Наступила эра смешанного обучения. Учителей призывают использовать цифровые ресурсы. Цифровая школа - наше будущее. И что-то мне подсказывает, что многие коллеги ради цифры как таковой будут попросту терять время урока. Очень хочется помочь таким учителям, потому что есть эффективные компьютерные упражнения для уроков русского и литературы. Не обязательно жертвовать качеством работы ради отчёта. Напротив, качество можно повысить.
Электронные упражнения не дадут должного эффекта, если преподаватель не понимает, что и зачем он использует. Использование цифровых ресурсов не должно быть самоцелью. Давайте разберёмся, зачем использовать цифровые технологии при изучении гуманитарных предметов.
Цели использования электронных упражнений на уроках русского и литературы
- Создание мотивации (ученики получат интересные разнообразные задания в том виде, к которому они привыкли).
- Повышение качества образования для всех (возможность тиражировать и использовать в любой школе материалы лучших специалистов).
- Доступность без посещения школы (возможность работать с классом во время карантина, возможность удалённо работать с группой детей, находящихся на домашнем обучении).
- Экономия времени (использование упражнений, которые можно организовать без компьютера, но с большими временными затратами).
- Эффективность (использование эффективных упражнений, которые невозможно организовать без компьютера).
- Формирование универсальных навыков.
Возможности, которые дают цифровые технологии
- Автоматическая проверка (экономия времени преподавателя, возможность задавать на дом тренировочные диктанты) ЯКЛАСС, Лернинг апс, Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, образовательная платформа Лекта, Единая коллекция ЦОР (рекомендовано «Учитель года»)
- Мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал).
- Интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени). Мы работаем в классе и дома
- Совместная работа группы над проектом (возможность совместно создавать документы, презентации, ментальные карты и т.п. исследовательской группой учащихся).
- Статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при анализе ошибок).Пликерс
- Разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений - экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика). РЕШУЕГЭ
В своей работе я обращаюсь к таким открытым ресурсам, образовательным платформам и каналам, как
- Отечественные платформы для размещения цифровых образовательных ресурсов: «Единая коллекция ЦОР» (http://school-collection.edu.ru/),
- Федеральный центр информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru/),
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/),
- Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/about/).
Полезные для учителя ресурсы содержат коллекции Российского общеобразовательного портала (www.school.edu.ru),
Единыйурок.рф - онлайн-площадка для проведения Единых уроков, тематических занятий и образовательных мероприятий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, для развития и педагогической работы. Ссылка: https://www.единыйурок.рф/
ФИПИ - портал Федерального института педагогических измерений, на котором размещены демоверсии ОГЭ и ЕГЭ, открытые базы заданий ГИА. Ссылка: http://fipi.ru/
1сентября.рф - портал издательского дома. Предлагает учителям библиотеку методических разработок, конкурсы, курсы повышения квалификации, вебинары, онлайн-выставки. Ссылка: https://1sept.ru/
Казалось бы, как далеки русский язык и информатика! Однако появляется всё больше сервисов, которые позволяют сделать урок русского языка и литературы не только нескучным, современным и технологичным, но и более эффективным.