I. Общее положение
Цель программы:
Формирование оптимального уровня произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования в младшем школьном возрасте.
Задачи программы:
- сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность развить основные свойства внимания;
- объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность;
- развить основные виды внимания: слуховое и зрительное.
Исполнитель:
Педагог-психолог.
Методические рекомендации:
Занятия проходят в группах по 6-8 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, после основной учебной нагрузки. Занятие длится 30 мин. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Цикл включает в себя 6 занятий. Повторение цикла возможно 2 раза в год.
Примерный конспект занятий
Блок | Номер занятия | Направленность |
---|---|---|
I. Вводный | Занятие 1 | Знакомство группы |
II. Основной | Занятие 2 | Объем и концентрация внимания |
Занятие 3 | Распределение и переключение внимания | |
Занятие 4 | Объем, концентрация и устойчивость внимания | |
Занятие 5 | Распределение, переключение и избирательность внимания | |
III. Заключительный | Занятие 6 | Подведение итогов |
II. План развивающих занятий
Занятие 1. “Давайте познакомимся”
Цель занятия: создание атмосферы
психологического комфорта в группе, снятие
напряженности, знакомство ведущего с детьми.
Вступление. Научить ритуалу
приветствия в группе – дети стоят в кругу.
Начиная с ведущего, передают по кругу
рукопожатие (слева направо). Узнают имена членов
группы.
Игра “Дракон, кусающий свой хвост”
Цель- снятие напряжения, скованности.
Дети встают в цепочку. Держат друг друга за пояс. Ведущий показывает, кто “голова”, а кто “хвост”. Задача “хвоста” убежать от “головы” и не порвать цепочку. Игра проходит под музыку. Через 2 мин. голова и хвост меняются ролями.
Игра “Марш в угол!”
Цель - познакомить членов группы друг с другом.
Стимульный материал для игры:
Кто родился в Петербурге, а кто в другом городе?
У кого есть родные братья и сестры, а у кого нет?
Кто любит ходить в школу, а кто нет?
У кого дома есть питомец, а кого нет?
Кто ходит в кружок, а кто нет?
Объяснить детям, что группа сейчас все время
будет делиться на две части по разным признакам.
Задается вопрос “Кто родился в Петербурге марш в
правый угол”, “кто родился в другом городе –
марш в левый угол” и. т.д.
После каждого деления просим детей замечать, кто
с ними в группе. Можно предложить детям самим
задать вопрос группе.
По окончании в кругу вспоминаем, кто, где родился,
у кого есть собака и пр.
Выход из занятия. Спросить у детей, что им больше всего понравилось. Научить ритуалу прощания группы – все встают в круг, берутся за руки и хором говорят “до свидания!”.
Занятие 2. “Мы все замечаем!”
Цель занятия: увеличение объема внимания, развитие концентрации внимания.
Ритуал приветствия.
Упражнение “Чего не хватает?”
Цель – усиление концентрации внимания.
Стимульный материал для упражнения: 2 набора
“найди отличия”.
Дети делятся на две команды. Каждая команда
получает по 2 рисунка и задание: найти в них
отличия. Время выполнения 3 мин.
Игра “Акустики”
Цель – развитие способности концентрировать
внимание на одном виде деятельности.
Дети садятся в круг. Ведущий дает задание:
”Закройте глаза и внимательно слушайте, что
происходит в коридоре”. Через минуту происходит
опрос. Затем слушаем, что происходит в кабинете.
Затем, что происходит за окном.
Игра “Зоопарк”
Цель – увеличение объема зрительного внимания.
Стимульный материал для игры: поле из 12 клеток
(лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.)
Задача детей запоминать, в какой клетке живет,
какое животное. Предъявляется поле с 4 животными
(на 30 сек). С каждым показом число животных
увеличивается.
Ритуал прощания.
Занятие 3. “Фигаро здесь, Фигаро там”.
Цель занятия: тренировка переключения
и распределения внимания.
Ритуал приветствия.
Упражнение “Квадрат”
Цель – тренировка распределения зрительного
внимания.
Стимульный материал для упражнения: поле из 12
клеток (лист А4), бумага, пишущие принадлежности.
Детям предъявляется поле, на котором в случайном
порядке расставлены числа от 1 до 16. Задача детей
как можно быстрее расставить числа в
возрастающем порядке. Задание выполняется
индивидуально на своем листе. Тот, кто закончил,
показывает ведущему. После первых трех
правильных ответов игра останавливается.
Игра “Пишущая машинка”
Цель – тренировка активного внимания.
Каждому ребенку присваивается одна буква.
Ведущий называет слово. Если в этом слове есть
буква, которая ему присвоена, ребенок должен
выйти к доске.
Слова для игры: еж, дом, папа, цирк, каша, рама,
рука, вода, бык, герб, заря, сон.
Буквы: е, ж, д, о, м, п, а, ц, и, р, к, ш, у, в, б, ы, г, з, я,
с, н.
Упражнение “Четыре стихии”
Цель – развитие слухового внимания, связанного
с двигательной координацией.
Дети слушают ведущего, а затем повторяют вместе с
ним, какие движения соответствуют каким
командам.
Далее дети начинают бегать по кругу, но как
только звучит команда, застывают в определенной
позе. Невнимательные выбывают.
команда | Движение руками |
Земля | Опускаем руки вниз |
Вода | Вытягиваем руки вперед |
Воздух | Поднимаем вверх |
огонь | Прижимаем к груди |
Ритуал прощания.
Занятие 4. “ Стойкий оловянный солдатик”
Цель занятия: развитие объема,
концентрации и устойчивости зрительного и
слухового внимания.
Ритуал приветствия.
Упражнение “ Будь внимателен!”
Цель – развитие устойчивости слухового
внимания.
Дети под музыку маршируют, как только музыка
останавливается, дети должны остановится.
Невнимательные выбывают из игры.
Игра “ Зеркало””
Цель – развитие способности концентрировать
внимание.
Дети разбиваются на пары. Один ребенок
показывает простые движения руками, туловищем,
второй ребенок – повторяет. Через 2 мин. дети
меняются ролями.
Обсуждение, кто был лучшим “зеркалом”.
Упражнение “Три изменения”
Цель – увеличение объема зрительного внимания.
Дети стоят в ряд. Один ребенок – ведущий. Задача
ведущего внимательно посмотреть на ряд детей,
отвернуться, потом назвать какие изменения
произошли.
Можно помочь ребенку. Кто поменялся местами? Что
изменилось в одежде, прическах? Какие новые
предметы?
Ритуал прощания.
Занятие 5. “ Смотри- не смотри”
Цель занятия: тренировка
переключения, распределения и избирательности
внимания.
Ритуал приветствия.
Упражнение “Математик”
Цель – развитие способности распределять
зрительное внимание.
Стимульный материал для упражнения: Таблица с
определенным количеством разных предметов. Дети
рассчитываются на 1–4. Каждому ребенку в
соответствии с его числом надо сосчитать
количество определенного предмета в таблице.
Упражнение “ Найди слово”
Цель – тренировка избирательности внимания.
Стимульный материал для игры: таблица с набором
букв для каждого ребенка, лист со словами – мяч,
слон, облако, дом, карандаш.
Детям предлагается найти в таблице слова и
закрасить их.
Игра “День – ночь”
Цель – развитие способности переключения
зрительного и слухового внимания.
Дети в кругу. Объяснение правил. Когда играет
музыка – день, когда ее нет – ночь. Днем каждый
игрок должен активно передвигаться,
разговаривать и наблюдать за другими. Ночью все
должны молчать, не ходить и закрыть глаза –
уснуть. Ночью нужно внимательно слушать, что
происходит вокруг.
Через 4 мин. (по две минуты на каждое время суток),
ведущий собирает детей в круг и спрашивает: кто
что видел и слышал.
Ритуал прощания.
Занятие 6. “Подведем итоги”
Цель занятия: рефлексия членов группы,
повторение и закрепление материала.
Ритуал приветствия.
Схема этого занятия зависит от детей. В кругу мы
обсуждаем, чему научились, что нам понравилось, а
что не очень. Играем в те игры, что понравились
больше всего.
Основная направленность этого занятия оставить
у детей благоприятные воспоминания об их успехах
и тем самым закрепить наработано
ЛИТЕРАТУРА
- Ануфриев А. Ф. и др., Как преодолеть трудности в обучении детей, М., 2001
- Валкер Д., Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы, СПб, 2001
- Гаврина С. Е. и др., Развиваем внимание (рабочая тетрадь), М., 2003
- Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1987
- Самоукина Н. В., Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. – М., 1993