Класс: 5.
Предмет: русский язык.
Тип урока: открытие нового знания (урок изучения нового материала).
Цели урока:
- знакомство обучающихся с определением понятий "слово", "лексика", "лексическое значение слова";
- формирование представления о способах выражения лексического значения слова.
Задачи:
- показать важность изучения лексики;
- формировать потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- способствовать развитию творческих способностей и моральных качеств личности обучающихся;
- прививать любовь к слову, повышать интерес к русскому языку
Планируемые образовательные результаты:
- Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
- Предметные: научиться определять лексическое значение слова, составлять толковый словарик
- Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков
- Познавательные: объяснять языковые явления и связи. Отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова
- Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
- Метапредметные: формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в группе.
Оборудование: доска, учебник русского языка под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, словари разных видов, художественные книги.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентация.
Используемые Интернет-ресурсы:
- www.5klass.net
- https://mega-u.ru/voprosy-resheniya/nazvaniya-okeanov-i-materikov
- https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-pro-znaniya-so-smyslom-300-tsitat
- www.slovari.yandex.ru
- www.voskres.ru
- www.portrait-photo.ru
Технологии: элементы проблемного обучения, здоровьесберегающие.
Методические приемы: работа в группах, презентация, индивидуальная работа, в парах, самостоятельная работа, работа со словарем
Ход урока
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Прозвенел звонок веселый -
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Поднимите и покажите изображение смайлика.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
II. Актуализация знаний
- Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году и кратко их охарактеризуйте. А ответ свой начните словами «Я знаю, что…». (фонетика, морфемика, синтаксис, морфология, словообразование.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним разделом языкознания.
III. Проблемное объяснение нового знания
1. Послушайте стихотворение
Ложка - это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка - это кошка,
У кошки семь котят.Тряпка - это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка - это шапка,
Оделся и пошел.А я придумал слово,
Смешное слово - плим.
И повторяю снова:
Плим, плим, плим!Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим!
- О чём стихотворение? Можно ли Плим назвать словом? Мы вернёмся к этому вопросу попозже.
- Итак, в центре нашего внимания СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
- Какова главная цель урока?
- Каковы задачи урока?
2. Откроем рабочие тетради, запишем число, классная работа
Послушайте ещё одно небольшое стихотворение А.Шибаева.
Всему название дано -
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что может видеть глаз-
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Все предметы, которые нас окружают, имеют свое название. Словами мы пользуемся для выражения своих мыслей и чувств. Без слов мы не смогли бы общаться друг с другом. Что же такое слово? Это основная единица языка. По своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя - это его оболочка (на письме - буквенная, графическая), а внутренняя - это его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, а без внутренней - не может быть понято. (По книге "Язык мой - друг мой". М., 1976)
- Удалось ли герою стихотворения «придумать» новое слово? (Да). Узнали ли вы новое слово, прослушав стихотворение?
Давайте исследуем его. Вспомним фонетику: из чего состоит слово? Из звуков, обозначаемых на письме буквами. Произносим: плим, пишем плим.
И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно ничего не значит, не имеет смысла! Значение - важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может!
3. Карточка. Работа в парах
Подчеркнуть в каждой строке ту запись, которая не является словом. Докажите, почему.
Парта, сотл, лампа
Белка, волк, трок
4. Прочитайте высказывание известного ученого-лингвиста Л.В.Щербы: «Слова перестают быть словами, если отнять у них значение». О каком значении говорит автор этих слов?
- Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово - значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.
Сделайте вывод: с какими понятиями мы сейчас познакомились?
5. Словарная работа
Обращение к теоретическому материалу учебника п.55-56 Запишите слова, которые у нас сегодня на уроке будут ключевыми.
Физминутка
"Зрительная гимнастика"
(Гимнастика для глаз выполняется сидя, в соответствии со словами педагога)
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
IV. Первичное закрепление
1. Работа с карточкой. Соотнесите слово и лексическое значение
КЛЕТКА. Помещение для птиц и животных со стенками из металлических или деревянных прутьев.
ДВОР. Участок земли при доме, огороженный забором или стенами зданий.
ОКЕАН. Весь водный покров Земли, окружающий материки и острова.
2. Узнайте слово по лексическому значению. Правильный ответ на слайд
- Сосуд для содержания и разведения водяных животных и растений.
- Печатное издание небольшого объема.
- Безмоторный летательный аппарат.
- Прибор для определения направления и скорости ветра.
3. Дайте лексическое толкование слов: Флора, подарок, мышонок, ультиматум
- Что Вам помогло определить или дать лексическое значение слова?
Верно, лексическое значение слова можно определить и по его признакам, и по морфеме, по однокоренным словам.
- А было ли слово, значение которого вы не знали?
4. Просмотр эпизода из фильма «Тимур и его команда?
Как можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно? (По словарю.)
5. Знакомство с толковым словарём
Давайте найдем слово «ультиматум» в словаре. Из чего состоит эта словарная статья?
- Заголовочное слово.
- Грамматические пометы.
- Толкование лексического значения.
- Пример употребления в речи.
Какая из этих частей главная (3). Каким образом толкуется значение этого слова?
Мы с вами обратились к словарю, чтобы проверить себя. Можно обращаться, когда не совсем уверены в значении слов, а уж когда не знаете, обязательно загляните в толковый словарь.
Существует много толковых словарей (выставка словарей)
1. "Толковый словарь живого великорусского языка", В.Даль, свыше 200000 слов, 4 тома.
2. "Толковый словарь русского языка", Д.Н.Ушаков, 4 тома (1935-1940 г.).
3. "Словарь русского языка" (академический), 4 тома, 1981-1984 г.
4. "Словарь русского языка" С.И.Ожегов (более 50000 слов).
5. "Словарь современного русского литературного языка" в 17 томах (академический), более 120000 слов.
6. "Школьный толковый словарь русского языка" М.С.Лапатухин.
6. Ребята, откройте учебники. Выполним упр. 321
V. Итог урока (рефлексия деятельности)
Итак,
чтобы знанья были впрок,
Следует кратко повторить урок.
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
Лексика - это... (словарный состав).
Лексическое значение - это... (главный смысл слова).
Что было целью нашего урока? (понять, что такое лексическое значение)
Поняли мы это? Хорошо, значит, цель урока достигнута.
Чему мы должны были научиться? (научиться определять л.з слов разными способами)
Научились? Сколько нам известно способов?
А как вы чувствовали себя на уроке? Если вам было интересно, комфортно, поднимите солнышко, а если грустно, скучно - тучку. Покажите мне карточку с вашим настроением.
Мне сегодня тоже понравилось, было легко работать, потому что вы были внимательны, активны.
Домашнее задание: п.64, упр. 325.
Я хочу закончить наш урок стихотворением Рыленкова о добрых словах.
На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Со словом обидным -
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
Ребята, какова основная мысль текста?
Оттого, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло тепло, свет, радость!