Организация индивидуальной и групповой работы педагога-психолога с учащимися профильных классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Прежде всего определимся, что же такое “профильное обучение”?

"Профильное обучение" – одна из форм дифференциации обучения.

Дифференциация обучения – такая форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их интересы, склонности, способности, достигнутые успехи, проектируемая профессия, на основе сохранения базового уровня общеобразовательной подготовки всех учащихся.

Профильное обучение – внешняя, селективная форма дифференциации обучения, основанная на разделении учащихся старших классов по нескольким профилям, коррелируемых с предметными образовательными областями с учетом структуры рынка труда и занятости.

На выбор профиля обучения влияют не только интересы, способности школьников и достигнутые ими успехи, но и ожидания родителей, социальные изменения, происходящие в обществе, особенности региона.

Цели дифференциации образования

А. В социальном отношении цель дифференциации образования – – целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, стремление к наиболее полному использованию возможностей каждого члена общества.

Б. С психологической точки зрения цель дифференциации образования – создание благоприятных условий для перехода на субъект-субъектные отношения в системе "ученик-учитель", когда каждый участник становится условием и средством развития другого. В основе этих отношений лежит совместная продуктивная деятельность учителя и учеников, обеспечивающая их саморазвитие.

В. С дидактической точки зрения цель дифференциации образования – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника путем реализации совокупности методов, форм и средств обучения, организуемых с учетом индивидуальных способностей учащихся с целью противодействия нивелирования личности. Иными словами, образование должно иметь гуманистическую, личностно-ориентированную направленность, вследствие чего знания, умения и навыки превращаются из главной цели обучения в средство развития познавательных и личностных качеств школьников.

Цели профильного обучения

В соответствии с Концепцией содержания и структуры общего среднего образования в последних двух классах общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Переход к профильному обучению преследует цели:

обеспечить

  • удовлетворение интересов учащихся и создание условий для оптимального развития их способностей;
  • повышение качества общего образования на основе более глубокой и специализированной общеобразовательной подготовки учащихся в нескольких образовательных областях;
  • установлению равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностям, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Вашему вниманию предлагается опыт работы педагога-психолога МОУ СОШ № 2 с. Хурба по данному направлению, который осуществлялся под руководством руководителя эксперимента – Смирновой Ю.В. и директора школы Серой Л.В.

В 2004/2005 учебного года 11-й класс обучается в режиме профиля.

Профиль – технологический. Класс был сформирован из двух коллективов со сложившимися отношениями и на начало года не являлся сплочённым коллективом, поэтому на первоначальном этапе перед классным руководителем была поставлена задача – формирование сплочённого коллектива. В настоящее время можно сказать, что данная задача успешно решается классным руководителем.

При планировании работы в профильном классе мы столкнулись с определёнными трудностями, поскольку методических рекомендаций по данному вопросу нет. Большое внимание в своей работе мы уделили мониторингу эмоционального состояния учащихся, интеллектуальному развитию, личностным особенностям и их влиянию на успешность в обучении.

На каждого ученика заведена индивидуальная папка, где собраны все материалы.

Все данные анализируются, и по ним составляется справка. Так, например, изучение эмоционального состояния учащихся на предметах профильного цикла показало, что:

1. Эмоциональное состояние на уроках профильного цикла.

1.1. Алгебра.

положительное – 16 чел. – 94%;

из них:

– 5 чел. – проявляют большую чувствительность во взаимоотношениях с учителем, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим. стараются получать только хорошие оценки;

– 5 чел.– нравится на уроке, когда легко, всё получается, когда хвалят;

тревога – 1 чел. – 4%.

1.2. Геометрия.

положительное – 12 чел. – 71 %;

из них:

4 чел. – проявляют большую чувствительность во взаимоотношениях с учителем, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим, стараются получать только хорошие оценки;

– 2 чел. – нравится на уроке, когда легко, всё получается, когда хвалят;

тревога – 2 чел. – 12%;

равнодушное неприятие – 3 чел. – 17%.

1.3. Иностранный язык.

– положительное – 11 чел.– 65%;

из них:

– 3 чел. – 18% – проявляют большую чувствительность во взаимоотношениях с учителем, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим, стараются получать только хорошие оценки;

– 3 чел. – 18% – нравится на уроке, когда легко, всё получается, когда хвалят;

тревога – 3 чел. – 18%;

равнодушное неприятие – 1чел.;

отрицательное отношение – 2 чел.

1.4. Информатика.

положительное – 17 – 100%;

из них:

– 2 чел. – проявляют большую чувствительность во взаимоотношениях с учителем, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим, стараются получать только хорошие оценки;

– 3 чел.– нравится на уроке, когда легко, всё получается, когда хвалят.

1.5. Информационные технологии.

положительное – 16 – 96%;

из них:

2 чел – проявляют большую чувствительность во взаимоотношениях с учителем, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим, стараются получать только хорошие оценки;

– 3 чел. – нравится на уроке, когда легко, всё получается, когда хвалят;

тревога – 1 чел. – 4%.

1.6. Физика.

положительное – 16 чел. – 94%,

из них:

– 3 чел. – проявляют большую чувствительность во взаимоотношениях с учителем, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим, стараются получать только хорошие оценки;

– 7 чел. – нравится на уроке, когда легко, всё получается, когда хвалят;

равнодушное неприятие – 1 чел.

2. По отношению к школе в целом

положительное – 14 чел.;

из них:

– 4 чел. – стремятся к лидерству, стараются получать только хорошие оценки, быть лучшими, проявляют высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим, готовы заниматься общественной деятельностью, если она повышает их социальный статус;

– 1 чел. – не чувствует ответственности, не готова преодолевать учебные трудности, ходит в школу, чтобы общаться;

– 4 чел. – связывают со школой только хорошее;

отрицательное – 1 чел. – скорей всего связано с демонстративным типом характера;

равнодушное неприятие – 2 чел.

3. В ситуациях проверки знаний (перед контрольной работой)

положительное – 10 чел.$

равнодушное неприятие – 3 чел.$

отрицательное – 2 чел.$

тревога – 2 чел.

4. Отношение к одноклассникам

положительное – 17 чел. – 100%.

6. Самооценка

положительная – 10 чел.

из них:

– 5 чел. – мечтательные, имеют богатое воображение, склонны в фантазиях проигрывать различные жизненные ситуации. Любят составлять планы, но не всегда доводят их до реализации;

– 2 чел. имеют высокий уровень притязаний, озабочены собственным статусом и положением в классе, потребность в самоутверждении, испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других;

– 3 чел. активные, энергичные, деятельные (иногда слишком). Оптимистичны. шумны, веселы, часто несдержанны;

тревога – 2 чел. – испытывают дискомфорт;

отрицательная – 1 чел. – негативно настроен по отношению к себе и ко всему окружающему;

инфантильная – 4 чел. – доминируют инфантильные установки.

7. Эмоциональный фон

– эмоциональное состояние в норме и преобладание положительных эмоций – 14 чел.;

– преобладание отрицательных эмоций – 3 чел.

8. Физиологическая энергия (соответствие нагрузок возможностям организма)

хроническое переутомление 3 чел. – требуется существенное снижение нагрузок.

Нагрузки непосильны, возможно обострение хронических заболеваний, возможны частые простудные заболевания как следствие ослабления организма.

Компенсируемое состояние усталости – 2 чел. – самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счёт периодического снижения активности. Необходима оптимизация режима труда и отдыха.

Перевозбуждение – 2 чел. – результат работы на пределе возможностей, что может привести к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности.

Оптимальная работоспособность – 10 чел. – характеризуются бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет полностью восстанавливать затраченную энергию.

Изучение школьной тревожности показало, что более чем у половины учащихся общая и школьная тревожность несколько повышена, что связано в основном с затруднениями при изучении того или иного предмета.

Изучение интеллектуального и эмоционального состояния школьника в учебно– воспитательном процессе показало, что

Уроки, наиболее предпочитаемые учащимися:

  • профильные предметы: особого предпочтения нет.
  • общеобразовательные предметы: биология, литература, химия.

Уроки наиболее не любимые учащимися:

  • профильные предметы: геометрия
  • общеобразовательные предметы: история России, всеобщая история, обществознание, география.

Самоощущение учащихся на уроках.

  • профильные предметы: информатика, информационные технологии (хорошее самоощущение)
  • общеобразовательные предметы: литература, биология, химия (хорошее самоощущение).

Эмоционально-интеллектуальное напряжение и тревожность не выявлены.

Ориентация на учебные и межличностные взаимодействия между учениками и учителями в учебном процессе в целом – положительное.

По отдельным предметам следующее:

Предмет Положительное (количество человек и % от общего числа) Негативное (количество человек и % от общего числа)
Алгебра 13–87% 2–13%
Геометрия 10–67% 5–33%
Физика 9–60% 6–40%
Информатика 14–93% 1–7%
Информационные технологии 14–93% 1–7%
Иностранный язык 11–73% 4–27%
Русский язык 14–93% 1–7%
Литература 12–80% 3–20%
История России 12–80% 3–20%
Всеобщая история 11–73% 4–27%
Обществознание 13–87% 2–13%
География 13–87% 2–13%
Биология 15–100%  
Химия 15–100%  
Всего 13–87% 2–13%

Кроме того, были изучены личностные особенности учащихся, их интересы, склонности, самооценка и т.д. Данные явились основой для индивидуальной работы. Были проведены консультации для педагогов, работающих в данном классе – 10, для классного руководителя – 3, для учащихся – 16.

Также были проведены родительские собрания:

  • Девятиклассник.
  • Выбираем профиль.

В дальнейшем планируется повторное исследование эмоционального и интеллектуального состояния учащихся в учебно-воспитательном процессе, проведение классных часов по подготовке к сдаче экзаменов (реализация программы “Путь к успеху”). Показателем эффективности всей работы в данном направлении считаем, будет выбор учащимися специальностей, которые были бы связаны с реализацией данного профиля. На сегодняшний момент можно сказать, что большая часть юношей планирует связать будущую профессию и информационными технологиями, изменятся ли планы в будущем, посмотрим.

В целом же хотелось бы сказать, что работа в данном направлении находится на стадии разработки и пока у нас больше вопросов, чем ответов, поскольку ещё не создан “профессиональный портфель” психолога, работающего с профилем.