Программа развития и коррекции эмоционального мира детей дошкольного возраста "Азбука настроений"

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Из опыта работы в ДОУ к сожалению хочется отметить, что современные дети стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться как друг с другом как в саду, так и в семье.

А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка. И хотя, приоритетным все же остается интеллектуальное развитие, все педагоги ДОУ на сегодняшний день убеждены, что не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Специальная проведенная работа показала, что родители практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало достается теплых слов. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

 В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются.

Знакомство детей с эмоциональными состояниями мы начали с приятных эмоций – радости, любви.

В последующих занятиях перешли к более трудным эмоциональным состояниям – злости, гневу, зависти, страху.

В результате проведенной работы у ребенка выпускника детского сада:

  • чувства приобретают значительно большую глубину и устойчивость;
  • появляется постоянная дружба со сверстниками;
  • развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
  • ребенок усваивает “язык” чувств для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;
  • активно формируются социальные чувства;
  • эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;
  • изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);
  • преобладание положительных эмоций.

 Примерный план коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с основными эмоциями и коррекции и развитию у детей умения пережить и почувствовать то или иное эмоциональное состояние, развитию эмпатии.

п/п

Тема занятия Цель Задачи Кол-во занятий по теме
1. “Радость” Освоить язык чувств.

Формирование у детей знаний об эмоциональном мире и способах управления им.

Обучить детей различным способам передачи заданного эмоционального состояния.

1. Ознакомить с заданным эмоциональным состоянием.

2. Обучить словесной передаче своего эмоционального состояния.

3. Знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.

4. Обучить детей через мимику и пантомимику выражению заданного эмоционального состояния..

5.Развивать эмоциональную произвольность.

6. Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и пр.)

1 занятие
2. “Любовь” 1 занятие
3. “Удивление” 1 занятие
4. “Обида” 1 занятие
5. “Зависть” 1 занятия
6. “Страх” 2 занятия
7. “Злость” 1 занятие
8. “Гнев” 2 занятия
9. “Вина”, “стыд” 2 занятия
2 занятия
10. “Спокойствие”, “интерес”
 

В качестве основных методов и приемов на занятии используются:

  • психогимнастика;
  • сюжетно-ролевые и др. игры;
  • чтение и обсуждение художественных произведений;
  • росмотр и анализ фрагментов мультфильмов;
  • дискуссии;
  • коллективные работы;
  • обыгрывание эмоционального состояния;
  • обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение детей выходам из них;
  • выражение своего эмоционального состояния через рисование, танцы, театрализованные сценки и пр.

Конспект занятия по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы.

Тема: “Радость; хорошее настроение”.

Цели:

  • воспитание у детей миролюбия и доброжелательного поведения,
  • коррекция эмоционально-волевой сферы.

Задачи:

  • раскрыть сущность понятия “Радость”;
  • формирование у детей доброжелательного поведения;
  • развивать эмоциональную произвольность, мимику, жесты, присущие эмоции “Радость”;
  • учить конструктивным способам управления собственным поведением, снимать напряжение.

Материалы: флажки разноцветные; шары с изображением веселого лица; яркие, смешные украшения, обручи на голову, банты, заколки; два листа ватмана с изображением контура человечка без лица; фломастеры; карандаши цв.; карточки с рис. “эмоции”;

Звуковое оформление: В.Шаинский “Улыбка”; запись смеха.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительное слово:

Учитель. Настал день. Я улыбнусь Вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумаете: “Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.”Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Я желаю Вам хорошего настроения и бережного от ношения друг к другу на целый день.
Сегодня наше занятие будет веселое, радостное, мы будем шутить и смеяться. И тема нашего сегодняшнего занятия будет : “Радость”.

Диагностика настроения детей.

С помощью разноцветных флажков (светлые тона – радостное, доброе, веселое настроение, темные тона – мрачное, сердитое, угрюмое, плохое настроение) дети выбирают цвет, соответствующий их настроению.

Игра “Приветствие”.

Во время игры дети здороваются друг с другом различными способами (носиками, локоточками, пяточками и др.) под быструю, веселую музыку.

Беседа с детьми о радости.

Дети прослушивают музыкальный отрывок веселого произведения, после чего отвечают на вопросы психолога и самостоятельно рассуждают о том, что такое “радость”.

– Какого характера музыка сейчас звучит?
– О чем вы думаете, когда слушаете эту музыку?
– Что чувствуете?
– Что хочется делать под такую музыку?
– Как вы думаете что же такое “радость”?

Тренинговая игра : “Угадай и покажи настроение”.

Дети двигаются под музыку по кругу вокруг выложенных на полу мимических картинок, с окончанием музыки каждый ребенок берет ту карточку, возле которой он остановился. Рассматривает картинку, определяет вид эмоции, изображенный на ней и показывает ее.(Игра проводится 2-3 раза).

Игра “Переодевалки”.

Детям предлагается игра как способ улучшения настроения: дети наряжают друг друга с помощью смешных украшений (бантов, париков, заколок и пр. атрибутов) и разглядывают себя в зеркале.

Игра “Художники”.

На изображенном во весь лист ватмана контуре человечка дети коллективно изображают веселое, радостное настроение, используя краски, цветные карандаши, фломастеры.

Релаксационное упражнение “Веселый торт”.

Дети с помощью психогимнастики проговаривают и показывают сюжет стихотворения:

Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то,
И не знаешь как же быть,
Чтоб его развеселить,
Ты возьми стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Их веселкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй все в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек –
Непременно захохочет!

Дети “угощают” испеченным тортом гостей.

Повторная диагностика настроений детей.

Под веселую музыку В. Шаинского “Улыбка” психолог дарит детям воздушные шары с изображением веселых рожиц.