Профессиональное самоопределение детей-сирот на "Неделе выпускника"

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема социальной адаптации существует у большинства выпускников школ, но для воспитанников детских домов эта проблема является ключевой. Во многом это зависит от профессионального самоопределения детей-сирот.

Первое, что мы сделали совместно с педагогами-психологами и социальными педагогами детских домов, - определили сформированность у воспитанников готовности к жизненному и профессиональному самоопределению. В этой работе приняли участие учащиеся 8, 9 и 11 классов.

Анализ полученных данных свидетельствует о качественном своеобразии направленности в каждой возрастной группе:

  • учащиеся 8-х классов при выборе профессии в основном опираются на интерес к выбираемой профессии, но их познавательные интересы, как правило, эпизодические, то есть возникают в определённой ситуации, например, под воздействием значимого человека или беседы с ним, но они почти всегда угасают, когда воспитанник получил сведения, удовлетворившие его эпизодический интерес;
  • у учащихся 9-х классов большую значимость приобретает желание быстрее стать самостоятельными, поэтому большая часть воспитанников предпочитает продолжать учиться в учреждениях начального профессионального образования;
  • у учащихся 11-х классов отношение к выбору профессии и способу её получения связано с другим образовательным уровнем, а также имеет более осмысленный характер и часто определяется желанием достичь в жизни достойного положения.

Предварительный анализ результатов указывает, что у некоторого числа воспитанников отсутствует желание ознакомиться с той или иной областью знаний, большая часть ориентирована на практические занятия в избранной области, а стремление к более углублённому познанию предмета своих интересов выражено у очень малой части выпускников.

В ходе этой работы мы увидели, что у воспитанников детских домов слабое представление о мире профессий, которое определяется, как правило, представителями тех, с которыми ребёнок сталкивается в детском доме, школе и т.д.

Индивидуальный выбор профессии очень сложен уже и в силу большого числа составляющих его элементов. Мотивы выбора профессии являются непосредственными побудителями, причинами выбора будущей работы, а, значит, жизненного пути.

Среди причин, определяющих установку на будущую работу, образование, на первом месте - интерес к выбранной профессии (55% от общего числа обследованных), на втором – полезность данной профессии (40%).

Наименьшее значение для них имеют:

  • условия труда (2,5%);
  • отсутствие большой ответственности (3%).

Мы понимаем, что стремление к самостоятельности является одной из особенностей ребёнка; у воспитанников детских домов эта потребность ещё выше. Поэтому для выпускников 9 и 11 классов мы в 2002 году в марте и ноябре провели “Неделю выпускника”, в ходе которой были проведены тренинги по повышению коммуникативных навыков, первичные групповые и индивидуальные профориентационные консультации. Выпускники 2003 года побывали в Автодорожном колледже и Педагогическом университете, встретились в Администрации Омской области с сотрудниками комитета по делам науки и высшей школы.

Цель такой работы - создать условия для развития личности каждого ребёнка путём вовлечения и глубокого погружения в проблему. Результатом этого является формирование индивидуального профплана и желание помочь себе самому в профессиональном самоопределении.

В ноябре 2003 года мы провели 3-ю “Неделю выпускника”. В ней приняли участие выпускники 2004 г., которые изъявили желание продолжить обучение в ССУЗах, ВУЗах.

Не секрет, что в учреждениях для детей-сирот большая часть детей выпускается после 9 класса и поступает в учреждения начального профессионального образования. “Неделя выпускника” позволяет расшатать стереотипы о том, что дети из детских домов могут учиться только в училище. Хотелось повысить мотивацию к обучению (включая и период после выпуска), чтобы дети в детских домах стали мечтать, задумываться о своём будущем.

Здесь представлены результаты, полученные в 2003 году на 3-ей “Неделе выпускника”.

Результаты, полученные по методикам ДДО (дифференциально-диагностический опросник) и ОПГ (опросник профессиональной готовности), указывают, что для выпускников 9 и 11 классов:

  • на первом месте профессии типа “Человек – человек”;
  • на втором и третьем – “Человек – знаковая система” и “Человек – техника”;
  • на четвёртом – “Человек – художественный образ”;
  • на пятом – “Человек – природа”.

По методике “Карта интересов” (рис.1) 80,7% всех выпускников имеют осознанную устойчивую мотивацию по получению избранной профессии. Соответственно, выпускники 9-х классов – 71,4%; выпускники 11-х классов – 91,6%.

Рис.1 Диаграмма результатов по “Карте интересов”

Как видно из полученных результатов, степень осознанности выбора устойчиво возрастает к 11 классу.

Результаты методики “Шифровка” (рис.2), дающей прогноз на способность к обучению, имеют следующие данные:

  • высокий уровень – у 40,4% выпускников;
  • выше среднего уровня – у 40,4% выпускников;
  • средний уровень – у 19,2% выпускников;
  • низкий уровень – 0%.

Рис.2 Результаты методики “Шифровка”

Анализ полученных данных даёт положительный прогноз на обучение по избранной профессии.

По результатам методики “Проба Лаччинза”:

  • высокая скорость переработки информации в единицу времени – у 63,46%;
  • невысокая скорость – у 25%, им необходима индивидуальная консультация психолога по выработке стиля деятельности и обучения;
  • не справились с методикой – 11,53% участников.

Результаты теста Мюнстерберга соответствую возрастной норме развития внимания, зрительного восприятия у 17,3%.

По методике “Неоконченное предложение” выпускникам было предложено закончить предложение: “Будущее - это …”:

  • у 80% ответ ориентирован на получение образования;
  • у 15% - ориентация на семью, дом;
  • у 5% - на понятия “завтрашний день”, “счастливое будущее”.

В качестве примеров приводим несколько ответов:

Бокалова Юлия, д.д.№ 10 г. Омска, 11 класс:

“Будущее - это то, что меня ожидает в дальнейшей жизни и которое я должна построить своими усилиями, чтобы получить хорошее и счастливое будущее”.

Филиппов Сергей, Артынский д.д., 11 класс:

“Будущее - это завтрашний день, в котором каждый человек должен быть уверен, а чтобы быть уверенным в завтрашнем дне, надо прилагать максимум усилий, тогда человек может сказать: “Я верю в своё будущее”.

Малый Иван, д.д.№ 4 г. Омска, 9 класс:

“Для меня будущее – это хорошее образование, хорошая престижная работа, благополучная семейная жизнь”.

Итогом “Недели выпускника” стала деловая игра по созданию портрета выпускника: было предложено в малых группах (7-10 человек) определить и проранжировать 10 самых важных качеств, которыми должен обладать выпускник. В результате коллективной работы всех групп были проранжированы следующие качества:

    1. терпение;
    2. целеустремлённость;
    3. трудолюбие, выносливость;
    4. общительность;
    5. интеллект, честность;
    6. доброта;
    7. работоспособность,

которые, по единодушному решению выпускников, являются наиболее важными и отражают ту программу, по которой выпускники должны работать.

Кто работает с детьми-сиротами, “узнают” в этом “портрете” своих ребят.

Полученные результаты, конечно, не дают представления о той радости, которую испытывают участники “Недели выпускника” от знакомства с ребятами из других детских домов, от общения (а ведь многие испытывают трудности в общении).

В первый день все участники заполняют анкету, где сообщают необходимые сведения о себе, о своих интересах и дают первичную информацию о мире профессий.

Для создания комфортного социально-психологического климата проводим тренинг первичных коммуникативных навыков, ориентированный на создание условий успеха. Он проводится на протяжении 3 – 4 дней.

В первые же три дня проводим исследование познавательных интересов в соответствии с задачами профориентации, профессиональную пригодность, по результатам проводим первичную профконсультацию (за день до окончания “Недели). Для решения определённых задач используем “Деловую игру”. Она обычно проводится в последний или предпоследний день, когда выпускники уже хорошо знакомы, когда снято напряжение. С помощью деловой игры ещё больше расширяется “репертуар” участников.

Учитывая возрастные и характерологические особенности воспитанников детских домов, программа строится на переключении деятельности, но без ущерба для результатов:

  • в утренние часы – исследования, после перерыва тренинг или деловая игра, или (обязательно!) посещение лучших учебных заведений города Омска;
  • первичные групповые и индивидуальные профконсультации.

За три года воспитанники детских домов ознакомились с Омским государственным аграрным университетом, педагогическим университетом, автотранспортным техникумом, педагогическим училищем № 1.

Выпускников 2004 года тепло принимали в университете путей сообщения, знакомили с учебными лабораториями, лекционными аудиториями. Приятно удивили организация и оснащение, а также возможности библиотеки. На память каждый участник “Недели” получил фотографию, а учреждение – видеохронику всех событий, мероприятий. А это и экскурсия в “жемчужину” Омской области – Ачаирский монастырь, посещение спектакля в Омском музыкальном театре, дискотека, просмотр представления в Омском цирке.

Каждый участник “Недели” получает полную консультацию по итогам исследования, справочник для поступающих и памятку выпускнику, которая им помогает решать многие вопросы на практике.

После такой совместной работы выпускники лучше узнают свои обязанности и права, всерьёз задумываются о том, где учиться.

“Неделя выпускника” проходит в ноябре, чтобы у ребят было время для более доскональной проработки своего образовательного маршрута, как основного, так и запасного, в котором им помогают администрация и педагогические коллективы детских домов.

В 2004 году не менее 60% участников 3-ей “Недели выпускника” поступили и успешно обучаются по избранным профессиям в ССУЗах и ВУЗах города Омска.

ЛИТЕРАТУРА

1. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Под ред. С.Беличевой. Консорциум “Социальное здоровье России”, 1996.
2. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. А.Крылова, Л., Изд-во ЛГУ, 1990.
3. Е.Ф.Рыбалко. Возрастная и дифференциальная психология, Л., Изд-во ЛТУ, 1990.