Шестой год я работаю в школе психологом. За это время были и удачи, и разочарования, и желание прекратить свою деятельность как психолога навсегда и сразу. Но каждый раз жизнь предоставляла шанс еще раз убедиться в том, что я на своем месте, а школа для меня – источник сил и вдохновения, «…и мы еще повоюем».
Хочется сегодня рассказать о том, что поддерживает меня в дни отчаяния и позволяет каждыйраз говорить себе «Я все могу, я справлюсь». Дело в том, что, еще учась в институте, я закончила в центре «Ярославна» курс подготовки для работы на телефоне доверия и по ряду причинсобиралась работать с подросткамив качестве консультанта на телефоне доверия.
Но оказалась я в школе, где хватало подростков, а доверие еще только предстояло заслужить. Постепенно за советом стали обращаться педагоги, родители. Директор школы сказала, что считает наше сотрудничество удачным. Но ребята… Приходилось слышать, что мы не психи, к психологу не пойдем. И лишь редко, кое-кто, кого за руку приводили учителя, становились моими союзниками. Иногда по их рекомендациям приходили друзья, а точнее – подруги. Нужно было изменить ситуацию. Помог случай. В руки мне попал журнал, где психолог отвечала на письма читателей. Мысленно я спорила с коллегой, не во всем соглашаясь с ней. «Я бы ответила иначе, нашла бы более доступные слова…». И – озарение! Вот решение моей проблемы! Уже утром я прошлась по старшим классам, начиная с девятого. Я рассказала, что в нашей школе работает анонимная «Почта доверия». У каждого из нас бывают моменты, когда особенно хочется поделиться своими переживаниями. Но родители заняты, а то и не поймут, друзей стесняемся. А прийти к специалисту - психологунет ни внутренней потребности, ни готовности (пока). Поэтому свои проблемы можно изложить на бумаге, заклеить в конверт. На конверте оставить свой «ник», илилоготип – любой индивидуальный опознавательный знак. Письмо кладется под дверь моего кабинета, момент для этого выбирает корреспондент. Сейчас, по прошествии времени я понимаю, что это не самый цивилизованный способ отправления почты. Но он оказался надежным и превратился в некий таинственный ритуал –«… чтоб никто не узнал». Свой ответ я кладу в тот же конверт на стул, который стоит в моем кабинете слева от двери. Когда есть письма, на переменах я оставляю дверь в кабинет открытой, а сама ухожу, дела всегда найдутся.
Постепенно вырисовался круг проблем, которые беспокоят ребят. Это и «..я люблю его, а он на меня не смотрит», и «он сказал, что если я с ним не буду, он что-нибудь с собой сделает». Осенью часты письма с вопросами: как жить, если ничто не вечно «…разводятся родители, умирают близкие люди…». И про моих коллег–учителей приходится разное узнавать. Если узнаю о конфликте с учителем, обязательно в деликатной форме проясняю для себя позиции сторон. Вместе со всеми участниками мы пытаемся недоразумение разрешить. Но никто не узнает, что о конфликте я узнала из письма. Моральные принципы свято соблюдаю те же, что и при очной работе. Иногда мои корреспонденты так и остаются для меня инкогнито, иногда догадываюсь, с кем веду мысленный диалог.Главное ? дать подростку почувствовать, что он не останется наедине со своими проблемами, что хватит сил с ними справиться.
Раньше я считала, что такая форма работы приемлема только для старшеклассников. Но в этом году рассказала о «Почте» семиклассникам. Оказалось, что они достаточно взрослые и серьезные люди и вполне готовы к подобному общению. Главным же результатом этой работы я считаю то, что на очные консультации приходит все больше школьников, даже юноши бывают гостями моего кабинета, но реже, чем девушки. И очень приятно получать письма, где говорится «Марина Владимировна, спасибо, сейчас у меня все хорошо. Но вот есть подруга, у которой...». И все повторяется.
Кроме «Почты доверия» у меня в кабинетеможно ознакомиться с «Программой экспресс–помощи человеку, попавшему в стрессовую ситуацию». Известно, что разные по своей силе стрессы мы, жители Москвы (жители Земли), переживаем постоянно. Каждый для себя в тайниках подсознания хранит алгоритм поведения, позволяющего выдержать все превратности судьбы. Но то, что кажется тебе очевидным, для других людей таковым не является. Поэтому можно своими секретами поделится с окружающими. Именно это я и предложила сделать (3 года назад) ученикам нашей школы, начиная со второго класса. Сегодня этот материал обработан, проанализирован и представлен в виде «Программы экспресс – помощи» (для внутреннего пользования в школе №1294 г. Москвы). Вот основные положения этой Программы.
- Из любой ситуации есть выход!
- Если ты не видишь выхода – ложись спать. Выход тебе может присниться.
- Если у тебя заноза, ее нужно удалить, иначе будет нарыв. Если у тебя есть проблема, ее нужно решить. Мы не страусы, чтобы прятать голову в песок! Главное – определи свою проблему словами. Это уже половина решения ее.
- Если не получается смело посмотреть в глаза проблеме, можно поплакать. Наступит облегчение, тогда смотри п.3.
- Выпей теплый сладкий чай и поделись своей болью с другом или родителями. Если стесняешься рассказать, напиши.
- Можно рассказать о пережитом тобой не человеку, а животному. Кошка или собака всегда поймут тебя, приласкают. Они – сама природа. Поэтому чутко улавливают твое состояние иберут твою боль на себя. Нет животных? Пожалуйста, используй цветы для того же.
- Есть одинспособ «убежать от проблем» - надеть кроссовки и бежать, бежать, бежать, пока не откроется второе дыхание.
- Многим для большей устойчивости к стрессам помогает ежедневное закаливание.
- Всегда поможет в сложной ситуации нестандартный к ней подход. Дай себе отдых, посмотри мультик и вернись к пункту 3.
- Уж кого-кого, а себя ты не обманешь. Не старайся этого делать. Попробуй писать стихи, детективы, где с твоей ситуацией справляются придуманные герои.
- Если не придумаешь ничего лучше, можно хлопать дверьми, рвать бумагу, громить пластиковые бутылки. Занимаясь утомительной уборкой после содеянного, над предыдущими травмирующими ситуациями ты только посмеешься, это и будет твоим излечением.
- Если ты застрял в лифте, смотри, не наломай дров. Иногда, чтобы не навредить себе, лучше обратиться к специалистам (психологам, психоаналитикам, завучу по воспитательной работе, врачу…). Не всякая самодеятельность – творчество. Есть ученые люди, и они тебе помогут. Не стесняйся, представь, что ты – Герой в маске и вперед!
Во всем мире принята 12 – шаговая система излечения алкоголизма и наркомании. Наша Программа – 12 шагов навстречу себе, Человеку, который не боится никаких стрессовых ситуаций, даже экзаменов.
Подобные материалы постоянно пополняются. В арсенале психолога могут быть и стихи, и рассказы, написанные учениками и учителями, рисунки, изображающие настроение. Наша школа апробирует различные здоровьесберегающие технологии. Организация «Почты доверия» и работа с «Программой экспресс – помощи» помогают любому подростку достичь психологического равновесия, style="mso-spacerun: yes"> укрепляет чувство уверенности в собственных силах.