Программа психолого-педагогического сопровождения семьи и личности в условиях детского дома

Разделы: Школьная психологическая служба


Обоснование.

Лишение ребёнка семьи в силу различных обстоятельств, помещение его в детский дом зачастую приводит к негативной ситуации его развития и социальной дезадаптации. Одной из причин этого является то, что у ребёнка появляется причина не доверять окружающим людям, или “базовое недоверие к миру”. Помещение ребёнка в детский дом является для него периодом жизненного кризиса, в течение которого свойственно искажение самосознания: представлений о себе, об окружающем мире в целом. В качестве психологической защиты “включается” множество моделей негативного поведения, но первопричина, прежде всего – недоверие, порождающее отчуждение, враждебность, страх и др.

В данный период жизненного кризиса для ребёнка очень важно иметь рядом близких из “прошлой” жизни или человека, способного понять и помочь справиться с трудностями адаптации. Поэтому наиболее важной задачей в условиях детского дома становится объединение детей с родственными связями в семейные группы и группы по типу социальной семьи.

Данная программа разработана как психологическое сопровождение программы воспитания и развития детей в семейных группах.

Объектом сопровождения выступает образовательный процесс; предметом деятельности является ситуация развития ребёнка и семьи как система отношений ребёнка и семьи: с миром, с окружающими, с самим собой. Реализует и координирует сопровождение педагог-психолог.

Особенности воспитанников детских домов, обусловленные отсутствием семейного воспитания:

- недоразвитие эмоционально-волевой сферы;

- в общении: поверхностность контактов, сниженная инициативность, ослабленная чувствительность к оттенкам поведения взрослых и сверстников, бедность арсеналов средств общения;

- снижение способности к сопереживанию, нетерпимость к недостаткам окружающих людей;

- неадекватная самооценка;

- отсутствие мотивации достижения; проявление иждивенческой позиции по отношению к миру;

- искажение развития половой идентификации;

- идеализация взаимоотношений в семье, образа семьянина, с одной стороны, и расплывчатость этого образа, ненаполненность конкретными бытовыми деталями, с другой;

- искажение образа-Я, неумение осознавать социальные роли мужчины и женщины, социальная дезадаптация.

Принципы реализации программы:

- гуманное отношение к семье, каждому её члену и вера в их силы;

- квалифицированная помощь и поддержка естественного развития;

- признание приоритета потребностей каждой личности и семьи, целей и ценностей их развития;

- признание автономности и независимости каждого члена семьи.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для восстановления связей с миром людей через поиск скрытых ресурсов личности и семьи, опору на их собственные возможности.

Задачи:

  1. Выявление и предупреждение психологических проблем, препятствующих адекватной социальной адаптации членов семей.
  2. Психолого-педагогическая коррекция психологических травм детства.
  3. Создание условий для адекватной половой идентификации.
  4. Помощь (содействие) ребёнку и семье в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, выбор образовательного профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы общения.
  5. Создание условий для осознания и принятия ребёнком социальной роли семьянина, определения своего личного образа-Я в условиях конкретной семьи, овладение навыками семейного взаимодействия.
  6. Психологическое обеспечение программы воспитания и обучения детей в семейных группах.
  7. Развитие психолого-педагогической компетенции (психологической культуры) педагогического коллектива.

Направления работы:

- Профилактика.

- Диагностика (индивидуальная и групповая).

- Консультирование (индивидуальное и групповое).

- Развивающая работа (индивидуальная и групповая).

- Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).

- Психологическое просвещение.

- Экспертиза (образовательных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов).

Формы работы:

- индивидуальная;

- подгруппами (по 5 – 6 человек);

- групповая.

Условия проведения:

Программа рассчитана на следующие категории участников:

  1. Воспитанники семейных групп младшего школьного возраста.
  2. Воспитанники семейных групп среднего школьного возраста.
  3. Воспитанники семейных групп подросткового возраста.
  4. Педагогический коллектив детского дома.
  5. Члены семей без учёта возраста.

Условия проведения индивидуальной, коррекционно-развивающей, профилактической, консультационной работы определяются в индивидуальном порядке по результатам обследования или по запросу ребёнка, педагогов, администрации.

Групповые формы работы проводятся в соответствии с тематическим планом программы психолого-педагогического сопровождения.

Методическое обеспечение:

Диагностическое:

- социометрия межличностных отношений детей в группах;

- “20 позиций Куна”: изучение социально-психологического статуса и уровня социальной адаптации (референтометрия);

- “Три оценки” А.И.Липкиной (изучение уровня самооценки и уровня притязаний);

- “Ценностные ориентации” М.Рокич;

- проективные методики: “Рисунок семьи”; “ДДЧ”; “Несуществующее животное”, тест Люшера и др.;

- “Шкала тревожности”;

- многофакторный личностный опросник Кеттела;

- опросник Айзенка;

- патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко;

- вопросник Басса – Дарки: диагностика состояния агрессии;

- тест вербального интеллекта А.С.Галанова;

- тест интеллекта, свободного от влияния культуры (А.С.Галанов);

- психологическое обследование младших школьников (А.А.Венгер);

- психолого-педагогическое обследование детей (С.Д.Забрамная, О.В.Боровик);

- опросник профессиональных предпочтений (Д.Голланд);

- “Профессиональная готовность” (А.П.Чернявская).

Методы и приёмы коррекционно-развивающей и профилактической работы:

- психогимнастика;

- арт-терапия;

- сказкотерапия;

- песочная терапия;

- тренинги (социальные, профориентационные, психологические);

- проективные методы;

- игровая терапия;

- телесно-ориентированная терапия;

- психолого-педагогические развивающие игры и упражнения.

Примерная структура групповых занятий:

  1. Приветствие.
  2. Разминка.
  3. Коррекционно-развивающий блок.
  4. Рефлексия.
  5. Прощание.

Тематический план групповых занятий.

Младший школьный возраст:

  1. Развитие эмоциональной сферы:
  2. Блок занятий “Наши чувства”. Тематика: “Радость”; “Удивление”; “Интерес”; “Гордость”; “Печаль и страдание”; “Пренебрежение, отвращение”; “Гнев”; “Вина и стыд”; “Страх”; “Определитель настроения”; “Выходы из конфликтов”.

  3. Гендерное развитие: знакомство детей с мужскими и женскими социальными ролями,   развитие навыков сотрудничества, взаимного уважения.Занятия: “Девочки и мальчики”; “Периоды жизни человека”; “Мужские и женские роли в семье и обществе”; “Как решают проблемы мальчики?”; “Как решают проблемы девочки?”.

Средний школьный возраст:

  1. Развитие навыков самопознания: осознание своей автономности, половая идентификация, образ-Я. Тематика: “Кто я?”; “Мой характер”; “Мои эмоции и чувства”; “Самооценка”; “Каким меня видят люди”; “Мой темперамент”; “Мои познавательные способности”; “Мои интересы”; “Жизненные ценности”; итоговое: “Какой я?”.
  2. Гендерное развитие: Занятия: “Юноша и девушка”; “Проблемы взаимодействия полов”; “Нужны ли уступки?”; “Взаимодействие членов семей”; “Что ценят в девочках мальчики?”; “Что ценят в мальчиках девочки?”; “Образ семьи”.

Подростковый возраст:

  1. Самопознание и саморазвитие: “Трудности подросткового возраста”; “Ценности людей и законы общества”; “За маской трудного подростка”; “Я и мир вокруг меня”; “Помоги себе сам”; “Каким я вижу себя и каким меня видят другие”; “Трудное слово – нет”; “Как сделать выбор?”; “Выход из конфликтов”.
  2. Гендерное развитие: Знакомство с половозрастными и психологическими особенностями своего пола (подгруппы девушек и подгруппы юношей с участием врача); продолжение знакомства с социальными ролями мужчины и женщины; развитие навыков взаимодействия, формирование потребности в здоровом образе жизни. Тематика занятий определена в соответствии с обозначенными задачами.
  3. Профориентация: “Проектирование будущего”; “Профессии членов моей семьи”; профориентационные тренинги.

Консультации для педагогов:

  1. “Психологические особенности воспитанников”. По результатам обследования.
  2. Особенности половой идентификации детей младшего школьного возраста.
  3. Особенности половой идентификации детей среднего школьного возраста.
  4. Особенности половой идентификации подростков.
  5. Особенности развития образа семьи у воспитанников детского дома.

Гармонизация внутрисемейных отношений.

Занятия проводятся с подгруппами: одна или несколько семей.

Встреча 1.

  1. Приветствие. Выбор ритуала приветствия.
  2. Разминка. “Меняются местами те,…”.
  3. Введение в цели и задачи совместной работы. Определение правил участников тренинга.
  4. Рефлексия.
  5. Прощание. Выбор ритуала.

Встреча 2.

  1. Приветствие.
  2. Разминка. “Моя фамилия”: членам семей предлагается представить запоминающееся представление своей фамилии с помощью мимики, пантомимы, небольшого этюда и т.д. После представления всей группе даётся задание воспроизвести наиболее запомнившиеся представления. Упражнение направлено на сплочение членов семей, выработку приёмов эффективного взаимодействия.
  3. Проективная методика “Рисунок семьи”. Задание выполняется индивидуально каждым участником группы. Затем ребята представляют свои рисунки.
    Вопросы для обсуждения:
    - Кто изображён на рисунке?
    - Где ты нарисовал себя и почему?
    - Здесь изображены все члены твоей семьи? Если – нет, ребёнок по желанию может объяснить причину.
    - Обсуждение цветовой гаммы рисунков.
  4. Рефлексия.
  5. Прощание.

Встреча 3.

  1. Приветствие.
  2. Разминка. “Моё имя”: каждому члену группы предлагается самостоятельно представить своё имя (по типу упражнения “Моя фамилия”). Направлено на развитие автономности, толерантности, умения понимать друг друга.
  3. Проективная методика “Рисунок самого близкого мне человека (людей)”. Работа проводится по схеме предыдущего занятия.
  4. Рефлексия.
  5. Прощание.

Встреча 4.

  1. Приветствие.
  2. Разминка. “Меняются местами семьи, которые…”. Развитие навыков эффективного взаимодействия.
  3. Проективная методика “Дом для нашей семьи”. Групповой рисунок. Членам семей предлагается на листе ватмана нарисовать общий рисунок по заданной теме. Работа выполняется одновременно всеми членами семьи. Цель: развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, умения понимать и принимать друг друга.
  4. Рефлексия.
  5. Прощание.

Встреча 5.

  1. Приветствие.
  2. Разминка. “Черепаха”: членам семей предлагается в медленном темпе пройти расстояние от одной стены зала до другой. Двигаться члены семей должны согласованно и одновременно, не обгоняя и не останавливаясь. Противоположной стены все должны достичь одновременно.
  3. Сказкотерапия. Сочинение сказок по заданным словам: дом, семья, тепло, любовь, невзгоды, однажды, крепкий (-ая, -ое), ответственность, помощь. Могут быть использованы другие слова в зависимости от ситуации развития семьи. Заданная последовательность слов необязательна. Если позволяет время, можно предложить ребятам инсценировать сказки, или проиллюстрировать их.
  4. Рефлексия.
  5. Прощание.

Встреча 6.

  1. Приветствие.
  2. Разминка. “Лепка с завязанными глазами”: членам семей предлагается с завязанными глазами выполнить, не договариваясь заранее любую поделку из пластилина. Работа передаётся друг другу по команде ведущего, ребёнок должен наощупь понять, что начал лепить предыдущий участник и продолжить работу. Разговоры во время выполнения задания запрещены. Цель: развитие взаимопонимания, навыков эффективного взаимодействия.
  3. Песочная терапия. Организация совместной сюжетно-ролевой игры с песком, мелкими игрушками на тему “Один день из жизни нашей семьи”.
  4. Рефлексия.
  5. Прощание.

Встреча 7.

  1. Приветствие.
  2. Разминка. “Поздравление для родного человека”. Детям предлагается продумать поздравление с любым праздником для участвующих в тренинге членов семей. Цель: учить вербально выражать чувство эмпатии близким людям.
  3. Работа подгруппами: “Составление генеалогического дерева” (необходима предварительная работа с детьми, специалистами, документами по выявлению родственных связей). Если в предварительной работе связей не выявлено, детям предлагается выполнить коллаж “Моя семья”.
  4. Рефлексия.
  5. Прощание.

Критерии результативности психологического сопровождения:

Оценка результативности производится диагностическими методами. В начале и в конце каждого учебного года проводится исследование уровня развития качеств личности детей, которое позволяет наблюдать развитие в динамике. Перечень диагностических методик приведён выше.