Аналитическая справка по результатам пробного ОГЭ по русскому языку в 9-м классе

Разделы: Русский язык

Класс: 9


В соответствии с планом подготовки школы к государственной (итоговой) аттестации выпускников было проведено пробное диагностическое тестирование в формате ОГЭ для выпускников 9-х классов по русскому языку. При проведении пробного ОГЭ все участники строго руководствовались инструкцией по проведению основного государственного экзамена, соблюдалась процедура проведения.

Цель проведения работы:

  • отработать процедуру организации и проведения ОГЭ;
  • проверить уровень усвоения учащимися материала за курс основного общего образования;
  • определить качество заполнения бланков ОГЭ;
  • оценить подготовку выпускников 9-х классов к ОГЭ по русскому языку.

Писали работу 169 из 181 учащихся

Краткая характеристика экзаменационной работы: Экзаменационная работа по русскому языку состояла из трех частей.

Часть первая представляла собой сжатое изложение на основе прослушанного текста.

Вторая и третья часть работы выполнялись на основе одного и того же прочитанного выпускниками исходного текста.

Часть вторая содержала тестовые задания с записью краткого ответа (задания 2-8).

Часть третья проверяла умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Практическая грамотность и фактическая точность письменной речи учащегося оценивались суммарно на основании проверки изложения и сочинения, с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок.

Максимальное количество баллов, которое мог получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы - 33 балла.

Результаты экзамена

Учитель

Туаллагова С.Е.

Джиоева З.И.

Туаллагова С.Е.

Гиоева Э.Х.

Габараева Л.И.

Голуб В.В.

Итого

Класс / Оценка


30/27 уч


30/28уч


31/28уч


31/28 уч


30/29 уч

9 е
29/29 уч

169 учащихся

«5»

0

3

4

2

1

2

12

«4»

7

12

13

7

5

5

49

«3»

15

9

9

14

19

17

83

«2»

5

4

2

5

4

5

25

Средний балл

3,1

3,5

3,6

3,2

3,1

3,1

3,3

% успеваемости

81%

86%

93%

82%

86%

83%

85%

% качества знаний

26%

54%

61%

32%

21%

24%

36%

СОУ

40%

52%

57%

44%

40%

42

46

Анализ наиболее распространённых ошибок участников пробного экзамена

1 часть (задание 1: сжатое изложение)

ИК1. Передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, смогли 120 учеников ; 50 учеников получили за данный критерий по 1 баллу, т.к. пропуск отдельных авторских мыслей вел их к ошибкам при передаче основной информации; 0 баллов получил 45 человек.

ИК2. Максимальный балл за сжатие исходного текста получили 52 ученика;

  • 2 балла - 71 человека,
  • 0 баллов - 26 человек.

Затруднения у ребят при написании сжатого изложения были связаны с неправильным применением приемов сжатия текста.

ИК3. По данному критерию 2 балла получили 70 учеников; 0 баллов у 16 учеников. В работах ребят нарушалась логика. Одна из типичных ошибок - нарушение абзацного членения текста.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод: обучающиеся не всегда могут воспринять замысел автора, выделить основную и периферийную информацию. Необходимо отметить, что в работах использовались не все приемы сжатия исходного текста, а грамматический строй изложений отличается однообразием конструкций.

2 часть (задания 2-8: тестовые задания)

Среди всех заданий тестовой части наибольшие трудности вызвали задания 2,3,5,7.

Возможные причины выявленных ошибок: слабые теоретические знания по разделу «Синтаксис», неумение вычленять грамматическую основу предложения, незнание перечня сочинительных и подчинительных союзов, не пройденные темы по СПП,БСП и ССП.

Причины трудностей в освоении норм пунктуации связаны с недостаточным усвоением учащимися тем синтаксиса и пунктуации в 8 классе; раздел «Синтаксис сложного предложения» на данный момент не изучен.

3 часть (задания 9.1,9.2,9.3:сочинение-рассуждение)

Выполняя задание 9, из трех предложенных для сочинения-рассуждения тем большинство учащихся выбрали - 9.3.

Выполнение работы отражало умение школьника строить собственное высказывание на основе прочитанного текста, дать толкование понятия, в соответствии с тезисом, доказать свое мнение 2 аргументами из прочитанного текста и собственного опыта. Затруднения школьников, плохо справившихся с заданием 9.3., объясняются тем, что к выполнению задания 2 человека не приступили. У немногих ребят это связано несформированностью прочных базовых лингвистических знаний, что обусловило невнятность данного ими определения, причиной которой является низкий уровень читательской культуры девятиклассников.

Практическая грамотность и фактическая точность речи.

Грамотность экзаменуемого оценивалась суммарно с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок на основании поверки изложения и сочинения. При оценке грамотности учитывался объём изложения и сочинения. Общие нормативы применялись при проверке и оценке изложения и сочинения, объём которых в сумме составлял 140 и более слов.

Данные проверки заданий с развёрнутым ответом по критериям ГК1 (соблюдение орфографических норм), ГК2 (соблюдение пунктуационных норм), ГК3 (соблюдение грамматических норм), ГК4 (соблюдение речевых норм) показывают, что орфографические и пунктуационные умения сформированы в не достаточной степени выпускников. Уровень грамматических умений достаточно высок, фактическая точность речи девятиклассников на хорошем уровне.

Причиной таких результатов можно считать недостаточную сформированность у обучающихся умений применять изученные правила, умений самоконтроля, умений работать с орфографическим словарем.

По результатам ОГЭ выявлена группа неуспевающих, количестве человек.

В связи с чем будет составлен план ликвидации пробелов в знаниях, на уроках русского языка будут включены дополнительные задания на повторение изученного (тренировочные тестовые задания, задания на сайтах по подготовке к ОГЭ, индивидуальные задания каждому обучающемуся на дом).

Выводы и рекомендации:

Анализ результатов выполнения пробной экзаменационной работы по русскому языку даёт основание утверждать, что учащиеся неплохо справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций. С изложением и сочинением справились неплохо. Однако самым низким оказался уровень выполнения тестовых заданий.

Анализ результатов пробного экзамена позволил выработать следующие рекомендации:

  • разработать систему работы по корректировке знаний школьников;
  • особое внимание уделять работе по формированию навыков владения орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами, использовать в ежедневной работе тестовые задания;
  • продолжить подготовку к ОГЭ по Демоверсиям, по Кодификатору элементов содержания и уровня требований к подготовке выпускников 9-х классов, расположенному на сайте ФИПИ;
  • практиковать проведение промежуточного и итогового контроля по контрольно-измерительным материалам;
  • осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, с целью повышения уровня качества знания выпускников (использовать эффективные технологии обучения, обеспечивающие разно уровневый и индивидуальный подход);
  • использовать в своей деятельности единый критериальный подход к оценке работ учащихся;
  • отрабатывать умения и навыки, связанные с чтением, с информационной переработкой текста;
  • проводить на уроках русского языка систематическую работу над написанием изложения через аудирование;
  • комплексно использовать работу над изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков;
  • шире использовать при подготовке к экзамену дидактические материалы, таблицы, схемы, справочники, электронные образовательные ресурсы.

Особое внимание уделять формированию умений аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.