Цель урока: повторить и закрепить тему «Не с именами прилагательными»; способствовать ознакомлению с теоретическими сведениями по теме «Буквы «о» и «е» после букв шипящих и «ц» в суффиксах и окончаниях имён прилагательных» и формированию способов действия с ними.
Задачи:
обучающие:
- повторить написание гласных о-ё после шипящих в корне слова, написание букв о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных;
- совместно с учащимися открыть правило написания букв о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных;
- продолжить работу над расширением словарного запаса учащихся;
развивающие:
- развивать у учащихся умение работать с толковым словарём;
- развивать умение сравнивать учебный материал, группировать по общим признакам, делать выводы;
- развивать навыки оценки своей деятельности;
воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать культуру общения;
- воспитывать любовь к русскому языку, к родному краю.
Планируемые результаты:
- Личностные: формирование способности к самооценке, формирование познавательной активности, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели.
- Метапредметные:
- Познавательные: умение работать с информацией, сравнивать орфограммы по опознавательным признакам, структурировать материал, делать выводы.
- Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
- Коммуникативные: владение навыками диалогической речи, умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.
- Предметные: Умение определять в слове орфограмму, применять орфографическое правило написания суффиксов и окончаний имён прилагательных после шипящих и ц, графически обозначать условия выбора верного написания.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
(приветствие, проверка готовности к уроку). Запись даты на доске и в тетрадях учащихся.
II. Повторение изученного на предыдущем уроке материала
Орфографическая диктовка. (Работа выполняется по цепочке с одновременным объяснением написания.
(Не)извес(?)ная величина; (не)правда; совсем (не)весёлое настроение; (не)нас(?)ный день; (не)большая, а интересная книга; (не)широкая, но красивая река; этаж..м; беч..вка; врач..м; грач..нок; полотенц..м.
Обучающиеся делают выводы по орфограммам , встретившихся в орфографической диктовке.
III. Определение темы и цели урока
- Ребята, а теперь посмотрите на доску, как вы думаете, какое задание можно подобрать к этим словам?
Мяч…м, свеч…й, лиц…м, гостиниц…й, пастуш…к, человеч…к, медвеж…нок, вещ…вой, глянц…вый, еж…вый, свинц…вый.
- Правописание каких слов вы не смогли объяснить?
- Почему?
- Какая это часть речи?
- В какой морфеме нужно было вставить буквы?
- Определите тему и цель урока.
Запись темы урока: "Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных".
IV. Объяснение нового материала
- Ставим ударение и выделяем морфемы.
- Давайте применим данные требования к нашим словам. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем? (Они падают на разные морфемы).
- Попробуем сформулировать правило написания гласных после шипящих в суффиксах имён прилагательных.
Запись алгоритма в тетрадь для схем.
Обращается внимание:
Запомните: ещё, изжога, скачок, прыжок, толчок + ожог, поджог (сущ.), но ожёг, поджёг (глаг.): Мальчик ожёг (глаг.) руку. У него сильный ожог (сущ.).
1) Сказка о капризных шипящих и упрямых гласных.
- Ребята! А вы любите слушать сказки?
- Тогда я вам сейчас расскажу сказку о капризных шипящих и упрямых гласных, и вы мне поможете в этом. Слушайте внимательно!
В ходе рассказа учителя учащиеся «досказывают» сказку.
- Далеко-далеко за высокими горами, за широкими морями есть волшебный остров Алфавит. На этом острове, как вы уже, наверное, догадались, живут … (буквы). Всего их … (33). Дружно живут на этом острове согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются согласные не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласным, когда перед ними оказываются шипящие … (Ж, Ш, Щ, Ч). С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят! А уж как трудно рядом с ними буквам О, Е и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё, то такая соседка им не по душе, и они согласны стоять рядом только с буквой О. То они требуют рядом букву Е! (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу). Вот какие капризули эти шипящие! И буквы О, Е и Ё своё место не хотят уступать! Вот какие упрямые! Наверное, не было бы на этом чудо-острове порядка, если бы не царица Орфография. Она помирила шипящие с гласными, и теперь они живут в дружбе и согласии.
- Ребята! Понравилась вам сказка о капризных шипящих и упрямых гласных? Сегодня на уроке мы с вами тоже будем усмирять их своевольный характер.
2) Работа с теоретическим материалом.
- Прочитайте правило на учебник, сверьте с нашими выводами.
- Правильно мы сделали вывод.
3) Физкультпауза.
Называются слова на данную орфограмму, если о - топаем, е - хлопаем.
Кольцевой, дрожжевой, грошовый, свежего, чужой, хорошего, свинцовый, кумачовый.
4) Закрепление изученного.
1. Выборочный диктант.
Распределите слова в колонки таблицы
Гласные о и е после шипящих и ц | ||
корень |
суффикс |
окончание |
Задачей, пейзажем, шелк, ситцевый, образцовый, причёска, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, в свежем, дворцовый, ежовый, речонка, жёлтый.
2. Диктант - "Молчанка". У вас на партах лежат карточки с буквами О и Е.
Покажите карточкой ту букву, что вы напишете в словах
Слова
- ЛИЦ…ВОЙ СЧЁТ
- КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА
- БОЙЦ..ВАЯ ПОРОДА
- ТАНЦ..ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ
- ЛУЧ…ВАЯ КОСТЬ
- ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ
- ДЕРЖАТЬ В ЕЖ…ВЫХ РУКАВИЦАХ
Объяснение значения фразеологизма ДЕРЖАТЬ В ЕЖОВЫХ РУКАВИЦАХ. Составьте предложение, выполните синтаксический разбор.
3. Подбери слово. (Выполняют самостоятельно с последующей взаимопроверкой)
А. Журнал с обложки из глянца…(глянцевая)
Б. Заросли из камыша…(камышовые)
В. Куртка из замши…(замшевая)
Г. Клык моржа …(моржовый)
Д. Пластырь с перцем…(перцовый)
4. Найдите и исправьте ошибки.
Дед в холщевой рубашонке рассказывает, как поймал в чащобе плащём медвежёнка и научил его танцевать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора, интересно дергает плечём и размахивает карандашом. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём пирожки с печонкой. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шёрох и показывается зайчёнок. Увлечённые обедом, мы не обращаем на него никакого внимания. Из Камышевых зарослей слышится лай собачонки. Но нам не до этого.
5. «Третий лишний». В каждой группе словосочетаний найдите лишнее, аргументируйте свой выбор.
1) Пунц…вый румянец, свеж…е яблоко, ключ…вая вода.
2) Ветх…е корыто, ситц…вый сарафан, свинц…вые тучи.
IV. Итог урока. Рефлексия
Оценивание работы на уроке самими учащимися и учителем.
Домашнее задание. Выучить правило, составить словарик слов с изученной орфограммой.