Ставя цель повышения качества знаний, развитие способностей ученика, стремясь к созданию заинтересованности учащихся в изучении своего предмета с одной стороны и практически отсутствии технических средств и приборов с другой (особенно в сельских малокомплектных школах) – главным “орудием” было и остается слово.
Можно утверждать: без искусства общения учитель не сможет успешно работать в школе, даже если он прекрасно владеет методикой преподавания своего предмета. Умение организовать общение с учениками и на уроке, и вне его совершенно необходимо для реализации методических замыслов и учебных планов. Искусство общения – существенный и непременный элемент профессионализма учителя.
Что такое общение вообще? И другой вопрос – умеете ли вы общаться?
Уверен, что все скажут: "Да, конечно". Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие общение много обширнее, чем наше обычное: "Привет!" – "Пока".
Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди уже начиная с XVI–XVII веков, общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол "бешеный век, нам и присесть некогда не то, что поговорить". И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком уровне.
Итак, процесс общения, коммуникации. Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, сообщение характеризуется каким-то содержанием, какой-то формой и каким-то смыслом. Это – не одно и то же. Допустим, что учитель сообщает тему урока или преподносит материал, делая это безучастно, с отчужденным выражением лица. По форме здесь все методически грамотно и по этикету корректно. Содержание – "передача информации" – ясно и вполне может быть, в общем, оценено положительно. Но смысл: это не нужно мне, а значит, вряд ли нужно вам.
В качестве важного компонента общения выступают мотивы участников общения, т.е. их цели и намерения. Учитель, допустим, хочет сообщить нечто ученикам, чтобы они это нечто усвоили. Часто бывает, что кое-кто из школьников не хочет в это же время усваивать это нечто. Общение в таких случаях либо затрудняется, либо приходит к нулевому результату. Наконец, всем хорошо известно, что человек может говорить одно, а думать другое, т.е. лжет или просто о чем-то умалчивает из каких-то (не обязательно плохих) побуждений.
Следовательно, если мы хотим, чтобы нас поняли правильно, надо, чтобы и форма, и содержание, гармонично сливались бы друг с другом, не внося элементов диссоциации. И каналы связи при этом должны быть свободны от "шума" (так специалисты называют любые, не только звуковые, помехи). Разговаривая, не хорошо отворачиваться, заниматься посторонними делами (например, листать книгу), нельзя, одним словом, "зашумлять" канал связи. Естественно, что надо выбрать оптимальную громкость голоса – говорить достаточно громко, но не оглушать, оптимальную дистанцию общения (об этом даже есть специальные интересные исследования). Есть люди, которые не очень разговорчивы. Они могут слушать вас с вниманием, но в тоже самое время вы этого не увидите. Вам кажется, что Вас просто не хотят слушать, а на самом деле у вашего собеседника такая привычка и для него это норма общения. Часто при разговоре с такими людьми мы чувствуем себя неуютно, останавливаемся, делаем порой несправедливые замечания, т.к. нам кажется, что нас не совсем внимательно слушают или просто игнорируют. Этому часто способствует наша собственная установка перед разговором. Если нам кто-то сказал нечто, не делающее собеседнику чести, до разговора, то у нас появляется отчуждение, и при том не всегда правомерное. Установка – очень неприятная вещь. Она может помешать началу разговора или привести к конфликту в процессе общения. Надо знать, что такое установка, как она развивается в условиях общения, как ее можно изменить и как ею следует управлять. Если учитель задает вопрос, а сам в это время стирает что-то с доски, можете не сомневаться, что ваш вопрос не будет даже расслышан. вас обязательно переспросят. Нужно создать соответствующий настрой на урок, к восприятию вопросов, заданий относящихся к данной теме, "дать установку на восприятие". Все остальное оказывается за пределами поля внимания, а поэтому и не узнается, не понимается.
Одним словом, вступая в общение, начинайте с "ориентировки" в ситуации общения: всегда ответьте сами себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно говорить. Очень часто нам приходится сталкиваться с ситуацией, когда наша собственная негативная установка на класс или ученика мешает работе, процессу общения и учения.
Существует много книг, рассказывающих нам о правилах хорошего тона, о поведении в общественных местах, о том, как надо правильно сервировать стол, обращаться с вилкой и ножом, и т.д., как пригласить на танец и уступить место в трамвае. Но очень мало тех, которые учат публичному выступлению, мгновенной оценке сложившейся ситуации, педагогически верной реакции на поведение ученика. Оставаясь при этом деликатными и тактичными, оставаясь в любом случае человеком стремящимся помочь другому, не навязывая своего общества, оставаясь вежливым.
Даже одеваясь (и еще раньше – приобретая одежду), надо иметь в виду, что одежда, походка, манера стоять, сидеть и даже смеяться образуют своеобразную знаковую систему; так или иначе одетый человек о чем-то заявляет, что-то сообщает о себе другим. Например, свадебное платье, праздничный костюм – знаки предстоящего торжества; спортивный костюм, теннисная ракетка в руках "говорят", что человек – спортсмен; небрежная прическа и неопрятные джинсы – о том, что человек пренебрегает эстетическими чувствами других. Грязь под ногтями и запачканная одежда вовсе не сигнализирует о принадлежности человека к рабочему классу. Они просто признаки неряхи, которому недоступны ни правила личной гигиены, ни понятия об эстетике внешнего вида.
"По одежде встречают, по уму провожают", гласит русская народная мудрость. Иными словами, в общении важны и внешний вид, и сказанные Вами слова. Этикет, как мы уже говорили, регулируют общение, взаимодействие людей. Надо серьезно, с умом относится к этикету, к умению общаться. Правило довольно просто: то, что может быть неприятно Вам, неприятно окружающим.
Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться?
Надо, в первую очередь:
- уважать собеседника,
- слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться,
- не "зашумлять" каналы связи.
Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации.
Все это если не универсальные способы общения, то, по крайней мере, помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.
Надо еще не забыть, что писал наш великий соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов 230 лет назад:
"...Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и некоторого определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы, не хуже ли были мы диких зверей..."
Любое общение, а тем более принимающее форму сотрудничества, требует внимания к личности ученика, изучения его кругозора, характера, интересов, способностей, нравственных устоев и учета этих сведений разговоре с ним. Важно всегда выслушивать ученика, анализировать мотивы его поступков и принимать адекватные им решения – как поощрительные, так и наказывающие. Тогда будет соблюден самый ценный, с точки зрения ребят, принцип – справедливость действий учителя. Именно этот принцип – одна из главных основ хорошего отношения между педагогом и учащимися.
А еще – доброжелательность. Ребята должны чувствовать, что учитель старается не “подловить” их, “уличить” в незнании изучаемого, а помочь понять, запомнить, усвоить учебный материал. Этому могут способствовать как применяемые в учебном процессе методы и приемы обучения (активизирующие, воодушевляющие ученика), так и стиль поведения педагога: свободный, но достаточно строгий, не исключающий, однако, улыбку, юмор, игру. Также, огромное значение в общении между людьми имеет мимика собеседников. Не приходилось ли Вам самим общаться с кем-нибудь c помощью взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если вы понимали друг друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы.
Ко всему выше указанному нужно еще не только говорить с собеседником (жестикулировать, произносить слова, писать начальные буквы слов), но и понимать его жесты, взгляды. Если у Вас и это получилось, то вам осталась самая малость: чтобы собеседник понимал вас. Казалось бы, если отвечает – значит понимает. При всей простоте это не всегда так.
Нельзя оставлять без внимания и общение школьников между собой. Как правило, оно служит для наблюдательного учителя источником важных сведений о личности того или иного ученика, его воспитанности, умении ладить с окружающими. Вместе с тем оно дает повод для коррекции (поощрения или порицания) возникающих взаимоотношений с целью выработки у учащихся навыков цивилизованного общения, умения согласовывать свои действия с интересами других людей, с уважением относиться к чужому мнению.
Педагогически правильное общение вызывает всплеск эмоций. Какую же роль играют эмоции в учебе?
Описывая эмоции, можно расположить их по определенным координатным осям в соответствии с их свойствами. Например, в зависимости от их положительной или отрицательной окраски эмоции можно группировать попарно: любовь и ненависть, симпатия и отвращение, чувство безопасности и страх, подъем и безнадежность и т.д. Первые естественно желанны для субъекта, он к ним стремиться, в то время как вторых он старается избегать. Это сразу указывает на мотивационную роль, которую играет каждое из наших чувств.
Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоция возникает из-за неожиданности события, к которому мы не успели подготовиться – не могли собрать всю информацию, необходимую для адекватной реакции. Высказывание, действие учителя, неожиданное для ученика, неожиданный резкий звук, непредвиденное начало урока, интересная вставка рассказ ... Все это случаи, способные вызвать активацию организма и мобилизовать все способности для быстрого приема дальнейшей информации, что позволит реагировать наилучшим образом.
Итак, эмоция не возникает, если мы встречаем данную ситуацию с достаточным запасом нужных сведений. Когда повторяется уже знакомый нам резкий звук, когда мы заранее знаем, чем будем заниматься на данном и дальнейших уроках, когда обучение стало обычным делом, организму уже не зачем приходить в состояние активации (данная ситуация, наоборот нужна при проведении самостоятельных и контрольных работ).
Боязнь получения плохой отметки приводит к отрицательным результатом, это и установка и эмоциональная деятельность одновременно. Боязнь будет существовать до тех пор, пока число рациональных сигналов (уверенность в отсутствии опасности, доброжелательная деятельность учителя и т.д.) не достигнет и не превзойдет количество необходимых сигналов (индивидуально для каждого школьника).
Итак, отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации и особенно при недостаточной информации; что касается положительных эмоций, то они возникают при получении достаточной информации, особенно тогда, когда она оказалась лучше ожидаемой.
Когда субъект не обладает достаточной информацией для объективного понимания события, у него более вероятна отрицательная эмоция. Это событие можно сравнить с реакцией ребенка, впервые идущего в детский сад, в зубоврачебный кабинет или в кабинет врача-терапевта: его поведение – будет ли он кричать, лишь немного бояться или перенесет все спокойно – очень часто зависит от количества и характера информации, которую он получил раньше и конечно от той которую получит при первой встрече.
Но, с другой стороны нужно противопоставить "притуплению чувств" из-за перегрузки "объективными" сообщениями в обычных информационных передачах. Известно также, что эмоции длятся очень недолго.
В науке, как и в искусстве, существует понятие красоты: истинное знание обладает эстетической ценностью. Еще древние ученые пришли выводу, что некрасивое уравнение неверно. Согласно психологическим исследованиям творческая деятельность человека связана с эмоциями: повышая эмоциональность восприятия, можно стимулировать творческую активность личности. Многие видные ученые и деятели искусства совмещали свои занятия и наукой, и искусством, считали искусство “необходимой для самой научной деятельности гимнастикой ума”. Поэтому использование на уроках литературных фрагментов, музыки, копий произведений искусства просто необходимо.
Некоторые литературные тексты могут служить в качестве условий для различных физических задач: качественных, количественных, оценочных, графических, экспериментальных. Часто литературный фрагмент содержит описание не одного, а нескольких физических явлений.
ПРИМЕР 1. Отрывок из повести А.П. Чехова “Степь”
Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но до дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и… опять нырнул… опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх.
ВОПРОСЫ:
- Как называется линия – траектория полета Егорушки в воздухе? Напишите ее уравнение.
- О какой силе идет речь в этом отрывке?
- Почему Егорушка вторично погрузился в воду?
Большое значение для развития мышления учащихся имеют задачи, в которых требуется оценить значение той или иной физической величины. Их тоже можно составить на основе литературного текста. Для решения задачи надо понять, какое происходит физическое явление, задать (или выбрать) необходимые величины и их числовые значения и получить числовой ответ, соответствующий реальности.
Что же касается дидактических целей использования фрагментов из литературных произведений, то они могут быть разными: формулировка темы и задачи урока, “оживление” объяснения нового материала, повторение и закрепление знаний с привлечением новых сведений, проверка усвоения учебного материала и др.
ПРИМЕР 2. Фрагмент из поэмы Н.А. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
“Взял бы я вас – да потопите лодку!”
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…
Дается задание: Оцените, при каком минимальном объеме бревна зайцы могли на нем плыть. Значение необходимых величин задайте сами.
Чтобы развивать творческие способности учеников, необходимы задания, которые стимулируют их исследовательский поиск и одновременно знакомят с приемами творческой деятельности, развивают образное мышление.
ПРИМЕР 3.
Представьте себя каким-либо физическим объектом – молекулой, атомом, электроном, броуновской частицей – и напишите небольшой рассказ о своем состоянии, окружении и о том, что происходит с вами, что вы наблюдаете.
Современный человек в своих поступках, в овладении знаниями руководствуется, прежде всего, разумом. Однако это не совершается без эмоций. Очевидно, что эмоции бывают разными: положительными и отрицательными. Один из главных факторов, способствующих высокой эффективности воспитания и обучения, – положительные эмоциональные переживания. Большинство учащихся не может успешно заниматься в условиях недоброжелательной критики, угрозы, осуждения или, что еще страшнее осмеяния; учебный процесс этим блокируется. Ученики стремятся избежать наказаний и поэтому занимают “оборону”, применяют защитные действия, которые весьма далеки от учебно-познавательной, а тем более творческой деятельности. В итоге вместо удовольствия, удовлетворения от полученных новых знаний, радостных переживаний, открытий школьник испытывает подавленность, утомление и скуку.
К таким же результатам приводит автоматическое повторение изученного: оно не способствует мыслительной деятельности. Для успешного повторения необходим положительный “эмоциональный сдвиг”, положительное переживание. Важно все, но больше всего сказывается на учебе положительный настрой класса. Поистине, как считал классик “радоваться в одиночку грустно”. Трудно учиться в классе, где нет активного, радостного отношения к овладению знаниями со стороны товарищей. Это обстоятельство осложняет работу педагога: пробудить положительные эмоции одного ученика нетрудно, классного коллектива – много сложнее; но тем почетнее задача.
Решая эту задачу, понимаешь, что многое связано с личностью педагога: его отношением к ситуации, уверенности в себе, доброжелательности, приветливости, поэтому, прежде всего, нужно предъявлять высокие требования к себе. Верить в то, что педагогический труд не пропадет даром, что посеянное прорастет хорошими всходами.
Любое социально значимое действие предполагает ожидание определенной реакции окружающих, прежде всего авторитетных старших. Школьники непроизвольно, сами, не зная этого, внимают и приспосабливаются к учителю, стремятся оправдать его ожидания. Если преподаватель считает ученика способным, искренне верит в его возможности учиться лучше, добиться значительных успехов в учебе – это для него мощный “допинг”, нередко помогающий даже обогнать более одаренных товарищей, стать одним из лучших в коллективе. Т.е. учителю нужно как можно чаще давать положительные, притом мотивированные оценки учебно-познавательным действиям своих учеников.
Педагогический оптимизм требует от учителя яркого, интересного проведения занятий. Методика при этом используется различная: объясняя новый материал, опираться на свои глубокие знания истории, привлекать поэтические строки, музыку, живопись, привлечение современных информационно – коммуникационных технологий.
ПРИМЕР 4.
Проводя интересные опыты по разложению белого цвета на составляющие, попутно знакомить с мало известными фрагментами исследований И.В.Гете, где он утверждает, что желтый цвет радует глаз, улучшает работу сердца, бодрит дух, создает ощущение тепла; синий – представляет все в печальном виде и т.д. После таких необычных “вставок” ребята с интересом читают рекомендуемую педагогом научно – популярную литературу, ибо художественные образы сформировали положительные эмоции, “доброе” отношение к учебному материалу.
К сожалению, мы часто забываем такую истину: мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности и поэтому непрочны. Мощным “детонатором”, который помогает им проникнуть внутрь и там “взорваться”, превратившись затем в убеждения, является интерес. Поэтому так важно искать средства, которые бы увлекли ученика предстоящей учебной работой. Вначале можно посоветовать подумать о чем-нибудь приятном, затем об удовольствии, которое получит ученик и все его окружающие, если ему удастся ярко изложить учебный материал, какую радость от отличной оценки, полученной за ответ на уроке, ты доставишь родителям.… Наконец, полезно просто улыбнуться, как делают это, когда предстоит что-то веселое, увлекательное. Так созданная положительная установка поможет выполнить работу более старательно и тщательно; а скрупулезность исполнения – одно из главных условий пробуждения интереса.
ПРИМЕР 5. “Ноев ковчег” (рассказ – вставка для урока)
История мореплавания богата названиями кораблей, но самое, пожалуй, знаменитое судно – Ноев ковчег, на котором был спасен от наводнения мир Земли. Из Библии следует, что Ной получил от Бога указание сделать себе из дерева ковчег длиной 300 локтей, шириной 50 локтей и высотой 30 локтей, устроив в нем “нижнее, второе и третье жилье”. Так как локоть равен примерно 0,5 м, размеры Ноева ковчега получаются достаточно внушительными.
Определить грузоподъемность (водоизмещение) данного судна сложно, однако оценить ее можно путем сравнения; например с атомными ледоколами, хотя они изготовлены из стали толщиной около 5 см., водоизмещение их около 16 000 т.
В связи с этим возникает интересный вопрос: мог ли Ной на таком судне спасти всех тварей, да еще, как сказано в Библии, “по паре”. Чтобы ответить на этот вопрос, учтем, что в настоящее время на Земле известно ок. 1 млн. видов насекомых, ок. 2 000 видов земноводных, ок. 6000 видов пресмыкающихся, ок. 3500 видов млекопитающих, ок. 8600 видов птиц и ок. 60 000 видов паукообразных, червей и т.п. Оценим среднюю массу существ каждой из этих групп (с сознательным завышением): т1 = 2 г, т2 = 20 г, т3 = 1 кг, т4 = 20 кг, т5 = 1 кг, т6 = 2 г. Их общая удвоенная масса равна 200тонн. Поскольку ковчег находился в плавании год, массу необходимой организмам пищи рассчитывает как Мп = 10 М = 2 000 тонн. Массу самого Ноя и всей его семьи, а также продуктов питания для них оценим в 20 тонн. Тогда общая масса всех и всего находящего на ковчеге будет равна Мобщ = 2200 тонн. (Во время потопа шел дождь, так что пресной водой обитатели ковчега были обеспечены).
Сравните примерные значения водоизмещения судна и массы его груза, вывод: подобное плавание возможно.
Может быть что повествование о Ноевом ковчеге – всего лишь красивая легенда, но она напоминает нам о том, что угроза жизни на Земле существует и сейчас, причем не меньшая, чем в давние времена: ведь к стихийным бедствиям прибавились экологические, порожденные хозяйствующей деятельностью человека.
Упорная зубрежка и учеба, стимулированная страхом получить неудовлетворительную оценку, не дают глубоких знаний. Знаменитое суворовское изречение “тяжело в учении легко в бою” к учебному процессу в школе не подходит. Хроническая неуспеваемость по предмету – результат массированных отрицательных эмоциональных воздействий; последние порождают не только отвращение к учебе, но не редко жестокость, агрессивность по отношению к преподавателю. Необходимо наслаивать новое на хорошо известное старое, в уже знакомом предмете обнаруживать новые стороны, показывать его в неожиданном ракурсе, словом не повторяться, а возвращаться к старому, преподнося его вариативно, все время по-новому, разнообразно. Но чтобы заинтересовать других, преподаватель должен сам интересоваться своим предметом и любить его, владеть методикой, быть открытым для людей, доброжелательным. Только тогда полюбят предмет ученики. А вызвав внимание занимающихся, затем следует поддерживать его, отыскивая удачные сравнения, аналогии, противопоставления, проводя оригинальные опыты и фронтальные лабораторные исследования, используя яркие наглядные пособия, разнообразные методы и приемы обучения, в том числе и игры, соревнования, диспуты, словом все, что возбуждает эмоции, положительные и сильные.
Один из способов создания положительных эмоций на уроке – юмор.
Второй прием – возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и школьниками. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации ведет к угасанию ориентировочного рефлекса (рефлекс – это реакция организма на раздражение рецепторов). Этим стимулируется мысль ученика, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения.
Третий прием – “возбуждение умственного аппетита” к самостоятельной работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех задачи, как обычно кто-то даже не решает вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими задачами, предлагаются “очень трудные”, таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех.
Четвертый прием – совместное с учителем эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи, переживают неудачи, радуются успехам.
Мимика и жесты – одни из наиболее достоверных показателей характера человеческого поведения. Смех называют самой верной “пробой души”, свидетельствующей о ней более верно, чем речь и слезы. Наблюдая за жестикуляцией, мимикой, пантомимикой школьника, опытный педагог может многое заметить и понять в его поведении и, значит, в характере. Выразительные движения могут уточнить, дополнить, пояснить речевые сообщения; с их помощью можно усилить или ослабить сказанное, выразить свое отношение к предмету разговора; они помогают наладить обратную связь. Поэтому для поддержки учеников просто необходимо подбадривать их взглядом, движением руки и, конечно, улыбкой. “Учитесь не смотреть, а видеть” – эти слова Шекспира могут стать девизом совершенствования педагога, которой хочет стать мастером своего дела. (Ученик знает материал и хочет хорошо ответить, это “написано” на его лице, но он флегматик, у него замедленная реакция, и его не следует торопить; девушка на уроке не слушает объяснение, создает лишь видимость работы – учитель ставит ее в пример двум ученикам, несколько раз отвлекавших его вопросами, но их-то как раз и следовало похвалить: ведь они слушали его увлеченно, и это можно было заметить по их лицам. Плохое настроение, раздражение недопустимы в стенах школы. А.С. Макаренко иногда увольнял воспитателей с формулировкой: “Постоянно разводит в колонии грусть”).
Проблема эмоциональности обучения становиться особенно актуальной в условиях компьютеризации. Эмоции – важнейшая характеристика человеческой личности. Они играют роль регуляторов человеческого поведения, выражают сущность человеческих чувств и переживаний, определяют нравственные качества человека, его отношение к действительности и, в конечном счете, его мировоззрение. И очень важно формирование у учащегося эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу в процессе обучения.