В настоящее время установлено, что около 16% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30-50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков
умственной отсталости. Школьная же программа рассчитана на определённый уровень развития функциональных возможностей организма, и ребёнок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу.
Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребёнка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. Известно, что основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить в последствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития младших школьников.
Разработанный нами тренинг предполагает использование игровых методов психо-коррекционного характера, что способствует:
- Совершенствованию сенсомоторных функций
нервной системы через развитие
- слухового внимания
- зрительной, вербальной, образной памяти
- общей и микромоторики
- пространственно-временных представлений
- фонематического слуха
- тактильных ощущений.
- Формированию положительной учебной мотивации.
Характер упражнений и заданий подобран в тренинге таким образом, что предусматривает эффективное использование таких приёмов как: ассоциация, психогимнастика, логоритмика, игротерапия.
Предполагаемый положительный результат.
У учащихся прошедших курс занятий по данной программе:
- Увеличивается объём кратковременной вербальной памяти
- Совершенствуется фонематический слух
- Синхронизируется межполушарное взаимодействие
- Снимается перенапряжение нервной системы, изживаются невротические проявления, (страхи, застенчивость, неуверенность).
- Формируются мысли, образы, развивается фантазия.
Предполагаемый отрицательный результат.
Неудача в работе с определёнными детьми, что связано с негативизмом этих детей к групповой работе и нехватке времени для более полного контакта с ними. С такими учащимися рекомендуется проведение индивидуальной дополнительной работы.
Программа занятий для детей 1-го класса по развитию сенсомоторных навыков нервной системы.
Цель:
- Формирование основных навыков учебной деятельности.
- Социально-психологическая адаптация.
- Формирование положительной учебной мотивации.
Этапы:
- Диагностический:
- нейропсихологическое обследование ребёнка
- диагностика готовности ребёнка к обучению в школе.
- Коррекционно-развивающий:
Включает 8 занятий для детей, имеющих по результатам диагностики, недоразвитие психических функций ведущих к возникновению трудностей в овладении навыками учебной деятельности.
Использованные методики:
Корнев А.Н., Цветкова Л.С., Дзятковская Е.М., Садовникова
Количество детей- до 10 человек. Длительность занятий - от 30 до 40 минут.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, предусматривается закрепление полученных знаний и навыков во внеурочное время.
Занятие №1.
Тема: Знакомство.
Цель: Развитие речи, зрительной памяти, слухового внимания, микромоторики. Установление контакта с группой детей.
Оборудование: 7-8 резиновых игрушек, муляж апельсина, аудиокассета с записью 6 звуков .
План:
- Беседа на тему: “Я и школа”.
- Нравится ли вам в школе?
- Чем нравится заниматься больше всего?
- Кто не любит ходить в школу?
- Кто боится школы?
- Сегодня мы будем играть в разные игры, будьте внимательны.
- Отгадай по описанию: круглый, оранжевый, сладкий. Муляж апельсина показать
- Какой апельсин?
Пальчиковая игра
“Мы делили апельсин. Много нас, а он один.
Эта долька для ежа, эта долька для чижа,
Эта долька для утят, эта долька для котят,
Эта долька для бобра, а для волка - кожура.
Он сердит на нас. Беда! Разбегайтесь кто куда!”
Игра сопровождается различными движениями пальцев. При выполнении необходимо добиваться чёткости движений от детей.
- Расслабились, закрыли глаза. Слушание аудио кассеты( скрип открываемой двери, журчание воды, писк резиновой игрушки, шуршание бумаги, стук по металлическому предмету, стук по деревянному предмету.)
- Перечислите, какие звуки вы слышали?
Повторное слушание, запоминание.
- Назови все звуки, которые ты слышал. (1-3 ребёнка)
- Д/и “ Отгадай, кто сказал?”
Все в кругу, у водящего завязаны глаза. Дети по очереди называют имя водящего, он должен догадаться, кто его назвал 3 раза.
- Д/и “ Что изменилось?” 7-8 игрушек стоят в ряд.
Дети закрывают глаза, учитель меняет местами 2 игрушки. Необходимо восстановить порядок. (Проводится 3-4 раза).
- Рефлексия. – Какие игры вам понравились?
- Похвалим себя. Правой рукой гладить себя по голове от затылка ко лбу, левой- круговыми движениями живот.
Занятие №2
Тема: “ Репка”
Цель: Развивать вербальную память, мелкую моторику рук, Пассивный словарный запас. Познакомить с понятием “ ряд”. Учить понимать предлоги за, между, перед. Формировать учебную мотивацию.
Оборудование: 5-6 предметов производящих шум, ширма, маски героев “Репки”, “волшебная картинка”.
План:
- “ Волшебная картинка” со съёмными предметными картинками (портфель, ручка,кукла, велосипед, пирамида, тетрадь и т. д.)
- Выбери 2 предмета, которые бы ты взял в школу.
Участвуют все дети.
- Сегодня будем играть со звуками и поиграем в “Репку”.
- Д/и “Запомни, повтори”.
За ширмой производить звуки: постучать по стеклянной банке, лязг ножниц, звук разрываемой бумаги, погремушка, звук переливаемой воды. Не более 4 звуков. Ребёнок должен воспроизвести эту последовательность. Менять демонстрируемую последовательность воспроизводимых звуков 3-4 раза.
- Пальчиковая игра: “Мы делили апельсин”, “Паучок”.
На изогнутый сучок сломанный, осенний
Опустился паучок с крестиком на спинке
Свил уютный гамачок, покачался и молчок.- –Отгадайте из какой сказки пришли к вам герои?
Показать все маски, кроме репки.
- Сегодня будем артистами. Каждому ребёнку раздать маску.
Совместное рассказывание сказки “Репка”. По ходу действия дети выходят и помогают тянуть репку.
- Кто стоит за бабкой? ( Шаг вперёд)
-Кто стоит перед жучкой? 2-3 ребёнка.
-Кто стоит между бабкой и жучкой? 2-3 ребёнка.
- Жучка за кем ты стоишь? 2-3 ребёнка.
- Дед перед кем ты стоишь? 2-3 ребёнка.
- Кошка между кем ты стоишь? 2-3 ребёнка.
- Рефлексия.
- Какую новую пальчиковую игру выучили?
-Какое у вас сей час настроение? Выберите и нарисуйте соответствующую “рожицу”. (6 основных эмоций).
Рассматривание плаката с “рожицами”- эмоциями проводилось предварительно вне занятий.
Занятие №3
Тема: “ В гостях у репки”
Цель: Развивать вербальную память, микромоторику; тренировать мимические мышцы.
Оборудование: плакат “рожицы”, мяч, маски героев “репки”, карточки с цифрами, зеркала.
План:
- Игра “Снежный ком”.
Называем времена года. Дети и взрослый стоят в кругу.
Первый называет слово (зима) передаёт мяч, следующий называет предыдущее слово и добавляет своё, и т. д.
- – В какую сказку играли на прошлом занятии?
- Изобразим героев: дед весёлый, злой, бабка обиженная, Жучка радостная, внучка плачущая, мышка удивлённая. Наблюдают за изменением мимики в зеркало.
Рассмотреть плакат с “рожицами” и изобразить каждую эмоцию в зеркало.
- Пальчиковая игра по желанию детей: “Апельсин”, “Паучок”+ “Забор из веревочки”.
Верёвочка поочерёдно пропускается между пальцами (под указательным, над средним, и т. д.), в обратном направлении наоборот.
- Тот кто интереснее изобразит: удивлённого деда, печальную бабку, весёлую внучку, злую жучку, ласковую кошку, удивлённую мышку – получает маску героя.
- По рассказу одного ребёнка восстановить сюжет сказки. Дети-герои используют только мимику и жесты.
- Кто стоит первый? Кто стоит второй? и т. д. Раздать карточки с цифрами.
- Внучка, ты какая стоишь по счёту? (Я стою третья)
Все герои пошли в лес и разбрелись, по команде встали в ряд и назвали свой порядковый номер.
- Рефлексия.
– Что понравилось? Выберите ту рожицу, которая вам нравится именно сейчас, нарисуйте её.
Занятие №4
Тема: Куб.
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия, зрительной и вербальной памяти,микроматорики, тактильных ощущений. Расширение пространственных представлений. Тренировка мимических мышц.
Оборудование: плакат “рожицы”, 7-8 резиновых игрушек, верёвочки, чудесный мешочек, развёртки куба, тетрадь, по 2 карандаша на каждого.
План:
- Диагностика настроения “рожицы”.
Показ и смена эмоций в зеркало под счёт.
Д/и “ Что изменилось”.
- Рассматривание куба и квадрата, нахождение сходства и различий.
- Из развёртки собрать куб по образцу ( демонстрирует взрослый).
- Пальчиковая гимнастика: “ Апельсин”, “ Заборчик”.
- Одновременно в тетради двумя руками нарисовать
- “ Отгадай что в мешке” (гвоздь, кубик, стиральная резинка, кнопка, шарик, и т. д.), ощупывая рукой.
- Рефлексия.
– Выбери и нарисуй “рожицу”.
Занятие №5
Тема: Куб
Цель: Развитие фонематического слуха, зрительной памяти, межполушарного взаимодействия. Расширение пространственных представлений.
Оборудование: лепестки ромашки из разноцветной бумаги, развёртки куба, пластилин, клеёнки, 2 карандаша.
План:
- Диагностика: “Собери ромашку” - состояние эмоциональной сферы ребёнка на начало занятия.
- Игры
- Д/и “ Повтори что услышал”.
У доски 3 ребёнка, один за дверью. Дети у доски одновременно произносят слова предложения (каждый своё слово), вошедший должен воспроизвести всё предложение.
- “ Запомни и нарисуй”.
Демонстрируется плакат, на котором изображены 10 человечков которые различаются между собой поднятыми руками, разведенными руками, и т. д.
Проверка – ошибки исправить карандашом внизу.
- Физ. минутка. “Медведь”.
Медведь по лесу ходит, от дуба к дубу бродит.
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт.
Облизывает лапу сластёна косолапый
А пчёлы налетают и мишеньку кусают.
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу
Ложится засыпает и пчёлок вспоминает.
“ Пальцы здороваются”. Одновременно на двух руках соединять пальцы (большой и указательный, большой и средний и т. д.)
- Кто быстрее соберёт сундучок.
Тех кто справился с заданием быстрее привлечь для оказания помощи другим детям.
- Назвать первый звук в слове КУБ, второй, третий. Вылепить каждую букву из пластилина.
Во время лепки оговаривается, из каких элементов состоит каждая буква, сколько их, куда они направлены.
Д/и “ Отгадай букву” с завязанными глазами нужно ощупать букву и назвать её.
- -На занятии все ребята были внимательны, давайте себе поаплодируем.
Ритм отхлопывает логопед II I I ; III I ; II III ;
Добиваться чёткого и правильного воспроизведения.
- Рефлексия
-Чему учились сегодня? Что вам понравилось?
Цветодиагностика. Соберите ромашку.
Занятие №6
Тема: Временные представления.
Цель: Познакомить с понятиями сутки, время суток. Развивать тактильные ощущения, пространственно- временные представления, фонематический слух.
Оборудование: звёздочки разного цвета, квадратики (жёлтые, красные, синие, чёрные), карточки с тремя пройденными в классе буквами.
План:
- Цветодиагностика. “ Выбери звёздочку”
- Беседа на тему : “ Чем занимаемся от подъёма до отбоя”.
- Просыпаемся, умываемся, одеваемся, завтракаем,
идём в школу – утром (красный квадрат).
Заканчиваются уроки, гуляем, готовим уроки, обедаем – днём (жёлтый квадрат)
Играем, ужинаем, готовимся ко сну – вечером (синий квадрат)
Спим, видим сны – ночью (чёрный квадрат). Выкладываем квадраты по мере выяснения событий. - Д/и “ Покажи как я”.
- Руки вниз, в стороны – утро(солнце встаёт), руки вверх, пальцы раздвинуты – день (солнце светит),руки вниз, в стороны –вечер (солнце садится), руки вниз – ночь. Ведущий показывает, дети показывают и называют.
- П/и с мячом.
Ведущий бросает мяч называет время суток, ребёнок – как называется приём пищи в это время суток.- Выложить квадраты, назвать время суток по порядку. Весь ряд- сутки, каждый этап (квадрат) – время суток.
- Вспомнить предыдущие занятия.- Чем занимались? Сегодня будем рисовать куб по образцу.
- Раздать карточки с буквами. Д/и “ Покажи спрятавшуюся букву”.
Произносятся слова или показываются картинки, в названии которых нужные буквы сначала в начале слов, затем в конце и в середине.- Отгадай что написали на спине.
Ученикам разбиться на пары, один другому на спине тупым концом ручки “пишет” одну из трёх букв, другой называет что ему написали. Повторить 3 раза , поменяться местами.
3.
Цветодиагностика.–Выбери звёздочку. Почему выбрал именно эту? Что понравилось больше всего? Почему?
Занятие №7
Тема: Времена года.
Цель: дать понятие год, времена года. Развивать пространственно-временные представления, зрительную и вербальную память.
Оборудование: мяч, картины на каждое время года, прямоугольники (красный, жёлтый, белый, зелёный).
План:
- Д/и “ Снежный ком”. Мяч передаётся по кругу, каждый называет одно слово, следующий повторяет сказанное до него и добавляет своё. (Время суток)
- Рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы:- Когда это бывает? Что бывает только в это время? Почему обозначаем этим цветом?
- На каждое время года свой прямоугольник.
Белый – зима, красный – весна, зелёный – лето, жёлтый – осень. Все четыре квадрата последовательно выложенные – это год, каждый квадрат – время года.- П/и “Назови следующее”.
Ведущий бросает мяч и называет какое-либо время года, ребёнок называет следующее.- Игра соревнование.
Дети делятся на три команды. У каждой команды по 16 картинок (жук, сани, гриб и т. д.), 4 прямоугольника разного цвета. Необходимо как можно быстрее разложить картинки под соответствующие прямоугольники.- “Фотоаппарат”.
Взрослый показывает по 1-й картинке (7-8 шт.), дети должны зарисовать в тетрадях по памяти.- “Блуждающая точка” или графический диктант по словесной инструкции взрослого на листе в клетку.
- П/и “Назови соседей”.
Взрослый называет время года, ребёнок должен назвать предшествующее и последующее.
- - Нарисуй понравившуюся “рожицу”. Чем она тебе понравилась? Что нового узнали на занятии?
Занятие №8.
Тема: Итоговое.
Цель: учить ориентироваться во времени и пространстве. Развивать: фонематический слух, слухомоторные координации, тактильность, зрительную память.
Оборудование: плакат “рожицы” с геометрическими фигурами, карточка со стрелкой, аудио кассеты.
План:
- Диагностика “Рожицы”. Покажи эмоции.
- Карточка со стрелкой: право, лево, верх, низ. –Покажи рукой соответствующее направление.
- Д/и “Фотоаппарат” - на зрительную память. Сфотографировать картинку (рассмотреть в течении 30 сек.), затем изобразить.
- Ритмическая гимнастика “Дятел”. Отхлопать ритм: II III ; I II III ; III I II.
- Физ. минутка . “Медведь по лесу ходит…” с движением.
- Д/и “Медведь и медвежата”. При назывании твёрдого звука- марш, при назывании мягкого звука- ходьба на носочках (мягко, как кошечка).
- Релаксация. Слушанье морского прибоя , дыхание в ритм волны. Изобразить шум волны, шуршание песка.
- Рефлексия “ Рожицы”.
Итог:
- -Чему я научился на занятиях?
Взрослый одобряет и поощряет ответы детей: похвалой, аплодисментами.
- Индивидуальная беседа с родителями и учителем по окончанию занятий на тему:
“ Положительная динамика занятий и проблемные зоны в развитии ребёнка.
Использованная литература:
- Н.Г.Алтухова “ Научитесь слышать” С-Пет. Изд-во “ Лань” 1999г.
- Е.Н.Дзятковская В.И.Нодельман “Здоровье и образование” ИГПУ Иркутск 1998г.
- А.Н.Корнев “Нарушения чтения и письма у детей” С-Пет. Изд-во “МиМ” 1997г.
- А.Р.Лурия “Основы нейропсихологии” Москва МГУ 1973г.
- А.Л.Сиротюк “Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения” Москва Изд-во. “Творческий центр”
- Л.С.Цветкова “Методика нейропсихологической диагностики детей” Москва Изд-во. “Пор” 2000г.
- “Методы обследования речи детей” под редакцией Г.В.Чиркиной Москва Изд-во “АРКТИ” 2003г.