Тип: урок открытия нового знания.
Цель урока: Познакомить учащихся с изменением имён существительных по числам.
Задачи:
- Формировать знания об изменении имён существительных по числам.
- Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи;
- Формировать орфографического навыка; расширение кругозора учащихся;
- Развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
- Воспитывать познавательного интереса к словам.
Планируемые результаты.
- Предметные: совершенствовать умение определять число имён существительных; развитие словарного запаса обучающихся.
-
Метапредметные:
- умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос;
- умение слушать и вступить в диалог, участвовать в обсуждении проблем.
- Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Ресурсы: учебник «Русский язык», УМК «Школа России», презентация, наглядности.
Ход урока
I. Организационный этап
1. Приветствие.
2. Эмоциональный настрой к уроку.
- Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Удачи вам и успехов!
3. Проверка готовности к уроку.
- А сейчас пора за работу. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?
- Тогда сели красиво и правильно.
II. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности
1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации).
- Ребята, давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число.
Минутка чистописания
Прежде чем мы напишем минутку чистописания, я хочу вам зачитать слова одного писателя. Отгадайте какому автору принадлежат слова.
«Незнайка был не такой уж скверный. Он очень хотел чему-нибудь научиться, но не любил трудиться. Ему хотелось выучиться сразу, без всякого труда, а из этого даже у самого умного коротышки ничего не могло получиться.»
Правильно, эти слова из произведения Николая Носова «Незнайка и его друзья». Показываю портрет автора. Какие произведения этого автора вы уже читали? (На горке, Огурцы, Мишкина каша и др.)
А можно ли выучиться сразу без всякого труда?
Конечно, нет, нужно много трудиться.
Какую букву вы услышали чаще других?
Нн
Напишите аккуратно букву у себя в тетради.
Словарные слова на букву Н- невежа, невежда. Поясните лексическое значение этих слов.
- невежа - это грубый, невоспитанный человек ("невежливый")
- невежда - глупый и необразованный ("не ведающий").
Велик и могуч русский язык. Скажите, а зачем нам изучать русский язык?
Чтобы читать, общаться, хорошо учиться, получать достойное образование, быть грамотными.
К нам в гости пришли друзья Незнайки.
Выходят Незнайка, Знайка, доктор Пилюлькин, поэт Цветик, астроном Стекляшкин, Гусля - музыкант и композитор, Тюбик- художник.
Незнайка: Грамотные, грамотные все тут! А вот сейчас я и проверю!
Какие части речи вы знаете?
Ребята называют части речи.
(Существительное, прилагательное, глагол, предлоги , числительное)
Знайка: Ребята, чтобы стать образованным человеком, нужно много трудиться!
Пилюлькин: Знания нужны в разных сферах профессий, например - в медицине!
Стекляшкин: в астрономии!
Гусля: в музыке!
Поэт: в русском языке и литературе!
Тюбик: и даже в рисовании!
Учитель: Ребята, я знаю, что вы много знаете, предлагаю вам присоединиться к нам на урок русского языка и еще показать свои знания.
Незнайка, присаживайся и ты с нами учиться!
- Давайте напишем словарный диктант из слов: город, улица, отец, картина, учитель, январь, обезьяна, тарелка, Москва, Россия.
- К какой части речи относятся все слова? (Это имена существительные.)
- Как определить, что это имена существительные? По каким двум признакам мы определяем имя существительное?
(Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.)
- Что вы уже знаете об именах существительных?
(Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные.)
- Какие имена существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными? (Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос Кто? и обозначают одушевлённые предметы; неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос Что? и не обозначают одушевлённые предметы.)
- Когда я буду называть одушевлённые имена существительные, вы хлопните один раз в ладоши, а если я назову неодушевлённое имя существительное, вы сидите тихо: город, улица, отец, картина, учитель, январь, обезьяна, тарелка, Москва, Россия.
- Какие из данных имён существительных являются собственными, а какие нарицательные?
- Ребята, один или много одинаковых предметов называют эти имена существительные? (Один.)
2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).
- Ребята, а теперь попробуйте изменить их так, чтобы они называли много одинаковых предметов. Запишите в тетрадь.
- Давайте проверим. С какими словами у вас возникли затруднения? (Россия, Москва).
- Давайте же выясним, почему их невозможно изменить?
- Итак, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Изменение имён существительных по числам.)
- Какую цель мы с вами поставим? (Мы научимся изменять имена существительные по числам.)
III. Организация познавательной деятельности
1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).
- Ребята, давайте составим план нашей работы. Обратим внимание на экран. Давайте правильно сопоставим слова из первого столбика с выражениями со второго.)
1) Узнаем, какие существительные называют один предмет, а какие несколько.
2) Научимся изменять имена существительные по числам.
3) Выполним упражнения для закрепления знаний.
- Кто хочет сказать, что мы сегодня узнаем? Чему научимся? Что выполним?
2. Поиск решения («открытие» нового знания).
- Давайте обратимся к учебнику. Откроем учебник на странице 61 и прочитаем правило.
- Какие существительные употребляются в единственном числе? (Если они называют один предмет.)
- Приведите пример.
- Какие существительные употребляются во множественном числе? (Которые называют несколько предметов.)
- Приведите пример.
- А теперь посмотрите на примеры из правила:
Книга - книги, ива - ивы.
- Что изменилось в словах? (Форма, окончание.)
- Значит, какой ещё вывод мы можем сделать? (При изменении числа имени существительного изменяется его форма.)
- В письме единственное число обозначает ед.ч., а множественное число - мн.ч. (Показываю на доске.)
- А сейчас выполним упражнение 105 на странице 61.
- Проверяем.
- В русском языке встречаются необычные существительные. В чём их секрет? Давайте узнаем.
К доске выходит Знайка и Цветик.
Знайка:
- Рассмотрим картинки. (Слайд)
- Назовём предметы. (Молоко, мёд, мука, листва.)
- В каком числе написаны данные существительные? (ед.ч.)
- Попробуйте их поставить во множественном числе. (Не получается).
- Какой вывод можем сделать? (У данных существительных нет формы множественного числа.)
Цветик:
- Рассмотрим другой пример. Назовём предметы. (Шахматы, часы, очки, ножницы.)
- В каком числе данные существительные? (мн.ч.)
- Попробуйте поставить их ед.ч.
- Не получается?
- Какой вывод можем сделать? (У данных существительных нет формы ед. ч.)
- А сейчас давайте сделаем общий вывод: в русском языке встречаются существительные, у которых нет формы ед. или мн. числа. Более подробно мы познакомимся с ними в старших классах.
3. Физкультминутка.
Проводит доктор Пилюлькин.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Руками коленей коснитесь.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
4. Первичное закрепление.
- Ребята, а сейчас поработаем по листочкам в парах. Вам нужно распределить данные имена существительные в три столбика (1 столбик - ед.ч., 2 столбик - мн. ч., 3 столбик - слова-исключения.)
Ед. ч.
|
Мн.ч. |
Слова-исключения |
Книги, ручка, очки, мышь, медведи, пальто, зуб, брюки, яблоко, конфеты, кофе, тетради, парты, мёд, телефон, учитель, ножницы, ученики |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Проверяем.
Ед. ч.
|
Мн.ч. |
Слова-исключения |
Книги, ручка, очки, мышь, медведи, пальто, зуб, брюки, яблоко, конфеты, кофе, тетради, парты, мёд, телефон, учитель, ножницы, ученики |
||
Ручка |
Книги |
Очки |
Мышь |
Медведи |
Пальто |
Зуб |
Конфеты |
Брюки |
Яблоко |
Тетради |
Кофе |
Телефон |
Ученики |
Мёд |
Учитель |
Парты |
Ножницы |
5. Включение нового знания в систему знаний (Применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений.)
- Посмотрите на слайд. Перед вами предложения, (+ на листочках) и ваша задача найти имена существительные, сверху написать число этого существительного.
В цветочный городок привезли цветы. Коротышки посадили их в горшки и украсили балкон.
Взаимопроверка по экрану.
- Теперь обменяемся листочками с соседом по парте, и проверяем работу друг другу по экрану.
Критерии оценивания:
- 0 ошибок - «5»
- 1-2-3 ошибки - «4»
- 4 ошибки - «3»
- Больше 4 ошибок - «2»
- Теперь вернули тетради своим соседям. У кого «5» - поднимите зелёные цветочки, у кого «4» - поднимите жёлтые цветочки, а у кого «3» или 22» поднимите красные цветочки.
- Хорошо, ребята. Я очень рада, что зелёных и жёлтых карточек значительно больше.
Найдите в первом предложении грамматическую основу. В какой роли может выступать имя существительное в предложении. (главным членом и второстепенным)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону.
- Ребята, сейчас мы с вами выполним упражнение 106 под цифрой 1 на странице 62.
- Проверка.
7. Игра «Один-Много».
- Давайте поиграем в игру «Один -Много».
- Стекляшка, Гусля, Тюбик называют один предмет, а вы называете много предметов, и, наоборот, когда они называют много предметов, вы называете один предмет.
- школа -
- дрозды
- сосна
- моря -
- поле -
- трава -
- карандаш -
- яблоко -
- окно -
- письма -
- туфля -
- грибы -
- учитель -
- пчела -
- тетради -
- Как вы думаете, зачем нам нужно умение образовывать форму единственного числа и форму множественного числа.
8. Игра на внимание.
Выросла в саду Цветочного города яблонька. Очень уж Пончик любит полакомиться фруктами.
- Подарит яблоня свои яблочки только тому, кто поможет Пончику правильно найти слово в слове на экране.
Смородина, хлопушка, гармошка, ласточки, стрекоза, морозы, тапочки,
дорожки, буквари.
- родина
- пушка
- мошка
- точки
- коза
- розы
- почки
- рожки
- буква
IV. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке
1. Соотнесение результатов урока с поставленной целью.
- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте ответим на вопросы.
- О чём мы сегодня говорили?
- Какую цель мы ставили перед собой? Мы её достигли?
- Теперь вы можете легко менять имена существительные по числам?
2. Самооценка учениками собственной учебной деятельности.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Я попробую…
- Ребята, у вас на столах лежат цветы. Оцените свою сегодняшнюю деятельность на уроке. Выберите одну фразу и продолжите, поставьте себе отметку. Цветочки мы приклеим на цветочную поляну и подарим нашим гостям из Цветочного города, которые нам сегодня помогали на уроке. Не забудьте написать своё имя. Спасибо, молодцы!
3. Выставление отметок.
- Сегодня у нас на уроке хорошо, активно поработали … . Им за урок «5».
V. Домашнее задание
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.
Упр. 107, стр. 62