Прежде всего определимся, что же такое “профильное обучение”?
"Профильное обучение" – одна из форм дифференциации обучения.
Дифференциация обучения – такая форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их интересы, склонности, способности, достигнутые успехи, проектируемая профессия, на основе сохранения базового уровня общеобразовательной подготовки всех учащихся.
Профильное обучение – внешняя, селективная форма дифференциации обучения, основанная на разделении учащихся старших классов по нескольким профилям, коррелируемых с предметными образовательными областями с учетом структуры рынка труда и занятости.
На выбор профиля обучения влияют не только интересы, способности школьников и достигнутые ими успехи, но и ожидания родителей, социальные изменения, происходящие в обществе, особенности региона.
Цели дифференциации образования
А. В социальном отношении цель дифференциации образования – – целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, стремление к наиболее полному использованию возможностей каждого члена общества.
Б. С психологической точки зрения цель дифференциации образования – создание благоприятных условий для перехода на субъект-субъектные отношения в системе "ученик-учитель", когда каждый участник становится условием и средством развития другого. В основе этих отношений лежит совместная продуктивная деятельность учителя и учеников, обеспечивающая их саморазвитие.
В. С дидактической точки зрения цель дифференциации образования – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника путем реализации совокупности методов, форм и средств обучения, организуемых с учетом индивидуальных способностей учащихся с целью противодействия нивелирования личности. Иными словами, образование должно иметь гуманистическую, личностно-ориентированную направленность, вследствие чего знания, умения и навыки превращаются из главной цели обучения в средство развития познавательных и личностных качеств школьников.
Цели профильного обучения
В соответствии с Концепцией содержания и структуры общего среднего образования в последних двух классах общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Переход к профильному обучению преследует цели:
обеспечить
- удовлетворение интересов учащихся и создание условий для оптимального развития их способностей;
- повышение качества общего образования на основе более глубокой и специализированной общеобразовательной подготовки учащихся в нескольких образовательных областях;
- установлению равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностям, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
Вашему вниманию предлагается опыт работы педагога-психолога МОУ СОШ № 2 с. Хурба по данному направлению, который осуществлялся под руководством руководителя эксперимента – Смирновой Ю.В. и директора школы Серой Л.В.
В 2004/2005 учебного года 11-й класс обучается в режиме профиля.
Профиль – технологический. Класс был сформирован из двух коллективов со сложившимися отношениями и на начало года не являлся сплочённым коллективом, поэтому на первоначальном этапе перед классным руководителем была поставлена задача – формирование сплочённого коллектива. В настоящее время можно сказать, что данная задача успешно решается классным руководителем.
При планировании работы в профильном классе мы столкнулись с определёнными трудностями, поскольку методических рекомендаций по данному вопросу нет. Большое внимание в своей работе мы уделили мониторингу эмоционального состояния учащихся, интеллектуальному развитию, личностным особенностям и их влиянию на успешность в обучении.
На каждого ученика заведена индивидуальная папка, где собраны все материалы.
Все данные анализируются, и по ним составляется справка. Так, например, изучение эмоционального состояния учащихся на предметах профильного цикла показало, что:
1. Эмоциональное состояние на уроках профильного цикла.
1.1. Алгебра.
– положительное – 16 чел. – 94%;
из них:
– 5 чел. – проявляют большую чувствительность во взаимоотношениях с учителем, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим. стараются получать только хорошие оценки;
– 5 чел.– нравится на уроке, когда легко, всё получается, когда хвалят;
– тревога – 1 чел. – 4%.
1.2. Геометрия.
– положительное – 12 чел. – 71 %;
из них:
4 чел. – проявляют большую чувствительность во взаимоотношениях с учителем, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим, стараются получать только хорошие оценки;
– 2 чел. – нравится на уроке, когда легко, всё получается, когда хвалят;
– тревога – 2 чел. – 12%;
– равнодушное неприятие – 3 чел. – 17%.
1.3. Иностранный язык.
– положительное – 11 чел.– 65%;
из них:
– 3 чел. – 18% – проявляют большую чувствительность во взаимоотношениях с учителем, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим, стараются получать только хорошие оценки;
– 3 чел. – 18% – нравится на уроке, когда легко, всё получается, когда хвалят;
– тревога – 3 чел. – 18%;
– равнодушное неприятие – 1чел.;
– отрицательное отношение – 2 чел.
1.4. Информатика.
– положительное – 17 – 100%;
из них:
– 2 чел. – проявляют большую чувствительность во взаимоотношениях с учителем, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим, стараются получать только хорошие оценки;
– 3 чел.– нравится на уроке, когда легко, всё получается, когда хвалят.
1.5. Информационные технологии.
– положительное – 16 – 96%;
из них:
2 чел – проявляют большую чувствительность во взаимоотношениях с учителем, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим, стараются получать только хорошие оценки;
– 3 чел. – нравится на уроке, когда легко, всё получается, когда хвалят;
– тревога – 1 чел. – 4%.
1.6. Физика.
– положительное – 16 чел. – 94%,
из них:
– 3 чел. – проявляют большую чувствительность во взаимоотношениях с учителем, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим, стараются получать только хорошие оценки;
– 7 чел. – нравится на уроке, когда легко, всё получается, когда хвалят;
– равнодушное неприятие – 1 чел.
2. По отношению к школе в целом
– положительное – 14 чел.;
из них:
– 4 чел. – стремятся к лидерству, стараются получать только хорошие оценки, быть лучшими, проявляют высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим, готовы заниматься общественной деятельностью, если она повышает их социальный статус;
– 1 чел. – не чувствует ответственности, не готова преодолевать учебные трудности, ходит в школу, чтобы общаться;
– 4 чел. – связывают со школой только хорошее;
– отрицательное – 1 чел. – скорей всего связано с демонстративным типом характера;
– равнодушное неприятие – 2 чел.
3. В ситуациях проверки знаний (перед контрольной работой)
– положительное – 10 чел.$
– равнодушное неприятие – 3 чел.$
– отрицательное – 2 чел.$
– тревога – 2 чел.
4. Отношение к одноклассникам
– положительное – 17 чел. – 100%.
6. Самооценка
– положительная – 10 чел.
из них:
– 5 чел. – мечтательные, имеют богатое воображение, склонны в фантазиях проигрывать различные жизненные ситуации. Любят составлять планы, но не всегда доводят их до реализации;
– 2 чел. имеют высокий уровень притязаний, озабочены собственным статусом и положением в классе, потребность в самоутверждении, испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других;
– 3 чел. активные, энергичные, деятельные (иногда слишком). Оптимистичны. шумны, веселы, часто несдержанны;
– тревога – 2 чел. – испытывают дискомфорт;
– отрицательная – 1 чел. – негативно настроен по отношению к себе и ко всему окружающему;
– инфантильная – 4 чел. – доминируют инфантильные установки.
7. Эмоциональный фон
– эмоциональное состояние в норме и преобладание положительных эмоций – 14 чел.;
– преобладание отрицательных эмоций – 3 чел.
8. Физиологическая энергия (соответствие нагрузок возможностям организма)
– хроническое переутомление 3 чел. – требуется существенное снижение нагрузок.
Нагрузки непосильны, возможно обострение хронических заболеваний, возможны частые простудные заболевания как следствие ослабления организма.
– Компенсируемое состояние усталости – 2 чел. – самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счёт периодического снижения активности. Необходима оптимизация режима труда и отдыха.
– Перевозбуждение – 2 чел. – результат работы на пределе возможностей, что может привести к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности.
– Оптимальная работоспособность – 10 чел. – характеризуются бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет полностью восстанавливать затраченную энергию.
Изучение школьной тревожности показало, что более чем у половины учащихся общая и школьная тревожность несколько повышена, что связано в основном с затруднениями при изучении того или иного предмета.
Изучение интеллектуального и эмоционального состояния школьника в учебно– воспитательном процессе показало, что
Уроки, наиболее предпочитаемые учащимися:
- профильные предметы: особого предпочтения нет.
- общеобразовательные предметы: биология, литература, химия.
Уроки наиболее не любимые учащимися:
- профильные предметы: геометрия
- общеобразовательные предметы: история России, всеобщая история, обществознание, география.
Самоощущение учащихся на уроках.
- профильные предметы: информатика, информационные технологии (хорошее самоощущение)
- общеобразовательные предметы: литература, биология, химия (хорошее самоощущение).
Эмоционально-интеллектуальное напряжение и тревожность не выявлены.
Ориентация на учебные и межличностные взаимодействия между учениками и учителями в учебном процессе в целом – положительное.
По отдельным предметам следующее:
Предмет | Положительное (количество человек и % от общего числа) | Негативное (количество человек и % от общего числа) |
Алгебра | 13–87% | 2–13% |
Геометрия | 10–67% | 5–33% |
Физика | 9–60% | 6–40% |
Информатика | 14–93% | 1–7% |
Информационные технологии | 14–93% | 1–7% |
Иностранный язык | 11–73% | 4–27% |
Русский язык | 14–93% | 1–7% |
Литература | 12–80% | 3–20% |
История России | 12–80% | 3–20% |
Всеобщая история | 11–73% | 4–27% |
Обществознание | 13–87% | 2–13% |
География | 13–87% | 2–13% |
Биология | 15–100% | |
Химия | 15–100% | |
Всего | 13–87% | 2–13% |
Кроме того, были изучены личностные особенности учащихся, их интересы, склонности, самооценка и т.д. Данные явились основой для индивидуальной работы. Были проведены консультации для педагогов, работающих в данном классе – 10, для классного руководителя – 3, для учащихся – 16.
Также были проведены родительские собрания:
- Девятиклассник.
- Выбираем профиль.
В дальнейшем планируется повторное исследование эмоционального и интеллектуального состояния учащихся в учебно-воспитательном процессе, проведение классных часов по подготовке к сдаче экзаменов (реализация программы “Путь к успеху”). Показателем эффективности всей работы в данном направлении считаем, будет выбор учащимися специальностей, которые были бы связаны с реализацией данного профиля. На сегодняшний момент можно сказать, что большая часть юношей планирует связать будущую профессию и информационными технологиями, изменятся ли планы в будущем, посмотрим.
В целом же хотелось бы сказать, что работа в данном направлении находится на стадии разработки и пока у нас больше вопросов, чем ответов, поскольку ещё не создан “профессиональный портфель” психолога, работающего с профилем.