Школьная психологическая служба
-
Программа "Коррекция дизорфографии у обучающихся 5–6-х классов" 2005
Программа "Коррекция дизорфографии у обучающихся 5-6 классов" предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5-6 классов, имеющих нарушение письменной речи. Программа направлена на обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения необходимых для этого орфографических задач.
-
Эколого-психологический тренинг "Сохраним планету живой" 2005
Всё человечество и каждый человек в отдельности – часть природы. Зная о том, что Земля живая, а следовательно, она принимает на себя все наши мысли, поступки (положительные и отрицательные), нам надо всем стараться, чтобы помыслы наши и поступки были чистыми, добрыми, тогда и планеты Земля будет здоровой и счастливой! Подняв руки ладонями вверх, отправляется положительная энергия в космическое пространство, и мысленно каждый говорит слова любви и признательности планете.
-
Взаимосвязь уровня сформированности приемов учебной деятельности и особенностей развития эмоциональной сферы 2005
В помощь учителю успешно решить проблемы психологического сопровождения детей, имеющих сложности в обучении и общении, предлагается программа психологического исследования уровня сформированности приемов учебной деятельности и особенностей развития эмоциональной сферы у детей. Исследования проводятся уже в течение трех лет. Результаты исследований подтверждают гипотезу, что существует тесная взаимосвязь уровня сформированности приемов учебной деятельности и особенностей развития эмоциональной сферы и, что эмоционально-личностная сфера может оптимизировать усвоение школьной программы, либо существенно осложнить ее.
-
Опыт психофармакологической коррекции процессов адаптации учащихся кадетских корпусов 2005
Было обследовано 66 учащихся ВККК. В качестве метода психофармакологической коррекции дезадаптационных процессов нами был выбран пероральный приём глицина. Курсовой приём глицина может быть рекомендован лицам, испытывающим трудности в адаптации к той или иной деятельности, повышенную утомляемость, дефицит внимания, отмечающим общее снижение тонуса, нарушения в эмоциональной сфере, испытывающим чувство тревоги.
-
Принятие собственного гнева как тема социально-психологического тренинга для старшеклассников 2005
Одна из форм работы по принятию себя, по формированию конструктивной "Я-концепции" - проведение социально-психологического тренинга по теме "Гнев - это нормально". Целью программы является обучение рефлексивным навыкам для более глубокого знакомства с собственным гневом, а также формирование собственного стиля совладания с гневом.
-
Программа по формированию эмоционально-коммуникативной культуры и творческого мышления у подростков 2005
Дружба особо значима для подростка. Именно групповая принадлежность создает у подростка "чувство мы", где реализуется желание добиться признания со стороны сверстников, что, в свою очередь, оказывает влияние на нравственное развитие подростка, на его поведение. Представленное исследование было направлено на создание программы внеклассного взаимодействия, которое способствовало бы реализации потребности подростков в общении и носило бы позитивный, творческий характер, способствовало развитию у них творческого мышления, приобретения умений адекватного и равноправного взаимодействия, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, эмоциональной устойчивости, саморегуляции.
-
Развитие субъектности современного подростка как структурообразующий фактор в работе школьного психолога 2005
Современных молодых людей волнуют проблемы понимания сущности и назначения человека, его активности и творческой инициативы, возможности самоактуализации, уверенности в завтрашнем дне. Основным недостатком организации учебного процесса в школе является ориентация учителя в основном на сообщение учащимся системы готовых знаний. Проблема же развития личности отодвинута на второй план. Формирование субъектности подростка, т. е. развитие самосознания школьника и способности деятельного отношения к миру и к себе в нем может стать одной из задач в работе школьного психолога.
-
Развивающее занятие: "Мое внимание" 2005
Занятие направлено на развитие свойств внимания, знакомство учащихся с понятием внимание и с его значением в жизни человека оно проводится с учащимися начальной школы. Данное развивающие занятие является примером построения упражнений во взаимодополняющей и поисково-игровой форме. Оно предполагает дифференцированный подход в ряде упражнений, а также позволяет ребятам видеть результат после проведения каждого занятия и получать начальные представления о тех процессах, которые мы развиваем на наших занятиях.
-
К вопросу об изучении влияния самооценки на продуктивность учебной деятельности ученика 2005
Общеизвестно, на продуктивность обучения большое влияние оказывает самооценка обучаемого, которая формируется через оценку окружающих (родителей, учителей, сверстников). Важно, чтобы учитель формировал у учащихся адекватную самооценку, поддерживая тем самым учебную мотивацию, а следовательно и продуктивность учебной деятельности.
-
Интегрированный урок "литература + психология" по теме: "Дружба, влюбленность, любовь" 2005
Интегрированный урок литература + психология по теме "Дружба, влюбленность, любовь". Целью урока является раскрыть значимость дружбы, любви как высших человеческих чувств, воспитание культуры чувств. Содержание урока строится на литературном материале: стихи В. Высоцкого, Вс. Рождественского, Ф. Тютчева, А. Фета, письма и воспоминания Дидро, Штиглица, И. Тургенева, Л. Толстого и других.
-
Рефлексивные методики в работе учителя 2005
Предлагаемая методика изучает психоэмоциональную стабильность непосредственно перед уроком или на любом его этапе для быстрого реагирования учителя на возникшую ситуацию. Данная методика отражает не только психическое состояние, но позволит учителю увидеть того, кто сегодня не готов демонстрировать свои знания перед классом и учителем. На завершающем этапе урока используется рефлексия учащихся через самооценку собственной активности и продуктивности работы на уроке.
-
Отметка как фактор риска в практике школьного обучения 2005
Отметка служит фактором усиления школьной тревожности, что выражается в волнении, повышенном беспокойстве ученика в учебных ситуациях в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников. Отсюда, введение отметки для оценки учебных достижений приводит с изменению мотивационной направленности учащихся; мотивационной основой становится не получение знаний, а приобретение отметки.
-
Критерии оценки уровня речевого развития обучающихся начальных школ 2005
Статья "Критерии оценки уровня речевого развития обучающихся", разработанная учителями-логопедами г.Междуреченска Кемеровской области позволяет определить уровень речевого развития обучающихся и отследить динамику их развития, а также осуществить единый подход к постановке речевого заключения. Результаты обследований обучающихся могут быть оформлены в итоговой таблице.Диагностика речевого развития отслеживается с помощью графика.
-
Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов 2005
В данной статье предложен конспект семинарского занятия, включающий в себя теоретическую и практическую части. Последняя из которых предполагает беседу и обсуждение проблемных ситуаций, а также варианты их решения. Материал будет полезен психологам, педагогам, а также другим представителям "стрессоопасных" профессий, подразумевающих стрессы изначально.
-
Компьютерный урок "Технология выбора профессии" 2005
Целью, представленного урока является освоение методов и принципов самоопределения в мире профессий.
-
Сборник развивающих занятий для учащихся 1-го класса 2005
Представлен сборник занятий для 1-го класса, выступающий как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности ребенка. Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Часто подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план. Предлагаемые занятия, призваны, в большей степени, обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке. Занятия выстроены по принципу “от простого к сложному” и по актуальности задач в период адаптации.
-
Программа адаптации выпускников начальной школы к среднему звену 2005
В этой программе предусмотрена параллельная работа со школьниками, с родителями и с педагогами. Включены разные направления работы: диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, профилактическое и просветительское. Используются разные формы работы: групповые и индивидуальные. Применяются разнообразные методы работы: семинары, лекции, опрос, анкетирование, игровые занятия, социально-психологический тренинг, консилиум, родительские собрания и т.д.
-
Возможности совместной продуктивной деятельности в создании положительной эмоциональной атмосферы в группе сверстников (старший дошкольный и младший школьный возраст) 2005
Общение в совместной продуктивной деятельности, при условии создания положительного микроклимата в группе сверстников (старший дошкольный и младший школьный возраст), позволяет обучить детей способам выхода из негативных эмоциональных состояний и гармонизировать отношения друг с другом, исключая проявления агрессивных эмоций. Конспекты занятий.
-
Проективные методики как вспомогательный компонент в психодиагностической работе школьного психолога 2005
Статья посвящена некоторым аспектам работы школьного психолога, в частности на немало важном аспекте влияния семьи на развитие личности ребенка.
-
Связи между здоровьем старшеклассников, их жизненными стремлениями и восприятием родителей и учителей 2005
Стремление к здоровью и привязанности в структуре жизненных целей старшеклассников имеют смысл как факторы личностного развития и как факторы видимого благополучия. Чем сильнее человек ориентирован на внутренние стремления в противовес внешним, тем выше у него показатели психического здоровья. Отношения с учителями более значимо влияют на формирование жизненных ценностей старшеклассников, чем отношения с родителями.
-
Организация работы школьного психолога с дезадаптированными учащимися подросткового возраста 2005
Психологическая работа психолога с дезадаптированными учащимися осуществляется поэтапно: первоначально устанавливается психологический контакт; далее проводится диагностическая работа по выявлению причин дезадаптации; на следующем этапе составляется программа дальнейших действий, предусматривающая комплекс различных видов помощи подростку: медицинской, педагогической, социальной, психологической и в завершении оценивается эффективность проделанной работы.
-
Адаптированная программа "Развитие теоретических мыслительных действий у младших школьников" 2005
Адаптированная программа направлена на развитие действий анализа, планирования, рефлексии, создающих предпосылки для развития теоретического мышления, которое обеспечивает более глубокое познание сущности и закономерностей явлений окружающей действительности, что в свою очередь служит эффективным средством адекватной социальной адаптации. Программа опирается на теоретические идеи Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.
-
Тренинг общения 2005
Работа учителя требует умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому одной из задач педагогов-психологов является - обучение учителей способам правильного, эффективного общения, развитие умения оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения, знакомство с принципами и методами общения.
-
Психодиагностическое исследование эмоционального состояния учащихся младшего школьного возраста 2005
Возраст 6-10 лет относится к аффективному возрастному этапу формирования эмоциональной сферы ребенка. Психические травмы, перенесенные в данный период, могут привести к развитию пограничных психических расстройств. Эмоции могут оказывать дезорганизующее влияние на мышление, память, воображение и само эмоциональное поведение. Высокий уровень тревожности является одной из причин «хронической неуспешности» учащихся. Необходимо изучение эмоционального состояния учащихся этого возраста в целях ранней психопрофилактики школьной неуспеваемости. Исследование должно проводиться при помощи комплекса взаимодополняющих методик, отражающих как неосознаваемые, так и осознаваемые уровни эмоциональных состояний учащихся. Достоверность полученных выводов обеспечивается сопоставлением данных, полученных по методикам, между собой, а также с характеристиками учителя.
-
Здоровьесберегающие методики как фактор развития личности 2005
Новая технология ноосферного образования позволяет работать в режиме здоровьесбережения. Она помогает человеку познать себя и объединить свой духовный мир с материальным. Таким образом, была разработана система первичной немедикаментозной профилактики снижения болезней и укрепления здоровья. Рефлексия по выполнению программы показала, что дети стали менее конфликтными, снизился уровень тревожности, агрессивности, повысилась самооценка. Вывод: самочувствие - это отражение состояния здоровья.
-
Здоровьесберегающее сопровождение родителей 2005
Целью работы психологической службы гимназии является здоровьесберегающее сопровождение всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей. Грамотно простроенная работа с родителями поможет оптимизации родительско-детских отношений и, соответственно, сбережению здоровья соматического и психического. Предлагаемая разработка родительского собрания - лишь звено в этой цепочке. Отзывы родителей свидетельствуют о необходимости проведения такой работы.
-
Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в специальной (коррекционной) школе-интернате 2005
Целью данной работы является оказание практической помощи работникам специальных (коррекционных) школ-интернатов в разработке и составлении индивидуальной программы развития для каждого ребенка, имеющего особые образовательные потребности. В работе представлены некоторые подходы к разработке различных программ - психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической, коррекционно-развивающей.
-
Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в дошкольном образовательном учреждении 2005
В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого “несадовского” (а потом и “нешкольного”) ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу, педагог сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка. Напомним, что успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
-
Эмоциональный интеллект и его развитие у детей 2005
Эмоциональный интеллект - набор способностей, объединяющий в себе умение различать и понимать эмоции, а также управлять ими. Он определяет 80% успеха в жизни, поэтому его необходимо формировать с раннего детства. Эмоциональный интеллект начинает интенсивно развиваться в младшем школьном возрасте. Развитый эмоциональный интеллект укрепляет психологическое и соматическое здоровье ребенка. Сегодня существует множество методик, диагностирующих эмоциональный интеллект, а также приемов, направленных на его развитие и совершенствование у детей и взрослых.
-
Программа духовно-нравственного воспитания старшеклассников. Практика работы по развитию личности и формированию морально-нравственных качеств у подростков 2005
В работе представлена Программа, которая рассчитана на старшеклассников коррекционной школы и ставит своей целью оказание психологической помощи в воспитании духовных, нравственных качеств личности аномального ребенка. Занятия носят практический характер. Специальной задачей является коррекция поведения и мышления детей с различными отклонениями в развитии, с нарушениями в интеллектуальной сфере. Цикл включает темы, актуальные для формирования духовно-нравственных качеств и общей культуры. Является расширением некоторых тем обществоведения.