Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка в условиях перехода на семейные формы устройства

Разделы: Школьная психологическая служба


Ещё в педагогической практике не значился термин “психолого-педагогическое сопровождение”, а наша организация уже решала задачи, связанные с данной и актуальной на сегодняшний день проблемой.
Анализ предварительного сбора данных о психологическом статусе детей, оставшихся без попечения родителей, внедрение экспериментальной программы ИОСО, проведение лонгитюдного исследования совместно с Институтом Развития Личности РАО, большой объём и разноплановость проводимой работы позволили на основе рационального перераспределения штатного расписания создать психолого-коррекционную службу.
В состав службы входят следующие специалисты: психологи, учителя-логопеды, дефектолог, врач-педиатр, психиатр, массажист, валеологи и воспитатели. Последние возглавляют работу коррекционных студий: мелкой и речедвигательной моторики, сенсомоторики, арттерапии, игро- и куклотерапии. Основной упор в работе специалистов делается на проведение индивидуальных занятий с детьми, при этом создаются условия для доверительного общения ребёнка со взрослым, предоставляется возможность воспитаннику побыть один на один со взрослым, удовлетворяется важнейшая потребность в притязании на признание.
Многолетняя практика доказала эффективность следующих форм психолого-педагогического и медико-социального сопровождения:

1. Сбор анамнестических данных о ребёнке

Разработан обязательный минимум документов для составления анамнеза о ребёнке, воспитывающемся в условиях депривации:

- социальная карта ребёнка,
- сведения о здоровье,
- история жизни ребёнка до поступления в учреждение,
- карта динамического развития,
- характеристики,
- дневники наблюдений,
- протоколы диагностических обследований ребёнка психологом, логопедом, дефектологом и др.

Кроме этого, имеются сведения о проводимой коррекционной и реабилитационной работе. Эти данные являются основой для составления плана и ведения индивидуальной работы с каждым воспитанником.
База данных фиксируется в компьютере и является доступной и востребованной всеми специалистами, ведущими сопровождение.

2. Психолого-педагогические консилиумы.

Данная форма действует в нашей школе с 1992 года. Председателем комиссии является заместитель директора по психолого-коррекционной работе. В состав консилиума входят специалисты группы сопровождения ребёнка: врачи, психологи, логопеды, дефектолог, и др.
Периодичность проведения педконсилиумов – три раза в год:

- Первоначальный
- Промежуточный
- Итоговый

Существуют разные формы проведения педконсилиумов с разными повестками, но мы практикуем такую, которая во главу ставит личность ребёнка, его особенности психофизического развития.
На заключительном заседании педконсилиума в конце года подводятся итоги индивидуального развития ребёнка, фиксируется динамика в поведенческой и когнитивной сферах, проводится анализ коррекционной и реабилитационной работы за год.
Материалы обсуждений, протоколы обследований детей, медицинские заключения помещаются в банк данных о ребёнке.

3. Организационное структурирование сопровождения

В течение ряда лет в учреждении создавались различные виды организации сопровождения: комплексные группы, возрастные, тематические. Наиболее приемлемым оказался вариант группы сопровождения по возрастным подразделениям:

  • детей дошкольного возраста,
  • младшего школьного возраста,
  • детей разновозрастных сообществ,
  • приходящих детей.

Группы возглавляют педагоги-психологи.
Кроме этого, служба сопровождения имеет профессиональную структуру:

- собственно психолого-коррекционная служба (педагоги-психологи, логопеды, дефектолог, психиатр, массажист, воспитатели);
- медицинская служба;
- служба социальных педагогов;
- валеологический отдел.

Таким образом, в нашей школе имеется достаточное число специалистов, накоплен определённый опыт психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников, необходимый для перехода на модель образовательного учреждения нового типа для детей, нуждающихся в государственной защите.
Кроме этого, сотрудники психолого-коррекционной службы вели отслеживание результатов пробного патроната в рамках эксперимента “Погружение в атмосферу семьи” 1995-1996 гг:

Предварительная работа включала в себя следующие этапы:

- Обследование социальным педагогом потенциальной семьи.
- Психологические консультации для “социальных родителей”.
- Создание экспериментальных и контрольных групп дошкольников.
- Диагностика познавательной и личностной сферы ребёнка.

Особое внимание при обследовании уделялось особенностям формирования структуры самосознания личности ребёнка, потому, что в условиях депривации именно эта сфера является наиболее деформированной.

Погружение в семью

Дети дошкольного возраста были помещены в сельскую семью сроком на две недели. В обязанности “социальных родителей” входило не только воспитание и развитие детей, сохранность их здоровья, но и наблюдение за воспитанниками, ведение дневников.

Заключительный этап

После погружения в атмосферу семьи было проведено обследование психологического состояния и социальных навыков в контрольной и экспериментальной группах.
В экспериментальной группе наблюдалась динамика в познавательной сфере, значительно расширился запас представлений об окружающем мире. По проективному тесту “Фигура человека”, дошкольники стали выделять от 8 до 12 признаков половой принадлежности, до начала эксперимента 3-4. Снизились такие важные показатели в личностной сфере как тревожность, агрессивность, исчезли проявления аутизма.
Повторно эксперимент проводился в 2003-2004 учебном году. Погружение в атмосферу семьи осуществлялось уже несколько иным путём. В роли “социальных родителей” в этот раз выступили работники школы-интерната. Такой временный летний патронат также показал позитивные изменения в психическом и социальном статусе ребёнка.
Таким образом, практика доказала необходимость изменения предназначения учреждения внесемейного воспитания и перехода к учреждению нового типа, которое занимается вопросами устройства ребёнка в семью, то есть разработки и реализации новой модели.
В Центре психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, будут осуществлять специалисты следующих подразделений:

Реабилитационная служба

Приёмное отделение (Первичный медицинский осмотр, определение тяжести состояния ребенка и уровня психофизического развития, составление плана диагностических и лечебных мероприятий)
Медицинская служба (Углубленный медицинский осмотр, профилактика и лечение соматических заболеваний)
Детская психолого-коррекционная служба (Оценка и работа по компенсации последствий травматического опыта, пережитого ребенком, психологическая помощь ребенку и его патронатной семье)
Консультационный отдел по психологическим проблемам. (Образовательная работа с патронатными воспитателями: потенциальными и действующими)

Социально-правовой отдел

Юридический отдел (Определение правового статуса ребенка, юридические консультации, сбор необходимой документации, работа с судебными инстанциями)
Социально-педагогический отдел (Сбор личного дела ребенка, оформление социальных пособий, пенсий, решение жилищных проблем ребенка, компьютерный учет детей, подготовительная работа с воспитанниками и д.р.)
Данный отдел организует деятельность по двум направлениям :

а) работа с кровными семьями;
б) оказание помощи патронатным воспитателям.

Служба по устройству в семью

Информационная служба (Проведение информационных компаний, первичное консультирование по телефону, информационные встречи групп кандидатов, собеседование с кандидатами, формирование тренинговых групп)
Социальная служба (Обследование предполагаемой семьи: тестирование родителей и родственников, изучение жилищных условий, заключение семейного контракта, подбор для ребенка совместимой с ним семьи из числа официальных кандидатов, процедура знакомства, и т.д.)
Особенность инфраструктуры города и уникальность имеющегося опыта позволяют сохранить такие действующие структуры как: школа, служба воспитателей и педагогов дополнительного образования. Они преобразуются в учебный отдел, группы временного пребывания и социо-культурный центр.

Учебный отдел

Диагностические классы, классы для детей, находящихся на патронатном воспитании, приходящих детей, в том числе, школьников со специальными способностями и возможностями, домашнее обучение, помощь и консультации для детей из патронатных семей, обучающихся в других школах города.

Группы временного пребывания

Группа подготовки детей для помещения в семью. Особенность этой группы заключается в том, что воспитателем является работник центра, и группа может быть сформирована по разновозрастному принципу или по принципу одного возраста.

Социо-культурный центр

Кружки, секции и студии, праздничные программы для детей групп временного пребывания и детей из патронатных семей.
Данная модель не является окончательной, она может корректироваться и изменяться исходя из результатов деятельности учреждения и социально-экономических условий, но при обязательном сохранении стратегии и уже имеющихся, оправдавших себя форм психолого–педагогического и медико-социального сопровождения.