Пояснительная записка
Из опыта работы в ДОУ к сожалению хочется отметить, что современные дети стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться как друг с другом как в саду, так и в семье.
А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка. И хотя, приоритетным все же остается интеллектуальное развитие, все педагоги ДОУ на сегодняшний день убеждены, что не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Специальная проведенная работа показала, что родители практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало достается теплых слов. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.
В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются.
Знакомство детей с эмоциональными состояниями мы начали с приятных эмоций – радости, любви.
В последующих занятиях перешли к более трудным эмоциональным состояниям – злости, гневу, зависти, страху.
В результате проведенной работы у ребенка выпускника детского сада:
- чувства приобретают значительно большую глубину и устойчивость;
- появляется постоянная дружба со сверстниками;
- развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
- ребенок усваивает “язык” чувств для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;
- активно формируются социальные чувства;
- эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;
- изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);
- преобладание положительных эмоций.
Примерный план коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с основными эмоциями и коррекции и развитию у детей умения пережить и почувствовать то или иное эмоциональное состояние, развитию эмпатии.
№ п/п |
Тема занятия | Цель | Задачи | Кол-во занятий по теме |
1. | “Радость” | Освоить язык чувств. Формирование у детей знаний об эмоциональном мире и способах управления им. Обучить детей различным способам передачи заданного эмоционального состояния. |
1. Ознакомить с заданным
эмоциональным состоянием. 2. Обучить словесной передаче своего эмоционального состояния. 3. Знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку. 4. Обучить детей через мимику и пантомимику выражению заданного эмоционального состояния.. 5.Развивать эмоциональную произвольность. 6. Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и пр.) |
1 занятие |
2. | “Любовь” | 1 занятие | ||
3. | “Удивление” | 1 занятие | ||
4. | “Обида” | 1 занятие | ||
5. | “Зависть” | 1 занятия | ||
6. | “Страх” | 2 занятия | ||
7. | “Злость” | 1 занятие | ||
8. | “Гнев” | 2 занятия | ||
9. | “Вина”, “стыд” | 2 занятия | ||
2 занятия | ||||
10. | “Спокойствие”, “интерес” | |||
В качестве основных методов и приемов на занятии используются:
- психогимнастика;
- сюжетно-ролевые и др. игры;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- росмотр и анализ фрагментов мультфильмов;
- дискуссии;
- коллективные работы;
- обыгрывание эмоционального состояния;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение детей выходам из них;
- выражение своего эмоционального состояния через рисование, танцы, театрализованные сценки и пр.
Конспект занятия по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы.
Тема: “Радость; хорошее настроение”.
Цели:
- воспитание у детей миролюбия и доброжелательного поведения,
- коррекция эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия “Радость”;
- формирование у детей доброжелательного поведения;
- развивать эмоциональную произвольность, мимику, жесты, присущие эмоции “Радость”;
- учить конструктивным способам управления собственным поведением, снимать напряжение.
Материалы: флажки разноцветные; шары с изображением веселого лица; яркие, смешные украшения, обручи на голову, банты, заколки; два листа ватмана с изображением контура человечка без лица; фломастеры; карандаши цв.; карточки с рис. “эмоции”;
Звуковое оформление: В.Шаинский “Улыбка”; запись смеха.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительное слово:
Учитель. Настал день. Я улыбнусь Вам, и вы
улыбнитесь друг другу и подумаете: “Как хорошо,
что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры,
приветливы и ласковы.”Вдохните глубоко и со
вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу,
беспокойство. Выдохните из себя свежесть и
красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Я
желаю Вам хорошего настроения и бережного от
ношения друг к другу на целый день.
Сегодня наше занятие будет веселое, радостное, мы
будем шутить и смеяться. И тема нашего
сегодняшнего занятия будет : “Радость”.
Диагностика настроения детей.
С помощью разноцветных флажков (светлые тона – радостное, доброе, веселое настроение, темные тона – мрачное, сердитое, угрюмое, плохое настроение) дети выбирают цвет, соответствующий их настроению.
Игра “Приветствие”.
Во время игры дети здороваются друг с другом различными способами (носиками, локоточками, пяточками и др.) под быструю, веселую музыку.
Беседа с детьми о радости.
Дети прослушивают музыкальный отрывок веселого произведения, после чего отвечают на вопросы психолога и самостоятельно рассуждают о том, что такое “радость”.
– Какого характера музыка сейчас звучит?
– О чем вы думаете, когда слушаете эту музыку?
– Что чувствуете?
– Что хочется делать под такую музыку?
– Как вы думаете что же такое “радость”?
Тренинговая игра : “Угадай и покажи настроение”.
Дети двигаются под музыку по кругу вокруг выложенных на полу мимических картинок, с окончанием музыки каждый ребенок берет ту карточку, возле которой он остановился. Рассматривает картинку, определяет вид эмоции, изображенный на ней и показывает ее.(Игра проводится 2-3 раза).
Игра “Переодевалки”.
Детям предлагается игра как способ улучшения настроения: дети наряжают друг друга с помощью смешных украшений (бантов, париков, заколок и пр. атрибутов) и разглядывают себя в зеркале.
Игра “Художники”.
На изображенном во весь лист ватмана контуре человечка дети коллективно изображают веселое, радостное настроение, используя краски, цветные карандаши, фломастеры.
Релаксационное упражнение “Веселый торт”.
Дети с помощью психогимнастики проговаривают и показывают сюжет стихотворения:
Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то,
И не знаешь как же быть,
Чтоб его развеселить,
Ты возьми стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Их веселкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй все в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек –
Непременно захохочет!
Дети “угощают” испеченным тортом гостей.
Повторная диагностика настроений детей.
Под веселую музыку В. Шаинского “Улыбка” психолог дарит детям воздушные шары с изображением веселых рожиц.