Школьная психологическая служба
-
Интегрированный урок информатика + психология по теме: "Темперамент" 2004
Сегодня избежать проблемы компьютерной зависимости у подростков, проявляющих способности в области программирования и информационных технологий, по нашему мнению, возможно через создание комфортной коммуникативной среды там, где воспитанник проводит немало времени за компьютером. Для нас комфортная коммуникативная среда - это среда, в которой психологически каждому комфортно, действуют принципы гуманистических отношений, существует возможность для творческого самовыражения, компьютер выступает средством обеспечения содержательного взаимодействия людей, а не причиной их отчуждения. На проводимом занятии ребята обсуждают типы темперамента, в группах придумывают ситуации, в которых они проявляются особенно наглядно, и представляют эти ситуации в виде мультфильмов в графическом редакторе Flash. Ребята защищают свои проекты, проходят компьютерный тест для определения своего типа темперамента.
-
Адаптированная программа курса для 11-го класса "Основы семейной психологии" 2004
Данная программа имеет своей целью знакомство юношей и девушек с основами знаний о семейных отношениях, формирование представлений о причинах внутрисемейных конфликтов, о воспитании будущих детей. Программа составлена на основе семейной циклограммы.
-
Психокоррекционный комплекс индивидуальной помощи подросткам группы риска "Преодоление" 2004
Настоящая комплексная программа предназначена для индивидуальной коррекционной работы психолога с подростком, имеющим проблемы в поведении. Индивидуальная программа может применяться тогда, когда работа с подростком в группе невозможна, когда проблемы носят индивидуальную особенность, а не межличностного характера, когда необходимо постоянное наблюдение психолога за процессом развития личности подростка. Индивидуальная психокоррекция обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая, что является наиболее эффективным методом воздействия на сознание подростка, которому необходима помощь взрослого, которому он доверяет.
-
Программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде младших школьников 2004
Нами разработана и применяется программа в работе с учащимися 1-4-х классов. Это цикл занятий, в проведении которых используется ряд психологических тренинговых методик, информирование детей о вредных последствиях употребления табака, алкоголя, наркотиков. Завершается работа по данной программе спектаклем по обозначенной тематике. Программа была награждена на областном конкурсе "В ХХI век возьмем самое лучшее".
-
Комплексная помощь ребенку шестилетнего возраста с трудностями в обучении и воспитании в условиях речевой школы-интерната 2004
Система работы специальных школ-интернатов нуждается в изменениях, которые помогли бы обеспечить эффективную интеграцию детей в общество. В Корочанской речевой школе-интернате создана "Программа психолого-медико-педагогической реабилитации детей подготовительной группы в условиях школы-интерната и подготовки их к школе". Программа координирует усилия всех школьных служб, составлен особый режим первой половины дня для шестилеток: "Учить, играя". Работа над совершенствованием Программы продолжается.
-
Контрольная работа для выпускников начальной школы "Что я жду от 5-го класса?" 2004
Как измерить достижения учащихся при переходе из начальной в основную школу? Можно провести традиционные контрольные работы, и мы получим информацию об уровне сформированности знаний, умений, навыков. Но только ли это должно нас интересовать? Контрольная работа "Что я жду от пятого класса" позволяет оценить уровень психологической готовности учащихся к переходу на новую ступень обучения, выявить уровень социальной зрелости выпускников начальной школы.
-
Родительское собрание "Знаю ли я своего ребенка?" (Ученик глазами педагогов и родителей) 2004
Представленная схема родительского собрания позволяет классным руководителям проанализировать суть имеющихся в классе проблем, родителям - расширить представления о характере детей, получить конструктивную обратную связь.
-
Программа развития рефлексивных навыков подростков 2004
Существует множество программ и тренингов, в которых один из этапов занятия - рефлексия (обсуждение итогов занятия). Данная же программа для 6-7-х классов направлена на развитие рефлексивных навыков в течение всего занятия. Цели программы: расширение знаний о себе и других людях, развитие рефлексивных навыков, уверенности в себе, развитие критического мышления. В результате занятий учащиеся повышают свою психологическую культуру, позитивное самоотношение, способность к рефлексии.
-
Организация групповой работы в совместной деятельности учащихся 2004
Организация групповой работы в совместной деятельности учащихся. Цель статьи - ознакомление психологов и педагогов с особенностями одного из способов организации взаимодействия учащихся на основе сотрудничества. Автор, опираясь на собственный опыт работы, даёт описание условий эффективной работы учащихся в группе, основных приёмов организации групповой работы. В статье содержится методика диагностики уровня сформированности мотивации совместной деятельности учащихся в группе.
-
От увиденного в Великобритании 2004
В статье, написанной после посещения Великобритании, автор обращает внимание на нестандартные элементы воспитания обучающихся в английских учебных заведениях.
-
Социально-психологические аспекты стиля педагогического общения 2004
В данной работе предлагается методика проведения исследований в педагогическом коллективе на выявление преобладающего стиля педагогического общения, а также факторов, оказывающих влияние на становление определенного стиля общения учителя. Полученные результаты послужат основой эффективной психологической помощи учителям в профилактике конфликтов учитель - ученик.
-
Занятие по программе "Навыки жизни". Тема: "Критика. Навыки критического мышления" 2004
Цели тренингового занятия: выработка навыков поведения при обращенной критике; умение критиковать; формирование навыков критического мышления; сформировать критическое отношение к товарам, продуктам питания, рекламе; выявить причины критики и уметь критиковать другого, применяя метод "Я-отношения"
-
Характер и здоровье 2004
Цикл уроков-тренингов по здоровью проводится с целю развития у учащихся сознательного отношения к своему физическому и психическому здоровью, побуждения у учащихся внутреннего потенциала к формированию здорового образа жизни. Занятия можно провести во всех классах (1-11 кл.), учитывая возрастные особенности.
-
Школьная психологическая служба-программа психологического сопровождения учащихся, учителей и родителей 2004
Школьная психологическая служба является активным звеном педагогического процесса школы. Её деятельность направлена на реализацию образовательной программы школы как целостной системы мер по гуманизации, дифференциации, индивидуализации обучения и воспитания в школе, учитывающей потребности обучаемых, их родителей, педагогов и социума.
-
Групповые занятия по психологии как средство эмоционального развития дошкольников 2003
Групповые занятия как средство эмоционального развития детей 5-6 лет, как средств более глубокого познания своего внутреннего мира и мира другого человека. Групповые занятия как средство отработки тех моделей поведения, которые используют дети в обыкновенной жизни и использование внутренних ресурсов детей для более успешного их решения.
-
Комплексное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов "Наш город" 2003
Тема: "Наш город" Конспект комплексного занятия для младших школьников, имеющих проблемы в обучении. Занятие включает в себя различные виды заданий, игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и речи детей. Материалы занятия могут быть использованы в работе педагогов-дефектологов, психологов и учителей начальных классов.
-
Программа развития и коррекции произвольной регуляции младших подростков, испытывающих трудности в обучении и поведении 2003
В настоящее время наблюдается рост числа неуспевающих школьников среднего звена. Частая причина неуспеваемости – несформированность регуляторных систем. Цель программы - формирование произвольной регуляции посредством воздействия на механизмы сознания, развитие волевой устойчивости, внимания, навыков самоконтроля. Особенность программы – сочетание тренинговых и коррекционых приемов работы, с использованием психологических методик с элементами сказкотерапии, психодрамы и телесноориентированного подхода.
-
Урок-диалог культур и рефлексии по теме: "Что движет солнце и светило…" 2003
Урок - диалог культур и рефлексии для изучения учащимися 10-го класса. Данная тема чрезвычайна важна и актуальна для раннего юношеского возраста. Она затрагивает проблемы уникальности человеческого чувства любви, а также необходимости бережного отношения к чужим чувствам.
-
Конспект родительского собрания по теме: "Подростковый суицид" 2003
Данный материал предназначен для классных руководителей, социальных педагогов, психологов школ и родителей. В настоящий момент в литературе встречаются публикации на эту тему, но чаще всего освещается с медико-психиатрической позиции. Предложенная тема данной работы взята из моей книги "Аннотированный каталог классных часов и родительских собраний", в которой обобщен опыт психологической работы в школе и доступен широкому кругу специалистов.
-
О добре и доброте. Добрый ли ты? 2003
Разговорс учащимися о добре и доброте. Самоанализ учеников: "Какой я?"
-
Управление процессом адаптации учащихся через развитие общеучебных умений и навыков 2003
Если задать учителю вопрос: "Чему Вы хотите научить своих учеников?", то часто можно услышать ответ, что хотят научить не только специальным умениям и навыкам, но и научить быть готовыми к обучению в основном звене, то есть общеучебным умениям и навыкам. Переступая порог школы каждый ученик проходит через адаптационный период.
-
Влияние эмоционального благополучия на интеллектуальный уровень развития личности ребенка младшего школьного возраста 2003
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности , входят во многие психические сложные состояния человека. Эмоции регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального напряжения. Если учитывать и знать уровень эмоционального развития ребенка, то это позволит создать оптимальные условия для эффективного обучения.
-
Как воспитать Созидателя 2003
Групповая форма работы, направленная на гармонизацию души. Психологический час построен на примере сценариев развивающих занятий.
-
День рождения ослика Иа (обобщающий урок по различным аспектам логического мышления). Конспект коррекционного занятия для учащихся 1-го класса (КРО) 2003
Конспект коррекционного занятия для учащихся 1-го класса (КРО). Длительность занятия - 20-25 минут.
-
Практическая работа педагога-психолога в начальной школе 2003
В статье отражены основные направления работы педагога-психолога в организации специальных психотренинговых занятий с учащимися младшего школьного возраста в условиях гимназии. Новые интересные находки практического психолога.
-
Детско-родительские собрания "Семья и школа XXI века" 2003
Данные детско-родительские собрания организуются в форме деловой игры, само построение которой представляет собой модель разрешения конфликтной ситуации. В процессе личностного, неформального, эмоционально-положительного общения учащиеся, их родители и учителя вместе обсуждают и решают проблемы межличностного взаимодействия, выходя на новый уровень понимания друг друга.
-
Психологический КВН для старшеклассников: "Психология — это серьезно!" 2003
Предлагается сценарий психологического КВН для старшеклассников "Психология - это серьёзно?!"
-
Психологический семинар для учителей "Речевые и неречевые средства общения" 2003
Предлагаю разработку игрового семинара для педагогов по теме "Речевые и неречевые средства общения".
-
Дифференцированный подход в развитии познавательной сферы учащихся с учетом индивидуально-личностных особенностей 2003
Количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. Начиная со второго класса, создаются классы коррекционно-развивающего обучения. В этих классах три раза в неделю проводятся уроки развития познавательной сферы учащихся. На уроках развития познавательной сферы в первую очередь учитываются индивидуальные особенности ребенка.
-
Основы психологического менеджмента 2003
Тренинговые занятия с подростками. Цель: Помочь старшекласснику стать более социально-адаптированным через овладение элементарными приемами психологической саморегуляции и познание самого себя, человеческих отношений.