Диагностические процедуры с целью изучения успешности классного руководителя

Разделы: Школьная психологическая служба


В нашей школе, с целью простороения верного пути работы, проводиться диагностика изучения успешности классного руководителя. Для этого существует кафедра педагогики и психологии (положение о кафедре есть). В ее состав входят освобожденные классные руководители. В состав диагностического портфеля входят методики:

  1. Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка).
  2. Классный руководитель глазами воспитанников.
  3. Классный руководитель глазами коллег (родителей).

Изучив и обработав данные, можно строить работу по улучшению деятельности классного руководителя и процессу взаимодействия его с учениками и родителями.

Предлагаем вашему вниманию три опросника, образцы ответов на них и вариант обработки.

1. Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка).

  

Действия педагога-воспитателя

Делаю часто

Делаю всегда

Делаю изредка

Не делаю

Педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и детскую общность
  1. Равноправное общение с детьми
           
  • Проявление эмпатии по отношению к ребенку
           
  • Проявления непременного доверия к возможностям и способностям ребенка
           
  • Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков
           
  • Оценивание не личности ребенка, а его поступков
           
  • Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов
           
  • Сотрудничество с детьми в достижении общих целей
           
  • Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности
           
  • Создание ситуации успеха для каждого ребенка
           
  • Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива
           
  • Активизация воспитательного потенциала урока
           
  • Поддержка школьников как субъектов самоуправления
           
  • Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами
           
  • Поддержка процесса самопознания ребенка
           
  • Представление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка
           
  • Принятие воспитывающего влияния детей на педагога
           
Педагог как субъект личностного и проф.саморазвития как воспитателя
  • Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам
           
  • Забота о своем личностном росте, развитии духовности
           
  • Забота о своем физическом и психическом здоровье
           
  • Расширение и углубление профессиональных знаний и умений в сфере воспитания
           
  • Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности
           
  • Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах
           
Педагог как субъект формирования и развития пед. коллектива как коллектива воспитателей
  • Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения
           
  • Деятельное участие в педагогическом самоуправлении
           
  • Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег
           
  • Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе
           
  • Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем
           
  • Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом
           
Педагог как субъект взаимодействия с выходящими на ребенка соц. Общностями, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала
  • Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам
           
  • Проявление интереса к жизни ребенка в семье
           
  • Проявление постоянного интереса к внешне школьным делам и занятиям ребенка
           
  • Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка
           
  • Защита прав интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями
           
  • Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников
           
  • Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.
           
  • Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации

  

  

Действия педагога-воспитателя

Делаю часто, всегда

Делаю изредка.
Не делаю

Педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и детскую общность
  • Равноправное общение с детьми
100   
  • Проявление эмпатии по отношению к ребенку
   25
  • Проявления непременного доверия к возможностям и способностям ребенка
100   
  • Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков
100   
  • Оценивание не личности ребенка, а его поступков
   37
  • Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов
50 50
  • Сотрудничество с детьми в достижении общих целей
100   
  • Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности
75 12
  • Создание ситуации успеха для каждого ребенка
   25
  • Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива
   62
  • Активизация воспитательного потенциала урока
   25
  • Поддержка школьников как субъектов самоуправления
75 25
  • Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами
50 50
  • Поддержка процесса самопознания ребенка
90   
  • Представление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка
90   
  • Принятие воспитывающего влияния детей на педагога
30 30
Педагог как субъект личностного и проф.саморазвития как воспитателя
  • Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам
50   
  • Забота о своем личностном росте, развитии духовности
     
  • Забота о своем физическом и психическом здоровье
70   
  • Расширение и углубление профессиональных знаний и умений в сфере воспитания
100   
  • Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности
80   
  • Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах
   37
Педагог как субъект формирования и развития пед. коллектива как коллектива воспитателей
  • Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения
   25
  • Деятельное участие в педагогическом самоуправлении
   50
  • Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег
80   
  • Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе
80   
  • Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем
80   
  • Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом
30   
Педагог как субъект взаимодействия с выходящими на ребенка соц. Общностями, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала
  • Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам
50 50
  • Проявление интереса к жизни ребенка в семье
     
  • Проявление постоянного интереса к внешне школьным делам и занятиям ребенка
75 25
  • Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка
80   
  • Защита прав интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями
   37
  • Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников
   62
  • Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.
100   
  • Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации
100   

2. Классный руководитель глазами воспитанников.

  • С каким настроением ты идешь в школу?
    • с радостью;
    • с привычным равнодушием;
    • с предчувствием неприятностей;
    • скорей бы все это кончилось.
  • Бывают ли у тебя в школе неприятности?
    • часто;
    • редко;
    • никогда.
  • Если бывают, то от кого они исходят?
    • от учителей-предметников;
    • от классного руководителя;
    • от учеников вашего или другого класса.
  • Бывают ли у тебя конфликты с классным руководителем?
    • часто;
    • редко;
    • никогда.
  • Какую роль, по-твоему, играет в классе твой классный руководитель?
    • контроль за успеваемостью и дисциплиной;
    • вторая мама;
    • организатор досуга;
    • помощник ребят в трудных обстоятельствах;
    • старший товарищ;
    • другое.
  • Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?
    • хвалить;
    • подбадривать;
    • делать замечания;
    • ругать;
    • жаловаться родителям;
    • быть вечно недовольным;
    • другое.
  • Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю?
    • ___________________________________________________ .
  • Тебе хотелось бы от него перенять:
    • великодушный характер;
    • манеру поведения;
    • умение всегда хорошо выглядеть;
    • разносторонние знания;
    • другое.
  • Ты посоветовал бы своему классному руководителю:
    • _______________________________;
    • _______________________________;
    • _______________________________.
  • Ты считаешь, что твой класс:
    • дружен и сплочен;
    • разбит на группы;
    • каждый живет сам по себе.
  • Какие классные мероприятия тебе понравились больше всего?
    • ___________________________ ;
    • ___________________________ ;
    • ___________________________ .
  • Что ты знаешь о своем классном руководителе? (Увлечения, мечты)
    • ______________________________________________________ .
  • Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?
    • ___________________________ .

Классный руководитель Смазнова И.Л. глазами 9 “в”

1. С каким настроением ты идешь в школу?   

А) с радостью;

3

Б) с привычным равнодушием;

4

В) с предчувствием неприятностей;

4

Г) по-разному.

7
2. Бывают ли у тебя в школе неприятности?   

А) часто;

9

Б) редко;

7

В) никогда.

2
3. Если бывают, то от кого они исходят?   

А) от учителей-предметников;

14

Б) от классного руководителя;

  

В) от учеников вашего или другого класса;

11

Г) от меня.

2
4. Бывают ли у тебя конфликты с классным руководителем?   

А) часто;

  

Б) редко;

6

В) никогда.

9
5. Какую роль, по-твоему, играет в классе твой классный руководитель?   

А) контроль за успеваемостью и дисциплиной;

11

Б) вторая мама;

11

В) организатор досуга;

11

Г) помощник ребят в трудных обстоятельствах;

11

Д) старший товарищ;

13

Е) она даже больше этого, она все руки;

  
6. Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?   

А) хвалить;

5

Б) подбадривать;

12

В) делать замечания;;

2

Г) ругать;

  

Д) жаловаться родителям;

2

Е) быть вечно недовольным;

Ж) контролировать.

1
7. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю?

Прекрасные,
положительные,
любовь – 3,
уважение – 5,
доброе чувство,
хорошее,
понимание,
это хороший человек

8. Тебе хотелось бы от него перенять:   

А) великодушный характер;

1

Б) манеру поведения;

1

В) умение всегда хорошо выглядеть;

  

Г) разносторонние знания;

  

Д) добрую улыбку, все хорошее, черты характера, олимпийское терпение.

  
9. Ты посоветовал бы своему классному руководителю:

оставаться такой же,
ходить почаще куда-нибудь,
не принимать все близко к сердцу,
быть сильнее наших мальчиков,
ездить на турбазу,
быть безразличнее.

10. Ты считаешь, что твой класс:   

А) дружен и сплочен;

3

Б) разбит на группы;

16

В) каждый живет сам по себе.

  
11. Какие классные мероприятия тебе понравились больше всего?

Турбаза,
боулинг,
КВН,
суд над колобком,
кино,
много,
все,
хлебозавод.

12. Что ты знаешь о своем классном руководителе? (увлечения, мечты) О семье, всё
13. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе? Да – 8
Нет – 5
Не знаю –  4

  

Делают часто

Делают изредка.
Не делают

1.Создает благоприятные условия для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся

37% 63%

2. Изучает индивидуальные особенности гимназистов

80% 20%

3. Изучает и анализирует семейное воспитание

37% 63%

4. Создает условия для адаптации каждого подростка в коллективе

50% 50%

5. Содействует обучающимся в получении дополнительного обучения в кружках, секциях, организуемых в гимназии

50% 50%

6. Привлекает родителей к участию во внеклассной работе

37% 63%

7. Работает с обучающимися закрепленного за ним класса

100%

8. Осуществляет изучение личности каждого обучающегося в классе

50% 50%

9. Способствует развитию у обучающихся навыков общения, помогает решать проблемы возникающие приобщении с товарищами, родителями.

37% 63%

10. Осуществляет помощь ученикам в учебной деятельности. Выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение.

80% 20%

11. Обновляет содержание жизни коллектива класса в соответствии с возрастными интересами учеников

75% 25%

12. Ведет активную пропаганду здорового образа жизни.

80% 20%

13. Поддерживает постоянный контакт с родителями

80% 20%

14. Обеспечивает организацию свободного времени обучающихся.

37% 63%

15. Работает в тесном контакте с учителями

75%

25%

Обработав и проанализировав анкеты, мы непосредственно видим, что есть пробелы в работе с родителями и привлечение их к жизни класса, а также не все классные руководители понимают и переосмысливают свое значение в школьном коллективе, не у всех получает повышать нравственную культуру своих воспитанников. Таким образом, эти пробелы и становятся основными задачами работы на следующий учебный год.

Так же эти опросники можно использовать не со всем коллективом. А именно в с теми классными руководителями с которыми возникли какие-то вопросы или проблемы, чтобы проанализировать недостатки и построить пути выхода из конфликтной или кризисной ситуации.