Использование технологии развития критического мышления (ТРКРМ) через чтение и письмо

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: ТРК


Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому в своей работе я решила применять такие методы и приёмы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы им работать более продуктивно. Ведь именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. На помощь мне в решении этой проблемы пришли приемы технологии развития критического мышления.

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Технология «Развитие критического мышления» позволяет развивать познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховую, зрительную, моторную), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов-осмысление содержания - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к технологии РКМ и работать с учениками любого возраста.

На каждой фазе урока реализуются определенные функции.

Формы урока в РКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Роль учителя - в основном координирующая.

В процессе работы с данной технологией возможно применение следующих приемов:

На стадии «Вызов»:

  • «Мозговой штурм»;
  • Прогнозирование;
  • Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания);
  • Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте;
  • Корзина идей;
  • Кластер;
  • Таблица «З-Х-У» (Знаю-Хочу узнать - Узнал).

На стадии «Осмысление информации»:

  • Чтение текста с маркировкой по методу insert;
  • Выделение ключевых слов подчёркиванием;
  • Таблица «Знаю - Хочу узнать - Узнал».

На стадии «Рефлексия»:

  • Творческая работа - синквейн;
  • Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
  • Ведение дневника;
  • Письмо другу;
  • Достраивание кластера из ключевых слов;
  • Перепутанные логические цепи.

Как вы уже заметили, некоторые приемы можно применять на различных стадиях изучения материала.

Сейчас я ознакомлю Вас с методами, которые использую на своих уроках.

Прием «Кластер»

Чаще всего на своих уроках я использую такой прием, как «кластер».

Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера очень просты. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники.

В центре располагается звезда - это наша тема. Вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

У каждого из моих учеников есть тетрадь-справочник, куда они записывают теоретический материал. Поэтому кластер мы чаще всего применяем на стадии рефлексия для систематизации материала.

Например, кластер по теме «Основные способы образования слов в русском языке» может быть представлен следующим образом.

Следующий прием - это «Знаю - Хочу узнать - Узнал»

Данный прием подразумевает работу с таблицей.

При изучении темы на стадии вызова учащимся предлагается заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, предположения).

Для примера рассмотрим тему «Основные способы образования слов в русском языке».

После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу.

В ходе работы над темой заполняют графу 3. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Прием "Верные и неверные утверждения"

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают "верные" утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Самым интересным приемом является «Облако слов».

Прием "Облако слов"

Этот прием может применяться на различных этапах урока: как для определения темы, так и для закрепления или контроля изученного материала. С помощью специальной программы заранее нужно сгенерировать облако слов: представить высказывания, понятия и пр. в виде отдельных слов. Учащимся, используя представленный набор слов, необходимо выполнить задание. Чтобы сгенерировать «облако», необходимо обратиться к интернету.

  1. Зайти на сайт tagul.ru
  2. Перевести страницу на русский язык.
  3. Приступить к работе.
  4. Зарегистрироваться (google, twitter, facebook).
  5. Создать новую «облако» систему.

«Облако слов» активизирует деятельность детей, так как может иметь различную форму, цвет, шрифт. Иногда учащимся необходимо обратить внимание на форму «облака», чтобы определить, какая информация представлена в тексте. Этот прием можно использовать как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Заданий могут быть представлены следующим образом:

Определить тему урока

Указать морфологические признаки прилагательного.

Сейчас, коллеги, я предлагаю Вам побыть в роли учеников и поработать над решением учебных задач, используя прием «облако слов».

Перед Вами 2 листа: 1 - с облаком, 2 - с таблицей. Вам необходимо представленные в «облаке» прилагательные распределить в три столбика в зависимости от разряда. В каждом столбике должно быть по четыре слова.

Качественные

Относительные

Притяжательные

Легкий

Каменный

Соколиный

Быстрый

Стеклянный

Лисья

Строгий

Кабачковая

Волчий

Белый

Городской

Отцов