Школьная психологическая служба

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Ребенок – в семейной роли талисмана 2005

    Автор: Маслакова Надежда Алексеевна

    Пример диагностики, консультирования и коррекции поведения четырехлетнего малыша, который говорил о себе "ОН". В описываемой ситуации поведение малыша обусловлено гиперпротекцией со стороны родителей и старших сестер, которые восторженно обсуждали между собой его поступки и достижения. Малыш был в центре внимания родственников как объект восхищения - царек (талисман) - ОН. Благодаря такому отношению со стороны окружающих у малыша закрепилось отношение к самому себе также как к постороннему объекту - к НЕМУ.

  • Сценарий психологической игры "Кораблекрушение" для учеников 11-го класса 2005

    Автор: Маслакова Надежда Алексеевна

    Cпециально сконструированная игра-драма для практического овладения подростками (16-17 лет) способов поведения в конфликтной ситуации, также игра позволяет решать и этические задачи, связанные с нравственной оценкой собственного поведения в конфликте. Эта игра проводится в рамках психологического практикума общения для старшеклассников в теме "Конфликт". Количество участников игры ограничено до 18 человек, время проведения игры 1ч. 40 м.

  • Влияние личностных особенностей учителя на успешность обучения детей с задержкой психического развития 2005

    Автор: Шетько Анна Викторовна

    Статья посвящена проблеме обучения детей с ЗПР. Рассматриваются качества личности, которыми должен обладать учитель, работающий с детьми с ЗПР. Выявление наиболее значимых качеств личности учителя, влияющих на успешность обучения детей с ЗПР, являлось целью данной работы. Делается ряд выводов, которые, как надеется автор, помогут при подборе учителей для работы с детьми с задержкой психического развития. Надеюсь, что эта статья будет интересна педагогам и психологам, работающим с детьми с ЗПР.

  • Проблемы "трудных" подростков, пути их предупреждения и решения 2005

    Автор: Гомонова Светлана Ивановна

    Кто такие "трудные" подростки и откуда они появляются. Эта проблема в последнее время очень обострилась. В основе каждого определения какая-то (иногда ошибочная) точка зрения, какие-то критерии. И даже специалисту трудно подвергнуть плодотворному анализу эту проблему. Разные причины проблем у таких детей, но у всех их есть то, что их объединяет, - они педагогически трудные. Эти дети требуют дополнительных усилий родителей и воспитателей, особого, может быть, всякий раз единственно приемлемого подхода. Эти трудности развития, воспитания и обучения являются следствием многих состояний ребенка: врожденных и приобретенных заболеваний, умственной отсталости, отклонений в неврологическом статусе, педагогической запущенности. Это могут быть и временные трудности связанные с возрастными кризисами, нарушениями темпа развития в целом или каких-то органов и систем, влияние психотравмирующих факторов, перенесенных болезней. У некоторых детей слишком резко проявляются возрастные психологические особенности, черты характера, вплоть до патологического развития. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем. У значительной части подростков "трудности" являются следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых.

  • Большая игра "По дороге из желтого кирпича" 2005

    Автор: Гончарова Жанна Викторовна

    Цель: преодоление барьеров, возникающих при переходе из начальной школы в пятый класс, а так же создание условий для развития внутригрупповых отношений и профилактики межличностных конфликтов. Игра проводиться в начале первой четверти пятого класса и по форме представляет собой путешествие по Волшебной стране. Основной целью является достижение Изумрудного Города, где живут волшебные учителя.

  • Успех педагогического общения – успех обучения и воспитания 2005

    Автор: Белых Любовь Петровна

    Педагогическая деятельность относится к тому виду деятельности, для которого содержание и характер отношений между ее участниками являются залогом ее успеха. Основой деятельности является педагогическое общение учителя с учениками на уроках и вне его, имеющее определенные педагогические функции, цели, задачи. Только благоприятные взаимоотношения между учителем и обучающимися в педагогическом процессе определяются как успех обучения и воспитания детей. Так и профессиональное становление учителя

  • Функционально-уровневый подход в организации коррекционно-развивающей работы 2005

    Автор: Коновалова Лариса Леонидовна

    Функционально-уровневый подход позволил качественно изучить особенности познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы: - информационно-содержательный компонент у большего количества учащихся на третьем уровне; - операциональный компонент - переходный ко второму уровень; - формально-языковой компонент - переходный ко второму уровень; - Регулятивный компонент - переходной к третьему уровень; - мотивационный компонент - переходный ко второму уровень; - энергетический компонент - переходный к третьему уровень. Таким образом, оценив уровень интеграции компонентов познавательной деятельности, мы можем определить, что лежит в зоне ближайшего развития, то есть к какой функции должна преимущественно адресоваться развивающая работа с учащимися и какими конкретными методами она должна вестись, что и необходимо для организации коррекционно-развивающей работы.


  • Заседание родительского клуба "Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей" 2005

    Авторы: Жданова Виктория Сергеевна, Максимцева Жанна Валерьевна, Платонова Анна Александровна

    Одной из актуальнейших проблем школы является проблема сотрудничества школы и семьи. В школах уже стало традицией проведение классных и общешкольных родительских собраний, заседаний классных и общешкольного родительских комитетов, которые направлены на повышение педагогической культуры родителей. Нам бы хотелось предложить вашему вниманию ещё одну форму родительского всеобуча - организация родительского клуба. Недавно состоялось очередное заседание родительского клуба, на которое были приглашены родители учащихся всех ступеней обучения. Ниже предлагается разработка этого мероприятия, в основе - разработка родительского собрания, которое предлагается в книге Пилипко "Психолог на родительском собрании".

  • Методические рекомендации по проведению "Недели психологии в начальной школе" 2005

    Автор: Платонова Анна Александровна

    В наших школах уже стало доброй традицией проводить недели, посвящённые разным предметам. Немаловажное место в учебно- воспитательном процессе занимает психологическая служба. Читая периодику, можно встретить множество самых разнообразных психологических игр для детей всех возрастов. Данная разработка представляет собой пример проведения "Недели психологии" на начальной ступени обучения, которая проводится совместно с учителями.

  • Сценарий мероприятия по актуальным проблемам подросткового возраста "Дороги, которые мы выбираем…" 2005

    Автор: Жданова Виктория Сергеевна

    Одна из актуальнейших проблем, требующих своего решения,- это разработка и внедрение системы взаимодействия школы и семьи по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. В рамках решения этой проблемы в школе ежегодно проводится неделя "Мы за здоровый образ жизни". Вашему вниманию предлагается разработка одного из мероприятий по актуальным проблемам подросткового возраста "Дороги, которые мы выбираем…".

  • Большая психологическая игра "Путник" 2005

    Автор: Лысикова Ираида Александровна

    Целостное представление о своем жизненном пути особенно важно в подростковом возрасте, когда представления о себе и своей жизни претерпевают существенные изменения, и человек выбирает свою дорогу. Особое звучание приобретает данная тема для воспитанников детского дома, для которых характерно ощущение дискретности собственной жизни. Живя в условиях коллективного воспитания, дети не приобретают достаточного опыта самоопределения, самостоятельного выбора целей и оценки своих возможностей. Ответственность за свою жизнь сваливается на них слишком резко в момент выхода из детского дома. Большая психологическая игра.

  • Организация анонимной почты доверия в школе 2005

    Автор: Олейникова Марина Владимировна

    Статья посвящена организации анонимной почты доверия в школе. Статья основывается на богатом опыте автора.

  • Программа развития и коррекции эмоционального мира детей дошкольного возраста "Азбука настроений" 2004

    Автор: Морчукова Оксана Александровна

    Так как, современные дети стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться как друг с другом как в саду, так и в семье, то будут очень уместными занятия с дошкольниками, которые обогащают чувственную сферу. Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка. И хотя, приоритетным все же остается интеллектуальное развитие, все педагоги ДОУ на сегодняшний день убеждены, что не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада.

  • Программа занятий для детей 1-го класса по развитию сенсомоторных функций нервной системы 2004

    Авторы: Васьковская Марина Владимировна, Моторная Людмила Николаевна

    разработанный тренинг предполагает использование игровых методов психо-коррекционного характера. Конечная цель-формирование положительной учебной мотивации.


  • Программа психолого-педагогического сопровождения семьи и личности в условиях детского дома 2004

    Автор: Никулина Елена Владимировна

    Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для восстановления связей с миром людей через поиск скрытых ресурсов личности и семьи, опору на их собственные возможности.

  • Урок психологического развития в классе компенсирующего обучения 2004

    Автор: Хлебодарова Ольга Борисовна

    В этом году мы открыли класс ККО (класс компенсирующего обучения), но чтобы это не сравнивалось, и не ассоциировалось с классом коррекции, мы называем этот класс - "класс педагогической поддержки". Нельзя было не учитывать, что ребята перешли из младшего звена в среднее. Поэтому уроки психологии направлены на адаптацию детей к 5 классу, но вместе с тем и на то, чтобы параллельно развивать и осуществлять сложные формы интеллектуальной деятельности. Но, на мой взгляд, такие уроки важно проводить не только в классе, со слабенькими детками, но и для общего развития любого ребенка. Приводится сценарий открытого урока, который был проведен при аттестации нашего учебного заведения.

  • Программа психокоррекционной помощи детям младшего подросткового возраста, имеющим проблемы в эмоциональной сфере, в поведении и в общении 2004

    Автор: Васильева Ольга Анатольевна

    В подростковом возрасте центральным психологическим процессом является развитие самосознания. Подростку очень важен процесс общения, при помощи которого как раз он формируется и развивается. Ребенок познает себя, оценивает себя и окружающих, устанавливает контакты. Весь этот процесс дает возможность развиваться ему как личности, и тут как раз важно, насколько он адекватен в своем становлении. Данная Программа предназначена для проведения коррекционных занятий с младшими подростками с коммуникативными и эмоциональными проблемами с целью оказания содействия личностному росту и самоопределению ребенка, с целью оказания помощи в преодолении тех трудностей, которые присутствуют у него на данный момент.

  • Организация индивидуальной и групповой работы педагога-психолога с учащимися профильных классов 2004

    Автор: Платонова Анна Александровна

    Профильное обучение - внешняя, селективная форма дифференциации обучения, основанная на разделении учащихся старших классов по нескольким профилям, коррелируемых с предметными образовательными областями с учетом структуры рынка труда и занятости. На выбор профиля обучения влияют не только интересы, способности школьников и достигнутые ими успехи, но и ожидания родителей, социальные изменения, происходящие в обществе, особенности региона. Вашему вниманию предлагается опыт работы педагога- психолога МОУ СОШ №2 с. Хурба по данному направлению, который осуществлялся под руководством руководителя эксперимента - Смирновой Ю.В. и директора школы Серой Л.В.

  • Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь 2004

    Автор: Гущина Наталья Евгеньевна

    В школе нас учили основам грамматики. Но не учили, что слова имеют важное значение в нашей жизни и оказывают влияние на нас. Занятие рассчитано на участников, которые уже имеют некоторую психологическую подготовку.

  • Программа занятий по развитию внимания у младших школьников 2004

    Автор: Кузнецова Ольга Олеговна

    Разработка программы, цель которой формирование оптимального уровня произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования в младшем школьном возрасте.

  • Профессиональное самоопределение детей-сирот на "Неделе выпускника" 2004

    Автор: Графова Светлана Васильевна

    Проблема социальной адаптации существует у большинства выпускников школ, но для воспитанников детских домов эта проблема является ключевой. Во многом это зависит от профессионального самоопределения детей-сирот.


  • Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем" 2004

    Автор: Кузнецова Лариса Михайловна

    Игра - это один из активных видов деятельности для ребенка, и одна из активных форм работы педагога-психолога с классом, коллективом учащихся. Игра позволяет получить каждому ребенку опыт, ценный для настоящей жизни. В психологии этот метод работы получил название play therapy или игротерапия. Игротерапия - это использование игровых ситуаций в терапевтической обстановке. В такой терапии применяется много сложных процедур, но самые главные из них - это диагностические и терапевтические (корректирующие). Мы представляем вам сегодня цикл игр, которые можно проводить как в школе, детском доме, так и в летнем лагере отдыха.

  • Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка в условиях перехода на семейные формы устройства 2004

    Автор: Локотко Людмила Георгиевна

    В Канской школе-интернате Красноярского края в образовательную практику работы вводятся семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (СФУД). Организация СФУД невозможна без сопровождения ребёнка и семьи. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребёнка осуществляет психологическая служба школы, а в дальнейшем Центр по устройству детей в семью. Основное предназначение Центра - подготовка детей к помещению в семьи граждан, оказание практической помощи семье, мониторинг эффективности сопровождения семьи и ребёнка.

  • Коррекционно-развивающая программа познавательной сферы учащихся 10—12 лет 2004

    Авторы: Зенич Оксана Алексеевна, Мельник Любовь Степановна

    Программа включает в себя комплекс интеллектуальных игр, которые могли бы быть использованы на уроках в средних классах. Комплекс интеллектуальных игр, представленных в данной программе, могут быть полезными для подростков, испытывающих трудности в учении: понимания и осмысления нового материала, его запоминания, усвоения и обобщения, установления связей между понятиями, выражения собственных мыслей и речи.

  • Методическое обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки детей-сирот, детей "группы риска" 2004

    Автор: Головина Любовь Васильевна

    Одна из основных проблем в деятельности школьного психолога - методическое обеспечение психодиагностической и коррекционной работы. В статье представлены материалы по использованию проективных методик, терапевтических метафор, игротерапии в целях коррекции эмоционально-личностных проблем подростков. Диагностика не выступает как независимое направление в работе психолога. Она включена в более широкий психолого-педагогический контекст. Результатом этой работы является положительная социальная адаптация, интеграция выпускников в современном обществе.

  • Учет вида темперамента в школьной жизни 2004

    Автор: Кашина Наталья Валентиновна

    При воспитании и обучении ребенка необходимо учитывать его темперамент, так как это помогает ребенку легче адаптироваться в детском коллективе, яснее понять свои возможности и способности, а педагогу лучше видна скорость выполнения работы и характер ребенка.

  • Использование положительных эмоций для развития способностей ученика при индивидуально-психологическом подходе 2004

    Автор: Абакумов Александр Николаевич

    Можно утверждать: без искусства общения учитель не сможет успешно работать в школе, даже если он прекрасно владеет методикой преподавания своего предмета. Умение организовать общение с учениками и на уроке, и вне его совершенно необходимо для реализации методических замыслов и учебных планов. Искусство общения - существенный и непременный элемент профессионализма учителя. Педагогически правильное общение вызывает всплеск эмоций. Какую же роль играют эмоции в учебе?

    эмоции

  • Интегрированный урок информатика + психология по теме: "Темперамент" 2004

    Авторы: Пономарева Маргарита Михайловна, Швидко Ольга Витальевна

    Сегодня избежать проблемы компьютерной зависимости у подростков, проявляющих способности в области программирования и информационных технологий, по нашему мнению, возможно через создание комфортной коммуникативной среды там, где воспитанник проводит немало времени за компьютером. Для нас комфортная коммуникативная среда - это среда, в которой психологически каждому комфортно, действуют принципы гуманистических отношений, существует возможность для творческого самовыражения, компьютер выступает средством обеспечения содержательного взаимодействия людей, а не причиной их отчуждения. На проводимом занятии ребята обсуждают типы темперамента, в группах придумывают ситуации, в которых они проявляются особенно наглядно, и представляют эти ситуации в виде мультфильмов в графическом редакторе Flash. Ребята защищают свои проекты, проходят компьютерный тест для определения своего типа темперамента.


  • Диагностические процедуры с целью изучения успешности классного руководителя 2004

    Автор: Петрова Светлана Викторовна

    В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться, в первую очередь, на ценностных основаниях. Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой педагогике ценности определяют цели, а не наоборот. В этой связи недостаточно, чтобы педагог просто выполнял свои профессиональные функции или реализовывал социально профессиональную роль (и то и другое можно делать вне ценностного отношения). С цель простороения верного пути рабаты проводиться диагностика изучения успешности классного руководителя.

  • Адаптированная программа курса для 11-го класса "Основы семейной психологии" 2004

    Автор: Кузьмина Татьяна Николаевна

    Данная программа имеет своей целью знакомство юношей и девушек с основами знаний о семейных отношениях, формирование представлений о причинах внутрисемейных конфликтов, о воспитании будущих детей. Программа составлена на основе семейной циклограммы.