Школьная психологическая служба
-
Программа занятий для детей 1-го класса по развитию сенсомоторных функций нервной системы 2004
разработанный тренинг предполагает использование игровых методов психо-коррекционного характера. Конечная цель-формирование положительной учебной мотивации.
-
Программа психолого-педагогического сопровождения семьи и личности в условиях детского дома 2004
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для восстановления связей с миром людей через поиск скрытых ресурсов личности и семьи, опору на их собственные возможности.
-
Урок психологического развития в классе компенсирующего обучения 2004
В этом году мы открыли класс ККО (класс компенсирующего обучения), но чтобы это не сравнивалось, и не ассоциировалось с классом коррекции, мы называем этот класс - "класс педагогической поддержки". Нельзя было не учитывать, что ребята перешли из младшего звена в среднее. Поэтому уроки психологии направлены на адаптацию детей к 5 классу, но вместе с тем и на то, чтобы параллельно развивать и осуществлять сложные формы интеллектуальной деятельности. Но, на мой взгляд, такие уроки важно проводить не только в классе, со слабенькими детками, но и для общего развития любого ребенка. Приводится сценарий открытого урока, который был проведен при аттестации нашего учебного заведения.
-
Программа психокоррекционной помощи детям младшего подросткового возраста, имеющим проблемы в эмоциональной сфере, в поведении и в общении 2004
В подростковом возрасте центральным психологическим процессом является развитие самосознания. Подростку очень важен процесс общения, при помощи которого как раз он формируется и развивается. Ребенок познает себя, оценивает себя и окружающих, устанавливает контакты. Весь этот процесс дает возможность развиваться ему как личности, и тут как раз важно, насколько он адекватен в своем становлении. Данная Программа предназначена для проведения коррекционных занятий с младшими подростками с коммуникативными и эмоциональными проблемами с целью оказания содействия личностному росту и самоопределению ребенка, с целью оказания помощи в преодолении тех трудностей, которые присутствуют у него на данный момент.
-
Организация индивидуальной и групповой работы педагога-психолога с учащимися профильных классов 2004
Профильное обучение - внешняя, селективная форма дифференциации обучения, основанная на разделении учащихся старших классов по нескольким профилям, коррелируемых с предметными образовательными областями с учетом структуры рынка труда и занятости. На выбор профиля обучения влияют не только интересы, способности школьников и достигнутые ими успехи, но и ожидания родителей, социальные изменения, происходящие в обществе, особенности региона. Вашему вниманию предлагается опыт работы педагога- психолога МОУ СОШ №2 с. Хурба по данному направлению, который осуществлялся под руководством руководителя эксперимента - Смирновой Ю.В. и директора школы Серой Л.В.
-
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь 2004
В школе нас учили основам грамматики. Но не учили, что слова имеют важное значение в нашей жизни и оказывают влияние на нас. Занятие рассчитано на участников, которые уже имеют некоторую психологическую подготовку.
-
Программа занятий по развитию внимания у младших школьников 2004
Разработка программы, цель которой формирование оптимального уровня произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования в младшем школьном возрасте.
-
Профессиональное самоопределение детей-сирот на "Неделе выпускника" 2004
Проблема социальной адаптации существует у большинства выпускников школ, но для воспитанников детских домов эта проблема является ключевой. Во многом это зависит от профессионального самоопределения детей-сирот.
-
Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем" 2004
Игра - это один из активных видов деятельности для ребенка, и одна из активных форм работы педагога-психолога с классом, коллективом учащихся. Игра позволяет получить каждому ребенку опыт, ценный для настоящей жизни. В психологии этот метод работы получил название play therapy или игротерапия. Игротерапия - это использование игровых ситуаций в терапевтической обстановке. В такой терапии применяется много сложных процедур, но самые главные из них - это диагностические и терапевтические (корректирующие). Мы представляем вам сегодня цикл игр, которые можно проводить как в школе, детском доме, так и в летнем лагере отдыха.
-
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка в условиях перехода на семейные формы устройства 2004
В Канской школе-интернате Красноярского края в образовательную практику работы вводятся семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (СФУД). Организация СФУД невозможна без сопровождения ребёнка и семьи. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребёнка осуществляет психологическая служба школы, а в дальнейшем Центр по устройству детей в семью. Основное предназначение Центра - подготовка детей к помещению в семьи граждан, оказание практической помощи семье, мониторинг эффективности сопровождения семьи и ребёнка.
-
Коррекционно-развивающая программа познавательной сферы учащихся 10—12 лет 2004
Программа включает в себя комплекс интеллектуальных игр, которые могли бы быть использованы на уроках в средних классах. Комплекс интеллектуальных игр, представленных в данной программе, могут быть полезными для подростков, испытывающих трудности в учении: понимания и осмысления нового материала, его запоминания, усвоения и обобщения, установления связей между понятиями, выражения собственных мыслей и речи.
-
Методическое обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки детей-сирот, детей "группы риска" 2004
Одна из основных проблем в деятельности школьного психолога - методическое обеспечение психодиагностической и коррекционной работы. В статье представлены материалы по использованию проективных методик, терапевтических метафор, игротерапии в целях коррекции эмоционально-личностных проблем подростков. Диагностика не выступает как независимое направление в работе психолога. Она включена в более широкий психолого-педагогический контекст. Результатом этой работы является положительная социальная адаптация, интеграция выпускников в современном обществе.
-
Учет вида темперамента в школьной жизни 2004
При воспитании и обучении ребенка необходимо учитывать его темперамент, так как это помогает ребенку легче адаптироваться в детском коллективе, яснее понять свои возможности и способности, а педагогу лучше видна скорость выполнения работы и характер ребенка.
-
Использование положительных эмоций для развития способностей ученика при индивидуально-психологическом подходе 2004
Можно утверждать: без искусства общения учитель не сможет успешно работать в школе, даже если он прекрасно владеет методикой преподавания своего предмета. Умение организовать общение с учениками и на уроке, и вне его совершенно необходимо для реализации методических замыслов и учебных планов. Искусство общения - существенный и непременный элемент профессионализма учителя. Педагогически правильное общение вызывает всплеск эмоций. Какую же роль играют эмоции в учебе?
-
Интегрированный урок информатика + психология по теме: "Темперамент" 2004
Сегодня избежать проблемы компьютерной зависимости у подростков, проявляющих способности в области программирования и информационных технологий, по нашему мнению, возможно через создание комфортной коммуникативной среды там, где воспитанник проводит немало времени за компьютером. Для нас комфортная коммуникативная среда - это среда, в которой психологически каждому комфортно, действуют принципы гуманистических отношений, существует возможность для творческого самовыражения, компьютер выступает средством обеспечения содержательного взаимодействия людей, а не причиной их отчуждения. На проводимом занятии ребята обсуждают типы темперамента, в группах придумывают ситуации, в которых они проявляются особенно наглядно, и представляют эти ситуации в виде мультфильмов в графическом редакторе Flash. Ребята защищают свои проекты, проходят компьютерный тест для определения своего типа темперамента.
-
Диагностические процедуры с целью изучения успешности классного руководителя 2004
В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться, в первую очередь, на ценностных основаниях. Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой педагогике ценности определяют цели, а не наоборот. В этой связи недостаточно, чтобы педагог просто выполнял свои профессиональные функции или реализовывал социально профессиональную роль (и то и другое можно делать вне ценностного отношения). С цель простороения верного пути рабаты проводиться диагностика изучения успешности классного руководителя.
-
Адаптированная программа курса для 11-го класса "Основы семейной психологии" 2004
Данная программа имеет своей целью знакомство юношей и девушек с основами знаний о семейных отношениях, формирование представлений о причинах внутрисемейных конфликтов, о воспитании будущих детей. Программа составлена на основе семейной циклограммы.
-
Психокоррекционный комплекс индивидуальной помощи подросткам группы риска "Преодоление" 2004
Настоящая комплексная программа предназначена для индивидуальной коррекционной работы психолога с подростком, имеющим проблемы в поведении. Индивидуальная программа может применяться тогда, когда работа с подростком в группе невозможна, когда проблемы носят индивидуальную особенность, а не межличностного характера, когда необходимо постоянное наблюдение психолога за процессом развития личности подростка. Индивидуальная психокоррекция обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая, что является наиболее эффективным методом воздействия на сознание подростка, которому необходима помощь взрослого, которому он доверяет.
-
Программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде младших школьников 2004
Нами разработана и применяется программа в работе с учащимися 1-4-х классов. Это цикл занятий, в проведении которых используется ряд психологических тренинговых методик, информирование детей о вредных последствиях употребления табака, алкоголя, наркотиков. Завершается работа по данной программе спектаклем по обозначенной тематике. Программа была награждена на областном конкурсе "В ХХI век возьмем самое лучшее".
-
Комплексная помощь ребенку шестилетнего возраста с трудностями в обучении и воспитании в условиях речевой школы-интерната 2004
Система работы специальных школ-интернатов нуждается в изменениях, которые помогли бы обеспечить эффективную интеграцию детей в общество. В Корочанской речевой школе-интернате создана "Программа психолого-медико-педагогической реабилитации детей подготовительной группы в условиях школы-интерната и подготовки их к школе". Программа координирует усилия всех школьных служб, составлен особый режим первой половины дня для шестилеток: "Учить, играя". Работа над совершенствованием Программы продолжается.
-
Контрольная работа для выпускников начальной школы "Что я жду от 5-го класса?" 2004
Как измерить достижения учащихся при переходе из начальной в основную школу? Можно провести традиционные контрольные работы, и мы получим информацию об уровне сформированности знаний, умений, навыков. Но только ли это должно нас интересовать? Контрольная работа "Что я жду от пятого класса" позволяет оценить уровень психологической готовности учащихся к переходу на новую ступень обучения, выявить уровень социальной зрелости выпускников начальной школы.
-
Родительское собрание "Знаю ли я своего ребенка?" (Ученик глазами педагогов и родителей) 2004
Представленная схема родительского собрания позволяет классным руководителям проанализировать суть имеющихся в классе проблем, родителям - расширить представления о характере детей, получить конструктивную обратную связь.
-
Программа развития рефлексивных навыков подростков 2004
Существует множество программ и тренингов, в которых один из этапов занятия - рефлексия (обсуждение итогов занятия). Данная же программа для 6-7-х классов направлена на развитие рефлексивных навыков в течение всего занятия. Цели программы: расширение знаний о себе и других людях, развитие рефлексивных навыков, уверенности в себе, развитие критического мышления. В результате занятий учащиеся повышают свою психологическую культуру, позитивное самоотношение, способность к рефлексии.
-
Организация групповой работы в совместной деятельности учащихся 2004
Организация групповой работы в совместной деятельности учащихся. Цель статьи - ознакомление психологов и педагогов с особенностями одного из способов организации взаимодействия учащихся на основе сотрудничества. Автор, опираясь на собственный опыт работы, даёт описание условий эффективной работы учащихся в группе, основных приёмов организации групповой работы. В статье содержится методика диагностики уровня сформированности мотивации совместной деятельности учащихся в группе.
-
От увиденного в Великобритании 2004
В статье, написанной после посещения Великобритании, автор обращает внимание на нестандартные элементы воспитания обучающихся в английских учебных заведениях.
-
Социально-психологические аспекты стиля педагогического общения 2004
В данной работе предлагается методика проведения исследований в педагогическом коллективе на выявление преобладающего стиля педагогического общения, а также факторов, оказывающих влияние на становление определенного стиля общения учителя. Полученные результаты послужат основой эффективной психологической помощи учителям в профилактике конфликтов учитель - ученик.
-
Школьная психологическая служба-программа психологического сопровождения учащихся, учителей и родителей 2004
Школьная психологическая служба является активным звеном педагогического процесса школы. Её деятельность направлена на реализацию образовательной программы школы как целостной системы мер по гуманизации, дифференциации, индивидуализации обучения и воспитания в школе, учитывающей потребности обучаемых, их родителей, педагогов и социума.
-
Характер и здоровье 2004
Цикл уроков-тренингов по здоровью проводится с целю развития у учащихся сознательного отношения к своему физическому и психическому здоровью, побуждения у учащихся внутреннего потенциала к формированию здорового образа жизни. Занятия можно провести во всех классах (1-11 кл.), учитывая возрастные особенности.
-
Занятие по программе "Навыки жизни". Тема: "Критика. Навыки критического мышления" 2004
Цели тренингового занятия: выработка навыков поведения при обращенной критике; умение критиковать; формирование навыков критического мышления; сформировать критическое отношение к товарам, продуктам питания, рекламе; выявить причины критики и уметь критиковать другого, применяя метод "Я-отношения"
-
Программа психологической поддержки часто болеющих первоклассников в период адаптации к школе 2003
В представленном материале дается обоснование необходимости психологической поддержки часто болеющих детей на этапе их адаптации к школьному обучению. Специфика и направления такой поддержки определены на основе результатов многолетнего исследования. Разработанная нами комплексная программа профилактики школьной дезадаптации часто болеющих первоклассников предполагает вовлечение всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), причем ведущая роль в ее реализации принадлежит школьному психологу.