Адаптированная программа курса для 11-го класса "Основы семейной психологии"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель курса:

  • Данная программа имеет своей целью знакомство юношей и девушек с основами знаний о семейных отношениях;
  • формирование представлений о причинах внутрисемейных конфликтов, о воспитании будущих детей.

Программа составлена на основе семейной циклограммы.

Основные задачи курса:

  1. Психологическая и практическая подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.
  2. Формирование психологических знаний и умений простраивать внутрисемейные взаимоотношения.
  3. Психологическая и физиологическая основа знаний по половому воспитанию.

Для реализации задач применяются следующие методы преподавания:

  • лекционный;
  • эвристический;
  • игровой тренинг;
  • диагностические процедуры (тестирование);
  • имитационные деловые и семейные игры;
  • дискуссии.

За период обучения учащиеся выполняют несколько практических работ. Наиболее значимая – семейная генограмма.

Примерный календарно-тематический план

(1 час в неделю)

№ недели Тема Примерное содержание занятия

СЕНТЯБРЬ

1 Как выглядит ваша семья? 1. Цели и задачи предмета.

2. Мини-опрос.

3. Что такое зрелая семья?

4. Диагностика “Семейная социограмма”.

5. Вводим новые атрибуты урока:

  • барометр душевного состояния;
  • включение;
  • барометр.
2 “Я – семь Я”.

Самооценка.

1. Восемь линз восприятия мира – иллюстративная лекция.

2. Тест “Школа самооценки”.

3. Тест “Кинетический рисунок семьи”.

4. Моё состояние в семье – элементы психодрамы.

3 Структура семьи. 1. Основные понятия – словарная работа.

2. Семейный треугольник.

3. Семейные коалиции.

4. Жизненный цикл семьи. Циклограмма.

4 Период ухаживания.

Когда это начинается?

1. “Дружба” – дискуссия.

2. Первая любовь – иллюстративная лекция.

3. Психологическое упражнение “Комплимент”.

4. Минисочинение “Признание в любви”.

ОКТЯБРЬ

5 Культура чувств – это … 1. “Без плаща, шпаги и реверансов” – дискуссия.

2. “Письмо” – размышления вслух.

3. Этикет взаимоотношений.

4. Идеальный юноша. Идеальная девушка.

6 Молодая семья.

Под марш Мендельсона.

1. Проблемы, переживания, приспособления в период этой фразы – иллюстрированная лекция.

2. Игра – “Мы решили пожениться”.

3. Психологическое упражнение “Брачное объявление”.

4. Релаксация: “Колодец в пустыне”.

7 Модели общения в семье. 1. Вербальное и невербальное общение -иллюстративная лекция.

2. Психологическое упражнение “Телеграмма”.

3. Типы поведения людей при отвержении.

4. Психологическое упражнение “Обвинение”.

8 Практическое занятие. 1. Урок проводится в виде тренинга. Упражнения основаны на решении семейных ситуаций и проблем.

НОЯБРЬ

9 Дети в семье – “маленькие пришельцы”.

Экспансия.

1. Проблемы, связанные с появлением ребёнка.

2. Дискуссия: “Сколько детей должно быть в семье?”

3. Возрастные особенности детей – краткий экскурс.

4. “Случай из детства” – минисочинение.

10 Идеал и быт. 1. Тест “Какой вы будете мамой?”

2. Что значит быть хорошей матерью – беседа.

3. Психологические портреты матери по Захарову.

4. Портрет-сочинение “Моя мама”.

11

Братско-сестринские взаимоотношения. 1. Порядок рождения детей в семье – лекция.

2. Беседа “Вопрос-ответ” по итогам лекции.

3. Тренинг простаивания взаимоотношений с учётом порядка рождения детей в семье.

ДЕКАБРЬ

12 Особые семьи. 1. Причины возникновения неполных семей – беседа.

2. Психологическое упражнение “Ссора родителей”.

3. Рефлексия.

4. Повторные браки. Ваше мнение?

13 Детские неврозы. 1. Лекция “Причина детской нервности”.

2. Типы неправильного воспитания детей -иллюстративная лекция.

3. Релаксация “Лесное озеро”.

14 Фаза стабилизации.

Генограмма.

1. Трудности на зрелой стадии брака.

2. Практическая работа – построение генограммы семьи.

15

Старшие в доме. 1. Проблема отцов и детей.

2. Тёща и свекровь. Проблемы взаимоотношений.

3. “Коалиции внутри семьи” – практическая работа.

4. Релаксация “Рисуем музыку”.

ЯНВАРЬ

16

Семейная инженерия или повседневная жизнь семьи. 1. Много ли в семье обязанностей у её членов? – беседа.

2. Практическая работа “Семейный секретарь”.

3. Деловая игра “Семейное собрание”.

17 Практическая работа “Семейный термометр”. 1. Разминка.

2. “Семейный термометр” – большая игра.

3. Рефлексия.

18 В семье – подросток. 1. Физиологические и психологические особенности. Кризис 13 лет.

2. Проблемы взаимоотношений с родителями.

3. Мини-сочинение “Когда я был подростком …”

ФЕВРАЛЬ

19 На пороге взрослости. Выбор.

Дети покидают дом.

1. Психология ранней юности – иллюстративная лекция.

2. Как сделать правильный выбор?

3. Тест “Клетка” (профориентация).

4. Психолого-профориентационная игра “Профконсультация”.

20 Пустое гнездо. Одиночество. 1. Кризисы семьи в период этой фазы.

2. Родительско-детский симбиоз. Его влияние на будущее детей.

3. Тест Розенцвейга.

21 Практическая работа. 1. “Пустое гнездо” или “Медовый месяц” – дискуссия.

2. Кризисы семьи в период фазы “Пустое гнездо”.

3. Легко ил быть одиноким? – беседа.

4. Минисочинение “Моя бабушка”.

22

  1. “Семейная линия времени”. Её построение.

МАРТ

23

“У нас в гостях”. 1. Беседа с одним из специалистов по вопросам семьи и брака.
24 Домашняя экономика. 1. Потребности естественные и искусственные – лекция.

2. “Семейный бюджет” – практическая работа в виде деловой игры.

25 Воспитание духовности в семье. 1. Психологическое упражнение “Я высоко ценю себя”.

2. “Душа – миф или реальности” – дискуссия.

3. Психологические упражнения: “Подарок”, “Золотой шар”.

26 По законам чести. 1. Семейный кодекс. Краткий экскурс.

2. “Развод по-человечески” – иллюстрированная лекция.

3. Семья и общество. Беседа.

4. Релаксация “Путешествие капельки”.

АПРЕЛЬ

27 “Смотрясь, как в зеркало другого”. 1. Почему они такие? (Чем отличаются женщины от мужчин).

2. Сочинение “И это всё о нём (о ней)?

28 Час откровения. 1. Ответы на вопросы учащихся о проблемах полового воспитания.

2. Рефлексия.

29 “У нас в гостях”. Беседа со специалистом в области сексуального воспитания.
30 Ваш внешний вид. 1. “Как выглядеть дома?” – дискуссия.

2. Мини-лекции:

  • ваша одежда
  • грим
  • волосы
  • руки

3. Ролевая игра “Портрет идеальной жены (мужа)”.

МАЙ

31 Ваш голос. 1. Некоторые особенности вашего голоса -иллюстрированная лекция.
32 Как быть всегда в форме? 1. Как избавиться от вредных привычек.

2. “Здоровью вредить – себя не любить” (о курении и наркомании)

3. Физические упражнения и питание – беседа.

33 “Учитесь властвовать собой”. Стресс. 1. Что такое стресс и как с ним бороться? – лекция.

2. Страх. Терапия страхов. Арттерапия “Рисуем свой страх”.

34

Итоговое занятие. Консультации учащихся по:
  • генограмме;
  • семейной линии времени;
  • личным проблемам.

2. Рефлексия.

Литература, используемая при составлении программы.

  1. Афанасьева Т.М. “Семья”.
  2. Браун Л. “Имидж – путь к успеху”.
  3. Гарбузов В.И. “Нервные дети”.
  4. Сатир В. “Как строить себя и свою семью”.
  5. Тимошенко Л.Н. “Воспитание старшеклассниц”.
  6. Черников А.В. “Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики”.
  7. Эйдемиллер Э.Г. “Методы семейной диагностики и психотерапии”.