Заседание родительского клуба "Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей"

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Одной из актуальнейших проблем школы является проблема сотрудничества школы и семьи. В школах уже стало традицией проведение классных и общешкольных родительских собраний, заседаний классных и общешкольного родительских комитетов, которые направлены на повышение педагогической культуры родителей. Нам бы хотелось предложить вашему вниманию ещё одну форму родительского всеобуча- организация родительского клуба. Недавно состоялось очередное заседание родительского клуба, на которое были приглашены родители учащихся всех ступеней обучения. Ниже предлагается разработка этого мероприятия, в основе- разработка родительского собрания, которое предлагается в книге Пилипко “Психолог на родительском собрании”

Тема: “ Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей”

Цели:

  1. Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьёй:
  2. Раскрыть позицию школы: ответственность педагогов за развитие детей не является всеобъемлющей, часть её лежит на родителях.

Материалы: ручки, фломастеры, писчая бумага, цветная бумага, плакаты.

ХОД ЗАСЕДАНИЯ.

1. Вступительное слово.

Уважаемые родители, наша встреча сегодня повещена теме взаимодействия семьи и школы в воспитании детей. А что же такое воспитание? В это слово каждый из присутствующих вкладывает свой смысл. Так что же это такое?

Родители: “Воспитание- это взаимопонимание”.

Родители:  “Воспитание- формирование личности”

Этот же вопрос был задан учащимся 8-10 классов. Были получены вот такие ответы

Ученица 9 класса: “Воспитание- это формирование характера ребёнка (норм, правил, морали)

Ученица 11 класса: “Воспитание- это прежде всего любовь и понимание близких, основанная на личном опыте старших”.

Ученица 11 класса: “Воспитание формирование в человеке определенных норм морали, формирование восприятия окружающего мира, людей”

Как вы видите, были получены самые разнообразные ответы.

Воспитание-процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Вы доверяете нам самое дорогое — ваших детей. В школе дети проводят очень много времени. В течение дня дети общаются с различными взрослыми. Для нас очень важно понять, какую роль играют взрослые и в жизни детей, что они могут им дать.

Давайте вместе проанализируем, с кем же в течение дня общаются наши дети. Кто так или иначе оказывает воздействие на ребенка.

Родители называют, один из ведущих записывает на доске

зелёный цвет- школа, синий- дом, красный- улица:

Посмотрите, всех людей, можно условно разделить на 3 группы: дом ( семья), школа, и улица ( друзья).

На столах перед вами находятся по три цветных кружочка ,оцените в процентах, как оказывает влияние школа, семья и улица, условно их сумма 100%. Согласно полученным данным, по вашему мнению, на формирование личности влияют 45%- семья, 15%- улица, 40%- школа.

А теперь давайте, сравним с теми данными, которые мы получили, проводя анонимное анкетирование среди детей. По мнению детей на формирование личности 55% оказывает семья, 21%- улица, 24%- школа.

2. Ролевая игра.

Мы хотим предложить вам игру, в ходе которой можно было бы сформулировать представления о роли каждой категории в жизни ребенка. Родители условно разделяются на три группы “Родители”, “Школа”, “Улица” И с позиции той группы, где вы оказались, подумайте и напишите на бумаге то, как оказывает влияние та или иная группа, что может дать хорошего или плохого в формировании личности ребёнка. 5-7 минут.

Давайте, ознакомимся с результатами вашей работы. Каждая группа зачитывает то, что у вас получилось. Одновременно ответы фиксируются на ватмане.

Семья

Положительное

Отрицательное

  • личный пример
  • здоровый образ жизни
  • занятия спортом вместе с ребенком
  • расширение кругозора (совместное посещение музеев, выставок и т.д.)
  • развитие ситуации успеха ( похвала, поддержка)
  • индивидуальный подход к ребёнку
  • добрые отношения в семье
  • главное: любить ребёнка только за то, что он Ваш ребёнок
  • личный пример
  • вредные привычки
  • неуважение друг к другу, грубость, ссоры
  • физическое воздействие
  • психическое насилие
  • игнорирование ребёнка, как личности

Школа

  • знания
  • эстетическое развитие
  • физическая подготовка
  • патриотические чувства
  • формирование личностных качеств
  • общественные навыки
  • формирование жизненной позиции
  • развитие индивидуальных способностей
  • развитие коммуникативности
  • формирование личностных качеств (отрицательных)

Улица

  • общение
  • физическое развитие (развивает свободу действия)
  • познание мира
  • развитие коммуникативных навыков
  • охрана природы
  • интеллектуальное развитие
  • развитие эстетических качеств
  • закалка характера
  • плохое влияние
  • вредные привычки
  • отсутствие контроля со стороны взрослых
  • повышенный травматизм
  • нерациональное использование времени
  • пагубное воздействие на природу

Сравнивая ответы, мы можем выделить то, что объединяет группы.

Но есть и то, что ребёнок может получить только в школе, дома или на улице и чтобы победить улицу нам с вами просто необходимо объединиться.

Важное учитывать и то, как проходит процесс воспитания, как оказывается воздействие на ребенка. В заключении мы хотим предложить вашему вниманию философскую сказку, которая покажет в аллегорической форме как происходит воздействие на ребенка и какой метод наиболее эффективны.

3. Сказка.  «Фиолетовый котенок»

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.

— Ну что мне с ним делать? — Кошка всплескивала лапами. — Ведь хороший, умный котенок, а тут — ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши — нивкакую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?

—Да что с ним цацкаться? — рычал кабан.

—Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты — все котята как котята, а этому лунный свет подавай!

— Он просто глупый, — каркала ворона.

—Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет — его из солнечного света не вытащишь!

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.

Луна была большая, белая, яркая.

— Милый котенок, — говорила Луна, — а почему ты фиолетовый?

— А как бывает еще? —удивлялся котенок.

— У меня есть брат, — сказала. Луна, —

он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?

— Он похож на тебя7 Конечно, хочу.

— Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.

Ранним утром котенок увидел Солнце.

— Ух, какой ты теплый! — воскликнул котенок. —А я знаю твою сестру Луну!

— Передай ей привет, — сказал Солнце, — когда встретишь. А то мы редко видимся.

— Конечно, передам.

Фиолетовый котенок теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной.

Ну и что?

Эта сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона —это обычные методы воспитания. Это, в сущности, вина, угроза и насмешка. А Луна — это символ веры. Она не воспитывает котенка, а расширяет его мир.

4. Заключение.

В заключение нам бы хотелось узнать ваше мнение по поводу нашей встречи.

Напишите, что вам показалось интересным, и какие методы взаимодействия вы хотели бы предложить, ведь известно, что воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последнее приобретено ценою большого труда, в случае же неудачи, горе несравнимо ни с каким другим.

В заключение родители высказали следующие пожелания и мнения:

- Предлагаю создать “телефон доверия” и на другом конце провода- психолог, соцпедагог или педагог, владеющий общей ситуацией в школе.

- Встреча заставила задуматься о многом.

- Заседание неофициальное, раскрепощенное.

- Больше проводить ролевые игры совместно с детьми.

- Очень интересно, очень полезно.

- Почаще проводить такие заседания.

- Предлагаю создать клуб “Искусство воспитывать”.

- Заседание прошло продуктивно. Хотелось бы расширить круг общения, привлечь большее количество родителей. Предлагаю проводить театрализованное разыгрывание ситуаций и обсуждение.

- Очень интересная ролевая игра, хотелось бы при других встречах попробовать ещё что- то подобное. и.т.д.

Главным результатом встречи явилось то, что ни один человек не ушёл равнодушным.