Методические рекомендации по проведению "Недели психологии в начальной школе"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


В наших школах уже стало доброй традицией проводить недели, посвящённые разным предметам. Немаловажное место в учебно- воспитательном процессе занимает психологическая служба, читая периодику, можно встретить множество самых разнообразных психологических игр для детей всех возрастов.

Данная разработка представляет собой пример проведения “Недели психологии” на начальной ступени обучения, которая проводится совместно с учителями.

В первый день проводится торжественное открытие “Недели психологии”, на котором дети узнают о тех мероприятиях, которые будут проводиться в течение всей недели, в каждом классе находиnся план мероприятий. Каждый день проходит под девизом, проводится центральная игра. В классах можно на стенде поместить план недели.

Игру “Радуга” желательно проводить ежедневно. Каждый день учащиеся отмечают своё настроение на стенде утром и перед уходом домой. Учителя имеют возможность узнать у детей, почему они обозначают настроение тем или иным цветом, особенно важно это было в том случае, если ребёнок уходит или приходит с плохим настроением.

Учителям можно предложить игры на релаксацию и развитие любознательности из книг Фопеля “Как научить детей сотрудничать?”.

В первый день для участников можно провести игру “Следопыты”. Организатор составляет вопросы, которые позволяют выявить самый дружный, изобретательный, организованный класс. Учителя, не вмешиваясь в процесс поиска ответов, имеют возможность увидеть насколько класс способен организоваться и найти оптимальный способ решения проблемы.

Во второй и третий день могут быть проведены игры для учащихся 4-х классов “Дорога в пятый класс”, а третьеклассники получают возможность подумать над образом своего имени.

В ходе игры учащиеся 4-х классов выясняют, какие качества им необходимо взять с собой для того, чтобы в 5-м классе было весело и интересно жить. В результате все ребята имеют возможность пережить чувство успеха и признания.

“Я и моё имя”- так можно назвать встречу с третьеклассниками. В ходе этой встречи ребята могут оценить своё отношение к своему имени, узнать его значение, нарисовать образ имён. По результатам данной встречи организуется выставка рисунков.

В четвёртый день первоклассники отправляются в “Волшебную страну” Во время игры учителя имеют возможность получить информацию об адаптации учащихся к систематическому обучению.

В пятый день проводится игра “Начинаем разговор” с учащимися 2-х классов. В ходе игры учащиеся получают возможность лучше узнать друг друга, поучиться дарить комплименты и аплодисменты друг другу, сплотиться, почувствовать себя частицей класса.

В последний день можно провести закрытие, на котором каждому классу можно вручить сладкий приз и сертификат участника недели психологии.

Разумеется, игры и порядок их проведения могут быть изменены по усмотрению психолога или учителя.

Ниже вашему вниманию предлагаются разработки некоторых игр.

Рисунок 1.

НАЧИНАЕМ РАЗГОВОР

Оборудование

Два листа ватмана, буквы для “Букваря” (из листов формата А4), лепестки цветка для интервью с текстами вопросов (из листов формата А4), сердцевина цветка, разрезанная на нужное количество паззлов, восковые мелки или цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, клей.

Ход игры

Разминка

Для ее проведения могут быть использованы любые психогимнастические упражнения: их выбор ведущий может сделать по своему вкусу.

“Имя и движение”

Дети, стоящие в круге, делают шаг вперед, называют свое имя и совершают некоторое несложное движение (хлопок, приседание, движение руками, поворот на месте и т.д.). Затем они возвращаются в круг.
Потом выбирается водящий. Он становится в центр круга, произносит какое-нибудь имя и делает любое движение. Участники должны сделать шаг вперед, хором сказать названное ребенком имя и повторить его движение. Начинает игру ведущий.

Создание “Букваря класса”

Ведущий. Вспомните, пожалуйста, с чего начиналась ваша учеба в первом классе. Что, прежде всего, вы изучили и усвоили?
Ребята перечисляют, а ведущий акцентирует их внимание на букваре.
Ведущий. Да, действительно, начало школьной жизни — это, прежде всего, изучение букваря, букв и звуков родного языка.
Ведущий предлагает создать “Букварь 2... класса”. Для этого каждый (в том числе и классный руководитель) получает заготовку — первую букву своего имени, вырезанную из белой бумаги формата А4. Ведущий должен заранее подготовиться к тому, что некоторые имена имеют полную и сокращенную форму (например, Саша и Александр). Ребенок с таким именем должен иметь возможность выбрать тот вариант, который ему больше нравится. Для него нужно заготовить все возможные варианты. В течение 10 минут дети раскрашивают свои буквы мелками или карандашами так, как им хочется.
Затем все возвращаются в круг. Участники по очереди показывают свою букву и дают, по желанию, комментарии. Ведущий предлагает всем вместе подобрать качество характера, которое начиналось бы на ту же букву, что и имя, и подходило бы данному человеку.
Внимание! Ведущий должен как следует подготовиться к этому этапу работы, проштудировать словари. Поверьте, если в классе у 5–7 человек имена начинаются на “А”, не так-то просто будет подобрать им всем психологические качества! У нас в дело пошло даже такое качество, как “аховый”. Сами бы не догадались, помог словарь русского языка Ожегова.
Буквы приклеиваются на ватман, их можно слегка накладывать друг на друга. Внутри каждой буквы вписывается присвоенное человеку качество. Это творение и становится “Букварем класса”.
После того как все полюбовались на него, можно переходить к следующему этапу работы.

Интервью с одноклассником. "Цветок класса"

С помощью жребия участники делятся на пары. Каждый получает приготовленный заранее “лепесток”. На нем уже написаны вопросы, которые участники в парах должны задать друг другу, и оставлено место для ответа. Вопросы: “Твое любимое существо?”, “Твое любимое занятие?”, “Чего ты терпеть не можешь?”, “Твой любимый мультфильм?”, “Когда у тебя день рождения?”
Наверху “лепестка” — место для имени того, у кого берется интервью.
На интервьюирование друг друга отводится 5–7 минут. Затем дети возвращаются в круг и рассказывают о своем партнере. “Лепестки” по ходу рассказа детей приклеиваются ко второму листу ватмана, в центре которого заранее нарисован круг — сердцевина будущего цветка.
Ведущий подводит общий итог этого этапа работы, обращает внимание детей на цветок: каждый из них — лепесток этого удивительного цветка, а что же в центре?

Ярмарка умений

Ведущий раздает детям небольшие кусочки цветной бумаги.

Ведущий. Каждый кусочек — это паззл. Собрав правильно все эти паззлы, мы получим сердцевину нашего цветка.

Кстати, чтобы не терять времени напрасно, круг на ватмане — будущая сердцевина цветка — уже подготовлен ведущим для прикрепления паззлов: тонкими линиями нарисованы их границы.

Ведущий. Сейчас каждый из вас на этом кусочке бумаги напишет, какие свои умения, способности, дарования он готов подарить классу, чем может поделиться со всеми.
Затем каждый озвучивает написанное, а ведущий комментирует ответы участников, например: “С Олей нам не страшно идти в поход с ночевкой — вкусный обед нам обеспечен!” Или: “На школьных “Веселых стартах” нам нечего бояться: Толя со своей ловкостью непременно победит!” И так далее.
По ходу рассказа детей паззлы приклеиваются к листу ватмана. Через некоторое время сердцевина цветка заполняется, и весь цветок класса в целом тоже завершен.
Если кто-то из детей в этот день отсутствует, для его лепестков должно быть оставлено место, а его паззлы приклеиваются пустыми. Ведущий просит детей и классного руководителя непременно доделать и “Букварь класса”, и “Цветок класса”.

Упражнение “Накопительные аплодисменты”

Ведущий. Ребята, спасибо вам за работу, мне было с вами очень интересно. Я хочу, чтобы мы поблагодарили друг друга при помощи упражнения “Накопительные аплодисменты”. Я подхожу к тебе (обращается к ребенку по имени) и дарю аплодисменты. Это для тебя. К кому пойдем дальше, выбирай. Так по очереди подходим ко всем участникам. А в самом конце — мы благодарим всех участников за то, что они были с нами! Все вместе хлопаем в ладоши.

СЛЕДОПЫТЫ

Цели игры:

  • Знакомство учащихся с организацией и особенностями школы.
  • Развитие наблюдательности и внимательности учащихся начальной школы.
  • Повышение сплочённости коллектива, умения организованно действовать в различных ситуациях.

Классу предлагались нижеперечисленные вопросы, которые условно можно подразделить на 3 группы:

  • вопросы, требующие больших энергозатрат для получения правильного ответа.
  • вопросы, направленные на знакомство с организацией работы и особенностями школы;
  • вопросы, выявляющие интересы и особенности взрослого школьного коллектива.
  1. Сколько ступенек у лестницы начальной школе?
  2. Сколько окон в коридоре на 1 этаже начальной школы?
  3. Сколько картин на 2 этаже в начальной школе?
  4. Сколько парт в 3А классе?
  5. Сколько классов в начальной школе?
  6. Сколько цветов на 3 этаже начальной школы?
  7. Какого цвета двери вашего класса?
  8. Сколько цветов в вашем классе?
  9. Сколько стульев в 1А классе?
  10. Сколько шкафов в 1Б классе?
  11. В каком классе больше всего учеников?
  12. Кого больше в 1Б классе – мальчиков или девочек?
  13. Во сколько начинается рабочий день учительницы 3А класса-Лидии Анатольевны Роженцовой?
  14. Сколько уроков у вас было за прошлую неделю?
  15. Как зовут директора школы? Какие уроки она проводит?
  16. Назовите любимый день недели учительницы 2А класса- Елены Борисовны Чуродаевой?
  17. Где проведёт лето учительница 1Б класса- Светлана Анатольевна Агафонова?
  18. Какое время года любит учительница 3Б класса- Галина Евгеньевна Щенникова?
  19. Какой урок в школе любит учительница 2Б класса- Ширинкина Татьяна Валерьевна?
  20. Назовите любимый фильм учительница 4Б класса- Ольги Леонидовны Харитоновой?
  21. Какой урок в школе не любит учительница 1А класса- Елена Александровна Сердюкова?
  22. Как зовут библиотекаря?
  23. Какой цветок нравится учительнице 3Б класса- Галине Евгеньевне Щенниковой?
  24. Какое блюдо нравится учительнице 4Б класса- Ольге Леонидовне Харитоновой?
  25. Когда закончила школу учительница 1А класса- Елена Александровна Сердюкова?
  26. Какие домашние животные есть у учительницы 3А класса- Лидии Анатольевны Роженцовой?

Я И МОЕ ИМЯ

Цели

  • Способствовать формированию позитивного образа “Я”.
  • Развивать навыки общения.
  • Активизировать процесс самопознания.

Задачи

  • Развивать позитивное самовосприятие.
  • Способствовать принятию собственного имени.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать творческое самовыражение при помощи рисования.
  • Обучать элементам релаксации и визуализации.
  • Формировать элементарные представления об образе “Я”, провести экспресс-диагностику содержания образа “Я”, формировать адекватную самооценку.
  • Содействовать сплочению группы.

Ход

Ведущий. Здравствуйте, ребята! (Дети встают.) Меня зовут Ирина Валерьевна. Я работаю психологом. Сегодня я проведу урок психологии, на котором вы, как и на любом уроке, узнаете что-то новое, и это будет новое знание о себе, о нас с вами.

Кто я? Этот вопрос задавали себе люди во все времена. А зачем человеку надо это знать? От того, каким человек себя представляет, зависит, как он будет себя вести, чем заниматься и, вообще, какой жизненный путь выберет.

Итак. Кто я? Какой возникает самый первый, естественный и простой ответ? (Я — человек.) А что есть у каждого человека, без чего ему не прожить? (Без имени.) Я очень хочу познакомиться с вами.

 Упражнение “Знакомство”

Ученик ловит мяч, смотрит в глаза ведущему и называет свое имя.

Ведущий отвечает: “Очень приятно”.

Ведущий. А теперь несколько секунд подумайте о себе, задайте себе вопрос “Кто я?”, вспомните все самое важное, самое хорошее и сохраните в душе, это нам пригодится.

Дети выполняют задание.

Ведущий. Вернемся к нашим именам. Имя дается человеку другими людьми и в такой момент жизни, когда посоветоваться с ним самим никак невозможно. И все люди по-разному относятся к своему имени: кому-то оно нравится, а кому-то нет. Мне интересно ваше отношение. Сейчас мы покажем его на пальцах. Мы закроем глаза, я хлопну в ладоши, и пять пальцев покажет тот, кто в восторге от своего имени, четыре — кому оно нравится, три — относится спокойно, два — не очень нравится, один — совсем не нравится. Приготовились, закрыли глаза... (Ведущий хлопает в ладоши.) Открываем глаза, посмотрим, что получилось. (Без комментариев.) А как вы думаете, важно, чтобы свое имя нравилось? А почему? Я тоже думаю, что важно.

Как мир меняется, и как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь!

Эти слова Николая Заболоцкого подчеркивают постоянство нашего имени, ведь оно дается человеку, как правило, один раз и на всю жизнь. И хорошее отношение к имени служит первой ступенькой на пути принятия человеком самого себя. Давайте же поможем кому-нибудь из вас полюбить свое имя.

Упражнение “Имя”

Вызывается кто-то один по желанию.

Ведущий. Мы называем все возможные варианты этого имени. А ты (обращается к ребенку по имени), просто сиди, слушай и выбирай, что тебе нравится...

Имя — это не просто набор звуков, оно имеет свое значение. (Говорим о значении этого имени, ссылка на книгу Б. Хигира). А ведь это имя носило и носит много прекрасных людей. (Называем знаменитых тезок.) Вот в какой приятной компании ты находишься.

А еще, ребята, поговорите дома с родителями о том, в честь кого вас назвали, кто выбрал для вас имя, какие были варианты: то есть узнайте историю вашего имени. Вспомните, как называют вас в вашей семье, ведь “у любимого дитятки двести имен”.

Итак, (обращается к ребенку по имени), ты выбрал вариант имени, который тебе нравится? Если нет, выбери какое-нибудь другое имя. Пускай сегодня ты будешь...

Упражнение “Представь себе”

Ведущий. А сейчас каждый представит себе свое имя. Сядьте поудобнее (ноги стоят на полу, руки свободно лежат на коленях), сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабьте ноги, руки, плечи, шею, мышцы лица, закройте глаза....

Представьте свое имя. Может быть, вы увидите его написанным или нарисованным. Какое оно? Большое или маленькое? Какого оно цвета? Оно светлое или темное, яркое или нежное? Может, вы видите какие-то образы. Каково ваше имя на ощупь, мягкое или твердое, теплое или холодное. Может, вы услышите звук вашего имени. А может, почувствуете вкус и запах... Побудьте немного со своим именем. А теперь возвращаемся назад... Откройте глаза, вздохните, потянитесь, сядьте прямо.

Упражнение “Нарисуй имя”

Ведущий. Давайте нарисуем свое имя. Возьмите бумагу, мелки или фломастеры и изобразите то, что увидели. Если не удалось что-то представить, то просто начинайте рисовать, посмотрим, что получится. Рисуйте так, как вы можете. Сейчас нам важно, чтобы каждый выразил на бумаге то, что он хочет. Работаем 5 минут, пока звучит музыка. За минуту до окончания я предупрежу вас. Начинаем... Когда будете готовы, повесьте сами свой рисунок на доску, куда вам хочется. Далее проводится обсуждение рисунков.

Ведущий. Посмотрите, какой у нас получился сад имен. Наши имена — как цветы, нет некрасивых цветов: и пышная роза, и гордый гладиолус, и скромная незабудка — все прекрасны по-своему. Также и наши имена, и мы сами. Каждый человек неповторим и уникален. Это означает, что не было и нет на земле точно такого же человека, как ты (обращается к ребенку по имени), ты (обращается к другому ребенку по имени). А все вместе мы составляем чудесный сад. Посмотрите внимательно на свои рисунки: некоторые из них чем-то похожи. Скажите, пожалуйста, а какие имена могли бы расти на одной клумбе? По какому признаку? (По цвету, форме, настроению...) Присмотритесь к этим людям в жизни. Может быть, и они сами чем-то похожи друг на друга?

Упражнение “Паутинка”

Ведущий. Мы живем среди других людей. Мнение другого человека добавляет что-то в нашу копилочку знаний о себе. Иногда наше представление о себе совпадает с мнением окружающих, иногда нет, и это нормально. Следующее упражнение поможет нам взглянуть на себя глазами другого. Но сегодня я попрошу вас быть тактичными и говорить о своих товарищах только хорошее.

Выходите, пожалуйста, и становитесь в круг. Я бросаю клубок, смотрю на человека, обращаюсь к нему по имени и говорю о том, что мне нравится в его характере, поведении, внешности. Затем клубок бросает тот, кто его получил, и т.д.

Дети выполняют задание.

Ведущий. Посмотрите на эти нити, которые только что нас связали. Обычно мы их не видим, но они существуют. Пусть и в жизни нас всегда связывают нити теплых, добрых слов и чувств. А теперь распутаем паутинку, вспомним, что говорили нам другие дети.

Понятие об образе “Я”

Ведущий. Давайте теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока: “Кто я?” Наши представления о себе составляют образ “Я” (показывает плакат).

Что входит в это понятие? Все то, о чем мы сегодня с вами говорили, это и имя, и внешность, и черты характера, и интересы (продолжает схему). Кроме того, в школе каждый из вас — (ученик), дома — (сын, дочь)... Кто-нибудь хочет рассказать о себе?

Слушаем 1—2 самоописания.

Ведущий. Спасибо, ребята. Посмотрите еще раз на нашу схему, на что она похожа? (На солнышко.) Я желаю, чтобы у каждого из вас образ “Я” был таким же светлым и теплым, как солнышко. Конечно, и на солнце есть пятна, но это не мешает ему согревать и освещать все вокруг. Посмотрите, несколько лучиков я оставила, этот рисунок не закончен. Почему?

Упражнение “Накопительные аплодисменты”

Ведущий. Ребята, спасибо вам за работу, мне было с вами очень интересно. Я хочу, чтобы мы поблагодарили друг друга при помощи упражнения “Накопительные аплодисменты”. Я подхожу к тебе (обращается к ребенку по имени) и дарю аплодисменты. Это для тебя. К кому пойдем дальше, выбирай. Так по очереди подходим ко всем участникам. А в самом конце — мы благодарим всех участников за то, что они были с нами! Все вместе хлопаем в ладоши.

Прощание

Ведущий. Все протягиваем в центр круга правые ладошки, кладем их друг на друга, затем так же соединяем левые ладошки. Немного помолчим, а теперь говорим хором: “До свидания”! Всего хорошего, желаю вам успехов!