У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни - освоение связной монологической речи.
По тому, как хорошо ребёнок владеет речевыми инструментами (строит фразы и предложения, правильно подбирает и употребляет словоформы), педагоги составляют мнение об общем уровне его речевого развития. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам, приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей), расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).Кроме этого, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать вокруг воспитанников благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществить целенаправленное формирование конкретных речевых умений. В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. На пятом году жизни большинство детей овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч'], [щ'], многие начинают верно произносить звуки [р], [р'], [л],но еще не всегда умеют верно употреблять их во всех словах. В этом возрасте они смешивают шипящие звуки со свистящими, звуки [р], [р'] - со звуками [л], [л'] (звук имеется, но не всегда верно употребляется). Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша.
Овладение новыми звуками, однако, не обходится без трудностей. Так, четко произнося шипящие и сонорные звуки [р], [р'], [л] в слогах и часто правильно употребляя их во вновь усвоенных словах, ребенок иногда продолжает произносить их по-старому в словах, давно знакомых. Эти ошибки нельзя оставлять без внимания, надо добиться, чтобы новый звук удавался повсеместно. Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т.д.
Педагоги должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образе употребления слов. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.
В первую очередь необходимо обращать внимание на:
- Художественное слово в воспитании дошкольников. Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читать, придумывать совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи - это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.
- Развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти
годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок. - Речь и мелкая моторика рук. В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т.д. - подарят радость от совместной работы детям, а так же решат одну из задач развития речи.
Я в своей практике использую интересные упражнения для развития речи дошкольников.
- Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает.
- Узнавать предметы по описанию - (Зеленая, кудрявая. Что это?)
- Учить подбирать определения и эпитеты - (Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные)
- Подбирать действия к предмету - (Ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает…);
- Что это? - Солнце);самолет, бабочка, листья);
- Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава, быстро);
- Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья);
- Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль -радость);
- Подбирать слова: шить… платье, штопать… носки, завязывать… шнурки, вязать… шарф;
- Про что можно сказать: холодный -…, холодная -…, холодное -…
- Произносить предложение ("На улице идёт дождь") по-разному: радостно (и почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему?);
- «Новые слова» - у лисы длинный хвост - как одним словам сказать - длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги - длинноногий;
- Дети этого возраста должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме, внятно произносить слова и звуки. В этом возрасте дети могут выполнять более сложные игровые действия и правила, регулирующие взаимоотношения между играющими.
- Программа требует приучать детей правильно называть предметы обстановки, качество предметов, овощей, фруктов,(цвет, величина, вкус и т.д.). На данном возрастном этапе предстоит решать следующие задачи:
- Продолжать работу по воспитанию звуковой культуры речи:
- формировать правильное произношение всех звуков и трудных звуков (свистящих, шипящих, сонорных);
- определять на слух наличие звука в слове, различать близкие по звучанию слова;
- использовать интонационные средства выразительности.
- Целенаправленно развивать диалогическую речь:
- формировать умение отвечать на вопросы и задавать их;
- участвовать в коллективном разговоре на темы из ближайшего окружения;
- формировать целостную картину взаимосвязанных представлений о достаточно удаленных сферах и областях жизни.
- Обогащать речь детей: помогать усваивать лексику и грамматику родного языка.
- Накапливать у детей запас художественных произведений всех жанров:
- формировать умение с удовольствием слушать знакомые и новые произведения;
- участвовать в драматизациях, пробовать себя в разных ролях;
- рассматривать иллюстративные издания книг, испытывать радость от общения с книгой и ее рисунками.
- Продолжать работу по воспитанию звуковой культуры речи:
Но и собственная речь воспитателя должна быть подчинена следующему:
- упрощенности,
- должна обеспечивать «опережающее» усвоение детьми слов;
- должна учить детей облеканию своих высказываний в различную форму (вначале - исправляя, подсказывая);
- речь должна сопровождать любую совместную деятельность;
- не оставлять без внимания вопросы детей.
Беседуя с детьми, важно:
- быть снисходительным и умным ценителем ответов и рассуждений ребенка;
- следить за собственной артикуляцией, выразительностью жестов и мимики.
- проявлять искреннюю заинтересованность в разговоре,
- говорить не спеша;
Хочу привести пример некоторые формы работы над активизацией речи ребенка:
- речевые игры (сочинение детьми небылиц и нелепиц);
- занятия и игры - занятия (об личных проблемах ребенка, домашних животных, лесах и его обитателей, животных Африки, зоопарка и цирка, маленьких существ типа лесовичков, домовых, гномов, героев телепередач для малышей и взрослых) - игры и упражнения со звуками и буквами (индивидуальные занятия с показом и объяснением артикуляции звуков, многократное повторение посредством игровых упражнений, подбором близких по звучанию слов, Что касается художественных произведений, то:
- читать нужно каждый день;
- периодически в группе следует устраивать выставку детских книг: книги одного и того же автора; книги и рисунки одного тематические выставки и т.д. Если двух-, трехлетний малыш, не зная, как назвать тот или иной предмет, его характерный признак, иногда прибегает к жестам: «Вот такой» (разводит руками), имея в виду слона, то четырех-, пятилетний ребенок уже стремится найти подходящее слово, создает свои слова. К.И.Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), всехний (всеобщий), сердитки (морщинки), ползук (червяк), и др. Слова действительно забавны, но закреплять их в речи ребенка не стоит. Надо поправить, дать точные названия понятиям. А в заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры!». Поэтому педагог всегда должен помнить, что лучшее учение - это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком!
Литература
- Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью. Логопедический материал. - Издательский дом «Карапуз». - 2003.
- Боровских Л.А. Я логично говорю. Тетрадь для развития связной речи детей. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2000. - 8с.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002. - 144с. (Биб-ка практикующего логопеда)
- Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 4-5 лет. От глаголов к предложениям. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. - 32с.
- Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 4-5 лет. От прилагательных к рассказам-описаниям. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. - 8с.
- Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск №2. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д». 2003 - 24с.
- Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «Учим говорить правильно» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 16с. (Практическая логопедия.)