Организация анонимной почты доверия в школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Шестой год я работаю в школе психологом. За это время   были и удачи, и разочарования, и желание прекратить свою деятельность как психолога навсегда и сразу. Но каждый раз жизнь предоставляла шанс еще раз убедиться в том, что я на своем месте, а школа для меня – источник сил и вдохновения, «…и мы еще повоюем».

Хочется сегодня рассказать о том, что поддерживает меня в дни отчаяния и позволяет каждыйраз говорить себе «Я все могу, я справлюсь». Дело в том, что, еще учась в институте, я закончила в центре «Ярославна» курс подготовки для работы на телефоне доверия и по ряду причинсобиралась работать с подросткамив качестве консультанта на телефоне доверия.

Но оказалась я в школе, где хватало подростков, а доверие еще только предстояло заслужить. Постепенно за советом стали обращаться педагоги, родители. Директор школы сказала, что считает наше сотрудничество удачным. Но ребята… Приходилось слышать, что мы не психи,   к психологу не пойдем. И лишь редко, кое-кто, кого за руку приводили учителя, становились моими союзниками. Иногда по их рекомендациям приходили друзья, а точнее – подруги. Нужно было   изменить ситуацию. Помог случай.   В руки мне попал журнал, где психолог отвечала на письма читателей. Мысленно я спорила с коллегой, не во всем соглашаясь с ней. «Я бы ответила иначе, нашла бы   более доступные слова…». И – озарение! Вот решение моей проблемы! Уже утром я прошлась по старшим классам, начиная с девятого. Я рассказала, что в нашей школе работает анонимная «Почта доверия». У каждого из нас бывают моменты, когда особенно хочется поделиться своими переживаниями. Но родители заняты, а то и не поймут, друзей стесняемся. А прийти к специалисту - психологунет ни внутренней потребности, ни готовности (пока). Поэтому свои проблемы можно изложить на бумаге, заклеить в конверт. На конверте оставить свой «ник», илилоготип – любой индивидуальный опознавательный знак. Письмо кладется под дверь моего кабинета, момент для этого выбирает корреспондент. Сейчас, по прошествии времени я понимаю, что это не самый цивилизованный способ отправления почты. Но он оказался надежным и превратился в некий таинственный ритуал –«… чтоб никто не узнал». Свой ответ я кладу в тот же конверт на стул, который стоит в моем кабинете слева от двери. Когда есть письма, на переменах я оставляю дверь в кабинет открытой, а сама ухожу, дела всегда найдутся.

Постепенно вырисовался круг проблем, которые беспокоят ребят. Это и   «..я люблю его, а он на меня не смотрит», и «он сказал, что если я с ним не буду, он что-нибудь с собой сделает». Осенью часты письма с вопросами: как жить, если ничто не вечно «…разводятся родители, умирают близкие люди…». И про моих коллег–учителей приходится разное узнавать. Если узнаю о конфликте с учителем, обязательно в деликатной форме проясняю для себя позиции сторон. Вместе со всеми участниками мы пытаемся недоразумение разрешить. Но никто не узнает, что о конфликте я узнала из письма.   Моральные принципы свято соблюдаю те же, что и при очной работе. Иногда мои корреспонденты так и остаются для меня инкогнито, иногда догадываюсь, с кем веду мысленный диалог.Главное ? дать подростку почувствовать, что он не останется наедине со своими проблемами, что хватит сил с ними справиться.

Раньше я считала, что такая форма работы приемлема только для старшеклассников. Но в этом году рассказала о «Почте» семиклассникам. Оказалось, что они достаточно взрослые и серьезные люди и вполне готовы к подобному общению. Главным же результатом этой работы я считаю то, что на очные консультации приходит все больше школьников, даже юноши бывают гостями моего кабинета, но реже, чем девушки. И очень приятно получать письма, где говорится «Марина Владимировна, спасибо, сейчас у меня все хорошо. Но вот есть подруга, у которой...». И все повторяется.

Кроме «Почты доверия» у меня в кабинетеможно ознакомиться с «Программой экспресс–помощи человеку, попавшему в стрессовую ситуацию».   Известно, что разные по своей силе стрессы мы, жители Москвы (жители Земли), переживаем постоянно. Каждый для себя в тайниках подсознания хранит алгоритм поведения, позволяющего выдержать все превратности судьбы. Но то, что кажется тебе очевидным, для других людей таковым не является. Поэтому можно своими секретами поделится с окружающими. Именно это я и предложила сделать (3 года назад) ученикам нашей школы, начиная со второго класса. Сегодня этот материал обработан, проанализирован и представлен в виде «Программы экспресс – помощи» (для внутреннего пользования в школе №1294 г. Москвы). Вот основные положения этой Программы.

  1. Из любой ситуации есть выход!
  2. Если ты не видишь выхода – ложись спать. Выход тебе может присниться.
  3. Если у тебя заноза, ее нужно удалить, иначе будет нарыв. Если у тебя есть проблема, ее нужно решить. Мы не страусы, чтобы прятать голову в песок! Главное – определи свою проблему словами. Это уже половина решения ее.
  4. Если не получается смело посмотреть в глаза проблеме, можно поплакать. Наступит облегчение, тогда смотри п.3.
  5. Выпей теплый сладкий чай и поделись своей болью с другом или родителями. Если стесняешься рассказать, напиши.
  6. Можно рассказать о пережитом тобой не человеку, а животному. Кошка или собака всегда поймут тебя, приласкают. Они – сама природа. Поэтому чутко улавливают твое состояние иберут твою боль на себя. Нет животных? Пожалуйста, используй цветы для того же.
  7. Есть одинспособ «убежать от проблем» - надеть кроссовки и бежать, бежать, бежать, пока не откроется второе дыхание.
  8. Многим для большей устойчивости к стрессам помогает ежедневное закаливание.
  9. Всегда поможет в сложной ситуации нестандартный к ней подход. Дай себе отдых, посмотри мультик и вернись к пункту 3.
  10. Уж кого-кого, а себя ты не обманешь. Не старайся этого делать. Попробуй писать стихи, детективы, где с твоей ситуацией справляются придуманные герои.
  11. Если не придумаешь ничего лучше, можно хлопать дверьми, рвать бумагу, громить пластиковые бутылки. Занимаясь утомительной уборкой после содеянного, над предыдущими травмирующими ситуациями ты только посмеешься, это и будет твоим излечением.
  12. Если ты застрял в лифте, смотри, не наломай дров. Иногда, чтобы не навредить себе, лучше обратиться к специалистам (психологам, психоаналитикам, завучу по воспитательной работе, врачу…). Не всякая самодеятельность – творчество. Есть ученые люди, и они тебе помогут. Не стесняйся, представь, что ты – Герой в маске и вперед!

Во всем мире принята 12 – шаговая система излечения алкоголизма и наркомании. Наша Программа – 12 шагов навстречу себе, Человеку, который не боится никаких стрессовых ситуаций, даже экзаменов.

Подобные материалы постоянно пополняются. В арсенале психолога могут быть и стихи, и рассказы, написанные учениками и учителями, рисунки, изображающие настроение. Наша школа апробирует различные здоровьесберегающие технологии. Организация «Почты доверия» и работа с «Программой экспресс – помощи» помогают любому подростку достичь психологического равновесия, style="mso-spacerun: yes">  укрепляет чувство уверенности в собственных силах.