Ещё в педагогической практике не значился
термин “психолого-педагогическое
сопровождение”, а наша организация уже решала
задачи, связанные с данной и актуальной на
сегодняшний день проблемой.
Анализ предварительного сбора данных о
психологическом статусе детей, оставшихся без
попечения родителей, внедрение
экспериментальной программы ИОСО, проведение
лонгитюдного исследования совместно с
Институтом Развития Личности РАО, большой объём
и разноплановость проводимой работы позволили
на основе рационального перераспределения
штатного расписания создать
психолого-коррекционную службу.
В состав службы входят следующие специалисты:
психологи, учителя-логопеды, дефектолог,
врач-педиатр, психиатр, массажист, валеологи и
воспитатели. Последние возглавляют работу
коррекционных студий: мелкой и речедвигательной
моторики, сенсомоторики, арттерапии, игро- и
куклотерапии. Основной упор в работе
специалистов делается на проведение
индивидуальных занятий с детьми, при этом
создаются условия для доверительного общения
ребёнка со взрослым, предоставляется
возможность воспитаннику побыть один на один со
взрослым, удовлетворяется важнейшая потребность
в притязании на признание.
Многолетняя практика доказала эффективность
следующих форм психолого-педагогического и
медико-социального сопровождения:
1. Сбор анамнестических данных о ребёнке
Разработан обязательный минимум документов для составления анамнеза о ребёнке, воспитывающемся в условиях депривации:
- социальная карта ребёнка,
- сведения о здоровье,
- история жизни ребёнка до поступления в
учреждение,
- карта динамического развития,
- характеристики,
- дневники наблюдений,
- протоколы диагностических обследований
ребёнка психологом, логопедом, дефектологом и др.
Кроме этого, имеются сведения о проводимой
коррекционной и реабилитационной работе. Эти
данные являются основой для составления плана и
ведения индивидуальной работы с каждым
воспитанником.
База данных фиксируется в компьютере и является
доступной и востребованной всеми специалистами,
ведущими сопровождение.
2. Психолого-педагогические консилиумы.
Данная форма действует в нашей школе с 1992 года.
Председателем комиссии является заместитель
директора по психолого-коррекционной работе. В
состав консилиума входят специалисты группы
сопровождения ребёнка: врачи, психологи,
логопеды, дефектолог, и др.
Периодичность проведения педконсилиумов – три
раза в год:
- Первоначальный
- Промежуточный
- Итоговый
Существуют разные формы проведения
педконсилиумов с разными повестками, но мы
практикуем такую, которая во главу ставит
личность ребёнка, его особенности
психофизического развития.
На заключительном заседании педконсилиума в
конце года подводятся итоги индивидуального
развития ребёнка, фиксируется динамика в
поведенческой и когнитивной сферах, проводится
анализ коррекционной и реабилитационной работы
за год.
Материалы обсуждений, протоколы обследований
детей, медицинские заключения помещаются в банк
данных о ребёнке.
3. Организационное структурирование сопровождения
В течение ряда лет в учреждении создавались различные виды организации сопровождения: комплексные группы, возрастные, тематические. Наиболее приемлемым оказался вариант группы сопровождения по возрастным подразделениям:
- детей дошкольного возраста,
- младшего школьного возраста,
- детей разновозрастных сообществ,
- приходящих детей.
Группы возглавляют педагоги-психологи.
Кроме этого, служба сопровождения имеет
профессиональную структуру:
- собственно психолого-коррекционная служба
(педагоги-психологи, логопеды, дефектолог,
психиатр, массажист, воспитатели);
- медицинская служба;
- служба социальных педагогов;
- валеологический отдел.
Таким образом, в нашей школе имеется
достаточное число специалистов, накоплен
определённый опыт психолого-педагогического и
медико-социального сопровождения воспитанников,
необходимый для перехода на модель
образовательного учреждения нового типа для
детей, нуждающихся в государственной защите.
Кроме этого, сотрудники психолого-коррекционной
службы вели отслеживание результатов пробного
патроната в рамках эксперимента “Погружение в
атмосферу семьи” 1995-1996 гг:
Предварительная работа включала в себя следующие этапы:
- Обследование социальным педагогом
потенциальной семьи.
- Психологические консультации для “социальных
родителей”.
- Создание экспериментальных и контрольных групп
дошкольников.
- Диагностика познавательной и личностной сферы
ребёнка.
Особое внимание при обследовании уделялось особенностям формирования структуры самосознания личности ребёнка, потому, что в условиях депривации именно эта сфера является наиболее деформированной.
Погружение в семью
Дети дошкольного возраста были помещены в сельскую семью сроком на две недели. В обязанности “социальных родителей” входило не только воспитание и развитие детей, сохранность их здоровья, но и наблюдение за воспитанниками, ведение дневников.
Заключительный этап
После погружения в атмосферу семьи было
проведено обследование психологического
состояния и социальных навыков в контрольной и
экспериментальной группах.
В экспериментальной группе наблюдалась динамика
в познавательной сфере, значительно расширился
запас представлений об окружающем мире. По
проективному тесту “Фигура человека”,
дошкольники стали выделять от 8 до 12 признаков
половой принадлежности, до начала эксперимента
3-4. Снизились такие важные показатели в
личностной сфере как тревожность, агрессивность,
исчезли проявления аутизма.
Повторно эксперимент проводился в 2003-2004 учебном
году. Погружение в атмосферу семьи
осуществлялось уже несколько иным путём. В роли
“социальных родителей” в этот раз выступили
работники школы-интерната. Такой временный
летний патронат также показал позитивные
изменения в психическом и социальном статусе
ребёнка.
Таким образом, практика доказала необходимость
изменения предназначения учреждения
внесемейного воспитания и перехода к учреждению
нового типа, которое занимается вопросами
устройства ребёнка в семью, то есть разработки и
реализации новой модели.
В Центре психолого-педагогическое и
медико-социальное сопровождение детей, попавших
в трудную жизненную ситуацию, будут осуществлять
специалисты следующих подразделений:
Реабилитационная служба
Приёмное отделение (Первичный медицинский осмотр, определение тяжести состояния ребенка и уровня психофизического развития, составление плана диагностических и лечебных мероприятий)
Медицинская служба (Углубленный медицинский осмотр, профилактика и лечение соматических заболеваний)
Детская психолого-коррекционная служба (Оценка и работа по компенсации последствий травматического опыта, пережитого ребенком, психологическая помощь ребенку и его патронатной семье)
Консультационный отдел по психологическим проблемам. (Образовательная работа с патронатными воспитателями: потенциальными и действующими)
Социально-правовой отдел
Юридический отдел (Определение правового статуса ребенка, юридические консультации, сбор необходимой документации, работа с судебными инстанциями)
Социально-педагогический отдел (Сбор личного дела ребенка, оформление социальных пособий, пенсий, решение жилищных проблем ребенка, компьютерный учет детей, подготовительная работа с воспитанниками и д.р.)
Данный отдел организует деятельность по двум направлениям :а) работа с кровными семьями;
б) оказание помощи патронатным воспитателям.
Служба по устройству в семью
Информационная служба (Проведение информационных компаний, первичное консультирование по телефону, информационные встречи групп кандидатов, собеседование с кандидатами, формирование тренинговых групп)
Социальная служба (Обследование предполагаемой семьи: тестирование родителей и родственников, изучение жилищных условий, заключение семейного контракта, подбор для ребенка совместимой с ним семьи из числа официальных кандидатов, процедура знакомства, и т.д.)
Особенность инфраструктуры города и уникальность имеющегося опыта позволяют сохранить такие действующие структуры как: школа, служба воспитателей и педагогов дополнительного образования. Они преобразуются в учебный отдел, группы временного пребывания и социо-культурный центр.
Учебный отдел
Диагностические классы, классы для детей, находящихся на патронатном воспитании, приходящих детей, в том числе, школьников со специальными способностями и возможностями, домашнее обучение, помощь и консультации для детей из патронатных семей, обучающихся в других школах города.
Группы временного пребывания
Группа подготовки детей для помещения в семью. Особенность этой группы заключается в том, что воспитателем является работник центра, и группа может быть сформирована по разновозрастному принципу или по принципу одного возраста.
Социо-культурный центр
Кружки, секции и студии, праздничные программы для детей групп временного пребывания и детей из патронатных семей.
Данная модель не является окончательной, она может корректироваться и изменяться исходя из результатов деятельности учреждения и социально-экономических условий, но при обязательном сохранении стратегии и уже имеющихся, оправдавших себя форм психолого–педагогического и медико-социального сопровождения.