План проектного урока в 7-м классе по теме «Правописание Не с различными частями речи»

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

  • обучающие: создать обобщающую опорную схему по данной теме;
  • развивающие: развивать логическое мышление, навыки речевой деятельности, разные виды памяти, формировать умение самостоятельно выполнять задание;
  • воспитывающие: воспитать интерес к предмету.

Оборудование урока: макет опорной схемы и разрезной материал, карточки с заданиями, компьютер, проектор, учебники по русскому языку 5-7 классов.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

II. Переход к теме урока

(слайд)

На собственном опыте я не раз убеждалась, что один из трудных случаев орфографии - слитное и раздельное написание НЕ со словами. Это и будет темой нашего урока.

УЧИТЕЛЬ: В какой роли может выступать НЕ со словом?

ДЕТИ: НЕ может быть частицей, может быть приставкой или частью корня).

УЧИТЕЛЬ: Как это связано с написанием НЕ?

ДЕТИ: Если НЕ частица, то пишется раздельно. Если НЕ приставка или часть корня, то пишется со словом слитно.

III. Проблемный вопрос

УЧИТЕЛЬ: В чём заключается проблема написания НЕ со словами?

ДЕТИ: Выбрать слитное и раздельное написание.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке мы постараемся решить эту проблему с помощью проектной работы по созданию опорной схемы написания НЕ со словами. Макет этой схемы лежит у вас на партах. В процессе нашей групповой работы мы будем заполнять этот макет опорами.

IV. Постановка цели и задач проекта

УЧИТЕЛЬ: Давайте подумаем, а зачем нам нужна опорная схема? В чём она нам поможет?

ДЕТИ: Эта схема поможет нам выбрать правильное написание НЕ со словами, поможет избежать ошибок и т.д.

Первый этап:

  • Постановка цели;
  • Определение задач.

Цель проекта: придумать опорную обобщающую схему по данной орфограмме.

Задачи проекта:

  • уметь с помощью опорной схемы определять слитное и раздельное написание НЕ со словами;
  • закрепить навыки написания НЕ с разными частями речи;
  • уметь их правильно употреблять в разговорной речи.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, мы выполнили первый этап проектной работы и определили её цель и задачи. А теперь перейдём ко второму этапу. Выполним ряд заданий, которые помогут нам создать опорную схему.

V. Работа с макетом опорной схемы

УЧИТЕЛЬ: Ребята, вашему вниманию, предлагаются тесты.

ТЕСТ №1 (на слайде)

ЗАДАНИЕ: Укажите вариант, в котором НЕ со словом пишется слитно, запишите этот вариант в тетрадь и поясните выбор написания.

  • Мы шли по тёмным улицам, (не) встречая прохожих.
  • Статья (не)отправлена в редакцию.
  • Я (не) смог решить эту трудную задачу.
  • Овраг в лесу был (не)глубокий, но обрывистый.

ТЕСТ №2 (на слайде)

ЗАДАНИЕ: Укажите вариант, в котором НЕ со словом пишется раздельно, запишите этот вариант в тетрадь и поясните выбор написания.

  • У меня на сердце было (не) спокойно.
  • Атака (не) приятеля была успешно отбита.
  • В степи появилось озеро, (не) высыхающее даже в жару.
  • Старый пруд зарос (не) высоким камышом.

УЧИТЕЛЬ: С чего вы начинали, чтобы правильно выбрать написание НЕ?

ДЕТИ: Надо определить часть речи.

УЧИТЕЛЬ: Внесём это положение в макет схемы. В макете вы видите части речи, в которых при написании НЕ возникают трудности, разделены на три группы. Можете назвать эти группы.

ДЕТИ:

  • Имя существительное, имя прилагательное, наречие на о-, е-
  • Глагол, деепричастие
  • Причастие

Словарная работа: Не (нависть)

УЧИТЕЛЬ: Ребята, на доске вы видите слово (не)нависть. Запишите его, раскрыв скобки.

Что скажете о написании этого слова?

ДЕТИ: Ненависть - это существительное, потому что слово без НЕ не употребляется.

УЧИТЕЛЬ: Подберите к этому слову однокоренные слова различных частей речи.

ДЕТИ: Ненависть, ненавидеть, ненавистный, ненавидя, ненавистно, ненавидящий.

УЧИТЕЛЬ: Назовите части речи в этих словах.

ДЕТИ: Существительное, глагол, прилагательное, деепричастие, наречие, причастие.

УЧИТЕЛЬ: При каком условии любая часть речи всегда пишется с НЕ слитно?

ДЕТИ: Если слово без НЕ не употребляется.

VI. Работа по группам

УЧИТЕЛЬ:Сейчас мы поработаем с группами частей речи. У вас на столах карточки с текстом.

ЗАДАНИЕ: подготовьте чтение текста (чтение текста)

  • 1 группа: выписывает из текста только существительные и прилагательные и распределяет их в 2 столбика: слитно-раздельно;
  • 2 группа: выписывает из текста наречия и распределяет их в 2 столбика: слитно-раздельно;
  • 3 группа: выписывает из текста глаголы и деепричастия и распределяет их в 2 столбика: слитно-раздельно;

4 группа: выписывает из текста причастия и распределяет их в 2 столбика: слитно-раздельно.

УЧИТЕЛЬ: Для успешного выполнения работы воспользуйтесь правилами в учебниках, которые лежат у вас на партах.

ПРОВЕРКА:

УЧИТЕЛЬ: Начнём проверку с 1 группы.

- Назовите выписанные слова и объясните их написание. У вас были две части речи (существительные и прилагательные).

УЧИТЕЛЬ: В каких случаях вы написали их с НЕ слитно? Какие случаи раздельного написания вам встретились? (внесём в макет схемы)

УЧИТЕЛЬ: Теперь послушаем 2 группу.

- В каких случаях с наречиями на о-, е- вы написали НЕ слитно? Какие случаи раздельного написания вам встретились? (внесём в макет схемы)

УЧИТЕЛЬ: Предоставляем слово 3группе.

- Что вы можете сказать о написании НЕ с глаголами и деепричастиями? Когда может встретиться слитное написание? (внесём в макет схемы)

УЧИТЕЛЬ: Теперь следующая группа-4группа.

- Какие причастия вы написали с НЕ слитно? Почему? Какие причастия вы написали раздельно? Почему? (внесём в макет схемы)

VII. Творческое задание

Cоставить четверостишие.

VIII. Реализация проекта

УЧИТЕЛЬ: А теперь посмотрим, какая опорная схема у нас получилась и постараемся сделать небольшой справочник себе (как подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ)

IX. Алгоритм применения схемы

- Проговорим алгоритм работы по нашей опорной схеме?

УЧИТЕЛЬ: Что мы делаем в первую очередь?

ДЕТИ: Определяем часть речи.

УЧИТЕЛЬ: Каким будет следующее действие?

ДЕТИ: Применение схемы.

ЗАДАНИЕ: запишите предложения и объясните написание НЕ.

1) Дышал (не) настный ветер.

2) Мы бредём по тем дорожкам, где (не) кошена трава.

3) (Не)слыша ответа, он сделал несколько шагов к двери.

4) Большов - вовсе (не)сильная натура.

5) С утра я чувствовал себя (не)хорошо.

6) Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.

7) (Не) суйся в воду, (не)зная броду.

X. Итог урока

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы с вами не только повторили написание НЕ с различными частями речи, но и обобщили этот материал с помощью опорной схемы и справочника.

На уроке работали отлично__________________

Хорошо работали ______________________

XI. Домашнее задание

Придумать словарный диктант на тему «Правописание не с разными частями речи».

- Всем спасибо за урок. Урок окончен.