОУ |
40% |
52% |
57% |
44% |
40% |
42 |
46 |
Анализ наиболее распространённых ошибок участников пробного экзамена
1 часть (задание 1: сжатое изложение)
ИК1. Передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, смогли 120 учеников ; 50 учеников получили за данный критерий по 1 баллу, т.к. пропуск отдельных авторских мыслей вел их к ошибкам при передаче основной информации; 0 баллов получил 45 человек.
ИК2. Максимальный балл за сжатие исходного текста получили 52 ученика;
- 2 балла - 71 человека,
- 0 баллов - 26 человек.
Затруднения у ребят при написании сжатого изложения были связаны с неправильным применением приемов сжатия текста.
ИК3. По данному критерию 2 балла получили 70 учеников; 0 баллов у 16 учеников. В работах ребят нарушалась логика. Одна из типичных ошибок - нарушение абзацного членения текста.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод: обучающиеся не всегда могут воспринять замысел автора, выделить основную и периферийную информацию. Необходимо отметить, что в работах использовались не все приемы сжатия исходного текста, а грамматический строй изложений отличается однообразием конструкций.
2 часть (задания 2-8: тестовые задания)
Среди всех заданий тестовой части наибольшие трудности вызвали задания 2,3,5,7.
Возможные причины выявленных ошибок: слабые теоретические знания по разделу «Синтаксис», неумение вычленять грамматическую основу предложения, незнание перечня сочинительных и подчинительных союзов, не пройденные темы по СПП,БСП и ССП.
Причины трудностей в освоении норм пунктуации связаны с недостаточным усвоением учащимися тем синтаксиса и пунктуации в 8 классе; раздел «Синтаксис сложного предложения» на данный момент не изучен.
3 часть (задания 9.1,9.2,9.3:сочинение-рассуждение)
Выполняя задание 9, из трех предложенных для сочинения-рассуждения тем большинство учащихся выбрали - 9.3.
Выполнение работы отражало умение школьника строить собственное высказывание на основе прочитанного текста, дать толкование понятия, в соответствии с тезисом, доказать свое мнение 2 аргументами из прочитанного текста и собственного опыта. Затруднения школьников, плохо справившихся с заданием 9.3., объясняются тем, что к выполнению задания 2 человека не приступили. У немногих ребят это связано несформированностью прочных базовых лингвистических знаний, что обусловило невнятность данного ими определения, причиной которой является низкий уровень читательской культуры девятиклассников.
Практическая грамотность и фактическая точность речи.
Грамотность экзаменуемого оценивалась суммарно с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок на основании поверки изложения и сочинения. При оценке грамотности учитывался объём изложения и сочинения. Общие нормативы применялись при проверке и оценке изложения и сочинения, объём которых в сумме составлял 140 и более слов.
Данные проверки заданий с развёрнутым ответом по критериям ГК1 (соблюдение орфографических норм), ГК2 (соблюдение пунктуационных норм), ГК3 (соблюдение грамматических норм), ГК4 (соблюдение речевых норм) показывают, что орфографические и пунктуационные умения сформированы в не достаточной степени выпускников. Уровень грамматических умений достаточно высок, фактическая точность речи девятиклассников на хорошем уровне.
Причиной таких результатов можно считать недостаточную сформированность у обучающихся умений применять изученные правила, умений самоконтроля, умений работать с орфографическим словарем.
По результатам ОГЭ выявлена группа неуспевающих, количестве человек.
В связи с чем будет составлен план ликвидации пробелов в знаниях, на уроках русского языка будут включены дополнительные задания на повторение изученного (тренировочные тестовые задания, задания на сайтах по подготовке к ОГЭ, индивидуальные задания каждому обучающемуся на дом).
Выводы и рекомендации:
Анализ результатов выполнения пробной экзаменационной работы по русскому языку даёт основание утверждать, что учащиеся неплохо справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций. С изложением и сочинением справились неплохо. Однако самым низким оказался уровень выполнения тестовых заданий.
Анализ результатов пробного экзамена позволил выработать следующие рекомендации:
- разработать систему работы по корректировке знаний школьников;
- особое внимание уделять работе по формированию навыков владения орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами, использовать в ежедневной работе тестовые задания;
- продолжить подготовку к ОГЭ по Демоверсиям, по Кодификатору элементов содержания и уровня требований к подготовке выпускников 9-х классов, расположенному на сайте ФИПИ;
- практиковать проведение промежуточного и итогового контроля по контрольно-измерительным материалам;
- осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, с целью повышения уровня качества знания выпускников (использовать эффективные технологии обучения, обеспечивающие разно уровневый и индивидуальный подход);
- использовать в своей деятельности единый критериальный подход к оценке работ учащихся;
- отрабатывать умения и навыки, связанные с чтением, с информационной переработкой текста;
- проводить на уроках русского языка систематическую работу над написанием изложения через аудирование;
- комплексно использовать работу над изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков;
- шире использовать при подготовке к экзамену дидактические материалы, таблицы, схемы, справочники, электронные образовательные ресурсы.
Особое внимание уделять формированию умений аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.