Рабочая программа по русскому языку в 6 классе

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 6 классе МОБУ СОШ №7 с учетом:

  • требований федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку (базовый уровень);
  • программы по русскому языку для основной общеобразовательной школы под редакцией для 5-9 классов
  • нормативно-правовых документов:
  • Федерального государственного образовательного стандарта ( начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03. 2004г. №1089.
  • Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897. Новые стандарты утверждены 08.06.2012г
  • Обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской Федерации №1276)
  • Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст.14 п.5 и ст.32 п.2.7)
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
  • Школьного учебного плана МОБУ СОШ №7, утвержденного УО г. Якутска на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа включает 4 раздела:

  1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики данногоучебного предмета (курса), даётся общая характеристика учебного предмета (курса), описывается его место в учебном плане;
  2. Структура и краткое содержание учебного предмета;
  3. Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» в основной школе (личностные, метапредметные и предметные);
  4. Тематическое планирование

Отдельным приложением представлено развернутое календарно-тематическое планирование, в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Русский язык - национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.

Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

Целью реализации образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» (далее - Программы) является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Курсивом в программе выделены элементы содержания, относящиеся к результатам, которым обучающиеся «получат возможность научиться».

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи обучения

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации над предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета

К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенныеслова; употребительные слова изученных частей речи;
  • по лексике: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
  • по словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательногоанализа (в словах более сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;
  • по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
  • по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять их написание; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарей;
  • по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить предложения, стилистически оправданно употреблять их в речи; пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Структура и краткое содержание программы учебного курса «Русский язык» 6 класс

Раздел

Основное содержание курса «Русский язык», подлежащее усвоению
Основные виды деятельности, которыми должен овладеть обучающийся

Проверочные

Язык. Речь. Общение

3+1

Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость.определение функции языка; особенности письменной и устной речи; выделять главное в высказывании.

Повторение изученного в 5 классе

6+2

Повторение изученногов 5 классе: опознавать признаки орфограммы; работа с деформированным текстом; морфемный, морфологический разборы; комментируемое письмо, вставить пропущенные буквы, выборочный, распределительный диктанты.

Диктант 1

Текст

3+2

Работа по составлению текстов; работа с начальными, конечными фразами, ключевыми словами; определение стилей текстов

Сочинение 1

Лексика. Культура речи

10+2

Работа со словарями; различение особенностей слов по сфере их употребления в речи

Изложение 1

Фразеология Культура речи

6

Работа с фразеологизмами, поиск их в тексте, определение их значений

Словообразование. Орфография Культура речи

29+4

Морфемный разбор, состав слова; словообразовательный разбор, словообразовательная цепочка; назначение морфем; орфограммы в морфемах, условия выбора букв, применять правила на практике; составление «словообразовательных деревьев»; составление слов по схемам

Проектная работа

Морфология Орфография Культура речи

Имя существительное

22+3

Морфологические признаки имени существительного: разносклоняемые, несклоняемые существительные и т.д.;правописание написание НЕ с существительными; написание суффиксов существительных; работа по алгоритму (морфологический разбор); пользоваться теоретическими правилами на практике.

Диктант 2

Имя прилагательное

21+3

Морфологические признаки имен прилагательных: разряд, степень сравнения; употребление в речи имен прилагательных; условия, от которого зависит выбор гласных в суффиксах прилагательных; алгоритм морфологического разбора имен прилагательных; безошибочно писать имена прилагательные с НЕ; правильно писать суффиксы имен прилагательных; правильно употреблять их в речи; алгоритм морфологического разбора

Диктант 3

Имя числительное

13+2

Морфологические признаки имен числительных; отличать имена числительные от синонимичных частей речи; безошибочное написание имен числительных; алгоритм морфологического разбора

Изложение 2

Местоимение

20+3

Морфологические признаки местоимений, определение разрядов местоимений, безошибочное написание неопределенных, отрицательных местоимений; правильное употребление местоимений в речи; алгоритм морфологического разбора

Диктант 4

Глагол

21+4

Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов; определение глагола;морфологические признаки глагола, его синтаксическая роль; владеть способом действия по распознаванию вида глагола, переходности; определять вид и время глагола; морфологические признаки глаголов, опознавать глаголы в тексте; определять спряжение глаголов по алгоритму; алгоритм морфологического разбора глагола

Диктант 5

Наречие

17+2

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.
Описание действий как вид текста.

Сочинение 2

Повторение и систематизация изученного

11

Определять изученные части речи; различать орфограммы и правильно употреблять слова в речи; опознавать части речи, находить в них орфограммы в окончаниях, применять изученные правила на письме; опознавать части речи, находить в них орфограммы, применять изученные правила на письме; правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях;
проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки.

Диктант 6

Итого

210

Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» в основной школе

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурныхценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитииинтеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка какявления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средствдля свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность ксамооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

владение всеми видами речевой деятельности:

  • аудирование и чтение:
    • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
      информации);
    • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым,ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
    • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владениеразными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
    • способность извлекать информацию из различных источников, включаясредства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе на электронных носителях;
    • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённуюему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
    • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения ихсодержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • говорение и письмо:
    • способность определять цели предстоящей учебной деятельности(индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутыерезультаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
    • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданнойстепенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
    • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи ижанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
    • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной иписьменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своёотношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,услышанному, увиденному;
    • владение различными видами монолога (повествование, описание,рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
    • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русскоголитературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессеписьменного общения;
    • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевогоэтикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
    • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебнойдеятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать своюречь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находитьграмматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать иредактировать собственные тексты;
    • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшимисообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем сиспользованием различных средств аргументации;
    • применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми впроцессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормамиречевого поведения в различных ситуациях формального и неформальногомежличностного и межкультурного общения.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

  1. Понятие об имени существительном.
  2. Нарицательные и собственные имена существительные.
  3. Правописание собственных имён существительных (заглавная буква и кавычки).
  4. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
  5. Род как постоянный признак имён существительных. Число имён существительных.
  6. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
  7. Система падежей в русском языке и типы склонения имён существительных.
  8. Склонение существительных в единственном числе.
  9. Склонение существительных во множественном числе.
  10. Правописание ь и ов - ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц.
  11. Разносклоняемые имена существительные.
  12. Правописание суффикса -ен- в существительных на -мя. Неизменяемые существительные. Словообразование имён существительных с помощью суффиксов, приставок.
  13. Правописание суффиксов -ик-, -ек-; -ок-, -ек-; -оньк-(-онок-), -еньк- после шипящих; суффиксов -чик-, -щик-.
  14. Правописание не с именами существительными.
  15. Правописание сложных имён существительных.

ГЛАГОЛ

  1. Понятие о глаголе.
  2. Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению. Правописание не с глаголами.
  3. Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.
  4. Буква ь в инфинитиве.
  5. Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов. Правописание -тся и -ться в глаголах.
  6. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.
  7. Правописание корней -бир- -бер-, -мир- -мер-, -тир- -тер- и др.
  8. Наклонение глагола.
  9. Изъявительное наклонение.
  10. Формы прошедшего, настоящего и будущего времени глагола в изъявительном наклонении. Их значение.
  11. Прошедшее время. Значение, образование и изменение глаголов прошедшего времени.
  12. Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед -л-, в глаголах прошедшего времени.
  13. Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.
  14. Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголовсовершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущеговремени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.
  15. Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшеговремени.
  16. Лицо и число глаголов. Значение 1, 2, 3-го лица.
  17. Буква ь в формах глагола 2-го лица единственного числа.
  18. Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.
  19. Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
  20. Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употреблениеглаголов в условном наклонении.
  21. Правописание бы с глаголами в условном наклонении.
  22. Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов вповелительном наклонении.
  23. Правописание глаголов в повелительном наклонении.
  24. Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главнымчленом.
  25. Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.
  26. Правописание гласных в суффиксах -ыва- (-ива-), -ова-(-ева-).

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

  1. Понятие об имени прилагательном.
  2. Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.
  3. Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенностикачественных имён прилагательных.
  4. Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных почислами родам в единственном числе. Употребление кратких имён прилагательных в ролисказуемых.
  5. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую.
  6. Склонение полных прилагательных.
  7. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
  8. Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.
  9. Имена прилагательные с суффиксом -ий. Особенности падежных окончаний этихприлагательных.
  10. Правописание падежных окончаний имён прилагательных типа лисий.
  11. Прилагательные с суффиксами -ин- (-ын-), -ов- (-ев-).
  12. Степени сравнения имён прилагательных. Значение, образование и изменениеприлагательных в сравнительной и превосходной степени. Употребление прилагательныхв роли определений и сказуемых.
  13. Словообразование имён прилагательных с помощью суффиксов, приставок и сложенияоснов.
  14. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
  15. Правописание суффиксов -к- и -ск-.
  16. Правописание не с прилагательными.
  17. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Особенности употребленияразных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

  1. Понятие об имени числительном. Роль числительных в речи.
  2. Имена числительные простые, сложные и составные.
  3. Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входятчислительные.
  4. Правописание удвоенной согласной в числительных.
  5. Правописание мягкого знака в числительных.
  6. Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления всловосочетании.
  7. Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.
  8. Порядковые числительные, их значение и изменение.
  9. Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.
  10. Дробные числительные, их значение и изменение. Правописание падежных окончанийимён числительных.

НАРЕЧИЕ

  1. Понятие о наречии как части речи. Роль наречий в речи.
  2. Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места,времени, причины, цели. Степени сравнения наречий.
  3. Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов.
  4. Правописание суффиксов о-е после шипящих.
  5. Правописание н и нн в наречиях на -о.
  6. Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.
  7. Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованныхповтором слов.
  8. Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую.
  9. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий(по списку).

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

Понятие о словах категории состояния. Признаки слов категории состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция -сказуемое в безличных предложениях.

Группы слов категории состояния по значению. Сходство и различие наречий и словкатегории состояния.

МЕСТОИМЕНИЕ

  1. Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение (обозначает не называя, а указывая). Роль местоимений в речи.
  2. Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными,прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемыеместоимения.
  3. Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам.
  4. Личные местоимения, их значение, изменение и роль впредложении.Правописание местоимений с предлогами.
  5. Прописная буква в формах вежливости.
  6. Возвратное местоимение себя: значение, формы изменения, роль в предложении.
  7. Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
  8. Вопросительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль впредложении.
  9. Относительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль впредложении.
  10. Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительнымместоимением.
  11. Неопределённые местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль впредложении; синонимия неопределённых местоимений.
  12. Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудь.
  13. Правописание не в неопределённых местоимениях.
  14. Отрицательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль впредложении.
  15. Правописание не и ни в отрицательных местоимениях.
  16. Определительные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль впредложении.
  17. Указательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль впредложении.
  18. Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.

Предметные результаты:

Текст

  • понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 180 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме (для подробного изложения объем исходного текста не менее 160 слов; для сжатого изложения - не менее 165 слов); выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;
  • устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 110 слов;
  • создавать устные монологические высказывания объемом не менее 60 слов на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением;
  • владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (объем не менее 4 реплик);
  • распознавать тексты разных функциональных разновидностей (повествование, описание); характеризовать особенности описания как типа речи; особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи; называть требования к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ, беседа; заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике;
  • создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину, произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 5 и более предложений; классного сочинения объемом 1,0-1,5 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы); устно и письменно описывать внешность человека, помещение, природу, местность, действие;
  • создавать текст в жанре научного сообщения; оформлять деловые бумаги (заявление, расписка); осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;
  • редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка;

Фонетика. Орфоэпия

  • проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов;

Лексика. Фразеология

  • распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;
  • распознавать признаки фразеологизмов, объяснять их значение; определять речевую ситуацию употребления фразеологизма;
  • распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения;
  • применять знания по лексике и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.

Морфология. Орфография

  • характеризовать особенности словообразования имен прилагательных; соблюдать нормы произношения имен прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного); различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имен прилагательных; соблюдать нормы правописания н и нн в именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имен прилагательных, сложных имён прилагательных;
  • определять общее грамматическое значение имени числительного; различать разряды имен числительных по значению, по строению; уметь склонять имена числительные, характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи, употребления в научных текстах, деловой речи; правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать нормы правописания имен числительных, в том числе ь в именах числительных;
  • определять общее грамматическое значение местоимения; различать разряды местоимений; уметь склонять местоимения; характеризовать особенности их склонения; словообразования, синтаксических функций, роли в речи; правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); соблюдать нормы правописания местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного написания местоимений, правописания корня с чередованием а//о -кос-−-кас-, гласных в приставках пре- и при-, слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами;
  • определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы; использовать личные глаголы в безличном значении;
  • характеризовать причастия как форму глагола, выделять признаки глагола и имени прилагательного в причастии; различать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; склонять причастия; выделять причастный оборот, правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, объяснять роль причастия в предложении; понимать особенности постановки ударения в некоторых формах причастий; правильно употреблять в речи однокоренные слова типа «висящий -висячий», «горящий - горячий», причастия с суффиксом -ся; правильно согласовывать причастия в словосочетаниях типа прич. + сущ.; соблюдать нормы правописания причастий (падежные окончания, гласные в суффиксах причастий, н и ннв суффиксах причастий и отглагольных имен прилагательных; слитное и раздельное написание не с причастиями);
  • распознавать имена числительные, местоимения;
  • проводить морфологический анализ имен числительных, местоимений;
  • применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

Словообразование

  • распознавать виды морфем в слове (формообразующие и словообразовательные);
  • выделять производящую основу, определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); проводить морфемный и словообразовательный анализы слова; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания сложных и сложносокращенных слов;
  • характеризовать особенности словообразования имен существительных; соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имен существительных;

Синтаксис. Пунктуация

  • проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
  • проводить анализ текста; определять средства связи предложений в тексте, в том числе с использованием притяжательных и указательных местоимений, видо-временной соотнесенности глагольных форм;
  • соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка (в том числе во время списывания текста объемом 100-110 слов; словарного диктанта объемом 20-25 слов; диктанта на основе связного текста объемом 100-110 слов, содержащего не более 16 орфограмм, 3-4 пунктограмм и не более 7 слов с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для учащихся:

  1. Разумовская М.М. Русский язык Учебник. 6 класс /М.М.Разумовская, С.И.Львова. - М.: ООО Дрофа, 2019.
  2. Тростенцова Л.А. Русский язык Учебник. 6 класс /Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская. - М.: Просвещение, 2016.
  3. Баранов М.Т. Русский язык Учебник. 6 класс /Е.А.Быстрова. - М.: Русское слово, 2013.
  4. Баранов М.Т. Русский языУметь Справочные материалы/ М.Т.Баранов,Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского. - М.: Русский язык, 2013.
  5. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов. - 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.
  6. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/ М.Т.Баранов. - 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
  7. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/ 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.
  8. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред. Ф.П.Филина. - 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.
  9. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/ П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.
  10. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/ Под ред. В.В.Иванова. - 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
  11. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русскогоязыка/М.: Русский язык, 1997.
  12. Русский язык. 6 класс./ Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2013.
  13. Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка/ А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.- 3-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
  14. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русскогоязыка/ А.Н.Тихонов. - 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.

Для учителя:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.:Просвещение, 2013.
  2. Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9 кл./ М.: АСТ: Астрель, 2003.
  3. Обучение русскому языку в 6 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю.Шведовой. - М.: Русский язык, 2003.
  5. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. М. - Просвещение. - 2010. (Стандарты второго поколения)
  6. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы: Учебное издание. /Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., ШанскогоН.М.- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
  7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М.: Русский язык, 2007.
  8. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 6 класс/ М.: изд. Экзамен, 2014.

См. продолжение Программы