Цели и задачи:
привитие интереса к изучению предмета, формирование языковой грамотности, чуткого отношения к родному языку.
Развитие познавательных способностей, внимания, памяти, речи, умений аргументировать свой ответ на основе полученных знаний по лексике, фразеологии, морфемике и др. областей языкознания. Воспитание творческого подхода к изучению языка, умений работать в коллективе и самостоятельно.
Оборудование.
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Словари русского языка (толковый, словообразовательный, фразеологический и др.)
Литература
- Вопросы взяты из заданий к конкурсу «Русский медвежонок» разных лет (2001-2006 гг.)
- А.Н.Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка. // М., «Просвещение», 1991 г.
- Е.А.Быстрова, А.П.Окунева, Н.М.Шанский. Краткий фразеологический словарь русского языка. // Санкт-Петербург, отделение издательства «Просвещение», 1994 г.
- С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.// Москва, 1998 г.
- П\Р А.И.Молоткова. фразеологический словарь русского языка.// Москва, «Русский язык», 1987 г.
I. Организационный момент
Подготовка к игре. Класс разбивается на 2 группы (это можно сделать разными способами: сложить разрезанные открытки, выбрать цветной жетон при входе в класс и т.д.). Выбираются капитаны команд, экспертная группа (жюри), придумывается название каждой команде, девиз.
Правила игры
- Выбери ячейку с номером и щёлкни по ней мышкой
- Прочитай вопрос
- Выбери ответ, щелкни по правильному ответу (БУКВЕ), набери баллы
- Чтобы продолжить игру, щёлкни мышкой по кнопке
- Воспользовавшись словом подсказка, потеряешь 1 балл
II. Основная часть урока
Задачи на 3 балла
1. Ваня шёл по деревне и встретил каких-то животных. От испуга он забыл, как они называются. Когда мама спросила, много ли их было, Ваня ответил: "Очень! Целый табун!". Мама сразу догадалась, что это были:
(А) лошади;
(Б) собаки;
(В) гуси;
(Г) коровы;
(Д) овцы.
2. Знаете ли вы, что ГРАБ - это дерево, родственное берёзе? Уже знаете? Тогда скажите, сколько осмысленных русских слов можно получить, заменяя в слове ГРАБ букву А другой буквой?
(А) 1;
(Б) 2;
(В) 3;
(Г) 4; Гриб, гроб, грёб, груб.
(Д) 5.
3. Какое из этих слов по смыслу лишнее?
(А) волкодав;
(Б) борзая;
(В) пудель;
(Г) собака; Все остальные слова обозначают породы собак
(Д) овчарка.
4. Я положил в сумку: надувной матрас, плавки, полотенце, книжку, кастрюлю. Угадайте, куда я собрался, если одну вещь я взял по ошибке.
(А) в гости;
(Б) в школу;
(В) на пляж; Лишнее слово «кастрюля».
(Г) в бассейн;
(Д) в кино.
5. Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. Только из одного числительное так не получается. Из какого?
(А) сорока; сорока
(Б) семя; семя + ь
(В) сито; сито
(Г) шерсть; шерсть
(Д) дева; дева
6. Вы, конечно, видите, что эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его.
(А) рыбак;
(Б) дурак;
(В) простак;
(Г) чужак;
(Д) казак.
7. Студент позвонил маме: «Денег осталось очень мало, ну просто кот …». Тут связь прервалась. Какое слово мама не услышала?
(А) намяукал;
(Б) намурлыкал;
(В) насмеялся;
(Г) наурчал;
(Д) наплакал? Кот наплакал - разг. Неизм. Очень мало (об очень малом количестве чего - либо или кого - либо).
8. Кто бывает круглый:
- дурак,
- отличник,
- друг,
- трус,
- сирота?
(А) 3;
(Б) 1, 2, 4;
(В) 2, 4, 5;
(Г) 1, 3;
(Д) 1, 2, 5.
Задачи на 4 балла
9. Какой из этих глаголов по смыслу заметно отличается от остальных?
(А) таращить; таращить глаза
(Б) корчить; корчить рожу
(В) пялить; пялить глаза
(Г) выпучивать; выпучивать глаза
(Д) щурить; щурить глазки
10. Даны слова: 1) банка, 2) катится, 3) плач, 4) полёт, 5) сели. В какие из них можно добавить букву ь так, чтобы снова получились правильные слова?
(А) в 1, 2 и 4;
(Б) в 1, 3 и 4;
(В) в 1, 2, 3 и 4;
(Г) в 1, 2, 4 и 5;
(Д) во все.
1) банька
2) катиться
3) плачь
4) польёт
1) банка
2) катится
3) плач
4) полёт
5) сели
11. Вот отрывок из сочинения Вовочки:
Кондуктор ходил по автобусу взад-назад, приговаривая: «Граждане, оплачивайте за проезд!» Папа сказал: «Что касается до нас, то всё уплочено».
Сколько ошибок в этом отрывке?
(А) 0;
(Б) 1;
(В) 2;
(Г) 3;
(Д) 4.
Кондуктор ходил по автобусу взад - вперёд, приговаривая: «Граждане, оплачивайте [за] проезд!»
Папа сказал: «Что касается [до] нас, то всё уплачено».
12. Сколько среди слов горячий, обожжённый, яркий, красный, сгоревший таких, которые сочетаются со словом огонь?
(А) 1;
(Б) 2;
(В) 3; горячий, яркий, красный огонь
(Г) 4;
(Д) 5.
13. Вот четыре пары слов: 1) вокруг … около, 2) тишь … гладь, 3) мал … удал, 4) Иван … Марья. Из каждой можно получить устойчивое словосочетание, если вставить в неё вместо многоточия союз да. Дядя Фёдор утверждает, что в одном из них у союза да не такой смысл, как в остальных. В каком?
(А) в первом;
(Б) во втором;
(В) в третьем;
(Г) в четвёртом;
(Д) дядя Фёдор неправ.
1) вокруг да [и] около
2) тишь да [и] гладь
3) мал, да [но] удал
4) Иван да [и] Марья
14. В каком из глаголов приставка по- употреблена не в том же значении, что в остальных?
(А) побегать;
(Б) поспать;
(В) поплыть;
(Г) поиграть;
(Д) полежать.
15. Когда человек быстро куда-то мчится, принято говорить, что он бежит:
(А) стремглав голову;
(Б) сломя голову;
(В) стремя голову;
(Г) сорвав голову;
(Д) забыв голову.
Сломя голову - разг. Неизм. Стремительно, опрометью, стремглав. Употребляется с глаголами движения несов. и сов. вида: бежать, мчаться, побежать, помчаться… как? сломя голову. Оборот возник скорее всего на основе существительного сломиголова - отчаянный смельчак (ср.: сорвиголова, перекати - поле) и первоначально обозначал «не подумав, безрассудно». Значение «не подумав» потом дало «очень быстро».
16. Какое из этих слов устроено не так, как остальные?
(А) борьба;
(Б) гурьба;
(В) косьба;
(Г) стрельба;
(Д) ходьба.
Задачи на 5 баллов
17. Даны слова и словосочетания на языке хинди в упрощённой транскрипции и их переводы на русский язык:
бандар лог - обезьяний народ; багхера: - пантера; шер - тигр.
Попробуйте догадаться, как на языке хинди будет звучать «медведь».
(Двоеточие обозначает долготу гласной. Хинди - один из государственных языков Индии)
(А) кутта:
(Б) чу:ха:
(В) кхаргош
(Г) кхаччар
(Д) бха:лу: Медведь Балу из сказки Р.Киплинга «Маугли»
18. ...Раздался ужасный треск, кувшин разбился, и комната наполнилась дымом. Али без чувств упал навзничь, Рашид, теряя сознание, повалился ничком, Хасан и Абдуррахман с воплями пали ниц. Когда дым рассеялся, все оставались в тех же позах. Чьё лицо (чьи лица) увидел джинн?
(А) Хасана и Абдуррахмана;
(Б) Али;
(В) Рашида;
(Г) Рашида и Али;
(Д) Хасана, Абдуррахмана и Рашида.
Навзничь - опрокинувшись на спину, вверх лицом.
Ничком - лицом вниз
Ниц - книзу, касаясь лбом земли.
19. Коля, Аня и Миша прочитали в учебнике такое задание:
«Измени окончание слова стол так, чтобы это слово можно было перенести двумя способами». Коля написал столовая, Аня -- столов, Миша - столики. Кто из них справился с заданием?
(А) только Коля;
(Б) только Аня;
(В) только Миша;
(Г) Коля и Миша;
(Д) никто.
20. В каком из этих названий животных прилагательное имеет не такое значение, как в остальных?
(А) морской конёк;
(Б) морская игла;
(В) морской котик;
(Г) морская звезда;
(Д) морская свинка.
21. Как по-русски называют вещий, сбывшийся сон?
(А) сон под голову;
(Б) сон наяву;
(В) сон в руку;
(Г) сон за ногу;
(Д) сон в уши.
22. Мария машет, Прасковья пашет, Елена ленится, Евгений женится. А Павел?
(А) машет;
(Б) пашет;
(В) ленится;
(Г) женится;
(Д) борется.
23. Фольклор неразрывно связал некоторые имена и понятия: скажешь Трифон - и тут же вспомнится Тришкин кафтан. Вот четыре имени: Кузьма, Сидор, Макар, Демьян. Какое из пяти перечисленных ниже слов не связано в фольклоре ни с одним из них?
(А) мать; Кузькина мать
(Б) сын;
(В) коза; Сидорова коза
(Г) телята; Куда Макар телят не гонял.
(Д) ухá. Демьянова уха
24. У вас с другом отцы хорошо знакомы и в приятельских отношениях. Дополните фразу: Они друг с другом ...
(А) на равной ноге;
(Б) на короткой ноге;
(В) на близкой ноге;
(Г) на одной ноге;
(Д) на двух ногах.
На дружеской (на короткой) ноге - в близких, дружеских отношениях