Школьная психологическая служба
-
Программа "Этикет". Обучение младших школьников правилам общения 2005
Цель программы: обучение младших школьников с 1-го по 4-й класс правилам этикетного общения в различных общественных местах через ролевые игры.
-
Фестиваль "Как прекрасен этот мир" 2005
Фестиваль проводится с целью профилактики наркомании среди учащихся школы, их приобщения к работе в школьном клубе волонтеров "Выбор" и здоровому образу жизни.
-
Клуб школьных психологов как форма организации профессионального общения 2005
В работе представлен практический опыт организации пространства для профессионального и личностного развития школьного психолога. Автор даёт описание содержания, принципов, форм и методов деятельности клуба. В работе содержатся методики самодиагностики профессиональных и личностных качеств и ограничений, а так же набор способов и средств саморазвития психолога, достижения им профессионального и жизненного успеха.
-
Занятие с педагогами "Что дает учителю информация об эмоциональном состоянии школьника?" 2005
Что дает учителю информация об эмоциональном состоянии школьника? Ответ на этот вопрос целесообразно дать в контексте регулирующей роли эмоций в деятельности, поведении, отношениях личности. Рассматриваются блоки: эмоции и познавательная деятельность, эмоциональные барьеры восприятия и понимания учебной информации, методика диагностики эмоционального самочувствия школьника "Настроение на уроке".
-
Безопасность через образование: работа школьного психолога по сопровождению учебно-воспитательного процесса 2005
В ходе психолого-педагогического сопровождения в школе была создана Программа деятельности "Безопасность через образование". Приоритетными направлениями в рамках данной Программы для психолога являются: создание у учащихся осознанных установок к здоровому образу жизни и профилактическая работа по употреблению психоактивных веществ. Эффективные результаты были достигнуты при реализации поставленных цели и задач с использованием традиционных форм работы и интерактивных технологий при совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса.
-
Диагностика психологических условий школьной образовательной среды 2005
Представленный материал содержит описание методики диагностики психологических условий школьной образовательной среды, а также процедуры обработки и оценки результатов. С небольшими изменениями предлагаемая методика может быть использована в учреждениях профессионального образования, а также для диагностики психологических условий образовательной среды отдельных классных коллективов. Методика диагностики психологических условий школьной образовательной среды может быть полезна школьным психологам, социальным педагогам, учителям, руководителям ОУ и другим педагогическим работникам.
-
Урок-тренинг "В ожидании малыша" 2005
Данный урок-тренинг является одним из занятий авторской программы "Здоровая семья - здоровая личность". В наше неспокойное время с дефицитом нравственности, к сожалению, растет число матерей-"кукушек" и оставленных в роддомах детей: в детских домах находятся 85% детей при живых родителях. Хочется надеяться, что старшекласники вооружились азами семейной жизни, динамикой развития ребенка; смогут в дальнейшем создать гармоничную семью. И что у них будут замечательные дети!
-
Неделя психологии в школе. Сценарий общешкольной линейки "Психология — удивительная наука" 2005
В этом году впервые у нас проводилась Неделя психологии, которая отличалась от других предметных недель массовым участием всей школы в проводимых психологических играх, общешкольном действии "Разноцветная радуга", музыкальными переменами, притчами и сказками, располагающимися на стенах, ежедневно оформлялись стенды с результатами. Основная цель, проводимой Недели психологии, закрепить навыки общения, повысить интерес учащихся к изучению предмета психологии и самого себя. Мы предлагаем сценарий общешкольной линейки для учащихся, которая позволит расширить представление ребят о науке психологии.
-
Влияние степени психологической комфортности на индекс качества обученности 2005
Проведенное исследование позволило сделать выводы: низкая психологическая комфортность учащихся на уроках влияет на индекс качества обученности по данному предмету; использование директивного, подавляющего стиля педагогического общения приводит к снижению степени комфортности и индекса качества обученности. Таким образом, современному педагогу для повышения успешности обучения учащихся необходимо знать: как чувствует себя ученик на уроке; как он воспринимает учителя; каким ему видится отношение к себе, что он ощущает и о чем думает. В связи с чем, педагогу важно прослеживать динамику отношений в системе учитель-ученик, прогнозировать поведение и развитие личности ученика.
-
Причины нарушения учебной деятельности и адаптация учащихся средней школы 2005
Проблемы успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю традиционно обычно связывают с трудностями социальной адаптации (в качестве причины которых называют переход на предметное обучение и появление в связи с этим многих незнакомых равнодушно- требовательных педагогов вместо одной заботливой учительницы) и с подростковым кризисом, вызванных половым созреванием Не отрицая важности разработки социально-психологических аспектов профилактики школьной дезадаптации, следует вспомнить и об основной - учебной деятельности детей. Основные причины проблем, возникающих у учащихся 5 -7 классов связаны с учебой, социально-психологическая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она когда у него нарушается ведущая учебная деятельность. Основными причинами нарушения учебной деятельности оказываются недостатки и дисгармоничность развития интеллекта учащихся, в особенности, высших форм мышления, а также неполноценность школьных навыков, которые должны быть сформированы еще в начальных классах.
-
Психогеометрия в школе: новые возможности знакомого метода 2005
В статье представлен опыт использования психогеометрического теста при решении ряда образовательных и воспитательных задач, а именно: – для выявления индивидуально-психологических особенностей учащихся при организации различных форм учебной, в частности, проектной деятельности; – при организации предпрофильного и профильного обучения, а также в практике профориентационной работы; – в работе с классными коллективами (сплочение класса, создание эффективной команды); – в работе с родителями.
-
Изучение межличностных взаимоотношений в школьных классах и группах внешкольного учреждения 2005
Любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены не конфликтовали друг с другом, чтобы были здоровы, чтобы каждый трудился и вносил свой вклад в процветание всего общества. Для решения этой задачи очень важно воспитание и обучение подрастающих поколений. Но чтобы сделать это наиболее эффективно, необходимо знать социально-психологические закономерности развития личности в коллективе.
-
Познавательные процессы. "Развитие мышления младших школьников" 2005
Систематический курс занятий по материалам поисково-творческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, а это значит самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы ее достижения.
-
Дифференциация звуков [с]и [з] 2005
Задания для тренировки определения последовательности смешиваемых звуков в словах органично сочетаются с упражнениями, развивающие фонематические представления. Данная фонетическая тема связана с грамматической. Дети упражняются в образовании слов различных частей речи, составляют предложения. Всё это расширяет языковой опыт учащихся, пропедевтически подготавливает их к изучению последующих грамматических тем.
-
Философия успеха. Ресурсный психотренинг "Капля на стекле" 2005
В философии успеха кризис рассматривается как шанс выхода на новый, более высокий уровень развития. Поиск и активизация собственных психологических ресурсов, развитие навыков контроля и эффективного преодоления проблемных ситуаций – все это стало целями разработанного нами цикла тренинговых курсов для старшеклассников, родителей и педагогов. В статье предлагаются некоторые технологии из указанных программ.
-
Диагностика готовности детей к школьному обучению 2005
Диагностическая работа по определению готовности ребёнка к школе должна помочь учителю осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к ним в процессе всего периода обучения. Диагностика психологической готовности к школе – сложная, но вполне разрешимая проблема.
-
"Мой День"в клубе практической психологии 2005
"Мой День" в клубе практической психологии для старшеклассников - это занятие, в фокусе которого оказывается личность одного участника. Это предоставляемая ему возможность самопрезентации на разных уровнях общения и разными средствами, получения обратной связи от сверстников в группе. Главная цель занятия - включение новых представлений о себе в образ "Я", создание мотивации саморазвития. Личностно-ориентированный характер занятия обеспечивается через поиск "образа Дня", оформление помещения и через использование соответствующих методов психологического тренинга.
-
Модальность возможного как средство повышения учебной мотивации подростков 2005
Причиной снижения мотивации является конфликт модальностей в отношениях педагога и подростка: подросток оперирует модальностями “Могу выбрать” и “Хочу”, педагог оперирует модальностью “Должен”. Модальность “Должен” не требует аргументации, но снижает инициативу и перекладывает ответственность за результат на внешний источник. Модальность возможного повышает требования к умению педагога аргументировать и убеждать, но обеспечивает внутреннюю мотивацию и ответственность за результат работы.
-
Профориентационная игра "В мире профессий" 2005
Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки, выбирая профессию, недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Данное мероприятие расширяет кругозор, информированность подростков, вызывает интерес к учебе.
-
"Ваш ребенок стал учеником" (сценарий встречи школьного психолога с родителями первоклассников) 2005
Традиционно в школе работа по просвещению родителей ведется в виде собраний, семинаров, лекториев. Нестандартные формы работы, нестандартная тематика встреч - это эффективные направления деятельности школы с целью привлечения родителей к школе. Одна из нестандартных форм работы с родителями - "День открытых дверей". В рамках этого мероприятия можно провести встречу с родителями по предлагаемому сценарию.
-
Программа "Развитие". Цикл занятий для первоклассников 2005
Психологическая служба в системе народного образования призвана способствовать созданию условий для оптимального развития каждого ребенка. Особенно важны эти условия в начальной школе, а главное - в первом классе. Именно первый класс - стартовая площадка всего школьного пути ученика, его успешности, развития, личностного становления. Именно этот факт является основополагающим при решении введения в работу психолога с первоклассниками занятий по программе "Развитие".
-
Проблема профессионального и личностного самоопределения старшеклассников в рамках организации профильного обучения 2005
Данная работа посвящена программе профессионального самоопределения учащихся на основе профильного и предпрофильного обучения. Представлены программа и тематическое планирование по теме "Основы конструктивного общения".
-
Программа "Коррекция дизорфографии у обучающихся 5–6-х классов" 2005
Программа "Коррекция дизорфографии у обучающихся 5-6 классов" предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5-6 классов, имеющих нарушение письменной речи. Программа направлена на обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения необходимых для этого орфографических задач.
-
Эколого-психологический тренинг "Сохраним планету живой" 2005
Всё человечество и каждый человек в отдельности – часть природы. Зная о том, что Земля живая, а следовательно, она принимает на себя все наши мысли, поступки (положительные и отрицательные), нам надо всем стараться, чтобы помыслы наши и поступки были чистыми, добрыми, тогда и планеты Земля будет здоровой и счастливой! Подняв руки ладонями вверх, отправляется положительная энергия в космическое пространство, и мысленно каждый говорит слова любви и признательности планете.
-
Взаимосвязь уровня сформированности приемов учебной деятельности и особенностей развития эмоциональной сферы 2005
В помощь учителю успешно решить проблемы психологического сопровождения детей, имеющих сложности в обучении и общении, предлагается программа психологического исследования уровня сформированности приемов учебной деятельности и особенностей развития эмоциональной сферы у детей. Исследования проводятся уже в течение трех лет. Результаты исследований подтверждают гипотезу, что существует тесная взаимосвязь уровня сформированности приемов учебной деятельности и особенностей развития эмоциональной сферы и, что эмоционально-личностная сфера может оптимизировать усвоение школьной программы, либо существенно осложнить ее.
-
Опыт психофармакологической коррекции процессов адаптации учащихся кадетских корпусов 2005
Было обследовано 66 учащихся ВККК. В качестве метода психофармакологической коррекции дезадаптационных процессов нами был выбран пероральный приём глицина. Курсовой приём глицина может быть рекомендован лицам, испытывающим трудности в адаптации к той или иной деятельности, повышенную утомляемость, дефицит внимания, отмечающим общее снижение тонуса, нарушения в эмоциональной сфере, испытывающим чувство тревоги.
-
Принятие собственного гнева как тема социально-психологического тренинга для старшеклассников 2005
Одна из форм работы по принятию себя, по формированию конструктивной "Я-концепции" - проведение социально-психологического тренинга по теме "Гнев - это нормально". Целью программы является обучение рефлексивным навыкам для более глубокого знакомства с собственным гневом, а также формирование собственного стиля совладания с гневом.
-
Программа по формированию эмоционально-коммуникативной культуры и творческого мышления у подростков 2005
Дружба особо значима для подростка. Именно групповая принадлежность создает у подростка "чувство мы", где реализуется желание добиться признания со стороны сверстников, что, в свою очередь, оказывает влияние на нравственное развитие подростка, на его поведение. Представленное исследование было направлено на создание программы внеклассного взаимодействия, которое способствовало бы реализации потребности подростков в общении и носило бы позитивный, творческий характер, способствовало развитию у них творческого мышления, приобретения умений адекватного и равноправного взаимодействия, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, эмоциональной устойчивости, саморегуляции.
-
Развитие субъектности современного подростка как структурообразующий фактор в работе школьного психолога 2005
Современных молодых людей волнуют проблемы понимания сущности и назначения человека, его активности и творческой инициативы, возможности самоактуализации, уверенности в завтрашнем дне. Основным недостатком организации учебного процесса в школе является ориентация учителя в основном на сообщение учащимся системы готовых знаний. Проблема же развития личности отодвинута на второй план. Формирование субъектности подростка, т. е. развитие самосознания школьника и способности деятельного отношения к миру и к себе в нем может стать одной из задач в работе школьного психолога.
-
Развивающее занятие: "Мое внимание" 2005
Занятие направлено на развитие свойств внимания, знакомство учащихся с понятием внимание и с его значением в жизни человека оно проводится с учащимися начальной школы. Данное развивающие занятие является примером построения упражнений во взаимодополняющей и поисково-игровой форме. Оно предполагает дифференцированный подход в ряде упражнений, а также позволяет ребятам видеть результат после проведения каждого занятия и получать начальные представления о тех процессах, которые мы развиваем на наших занятиях.