Цель курса:
- Данная программа имеет своей целью знакомство юношей и девушек с основами знаний о семейных отношениях;
- формирование представлений о причинах внутрисемейных конфликтов, о воспитании будущих детей.
Программа составлена на основе семейной циклограммы.
Основные задачи курса:
- Психологическая и практическая подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.
- Формирование психологических знаний и умений простраивать внутрисемейные взаимоотношения.
- Психологическая и физиологическая основа знаний по половому воспитанию.
Для реализации задач применяются следующие методы преподавания:
- лекционный;
- эвристический;
- игровой тренинг;
- диагностические процедуры (тестирование);
- имитационные деловые и семейные игры;
- дискуссии.
За период обучения учащиеся выполняют несколько практических работ. Наиболее значимая – семейная генограмма.
Примерный календарно-тематический план
(1 час в неделю)
№ недели | Тема | Примерное содержание занятия |
СЕНТЯБРЬ |
||
1 | Как выглядит ваша семья? | 1. Цели и задачи предмета. 2. Мини-опрос. 3. Что такое зрелая семья? 4. Диагностика “Семейная социограмма”. 5. Вводим новые атрибуты урока:
|
2 | “Я – семь Я”. Самооценка. |
1. Восемь линз восприятия мира –
иллюстративная лекция. 2. Тест “Школа самооценки”. 3. Тест “Кинетический рисунок семьи”. 4. Моё состояние в семье – элементы психодрамы. |
3 | Структура семьи. | 1. Основные понятия – словарная работа. 2. Семейный треугольник. 3. Семейные коалиции. 4. Жизненный цикл семьи. Циклограмма. |
4 | Период ухаживания. Когда это начинается? |
1. “Дружба” – дискуссия. 2. Первая любовь – иллюстративная лекция. 3. Психологическое упражнение “Комплимент”. 4. Минисочинение “Признание в любви”. |
ОКТЯБРЬ |
||
5 | Культура чувств – это … | 1. “Без плаща, шпаги и реверансов” –
дискуссия. 2. “Письмо” – размышления вслух. 3. Этикет взаимоотношений. 4. Идеальный юноша. Идеальная девушка. |
6 | Молодая семья. Под марш Мендельсона. |
1. Проблемы, переживания, приспособления
в период этой фразы – иллюстрированная лекция. 2. Игра – “Мы решили пожениться”. 3. Психологическое упражнение “Брачное объявление”. 4. Релаксация: “Колодец в пустыне”. |
7 | Модели общения в семье. | 1. Вербальное и невербальное общение
-иллюстративная лекция. 2. Психологическое упражнение “Телеграмма”. 3. Типы поведения людей при отвержении. 4. Психологическое упражнение “Обвинение”. |
8 | Практическое занятие. | 1. Урок проводится в виде тренинга. Упражнения основаны на решении семейных ситуаций и проблем. |
НОЯБРЬ |
||
9 | Дети в семье – “маленькие пришельцы”. Экспансия. |
1. Проблемы, связанные с появлением
ребёнка. 2. Дискуссия: “Сколько детей должно быть в семье?” 3. Возрастные особенности детей – краткий экскурс. 4. “Случай из детства” – минисочинение. |
10 | Идеал и быт. | 1. Тест “Какой вы будете мамой?” 2. Что значит быть хорошей матерью – беседа. 3. Психологические портреты матери по Захарову. 4. Портрет-сочинение “Моя мама”. |
11 |
Братско-сестринские взаимоотношения. | 1. Порядок рождения детей в семье –
лекция. 2. Беседа “Вопрос-ответ” по итогам лекции. 3. Тренинг простаивания взаимоотношений с учётом порядка рождения детей в семье. |
ДЕКАБРЬ |
||
12 | Особые семьи. | 1. Причины возникновения неполных семей
– беседа. 2. Психологическое упражнение “Ссора родителей”. 3. Рефлексия. 4. Повторные браки. Ваше мнение? |
13 | Детские неврозы. | 1. Лекция “Причина детской нервности”. 2. Типы неправильного воспитания детей -иллюстративная лекция. 3. Релаксация “Лесное озеро”. |
14 | Фаза стабилизации. Генограмма. |
1. Трудности на зрелой стадии брака. 2. Практическая работа – построение генограммы семьи. |
15 |
Старшие в доме. | 1. Проблема отцов и детей. 2. Тёща и свекровь. Проблемы взаимоотношений. 3. “Коалиции внутри семьи” – практическая работа. 4. Релаксация “Рисуем музыку”. |
ЯНВАРЬ |
||
16 |
Семейная инженерия или повседневная жизнь семьи. | 1. Много ли в семье обязанностей у её
членов? – беседа. 2. Практическая работа “Семейный секретарь”. 3. Деловая игра “Семейное собрание”. |
17 | Практическая работа “Семейный термометр”. | 1. Разминка. 2. “Семейный термометр” – большая игра. 3. Рефлексия. |
18 | В семье – подросток. | 1. Физиологические и психологические
особенности. Кризис 13 лет. 2. Проблемы взаимоотношений с родителями. 3. Мини-сочинение “Когда я был подростком …” |
ФЕВРАЛЬ |
||
19 | На пороге взрослости. Выбор. Дети покидают дом. |
1. Психология ранней юности –
иллюстративная лекция. 2. Как сделать правильный выбор? 3. Тест “Клетка” (профориентация). 4. Психолого-профориентационная игра “Профконсультация”. |
20 | Пустое гнездо. Одиночество. | 1. Кризисы семьи в период этой фазы. 2. Родительско-детский симбиоз. Его влияние на будущее детей. 3. Тест Розенцвейга. |
21 | Практическая работа. | 1. “Пустое гнездо” или “Медовый месяц”
– дискуссия. 2. Кризисы семьи в период фазы “Пустое гнездо”. 3. Легко ил быть одиноким? – беседа. 4. Минисочинение “Моя бабушка”. |
22 |
1. “Семейная линия времени”. Её построение. | |
МАРТ |
||
23 |
“У нас в гостях”. | 1. Беседа с одним из специалистов по вопросам семьи и брака. |
24 | Домашняя экономика. | 1. Потребности естественные и
искусственные – лекция. 2. “Семейный бюджет” – практическая работа в виде деловой игры. |
25 | Воспитание духовности в семье. | 1. Психологическое упражнение “Я высоко
ценю себя”. 2. “Душа – миф или реальности” – дискуссия. 3. Психологические упражнения: “Подарок”, “Золотой шар”. |
26 | По законам чести. | 1. Семейный кодекс. Краткий экскурс. 2. “Развод по-человечески” – иллюстрированная лекция. 3. Семья и общество. Беседа. 4. Релаксация “Путешествие капельки”. |
АПРЕЛЬ |
||
27 | “Смотрясь, как в зеркало другого”. | 1. Почему они такие? (Чем отличаются
женщины от мужчин). 2. Сочинение “И это всё о нём (о ней)? |
28 | Час откровения. | 1. Ответы на вопросы учащихся о
проблемах полового воспитания. 2. Рефлексия. |
29 | “У нас в гостях”. | Беседа со специалистом в области сексуального воспитания. |
30 | Ваш внешний вид. | 1. “Как выглядеть дома?” – дискуссия. 2. Мини-лекции:
3. Ролевая игра “Портрет идеальной жены (мужа)”. |
МАЙ |
||
31 | Ваш голос. | 1. Некоторые особенности вашего голоса -иллюстрированная лекция. |
32 | Как быть всегда в форме? | 1. Как избавиться от вредных привычек. 2. “Здоровью вредить – себя не любить” (о курении и наркомании) 3. Физические упражнения и питание – беседа. |
33 | “Учитесь властвовать собой”. Стресс. | 1. Что такое стресс и как с ним бороться?
– лекция. 2. Страх. Терапия страхов. Арттерапия “Рисуем свой страх”. |
34 |
Итоговое занятие. | Консультации учащихся по:
2. Рефлексия. |
Литература, используемая при составлении программы.
- Афанасьева Т.М. “Семья”.
- Браун Л. “Имидж – путь к успеху”.
- Гарбузов В.И. “Нервные дети”.
- Сатир В. “Как строить себя и свою семью”.
- Тимошенко Л.Н. “Воспитание старшеклассниц”.
- Черников А.В. “Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики”.
- Эйдемиллер Э.Г. “Методы семейной диагностики и психотерапии”.