Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 6 классе МОБУ СОШ №7 с учетом:
- требований федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку (базовый уровень);
- программы по русскому языку для основной общеобразовательной школы под редакцией для 5-9 классов
- нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта ( начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03. 2004г. №1089.
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897. Новые стандарты утверждены 08.06.2012г
- Обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской Федерации №1276)
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст.14 п.5 и ст.32 п.2.7)
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
- Школьного учебного плана МОБУ СОШ №7, утвержденного УО г. Якутска на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа включает 4 раздела:
- Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики данногоучебного предмета (курса), даётся общая характеристика учебного предмета (курса), описывается его место в учебном плане;
- Структура и краткое содержание учебного предмета;
- Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» в основной школе (личностные, метапредметные и предметные);
- Тематическое планирование
Отдельным приложением представлено развернутое календарно-тематическое планирование, в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
Русский язык - национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.
Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.
Целью реализации образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» (далее - Программы) является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Курсивом в программе выделены элементы содержания, относящиеся к результатам, которым обучающиеся «получат возможность научиться».
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи обучения
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации над предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета
К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенныеслова; употребительные слова изученных частей речи;
- по лексике: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
- по словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательногоанализа (в словах более сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;
- по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
- по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять их написание; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарей;
- по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить предложения, стилистически оправданно употреблять их в речи; пользоваться разными видами лингвистических словарей.
Структура и краткое содержание программы учебного курса «Русский язык» 6 класс
Раздел
|
Основное содержание курса «Русский язык», подлежащее усвоению
|
Проверочные |
|
Язык. Речь. Общение |
3+1 |
Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость.определение функции языка; особенности письменной и устной речи; выделять главное в высказывании. |
|
Повторение изученного в 5 классе |
6+2 |
Повторение изученногов 5 классе: опознавать признаки орфограммы; работа с деформированным текстом; морфемный, морфологический разборы; комментируемое письмо, вставить пропущенные буквы, выборочный, распределительный диктанты. |
Диктант 1 |
Текст |
3+2 |
Работа по составлению текстов; работа с начальными, конечными фразами, ключевыми словами; определение стилей текстов |
Сочинение 1 |
Лексика. Культура речи |
10+2 |
Работа со словарями; различение особенностей слов по сфере их употребления в речи |
Изложение 1 |
Фразеология Культура речи |
6 |
Работа с фразеологизмами, поиск их в тексте, определение их значений |
|
Словообразование. Орфография Культура речи |
29+4 |
Морфемный разбор, состав слова; словообразовательный разбор, словообразовательная цепочка; назначение морфем; орфограммы в морфемах, условия выбора букв, применять правила на практике; составление «словообразовательных деревьев»; составление слов по схемам |
Проектная работа |
Морфология Орфография Культура речи |
|||
Имя существительное |
22+3 |
Морфологические признаки имени существительного: разносклоняемые, несклоняемые существительные и т.д.;правописание написание НЕ с существительными; написание суффиксов существительных; работа по алгоритму (морфологический разбор); пользоваться теоретическими правилами на практике. |
Диктант 2 |
Имя прилагательное |
21+3 |
Морфологические признаки имен прилагательных: разряд, степень сравнения; употребление в речи имен прилагательных; условия, от которого зависит выбор гласных в суффиксах прилагательных; алгоритм морфологического разбора имен прилагательных; безошибочно писать имена прилагательные с НЕ; правильно писать суффиксы имен прилагательных; правильно употреблять их в речи; алгоритм морфологического разбора |
Диктант 3 |
Имя числительное |
13+2 |
Морфологические признаки имен числительных; отличать имена числительные от синонимичных частей речи; безошибочное написание имен числительных; алгоритм морфологического разбора |
Изложение 2 |
Местоимение |
20+3 |
Морфологические признаки местоимений, определение разрядов местоимений, безошибочное написание неопределенных, отрицательных местоимений; правильное употребление местоимений в речи; алгоритм морфологического разбора |
Диктант 4 |
Глагол |
21+4 |
Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов; определение глагола;морфологические признаки глагола, его синтаксическая роль; владеть способом действия по распознаванию вида глагола, переходности; определять вид и время глагола; морфологические признаки глаголов, опознавать глаголы в тексте; определять спряжение глаголов по алгоритму; алгоритм морфологического разбора глагола |
Диктант 5 |
Наречие |
17+2 |
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.
|
Сочинение 2 |
Повторение и систематизация изученного |
11 |
Определять изученные части речи; различать орфограммы и правильно употреблять слова в речи; опознавать части речи, находить в них орфограммы в окончаниях, применять изученные правила на письме; опознавать части речи, находить в них орфограммы, применять изученные правила на письме; правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях;
|
Диктант 6 |
Итого |
210 |
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» в основной школе
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурныхценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитииинтеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка какявления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средствдля свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность ксамооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности:
-
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации); - владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым,ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владениеразными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включаясредства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённуюему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения ихсодержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
-
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности(индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутыерезультаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданнойстепенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи ижанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной иписьменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своёотношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание,рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русскоголитературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессеписьменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевогоэтикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебнойдеятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать своюречь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находитьграмматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать иредактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшимисообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем сиспользованием различных средств аргументации;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми впроцессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормамиречевого поведения в различных ситуациях формального и неформальногомежличностного и межкультурного общения.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
- Понятие об имени существительном.
- Нарицательные и собственные имена существительные.
- Правописание собственных имён существительных (заглавная буква и кавычки).
- Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
- Род как постоянный признак имён существительных. Число имён существительных.
- Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
- Система падежей в русском языке и типы склонения имён существительных.
- Склонение существительных в единственном числе.
- Склонение существительных во множественном числе.
- Правописание ь и ов - ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц.
- Разносклоняемые имена существительные.
- Правописание суффикса -ен- в существительных на -мя. Неизменяемые существительные. Словообразование имён существительных с помощью суффиксов, приставок.
- Правописание суффиксов -ик-, -ек-; -ок-, -ек-; -оньк-(-онок-), -еньк- после шипящих; суффиксов -чик-, -щик-.
- Правописание не с именами существительными.
- Правописание сложных имён существительных.
ГЛАГОЛ
- Понятие о глаголе.
- Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению. Правописание не с глаголами.
- Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.
- Буква ь в инфинитиве.
- Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов. Правописание -тся и -ться в глаголах.
- Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.
- Правописание корней -бир- -бер-, -мир- -мер-, -тир- -тер- и др.
- Наклонение глагола.
- Изъявительное наклонение.
- Формы прошедшего, настоящего и будущего времени глагола в изъявительном наклонении. Их значение.
- Прошедшее время. Значение, образование и изменение глаголов прошедшего времени.
- Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед -л-, в глаголах прошедшего времени.
- Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.
- Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголовсовершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущеговремени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.
- Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшеговремени.
- Лицо и число глаголов. Значение 1, 2, 3-го лица.
- Буква ь в формах глагола 2-го лица единственного числа.
- Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.
- Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
- Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употреблениеглаголов в условном наклонении.
- Правописание бы с глаголами в условном наклонении.
- Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов вповелительном наклонении.
- Правописание глаголов в повелительном наклонении.
- Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главнымчленом.
- Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.
- Правописание гласных в суффиксах -ыва- (-ива-), -ова-(-ева-).
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
- Понятие об имени прилагательном.
- Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.
- Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенностикачественных имён прилагательных.
- Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных почислами родам в единственном числе. Употребление кратких имён прилагательных в ролисказуемых.
- Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую.
- Склонение полных прилагательных.
- Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
- Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.
- Имена прилагательные с суффиксом -ий. Особенности падежных окончаний этихприлагательных.
- Правописание падежных окончаний имён прилагательных типа лисий.
- Прилагательные с суффиксами -ин- (-ын-), -ов- (-ев-).
- Степени сравнения имён прилагательных. Значение, образование и изменениеприлагательных в сравнительной и превосходной степени. Употребление прилагательныхв роли определений и сказуемых.
- Словообразование имён прилагательных с помощью суффиксов, приставок и сложенияоснов.
- Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
- Правописание суффиксов -к- и -ск-.
- Правописание не с прилагательными.
- Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Особенности употребленияразных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
- Понятие об имени числительном. Роль числительных в речи.
- Имена числительные простые, сложные и составные.
- Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входятчислительные.
- Правописание удвоенной согласной в числительных.
- Правописание мягкого знака в числительных.
- Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления всловосочетании.
- Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.
- Порядковые числительные, их значение и изменение.
- Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.
- Дробные числительные, их значение и изменение. Правописание падежных окончанийимён числительных.
НАРЕЧИЕ
- Понятие о наречии как части речи. Роль наречий в речи.
- Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места,времени, причины, цели. Степени сравнения наречий.
- Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов.
- Правописание суффиксов о-е после шипящих.
- Правописание н и нн в наречиях на -о.
- Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.
- Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованныхповтором слов.
- Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую.
- Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий(по списку).
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ
Понятие о словах категории состояния. Признаки слов категории состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция -сказуемое в безличных предложениях.
Группы слов категории состояния по значению. Сходство и различие наречий и словкатегории состояния.
МЕСТОИМЕНИЕ
- Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение (обозначает не называя, а указывая). Роль местоимений в речи.
- Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными,прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемыеместоимения.
- Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам.
- Личные местоимения, их значение, изменение и роль впредложении.Правописание местоимений с предлогами.
- Прописная буква в формах вежливости.
- Возвратное местоимение себя: значение, формы изменения, роль в предложении.
- Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
- Вопросительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль впредложении.
- Относительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль впредложении.
- Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительнымместоимением.
- Неопределённые местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль впредложении; синонимия неопределённых местоимений.
- Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудь.
- Правописание не в неопределённых местоимениях.
- Отрицательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль впредложении.
- Правописание не и ни в отрицательных местоимениях.
- Определительные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль впредложении.
- Указательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль впредложении.
- Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.
Предметные результаты:
Текст |
|
Фонетика. Орфоэпия |
|
Лексика. Фразеология |
|
Морфология. Орфография |
|
Словообразование |
|
Синтаксис. Пунктуация |
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учащихся:
- Разумовская М.М. Русский язык Учебник. 6 класс /М.М.Разумовская, С.И.Львова. - М.: ООО Дрофа, 2019.
- Тростенцова Л.А. Русский язык Учебник. 6 класс /Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская. - М.: Просвещение, 2016.
- Баранов М.Т. Русский язык Учебник. 6 класс /Е.А.Быстрова. - М.: Русское слово, 2013.
- Баранов М.Т. Русский языУметь Справочные материалы/ М.Т.Баранов,Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского. - М.: Русский язык, 2013.
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов. - 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.
- Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/ М.Т.Баранов. - 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
- Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/ 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.
- Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред. Ф.П.Филина. - 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.
- Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/ П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.
- Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/ Под ред. В.В.Иванова. - 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
- Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русскогоязыка/М.: Русский язык, 1997.
- Русский язык. 6 класс./ Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2013.
- Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка/ А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.- 3-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русскогоязыка/ А.Н.Тихонов. - 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.
Для учителя:
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.:Просвещение, 2013.
- Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9 кл./ М.: АСТ: Астрель, 2003.
- Обучение русскому языку в 6 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю.Шведовой. - М.: Русский язык, 2003.
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. М. - Просвещение. - 2010. (Стандарты второго поколения)
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы: Учебное издание. /Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., ШанскогоН.М.- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М.: Русский язык, 2007.
- Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 6 класс/ М.: изд. Экзамен, 2014.