Тип урока: развитие речи.
Вид урока: урок-практикум.
Цель урока: актуализация и систематизация знаний, полученных ранее по данной теме.
Цель деятельности учителя: обучение комплексному анализу текста художественного стиля, привитие навыков написания сочинения-рассуждения по тексту данного типа речи.
Цель деятельности учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения, отрабатывать навык поэтапной работы над композицией сочинения-рассуждения.
Задачи
Предметные:
- повторить структуру сочинения-рассуждения, используя кейсы;
- создать условия для закрепления знаний по выполнению элементов анализа текста и написанию сочинения-рассуждения по предложенному тексту.
Метапредметные:
- создать условия для развития умения анализировать текст,
- концентрировать внимания на речевом оформлении сочинения,
- установка на принцип пошагового анализа текста,
- отработка методики работы с текстом, создание высказываний на основе текста.
- содействовать формированию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах; осуществлять учебное сотрудничество в процессе поиска материала.
- развивать аналитическое мышление.
- развивать монологическую и диалогическую речь.
Личностные:
- создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик - ученик, ученик - учитель, ученик - коллектив), а также интереса участников к обсуждению вопросов.
- развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД: культуру речи обучающихся, аналитическое мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, способность к самоанализу.
Оборудование:
- текст Захара Прилепина, раздаточный материал (кейсы);
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- презентация к уроку.
Планируемые результаты урока:
- обучающиеся закрепляют умение написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ;
- совершенствуют навыки в определении проблемы, оформлении комментария;
- формируют комплекс речевых умении.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие, подготовка к уроку
Мотивационный момент
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
Мотивирующий приём: вступительное слово учителя.
- Вы уже поняли, что сочинение является, пожалуй, самой сложной частью ЕГЭ по русскому языку. Но и самой дорогой! За него можно получить заветные 24 балла!!
А значит, какую цель вы должны поставить перед собою?
II. Определение темы, цели и задач урока
- Работать мы будем с текстом Захара Прилепина. Просмотрев раздаточный материал, вы можете определить тему урока.
Тема урока: Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
- Какова будет цель урока?
Цель: подготовка к сочинению-рассуждению по заданному тексту.
- Таким образом, мы готовимся к главному экзамену - ЕГЭ.
- Определите задачи, которые стоят перед нами.
Задачи:
- формулировать основную проблему текста и комментировать ее;
- правильно писать комментарий, используя примеры-иллюстрации из текста и устанавливая смысловую связь между примерами;
- определять позицию автора и отражать ее в сочинении;
- излагать собственное мнение по проблеме с обоснованием.
II. Актуализация знаний. Работа с презентацией к уроку
Повторяется план сочинения и теоретические знания.
(презентация до 25 слайда)
III. Работа по теме урока. Работа с текстом Захара Прилепина
1. Знакомство с текстом
Внимательно прочитайте текст
1)Тогда у нас ещё был только один ребёнок - старший сын. (2)Мы были замечательно бедны. (3)Питались жареной капустой и гречкой. (4)Новогодние подарки ребёнку начинали покупать за полгода, не позже, так как точно знали, что накануне Нового года денег на все заказанные им у Деда Мороза сюрпризы точно не хватит. (5)Так вот и жили, приобретая один подарок в месяц: на него иногда уходила треть моей нехитрой зарплаты. (6)Старший очень долго верил в Деда Мороза, чуть ли не до восьми лет. (7)По крайней мере, я точно помню, что в первом классе он реагировал на одноклассников, которые кричали, что никакого Деда Мороза нет, как на глупцов. (8)Каждый год он составлял списки: что он желает заполучить к празднику. (9)Мы по списку всё исполняли, иногда добавляя что-либо от себя. (10)И вот, помню, случился очередной Новый год. (11)Мы с женою глубоко за полночь выложили огромный мешок подарков под ёлку. (12)Легли спать в предвкушении - нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребёнка. (13)Утром, часов в 9, смотрим - он выползает из своей комнатки. (14)Вид сосредоточенный, лоб нахмурен: может, Дед Мороз забыл зайти. (15)Заприметил мешок, уселся рядом с ним и давай выкладывать всё. (16)Там был аэроплан на верёвочке. (17)Там был пароход на подставочке. (18)Солдаты трёх армий в ужасающей врага амуниции. (19)Книга с роскошными картинками. (20)Щит и меч. (21)Первый, ещё игрушечный мобильник. (22)Когда он всё это выгрузил, нам с кровати стало не видно нашего ребёнка. (23)Мы даже дыхание затаили в ожидании его реакции. (24)И тут раздался оглушительный плач! (25)Сын рыдал безутешно. (26)Жена вскочила с кровати: что, мол, что такое, мой ангел? (27)Вы знаете, я врать не буду - я не помню точно, чего именно ему не хватило в числе подарков. (28)Но, поверьте, это была сущая ерунда. (29)Допустим, он хотел чёрный танк, а мы купили ему зелёный броневик. (30)Что-то вроде того. (31)Но обида и некоторый даже ужас были огромны. - (32)Он забыл танк! - рыдал ребёнок. - (33)Он забыл! (34)Он забыл! (35)Сидит, понимаете, этот наш маленький гномик под горой игрушек, купленных на последние деньги родителями, отказывающими себе во всём, невидимый за ними, - и рыдает. (36)Реакция наша была совершенно нормальная. (37)Мы захохотали. (38)Ну, правда, это было очень смешно. (39)Он от обиды зарыдал ещё больше - мы кое-как его утешили, пообещав написать Деду Морозу срочную телеграмму, пока он не уехал к себе в Лапландию… (40)Я до сих пор уверен, что мы себя вели правильно. (41)Может, у кого-то поведение моего ребёнка вызовет желание воскликнуть: «(42)Набаловок! (43)Кого вы воспитываете! (44)Он вам ещё покажет!» (45)Как хотите, я не спорю. (46)Я ж знаю, что он не набаловок. (47)Он отреагировал как ребёнок, которому ещё неведомы несчастье и обман. (48)Этого всего ему вдосталь достанется потом. (49)Уже достаётся. (50)Но дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство, когда сбывалось всё, что должно сбыться, всю жизнь обладает огромным иммунитетом. (51)Я в этом убеждён. (52)Мой отец говорил мне эту любимую мою фразу: «(53)Как скажешь - так и будет». (54)Я всё жду, кто мне ещё в жизни может такие слова сказать. (55)Больше никто не говорит. (56)Так как никто не может мне повторить эти слова, я сам часто их говорю своим близким. (57)Мой старший подрос, и теперь у нас детей уже четверо. (58)Старший свято блюдёт тайну Деда Мороза. (59)Дед Мороз есть, факт. (60)Каждый год наши младшие пишут ему свои письма. (61)Старший самым внимательным образом отслеживает, чтобы броневик был зелёный, чтобы вместо мушкетёров в мешок не попали пираты, чтобы вместо Гарри Поттера не была куплена Таня Гроттер (или наоборот) и чтобы воздушные шарики были правильной воздушно-шариковой формы. (62)Насколько я вижу (а я вижу), опыт детства научил моего старшего сына не безответственности и наглости, а желанию самолично доводить чудеса до конца для тех, кто ждёт этих чудес и верит в них.
(Захар Прилепин)
Задание: докажите принадлежность текста к художественному стилю.
2. Этапы работы с текстом
1) Вступление. Определение проблемы.
- Что такое проблема? Чем она отличается от темы?
- Сколько проблем можно найти в предложенном тексте?
- Со всеми ли найденными проблемами нужно работать?
Формулируем проблему в виде вопроса:
формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно.
Сформулируйте проблему текста.
а) Что значит счастливое детство? Как оно сказывается на дальнейшей судьбе человека?
б) Как влияют детские впечатления и опыт на дальнейшую жизнь человека?
в) Действительно ли роль родителей в воспитании детей настолько велика? Как своей любовью не навредить ребенку?
г) Нужно ли поддерживать веру ребёнка в чудеса?
Формулируем проблему в форме родительного падежа:
В своём тексте автор ставит проблему воспитания.
2) Комментарий в сочинении.
- Если проблема - это вопрос, что такое комментарий? (Это то, как проблема живет в тексте, конкретные примеры)
- Как строится комментарий?
- Что делает автор, чтобы обратить внимание на вопрос, который его волнует? Как автор заостряет внимание читателя на этой проблеме?
Обратите внимание на таблицу-клише, которой вы можете воспользоваться для составления комментария.
Как озаглавить колонки?
- примеры-иллюстрации
- пояснения к примерам
- Клише и штампы - это не одно и то же. Штампы обезличивают речь. Использование клише - важная часть подготовки: написанные по одинаковым клише сочинения могут быть очень разными и очень хорошими. Клише дают возможность соответствовать всем требованиям.
Можете воспользоваться кейсами, в которых пошагово расписаны все этапы работы над сочинением. Кейс 2.
Найдите в тексте два примера, которые проиллюстрируют найденную проблему. Поясните их. Установите между ними смысловую связь.
Работа в группах по вариантам.
- 1 группа работает по проблеме: Что значит счастливое детство? Как оно сказывается на дальнейшей судьбе человека?
- 2 группа работает по проблеме: Как влияют детские впечатления и опыт на дальнейшую жизнь человека?
- 3 группа работает по проблеме: Действительно ли роль родителей в воспитании детей настолько велика? Как своей любовью не навредить ребенку?
- 4 группа работает по проблеме: Нужно ли поддерживать веру ребёнка в чудеса?
(Каждая группа работает со своей проблемой. Распределение обязанностей, совместное обсуждение)
3) Определение позиции автора. Кейс 3.
Что значит сформулировать позицию автора?
Позиция автора - это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Мы знаем, что проблема текста - это вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.
Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Определите позицию автора.
- Где дается ответ на вопрос проблемы? (В авторской позиции)
- Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)
- Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?
- Особенности позиции автора в художественном тексте (презентация).
4) Собственное мнение и его обоснование.
- Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны. Кейс 4
- Что такое обоснование своей позиции? Кейс 5
(Обосновать свою позицию - это значит пояснить, почему вы так считаете.)
- Что можно использовать в качестве обоснования своей позиции?
- цитаты авторитетных источников;
- произведения литературы;
- личный опыт.
5) Работа над заключением сочинения. Вывод. Кейс 6.
Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы.
Перечитайте проблемный вопрос и запишите вывод, который должен соответствовать проблеме. (2-3 предложения)
IV. Зачитывание и обсуждение полученных текстов сочинения
(Презентация. Один из полученных текстов сочинения: слайды 27-32)
V. Подведение итогов. Рефлексия
- Как вы оценили свою работу на уроке?
- Какие навыки в работе с текстом вам предстоит отработать еще?
VI. Домашнее задание
Самостоятельно написать сочинение-рассуждение по тексту В.В.Корчагина "Утро следующего дня..." (Про шоколад) или по тексту по В.А.Солоухина "Каждый день перепрыскивали дожди..." (Про выхухоль)
Памятка для анализа смысловой связи между примерами - иллюстрациями