Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому в своей работе я решила применять такие методы и приёмы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы им работать более продуктивно. Ведь именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. На помощь мне в решении этой проблемы пришли приемы технологии развития критического мышления.
Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Технология «Развитие критического мышления» позволяет развивать познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховую, зрительную, моторную), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов-осмысление содержания - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к технологии РКМ и работать с учениками любого возраста.
На каждой фазе урока реализуются определенные функции.
Формы урока в РКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Роль учителя - в основном координирующая.
В процессе работы с данной технологией возможно применение следующих приемов:
На стадии «Вызов»:
- «Мозговой штурм»;
- Прогнозирование;
- Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания);
- Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте;
- Корзина идей;
- Кластер;
- Таблица «З-Х-У» (Знаю-Хочу узнать - Узнал).
На стадии «Осмысление информации»:
- Чтение текста с маркировкой по методу insert;
- Выделение ключевых слов подчёркиванием;
- Таблица «Знаю - Хочу узнать - Узнал».
На стадии «Рефлексия»:
- Творческая работа - синквейн;
- Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- Ведение дневника;
- Письмо другу;
- Достраивание кластера из ключевых слов;
- Перепутанные логические цепи.
Как вы уже заметили, некоторые приемы можно применять на различных стадиях изучения материала.
Сейчас я ознакомлю Вас с методами, которые использую на своих уроках.
Прием «Кластер»
Чаще всего на своих уроках я использую такой прием, как «кластер».
Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера очень просты. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники.
В центре располагается звезда - это наша тема. Вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
У каждого из моих учеников есть тетрадь-справочник, куда они записывают теоретический материал. Поэтому кластер мы чаще всего применяем на стадии рефлексия для систематизации материала.
Например, кластер по теме «Основные способы образования слов в русском языке» может быть представлен следующим образом.
Следующий прием - это «Знаю - Хочу узнать - Узнал»
Данный прием подразумевает работу с таблицей.
При изучении темы на стадии вызова учащимся предлагается заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, предположения).
Для примера рассмотрим тему «Основные способы образования слов в русском языке».
После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу.
В ходе работы над темой заполняют графу 3. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.
Прием "Верные и неверные утверждения"
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают "верные" утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Самым интересным приемом является «Облако слов».
Прием "Облако слов"
Этот прием может применяться на различных этапах урока: как для определения темы, так и для закрепления или контроля изученного материала. С помощью специальной программы заранее нужно сгенерировать облако слов: представить высказывания, понятия и пр. в виде отдельных слов. Учащимся, используя представленный набор слов, необходимо выполнить задание. Чтобы сгенерировать «облако», необходимо обратиться к интернету.
- Зайти на сайт tagul.ru
- Перевести страницу на русский язык.
- Приступить к работе.
- Зарегистрироваться (google, twitter, facebook).
- Создать новую «облако» систему.
«Облако слов» активизирует деятельность детей, так как может иметь различную форму, цвет, шрифт. Иногда учащимся необходимо обратить внимание на форму «облака», чтобы определить, какая информация представлена в тексте. Этот прием можно использовать как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Заданий могут быть представлены следующим образом:
Определить тему урока
Указать морфологические признаки прилагательного.
Сейчас, коллеги, я предлагаю Вам побыть в роли учеников и поработать над решением учебных задач, используя прием «облако слов».
Перед Вами 2 листа: 1 - с облаком, 2 - с таблицей. Вам необходимо представленные в «облаке» прилагательные распределить в три столбика в зависимости от разряда. В каждом столбике должно быть по четыре слова.
Качественные |
Относительные |
Притяжательные |
Легкий |
Каменный |
Соколиный |
Быстрый |
Стеклянный |
Лисья |
Строгий |
Кабачковая |
Волчий |
Белый |
Городской |
Отцов |