Пояснительная записка
Обучение в нашей школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Недостаточно внимания уделяется на развитие продуктивного мышления и личности ребят, создание условий для активизации их творческого отношения к учению. В процессе деятельности учащихся по усвоению готовых знаний и воспроизведению заданных действий у них закрепляются лишь репродуктивное мышление и память. Школьники привыкают к исполнительской деятельности. Не создается условий для развития продуктивного мышления и инициативной, социально-активной личности детей.
Необходимо отметить также и тот факт, что традиционная классно-урочная организация обучения в школе порой несет на себе печать монотонности и однообразия.
Чаще на уроках повторяется одно и то же: проверка домашнего задания, опрос, контрольные работы, объяснение нового учебного материала. Монотонность обучения является одной из основных причин снижения мотивации к учению у школьников. Необходимо оживить и разнообразить школьную жизнь детей, внедрить нетрадиционные и активные методы обучения.
Мы предлагаем учителям комплекс развивающих интеллектуальных игр, которые могли быть использованы на уроках в средних классах.
Комплекс интеллектуальных игр, представленных в данной программе, могут быть полезными для подростков, испытывающих трудности в учении: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи. Применение интеллектуальных игр может помочь в следующих случаях:
- для снятия усталости учащихся и разрядки на уроке;
- для активизации учебной работы в классе, повышении активности и инициативы;
- для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе;
- для улучшения взаимоотношений учителя с классом;
- для укрепления взаимоотношений ребят друг с другом, развития дружбы и взаимопомощи в классе.
Организация игр в средних классах. Если игровые упражнения организуются для разрядки в течение урока, то участвует весь класс: длительность игры 5-7 мин: в одном игровом эпизоде могут быть использованы 1-2 игровых упражнения из предлагаемого комплекса. Частота игровых занятий – 1-2 раза в неделю.
На этапе общего обсуждения учитель вместе с ребятами анализирует свои собственные действия и решения, оценивают успешность игры, вспоминают наиболее интересные и живые игровые моменты. Организация второго этапа игры позволяет осмыслить полученный интеллектуальный опыт, выявить и закрепить эффективные способы мыслительной деятельности. На общем обсуждении очень полезно показать различия в стиле мышления ребят. Так, один ученик склонен к четкому, строго логизированному мышлению, другой – эвристичен, непредсказуем и эмоционален, третий – медленно, но глубоко мыслит, четвертый – мгновенно схватывает, но думает поверхностно и торопливо, пятый – выделяет суть и т. п. Важно организовать взаимообмен разными стилями мышления, за счет чего расширяется интеллектуальный диапазон каждого участника, укрепляются сильные стороны его мышления и выравниваются слабые. Через сопоставление с другими участниками игры ученик начинает лучше понимать самого себя.
Несколько советов:
- Все ответы ребят, даже самые неожиданные, непривычные и странные, есть ответы правильные. Вообще, на игре не существует правильных, или неправильных ответов, хорошо то, что оригинально и нестандартно.
- Поддерживайте у учащихся стремление к поиску новых и эвристичных ответов.
- На игровых занятиях обязательно давайте эмоциональные подкрепления.
- Атмосфера в игровой группе должна быть эмоционально положительной.
Данная программа направлена на коррекцию вербального интеллекта, формального интеллекта, абстрактно-логического мышления и в целом общего интеллекта.
Под общим интеллектом понимается умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения.
Формальный интеллект – это способность к интеллектуальной деятельности.
Вербальный интеллект – это способность к вербальному мысленному анализу и синтезу, к решению вербальных задач на определение понятий установлению словесных сходств и различий, доказательство и т. д.
Абстрактно-логическое мышление – это способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности.
Уровень вербального интеллекта определяет успешность обучения по всем предметам и , в первую очередь, гуманитарным.
Уровень абстрактно-логического мышления определяет успешность обучения по предметам естественно-гуманитарного и физико-математического циклов.
Уровень формального интеллекта определяет успешность обучения точным предметам.
Коррекционная программа рассчитана на 15 занятий.
Коррекционные игры.
Занятие 1. Три слова.
Цели:
- развитие вербального мышления, его скорости, гибкости;
- азвитие способности оперировать образами и понятиями.
Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.
1 вариант: озеро, медведь, карандаш.
2 вариант: улица, книга, фартук.
Игру можно усложнить, если предложения будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ
Занятие 2. Поиск нового.
Цели:
- развитие вербального интеллекта;
- развитие способности к анализу, конкретизации, установлению сходства.
Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков Стандартные ответы заключаются в себе указание на внешние характеристики. Вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков.
1 вариант: тарелка, лодка.
2 вариант: солнце, рубашка.
Примеры нестандартных ответов по варианту 1: лодка и тарелка имеют углубление; в лодку и тарелку можно налить жидкость. Пример оригинальных ответов: лодка и тарелка – изделия человеческих рук; лодка и тарелка могут держаться на поверхности воды.
Занятие 3. Поиск аналогов.
Цели:
- развитие вербального мышления;
- формировние способности давать определение понятий, умение производить доказательство.
Называется какой-либо предмет. Необходимо найти как можно больше предметов, сходных с ним по различным признакам. Можно систематизировать признаки на основе общего применения: материала, из которого изготовлены предметы: отнесения предметов к одному классу и т. п.
1 вариант: вертолет.
2 вариант: кукла.
Пример по варианту 2: кукла – погремушка, плюшевый мишка; кукла – чашка; кукла – телефон.
Для развития речи школьников полезно предложить им описать названные предметы или придумать маленькие рассказы, в которых эти предметы будут задействованы в главных ролях.
Занятие 4. Поиск противоположных предметов.
Цели:
- развитие вербального и абстрактно-логического мышления;
- развитие способности устанавливать различия, оперировать мысленно образами и понятиями.
Предлагается слово, обозначающее предмет. Необходимо назвать как можно больше предметов, противоположных первому назначению: внешнему виду, существенным признакам, материалу, из которого изготовлен предмет.
1 вариант: дом.
2 вариант: человек.
Например, по варианту 2 к слову человек подбираются такие слова, как животное, камень и указать по какому критерию.
Занятие 5. Способы применения предмета.
Цели:
- развитие вербального и абстрактно-логического мышления;
- формирование способности к мысленному анализу и синтезу.
Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Причем, можно называть способы, взятые из реальной жизни и способы придуманные.
1 вариант: книга.
2 вариант: помидор.
Например, по варианту. 2 могут быть названы способы из реальной жизни: помидор можно скушать, сделать из него салат, добавить в борщ. Из фантастических способов: из огромного помидора можно сделать жилище; засушить помидор и сделать шляпу. Можно предложить игрокам описать ситуацию, возникающую при реализации фантастического способа применения.
Занятие 6. Ситуация.
Цели:
- развитие вербального интеллекта;
- развитие способности к вербальному анализу , умению осуществлять доказательство.
Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать причины ее возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия.
1 вариант: вернувшись из магазина, ты обнаружил, что дверь твоей квартиры распахнута...
2 вариант: когда Гена шел по темному лесу, вдруг впереди он увидел яркий свет...
Например, по варианту 2 могут быть придуманы следующие причины: на лесную поляну села летающая тарелка, впереди в лесу был пожар, в лесу горел костер, впереди всходило солнце и др.
Занятие 7. Сокращение.
Цель: развитие вербального интеллекта.
Зачитывается рассказ объемом 10-15 предложений. Участники игры должны передать его содержание своими словами, используя 2-3 фразы. Необходимо сохранить самое существенное. К одному рассказу может быть придумано 3-5 сокращенных вариантов.
Занятие 8. Количественные отношения.
Цель: развитие формального интеллекта.
Детям предъявляется ряд однотипных логических задач. Нужно сделать умозаключение и определить отношение двух величин, например,
А больше Б в 9 раз ;
Б меньше В в 4 раза
определить, что больше – А или В? Ясно, что А больше В ( это видно из того, что если А = 9, то Б = 1, если Б = 1, то В = 4. Следовательно, А = 9 больше В = 4).
1. А больше В в 9 раз Б меньше В в 4 раза В А |
2. А меньше Б в 3 раза Б больше В в 4 раза В А |
Задание выполняется в течение 5 минут.
Занятие 9. Изменение привычных временных связей:
Цели:
- развитие вербального и абстрактно-логического мышления;
- формирование способности производить синтез, анализ, установление сходства и различий.
Данный вид упражнения направлен на развитие гибкости мышления. Развить умение оперировать образами и понятиями.
- Прием отчленения одного из явлений от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т. д. И описать, что это значит – выстрел).
- Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный (обратный, например, гром – молния).
- Прием редкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человек настоящего и будущего).
- Прием перемещения вдоль всей временной оси существования некоторого предмета (например, телевизор – его роль в настоящем, изменение в будущем, прототипы в прошлом).
Занятие 10. Изменение привычных пространственных связей.
Цели:
- развитие гибкости мышления;
- развитие абстрактно-логического и вербального мышления.
- Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль – на/под – дорога – надо описать).
- Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травинка – авторучка, ягода – картина и пр.).
- Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).
Занятие 11. Изменение привычных связей общности.
Цели:
- развитие вербального и абстрактно-логического мышления;
- развитие способности к синтезу и анализу, способность выявлять общее.
- Прием логического вычитания из объектов общностного признака (из объектов “земля” и “мяч” логически вычитывается признак “круглость” – плоская земля и что на ней происходит).
- Прием усиления связей по общности (или действия) между первоначально разнородными объектами. Требуется довести их до взаимопревращения, найти пути сближения: “дождь” и “ракета” – падают на землю. Разложить воду на кислород и водород – топливо для ракеты.
- Прием замены привычных отношений на прямо противоположные (например: дым полезнее чистого воздуха).
Занятие 12. Изменение привычных связей преобразования действий.
Цель: развитие вербального и абстрактно-логического мышления.
- Прием отчленения действий: лишение объекта возможности производить привычные, преобразования (автомобиль, который ничего не перевозит, груз, который ничего не весит, пища которой не насытишься).
- Прием получения некоторого результата без привычного источника действий ( дом построен без строителей, концерт без артистов)
- Прием блокирования ожидаемого результата в привычной структуре действия (машина перевозит человека, но он остается на том же месте.)
- Прием изменения привычного направления действия (дым ядовит для человека, человек ядовит для дыма или холод прячется от человека)
Занятие 13. Изменение привычных временных связей.
Цели:
- развитие вербального и абстрактно-логического мышления;
- формирование способности производить синтез, анализ, установление сходства и различий.
Данный вид упражнения направлен на развитие гибкости мышления. Развить умение оперировать образами и понятиями.
- Прием отчленения одного из явлений от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т. д. И описать, что это значит – выстрел).
- Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный ( обратный, например, гром – молния).
- Прием редкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями (например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человек настоящего и будущего).
Занятие 14. Изменение привычных пространственных связей.
Цели:
- развитие гибкости мышления;
- развитие абстрактно-логического и вербального мышления.
- Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль – на/под – дорога – надо описать).
- Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травинка – авторучка, ягода – картина и пр.).
- Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).
Занятие 15. Опечатка.
Цель: развитие критичности мышления.
В тексте допущена опечатка – пропущено одно слово. Из-за этого одно из предложений противоречит смыслу всего текста. Найдите это предложение и исправьте опечатку.
Литература.
1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб: Питер Ком, 1999, 368 с.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – Санкт-Петербург, 2000, 193 с.
3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома – М., 1993, 117-128 с.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании – М.,1995, 423-466 с.