Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Изменение имен существительных по числам"

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, УМК «Школа России», имя существительное


Тип: урок открытия нового знания.

Цель урока: Познакомить учащихся с изменением имён существительных по числам.

Задачи:

  • Формировать знания об изменении имён существительных по числам.
  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи;
  • Формировать орфографического навыка; расширение кругозора учащихся;
  • Развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
  • Воспитывать познавательного интереса к словам.

Планируемые результаты.

  • Предметные: совершенствовать умение определять число имён существительных; развитие словарного запаса обучающихся.
  • Метапредметные:
    • умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос;
    • умение слушать и вступить в диалог, участвовать в обсуждении проблем.
  • Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Ресурсы: учебник «Русский язык», УМК «Школа России», презентация, наглядности.

Ход урока

I. Организационный этап

1. Приветствие.

2. Эмоциональный настрой к уроку.

- Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Удачи вам и успехов!

3. Проверка готовности к уроку.

- А сейчас пора за работу. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

- Тогда сели красиво и правильно.

II. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности

1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации).

- Ребята, давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число.

Минутка чистописания

Прежде чем мы напишем минутку чистописания, я хочу вам зачитать слова одного писателя. Отгадайте какому автору принадлежат слова.

«Незнайка был не такой уж скверный. Он очень хотел чему-нибудь научиться, но не любил трудиться. Ему хотелось выучиться сразу, без всякого труда, а из этого даже у самого умного коротышки ничего не могло получиться.»

Правильно, эти слова из произведения Николая Носова «Незнайка и его друзья». Показываю портрет автора. Какие произведения этого автора вы уже читали? (На горке, Огурцы, Мишкина каша и др.)

А можно ли выучиться сразу без всякого труда?

Конечно, нет, нужно много трудиться.

Какую букву вы услышали чаще других?

Нн

Напишите аккуратно букву у себя в тетради.

Словарные слова на букву Н- невежа, невежда. Поясните лексическое значение этих слов.

  • невежа - это грубый, невоспитанный человек ("невежливый")
  • невежда - глупый и необразованный ("не ведающий").

Велик и могуч русский язык. Скажите, а зачем нам изучать русский язык?

Чтобы читать, общаться, хорошо учиться, получать достойное образование, быть грамотными.

К нам в гости пришли друзья Незнайки.

Выходят Незнайка, Знайка, доктор Пилюлькин, поэт Цветик, астроном Стекляшкин, Гусля - музыкант и композитор, Тюбик- художник.

Незнайка: Грамотные, грамотные все тут! А вот сейчас я и проверю!

Какие части речи вы знаете?

Ребята называют части речи.

(Существительное, прилагательное, глагол, предлоги , числительное)

Знайка: Ребята, чтобы стать образованным человеком, нужно много трудиться!

Пилюлькин: Знания нужны в разных сферах профессий, например - в медицине!

Стекляшкин: в астрономии!

Гусля: в музыке!

Поэт: в русском языке и литературе!

Тюбик: и даже в рисовании!

Учитель: Ребята, я знаю, что вы много знаете, предлагаю вам присоединиться к нам на урок русского языка и еще показать свои знания.

Незнайка, присаживайся и ты с нами учиться!

- Давайте напишем словарный диктант из слов: город, улица, отец, картина, учитель, январь, обезьяна, тарелка, Москва, Россия.

- К какой части речи относятся все слова? (Это имена существительные.)

- Как определить, что это имена существительные? По каким двум признакам мы определяем имя существительное?

(Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.)

- Что вы уже знаете об именах существительных?

(Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные.)

- Какие имена существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными? (Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос Кто? и обозначают одушевлённые предметы; неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос Что? и не обозначают одушевлённые предметы.)

- Когда я буду называть одушевлённые имена существительные, вы хлопните один раз в ладоши, а если я назову неодушевлённое имя существительное, вы сидите тихо: город, улица, отец, картина, учитель, январь, обезьяна, тарелка, Москва, Россия.

- Какие из данных имён существительных являются собственными, а какие нарицательные?

- Ребята, один или много одинаковых предметов называют эти имена существительные? (Один.)

2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

- Ребята, а теперь попробуйте изменить их так, чтобы они называли много одинаковых предметов. Запишите в тетрадь.

- Давайте проверим. С какими словами у вас возникли затруднения? (Россия, Москва).

- Давайте же выясним, почему их невозможно изменить?

- Итак, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Изменение имён существительных по числам.)

- Какую цель мы с вами поставим? (Мы научимся изменять имена существительные по числам.)

III. Организация познавательной деятельности

1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

- Ребята, давайте составим план нашей работы. Обратим внимание на экран. Давайте правильно сопоставим слова из первого столбика с выражениями со второго.)

1) Узнаем, какие существительные называют один предмет, а какие несколько.

2) Научимся изменять имена существительные по числам.

3) Выполним упражнения для закрепления знаний.

- Кто хочет сказать, что мы сегодня узнаем? Чему научимся? Что выполним?

2. Поиск решения («открытие» нового знания).

- Давайте обратимся к учебнику. Откроем учебник на странице 61 и прочитаем правило.

- Какие существительные употребляются в единственном числе? (Если они называют один предмет.)

- Приведите пример.

- Какие существительные употребляются во множественном числе? (Которые называют несколько предметов.)

- Приведите пример.

- А теперь посмотрите на примеры из правила:

Книга - книги, ива - ивы.

- Что изменилось в словах? (Форма, окончание.)

- Значит, какой ещё вывод мы можем сделать? (При изменении числа имени существительного изменяется его форма.)

- В письме единственное число обозначает ед.ч., а множественное число - мн.ч. (Показываю на доске.)

- А сейчас выполним упражнение 105 на странице 61.

- Проверяем.

- В русском языке встречаются необычные существительные. В чём их секрет? Давайте узнаем.

К доске выходит Знайка и Цветик.

Знайка:

- Рассмотрим картинки. (Слайд)

- Назовём предметы. (Молоко, мёд, мука, листва.)

- В каком числе написаны данные существительные? (ед.ч.)

- Попробуйте их поставить во множественном числе. (Не получается).

- Какой вывод можем сделать? (У данных существительных нет формы множественного числа.)

Цветик:

- Рассмотрим другой пример. Назовём предметы. (Шахматы, часы, очки, ножницы.)

- В каком числе данные существительные? (мн.ч.)

- Попробуйте поставить их ед.ч.

- Не получается?

- Какой вывод можем сделать? (У данных существительных нет формы ед. ч.)

- А сейчас давайте сделаем общий вывод: в русском языке встречаются существительные, у которых нет формы ед. или мн. числа. Более подробно мы познакомимся с ними в старших классах.

3. Физкультминутка.

Проводит доктор Пилюлькин.

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Руками коленей коснитесь.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.

4. Первичное закрепление.

- Ребята, а сейчас поработаем по листочкам в парах. Вам нужно распределить данные имена существительные в три столбика (1 столбик - ед.ч., 2 столбик - мн. ч., 3 столбик - слова-исключения.)

Ед. ч.

Мн.ч.

Слова-исключения

Книги, ручка, очки, мышь, медведи, пальто, зуб, брюки, яблоко, конфеты, кофе, тетради, парты, мёд, телефон, учитель, ножницы, ученики

- Проверяем.

Ед. ч.

Мн.ч.

Слова-исключения

Книги, ручка, очки, мышь, медведи, пальто, зуб, брюки, яблоко, конфеты, кофе, тетради, парты, мёд, телефон, учитель, ножницы, ученики

Ручка

Книги

Очки

Мышь

Медведи

Пальто

Зуб

Конфеты

Брюки

Яблоко

Тетради

Кофе

Телефон

Ученики

Мёд

Учитель

Парты

Ножницы

5. Включение нового знания в систему знаний (Применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений.)

- Посмотрите на слайд. Перед вами предложения, (+ на листочках) и ваша задача найти имена существительные, сверху написать число этого существительного.

В цветочный городок привезли цветы. Коротышки посадили их в горшки и украсили балкон.

Взаимопроверка по экрану.

- Теперь обменяемся листочками с соседом по парте, и проверяем работу друг другу по экрану.

Критерии оценивания:

  • 0 ошибок - «5»
  • 1-2-3 ошибки - «4»
  • 4 ошибки - «3»
  • Больше 4 ошибок - «2»

- Теперь вернули тетради своим соседям. У кого «5» - поднимите зелёные цветочки, у кого «4» - поднимите жёлтые цветочки, а у кого «3» или 22» поднимите красные цветочки.

- Хорошо, ребята. Я очень рада, что зелёных и жёлтых карточек значительно больше.

Найдите в первом предложении грамматическую основу. В какой роли может выступать имя существительное в предложении. (главным членом и второстепенным)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону.

- Ребята, сейчас мы с вами выполним упражнение 106 под цифрой 1 на странице 62.

- Проверка.

7. Игра «Один-Много».

- Давайте поиграем в игру «Один -Много».

- Стекляшка, Гусля, Тюбик называют один предмет, а вы называете много предметов, и, наоборот, когда они называют много предметов, вы называете один предмет.

  • школа -
  • дрозды
  • сосна
  • моря -
  • поле -
  • трава -
  • карандаш -
  • яблоко -
  • окно -
  • письма -
  • туфля -
  • грибы -
  • учитель -
  • пчела -
  • тетради -

- Как вы думаете, зачем нам нужно умение образовывать форму единственного числа и форму множественного числа.

8. Игра на внимание.

Выросла в саду Цветочного города яблонька. Очень уж Пончик любит полакомиться фруктами.

- Подарит яблоня свои яблочки только тому, кто поможет Пончику правильно найти слово в слове на экране.

Смородина, хлопушка, гармошка, ласточки, стрекоза, морозы, тапочки,
дорожки, буквари.

  • родина
  • пушка
  • мошка
  • точки
  • коза
  • розы
  • почки
  • рожки
  • буква

IV. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте ответим на вопросы.

- О чём мы сегодня говорили?

- Какую цель мы ставили перед собой? Мы её достигли?

- Теперь вы можете легко менять имена существительные по числам?

2. Самооценка учениками собственной учебной деятельности.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…

- Ребята, у вас на столах лежат цветы. Оцените свою сегодняшнюю деятельность на уроке. Выберите одну фразу и продолжите, поставьте себе отметку. Цветочки мы приклеим на цветочную поляну и подарим нашим гостям из Цветочного города, которые нам сегодня помогали на уроке. Не забудьте написать своё имя. Спасибо, молодцы!

3. Выставление отметок.

- Сегодня у нас на уроке хорошо, активно поработали … . Им за урок «5».

V. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Упр. 107, стр. 62

Приложение к уроку