Обоснование.
Лишение ребёнка семьи в силу различных обстоятельств, помещение его в детский дом зачастую приводит к негативной ситуации его развития и социальной дезадаптации. Одной из причин этого является то, что у ребёнка появляется причина не доверять окружающим людям, или “базовое недоверие к миру”. Помещение ребёнка в детский дом является для него периодом жизненного кризиса, в течение которого свойственно искажение самосознания: представлений о себе, об окружающем мире в целом. В качестве психологической защиты “включается” множество моделей негативного поведения, но первопричина, прежде всего – недоверие, порождающее отчуждение, враждебность, страх и др.
В данный период жизненного кризиса для ребёнка очень важно иметь рядом близких из “прошлой” жизни или человека, способного понять и помочь справиться с трудностями адаптации. Поэтому наиболее важной задачей в условиях детского дома становится объединение детей с родственными связями в семейные группы и группы по типу социальной семьи.
Данная программа разработана как психологическое сопровождение программы воспитания и развития детей в семейных группах.
Объектом сопровождения выступает образовательный процесс; предметом деятельности является ситуация развития ребёнка и семьи как система отношений ребёнка и семьи: с миром, с окружающими, с самим собой. Реализует и координирует сопровождение педагог-психолог.
Особенности воспитанников детских домов, обусловленные отсутствием семейного воспитания:
- недоразвитие эмоционально-волевой сферы;
- в общении: поверхностность контактов, сниженная инициативность, ослабленная чувствительность к оттенкам поведения взрослых и сверстников, бедность арсеналов средств общения;
- снижение способности к сопереживанию, нетерпимость к недостаткам окружающих людей;
- неадекватная самооценка;
- отсутствие мотивации достижения; проявление иждивенческой позиции по отношению к миру;
- искажение развития половой идентификации;
- идеализация взаимоотношений в семье, образа семьянина, с одной стороны, и расплывчатость этого образа, ненаполненность конкретными бытовыми деталями, с другой;
- искажение образа-Я, неумение осознавать социальные роли мужчины и женщины, социальная дезадаптация.
Принципы реализации программы:
- гуманное отношение к семье, каждому её члену и вера в их силы;
- квалифицированная помощь и поддержка естественного развития;
- признание приоритета потребностей каждой личности и семьи, целей и ценностей их развития;
- признание автономности и независимости каждого члена семьи.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для восстановления связей с миром людей через поиск скрытых ресурсов личности и семьи, опору на их собственные возможности.
Задачи:
- Выявление и предупреждение психологических проблем, препятствующих адекватной социальной адаптации членов семей.
- Психолого-педагогическая коррекция психологических травм детства.
- Создание условий для адекватной половой идентификации.
- Помощь (содействие) ребёнку и семье в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, выбор образовательного профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы общения.
- Создание условий для осознания и принятия ребёнком социальной роли семьянина, определения своего личного образа-Я в условиях конкретной семьи, овладение навыками семейного взаимодействия.
- Психологическое обеспечение программы воспитания и обучения детей в семейных группах.
- Развитие психолого-педагогической компетенции (психологической культуры) педагогического коллектива.
Направления работы:
- Профилактика.
- Диагностика (индивидуальная и групповая).
- Консультирование (индивидуальное и групповое).
- Развивающая работа (индивидуальная и групповая).
- Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
- Психологическое просвещение.
- Экспертиза (образовательных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов).
Формы работы:
- индивидуальная;
- подгруппами (по 5 – 6 человек);
- групповая.
Условия проведения:
Программа рассчитана на следующие категории участников:
- Воспитанники семейных групп младшего школьного возраста.
- Воспитанники семейных групп среднего школьного возраста.
- Воспитанники семейных групп подросткового возраста.
- Педагогический коллектив детского дома.
- Члены семей без учёта возраста.
Условия проведения индивидуальной, коррекционно-развивающей, профилактической, консультационной работы определяются в индивидуальном порядке по результатам обследования или по запросу ребёнка, педагогов, администрации.
Групповые формы работы проводятся в соответствии с тематическим планом программы психолого-педагогического сопровождения.
Методическое обеспечение:
Диагностическое:
- социометрия межличностных отношений детей в группах;
- “20 позиций Куна”: изучение социально-психологического статуса и уровня социальной адаптации (референтометрия);
- “Три оценки” А.И.Липкиной (изучение уровня самооценки и уровня притязаний);
- “Ценностные ориентации” М.Рокич;
- проективные методики: “Рисунок семьи”; “ДДЧ”; “Несуществующее животное”, тест Люшера и др.;
- “Шкала тревожности”;
- многофакторный личностный опросник Кеттела;
- опросник Айзенка;
- патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко;
- вопросник Басса – Дарки: диагностика состояния агрессии;
- тест вербального интеллекта А.С.Галанова;
- тест интеллекта, свободного от влияния культуры (А.С.Галанов);
- психологическое обследование младших школьников (А.А.Венгер);
- психолого-педагогическое обследование детей (С.Д.Забрамная, О.В.Боровик);
- опросник профессиональных предпочтений (Д.Голланд);
- “Профессиональная готовность” (А.П.Чернявская).
Методы и приёмы коррекционно-развивающей и профилактической работы:
- психогимнастика;
- арт-терапия;
- сказкотерапия;
- песочная терапия;
- тренинги (социальные, профориентационные, психологические);
- проективные методы;
- игровая терапия;
- телесно-ориентированная терапия;
- психолого-педагогические развивающие игры и упражнения.
Примерная структура групповых занятий:
- Приветствие.
- Разминка.
- Коррекционно-развивающий блок.
- Рефлексия.
- Прощание.
Тематический план групповых занятий.
Младший школьный возраст:
- Развитие эмоциональной сферы:
- Гендерное развитие: знакомство детей с мужскими и женскими социальными ролями, развитие навыков сотрудничества, взаимного уважения.Занятия: “Девочки и мальчики”; “Периоды жизни человека”; “Мужские и женские роли в семье и обществе”; “Как решают проблемы мальчики?”; “Как решают проблемы девочки?”.
Блок занятий “Наши чувства”. Тематика: “Радость”; “Удивление”; “Интерес”; “Гордость”; “Печаль и страдание”; “Пренебрежение, отвращение”; “Гнев”; “Вина и стыд”; “Страх”; “Определитель настроения”; “Выходы из конфликтов”.
Средний школьный возраст:
- Развитие навыков самопознания: осознание своей автономности, половая идентификация, образ-Я. Тематика: “Кто я?”; “Мой характер”; “Мои эмоции и чувства”; “Самооценка”; “Каким меня видят люди”; “Мой темперамент”; “Мои познавательные способности”; “Мои интересы”; “Жизненные ценности”; итоговое: “Какой я?”.
- Гендерное развитие: Занятия: “Юноша и девушка”; “Проблемы взаимодействия полов”; “Нужны ли уступки?”; “Взаимодействие членов семей”; “Что ценят в девочках мальчики?”; “Что ценят в мальчиках девочки?”; “Образ семьи”.
Подростковый возраст:
- Самопознание и саморазвитие: “Трудности подросткового возраста”; “Ценности людей и законы общества”; “За маской трудного подростка”; “Я и мир вокруг меня”; “Помоги себе сам”; “Каким я вижу себя и каким меня видят другие”; “Трудное слово – нет”; “Как сделать выбор?”; “Выход из конфликтов”.
- Гендерное развитие: Знакомство с половозрастными и психологическими особенностями своего пола (подгруппы девушек и подгруппы юношей с участием врача); продолжение знакомства с социальными ролями мужчины и женщины; развитие навыков взаимодействия, формирование потребности в здоровом образе жизни. Тематика занятий определена в соответствии с обозначенными задачами.
- Профориентация: “Проектирование будущего”; “Профессии членов моей семьи”; профориентационные тренинги.
Консультации для педагогов:
- “Психологические особенности воспитанников”. По результатам обследования.
- Особенности половой идентификации детей младшего школьного возраста.
- Особенности половой идентификации детей среднего школьного возраста.
- Особенности половой идентификации подростков.
- Особенности развития образа семьи у воспитанников детского дома.
Гармонизация внутрисемейных отношений.
Занятия проводятся с подгруппами: одна или несколько семей.
Встреча 1.
- Приветствие. Выбор ритуала приветствия.
- Разминка. “Меняются местами те,…”.
- Введение в цели и задачи совместной работы. Определение правил участников тренинга.
- Рефлексия.
- Прощание. Выбор ритуала.
Встреча 2.
- Приветствие.
- Разминка. “Моя фамилия”: членам семей предлагается представить запоминающееся представление своей фамилии с помощью мимики, пантомимы, небольшого этюда и т.д. После представления всей группе даётся задание воспроизвести наиболее запомнившиеся представления. Упражнение направлено на сплочение членов семей, выработку приёмов эффективного взаимодействия.
- Проективная методика “Рисунок семьи”. Задание
выполняется индивидуально каждым участником
группы. Затем ребята представляют свои рисунки.
Вопросы для обсуждения:
- Кто изображён на рисунке?
- Где ты нарисовал себя и почему?
- Здесь изображены все члены твоей семьи? Если – нет, ребёнок по желанию может объяснить причину.
- Обсуждение цветовой гаммы рисунков. - Рефлексия.
- Прощание.
Встреча 3.
- Приветствие.
- Разминка. “Моё имя”: каждому члену группы предлагается самостоятельно представить своё имя (по типу упражнения “Моя фамилия”). Направлено на развитие автономности, толерантности, умения понимать друг друга.
- Проективная методика “Рисунок самого близкого мне человека (людей)”. Работа проводится по схеме предыдущего занятия.
- Рефлексия.
- Прощание.
Встреча 4.
- Приветствие.
- Разминка. “Меняются местами семьи, которые…”. Развитие навыков эффективного взаимодействия.
- Проективная методика “Дом для нашей семьи”. Групповой рисунок. Членам семей предлагается на листе ватмана нарисовать общий рисунок по заданной теме. Работа выполняется одновременно всеми членами семьи. Цель: развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, умения понимать и принимать друг друга.
- Рефлексия.
- Прощание.
Встреча 5.
- Приветствие.
- Разминка. “Черепаха”: членам семей предлагается в медленном темпе пройти расстояние от одной стены зала до другой. Двигаться члены семей должны согласованно и одновременно, не обгоняя и не останавливаясь. Противоположной стены все должны достичь одновременно.
- Сказкотерапия. Сочинение сказок по заданным словам: дом, семья, тепло, любовь, невзгоды, однажды, крепкий (-ая, -ое), ответственность, помощь. Могут быть использованы другие слова в зависимости от ситуации развития семьи. Заданная последовательность слов необязательна. Если позволяет время, можно предложить ребятам инсценировать сказки, или проиллюстрировать их.
- Рефлексия.
- Прощание.
Встреча 6.
- Приветствие.
- Разминка. “Лепка с завязанными глазами”: членам семей предлагается с завязанными глазами выполнить, не договариваясь заранее любую поделку из пластилина. Работа передаётся друг другу по команде ведущего, ребёнок должен наощупь понять, что начал лепить предыдущий участник и продолжить работу. Разговоры во время выполнения задания запрещены. Цель: развитие взаимопонимания, навыков эффективного взаимодействия.
- Песочная терапия. Организация совместной сюжетно-ролевой игры с песком, мелкими игрушками на тему “Один день из жизни нашей семьи”.
- Рефлексия.
- Прощание.
Встреча 7.
- Приветствие.
- Разминка. “Поздравление для родного человека”. Детям предлагается продумать поздравление с любым праздником для участвующих в тренинге членов семей. Цель: учить вербально выражать чувство эмпатии близким людям.
- Работа подгруппами: “Составление генеалогического дерева” (необходима предварительная работа с детьми, специалистами, документами по выявлению родственных связей). Если в предварительной работе связей не выявлено, детям предлагается выполнить коллаж “Моя семья”.
- Рефлексия.
- Прощание.
Критерии результативности психологического сопровождения:
Оценка результативности производится диагностическими методами. В начале и в конце каждого учебного года проводится исследование уровня развития качеств личности детей, которое позволяет наблюдать развитие в динамике. Перечень диагностических методик приведён выше.