В нашей школе, с целью простороения верного пути работы, проводиться диагностика изучения успешности классного руководителя. Для этого существует кафедра педагогики и психологии (положение о кафедре есть). В ее состав входят освобожденные классные руководители. В состав диагностического портфеля входят методики:
- Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка).
- Классный руководитель глазами воспитанников.
- Классный руководитель глазами коллег (родителей).
Изучив и обработав данные, можно строить работу по улучшению деятельности классного руководителя и процессу взаимодействия его с учениками и родителями.
Предлагаем вашему вниманию три опросника, образцы ответов на них и вариант обработки.
1. Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка).
Действия педагога-воспитателя |
Делаю часто |
Делаю всегда |
Делаю изредка |
Не делаю |
|
Педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и детскую общность |
|
||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
Педагог как субъект личностного и проф.саморазвития как воспитателя |
|
||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
Педагог как субъект формирования и развития пед. коллектива как коллектива воспитателей |
|
||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
Педагог как субъект взаимодействия с выходящими на ребенка соц. Общностями, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала |
|
||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
Действия педагога-воспитателя |
Делаю часто, всегда |
Делаю изредка. |
|
Педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и детскую общность |
|
100 | |
|
25 | ||
|
100 | ||
|
100 | ||
|
37 | ||
|
50 | 50 | |
|
100 | ||
|
75 | 12 | |
|
25 | ||
|
62 | ||
|
25 | ||
|
75 | 25 | |
|
50 | 50 | |
|
90 | ||
|
90 | ||
|
30 | 30 | |
Педагог как субъект личностного и проф.саморазвития как воспитателя |
|
50 | |
|
|||
|
70 | ||
|
100 | ||
|
80 | ||
|
37 | ||
Педагог как субъект формирования и развития пед. коллектива как коллектива воспитателей |
|
25 | |
|
50 | ||
|
80 | ||
|
80 | ||
|
80 | ||
|
30 | ||
Педагог как субъект взаимодействия с выходящими на ребенка соц. Общностями, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала |
|
50 | 50 |
|
|||
|
75 | 25 | |
|
80 | ||
|
37 | ||
|
62 | ||
|
100 | ||
|
100 |
2. Классный руководитель глазами воспитанников.
- С каким настроением ты идешь в школу?
- с радостью;
- с привычным равнодушием;
- с предчувствием неприятностей;
- скорей бы все это кончилось.
- Бывают ли у тебя в школе неприятности?
- часто;
- редко;
- никогда.
- Если бывают, то от кого они исходят?
- от учителей-предметников;
- от классного руководителя;
- от учеников вашего или другого класса.
- Бывают ли у тебя конфликты с классным
руководителем?
- часто;
- редко;
- никогда.
- Какую роль, по-твоему, играет в классе твой
классный руководитель?
- контроль за успеваемостью и дисциплиной;
- вторая мама;
- организатор досуга;
- помощник ребят в трудных обстоятельствах;
- старший товарищ;
- другое.
- Что присуще классному руководителю по
отношению к тебе?
- хвалить;
- подбадривать;
- делать замечания;
- ругать;
- жаловаться родителям;
- быть вечно недовольным;
- другое.
- Какое чувство ты испытываешь к своему классному
руководителю?
- ___________________________________________________ .
- Тебе хотелось бы от него перенять:
- великодушный характер;
- манеру поведения;
- умение всегда хорошо выглядеть;
- разносторонние знания;
- другое.
- Ты посоветовал бы своему классному
руководителю:
- _______________________________;
- _______________________________;
- _______________________________.
- Ты считаешь, что твой класс:
- дружен и сплочен;
- разбит на группы;
- каждый живет сам по себе.
- Какие классные мероприятия тебе понравились
больше всего?
- ___________________________ ;
- ___________________________ ;
- ___________________________ .
- Что ты знаешь о своем классном руководителе?
(Увлечения, мечты)
- ______________________________________________________ .
- Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты
учишься в этом классе?
- ___________________________ .
Классный руководитель Смазнова И.Л. глазами 9 “в”
1. С каким настроением ты идешь в школу? | |
|
3 |
|
4 |
|
4 |
|
7 |
2. Бывают ли у тебя в школе неприятности? | |
|
9 |
|
7 |
|
2 |
3. Если бывают, то от кого они исходят? | |
|
14 |
|
|
|
11 |
|
2 |
4. Бывают ли у тебя конфликты с классным руководителем? | |
|
|
|
6 |
|
9 |
5. Какую роль, по-твоему, играет в классе твой классный руководитель? | |
|
11 |
|
11 |
|
11 |
|
11 |
|
13 |
|
|
6. Что присуще классному руководителю по отношению к тебе? | |
|
5 |
|
12 |
|
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
1 |
7. Какое чувство ты испытываешь к
своему классному руководителю?
|
|
8. Тебе хотелось бы от него перенять: | |
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
9. Ты посоветовал бы своему
классному руководителю:
|
|
10. Ты считаешь, что твой класс: | |
|
3 |
|
16 |
|
|
11. Какие классные мероприятия
тебе понравились больше всего?
|
|
12. Что ты знаешь о своем классном руководителе? (увлечения, мечты) | О семье, всё |
13. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе? | Да – 8 Нет – 5 Не знаю – 4 |
Делают часто |
Делают изредка. |
|
|
37% | 63% |
|
80% | 20% |
|
37% | 63% |
|
50% | 50% |
|
50% | 50% |
|
37% | 63% |
|
100% | |
|
50% | 50% |
|
37% | 63% |
|
80% | 20% |
|
75% | 25% |
|
80% | 20% |
|
80% | 20% |
|
37% | 63% |
|
75% |
25% |
Обработав и проанализировав анкеты, мы непосредственно видим, что есть пробелы в работе с родителями и привлечение их к жизни класса, а также не все классные руководители понимают и переосмысливают свое значение в школьном коллективе, не у всех получает повышать нравственную культуру своих воспитанников. Таким образом, эти пробелы и становятся основными задачами работы на следующий учебный год.
Так же эти опросники можно использовать не со всем коллективом. А именно в с теми классными руководителями с которыми возникли какие-то вопросы или проблемы, чтобы проанализировать недостатки и построить пути выхода из конфликтной или кризисной ситуации.