Школьная психологическая служба
-
Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения 2005
Одна из важных задач, стоящих перед учителем-предметником - организация учебной деятельности, при которой учащийся не только овладевает основами научных знаний, но и продвигается в своем психическом развитии.
-
Профилактика дезадаптации пятиклассников 2005
Разработанная нами программа "Поступаем в 5-й класс - это класс!" позволяет комплексно решать проблемы и познавательного, и эмоционально-личностного, и мотивационно-волевого развития учащихся. В систему работы по профилактики дезадаптации пятиклассников входит и диагностика готовности к обучению в среднем звене. Мониторинг по адаптации в пятом классе продолжается в шестом и в седьмом классах. Обновление информационного поля учителя проходит в разных формах. 1
-
Психологическое занятие для детей 6—7 лет: "Морское путешествие" 2005
Материал представляет собой разработку занятия (внеклассного или из курса психологических занятий) для детей 6-7 лет, включающего в себя комплекс заданий, направленных на развитие познавательных процессов (произвольного внимания, образной памяти, умения выделять признаки, анализировать) в форме игры-путешествия.
-
Рекомендации по применению тестов креативности в образовательном мониторинге 2005
Цель статьи - ознакомление широкого круга психологов с опытом многолетней работы по выявлению творческой одаренности в условиях общеобразовательной школы. Мы даем конкретные рекомендации по выявлению креативных детей с помощью процедур общего экранирования - экспертного опроса учителей и тестов креативности, описываем возможные проблемы при применении этих методов. Материал содержит готовые авторские бланки, рекомендуемые для использования практическими психологами.
-
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей, длительно не посещающих школу 2005
Концепция модернизации российского образования до 2010 года подчеркивает, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением. При составлении программы ППМС сопровождения детей, длительно не посещающих школу, мы опирались на положения федеральной программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Реализация нашей программы позволила вернуть в 2003/2004 учебном году в специальную (коррекционную) школу-интернат VIII вида 20 учащихся.
-
Социально-профилактическая деятельность. Методическая разработка "ВИЧ — реальность" 2005
Профилактика употребления психоактивных веществ у детей в настоящее время является одной из основных задач в сохранении и оздоровлении современного поколения. Только совместная работа педагогов и родителей учащихся школ по предупреждению поступков, граничащих с риском заражения ВИЧ, может спасти молодежь. Только знания о путях передачи и профилактике ВИЧ-инфекции способны защитить человека от заражения. Важно понять, что СПИД - это не просто статистика. Это не просто цифры. Это судьбы живых людей.
-
Психологическая конференция "Толерантность – дорога к миру" 2005
Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. Наша задача — не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание, плюс сотрудничество плюс дух партнерства. Что же это такое и каковы её особенности, вы и узнаете в ходе конференции.
-
Развивающие игры для дошкольников и младших школьников. Фрагменты из опыта работы 2005
Анализ работы школьных психологических служб показывает, что психологи занимаются в большей степени диагностической работой - исследовать, изучить, протестировать, проанкетировать и т.д. А замысел, идея многих диагностических средств могут быть использованы и в развивающих, и в обучающих упражнениях. Приведенные в работе упражнения этому пример.
-
Терроризм и безопасность образовательного пространства (план обзорной лекции) 2005
Теракт - чрезвычайная ситуация (ЧС), результат воздействия отрицательных антропогенных экологических факторов. Даны аксиоматика, обзоры природных ЧС и истории терроризма, опыта борьбы с ним в России, Израиле и др. Необходимы психологическая подготовка учащихся, регулярные тренировки и превентивные меры, включая распределение обязанностей и ответственности руководителей. Приложены методические рекомендации для преподавателей, памятка о поведении при теракте и при его опасности.
-
Занятие с девятиклассниками "Я объявляю своим делом…" 2005
Я считаю, что проблема выбора профессии всегда стоит перед подростками, а в настоящее время она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О многих профессиях школьники практически не имеют информации, а существующие претерпевают изменения. Данная работа - конспект занятия с подростками, задача которого обеспечить профориентационной информацией (рассказ, беседа, игры, тест) через анализ мира профессий, современного рынка труда, изучение своих профессиональных склонностей, пробуждение интереса к собственной личности.
-
Интегрированный урок психокоррекции и трудового обучения. "Нерпа"— оригами 2005
Психолого-педагогическая идея данного урока - показать, какую роль играют нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими задержку в психическом развитии. Эти дети нуждаются в особом внимании учителя и психолога, т.к. многие факторы ЗПР возможно преодолеть, вселить в детей уверенность и дать им возможность нормального развития. Урок проводится совместно учителем и психологом; каждый, имея общую цель, решает свои задачи. Условие успешности – сотрудничества.
-
Личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе 2005
Сегодня личностно ориентированный подход приходит в каждую российскую школу и процесс этот становится все более неизбежным. Педагоги и психологи, работающие, как в крупных городах, так и в сельской местности, понимают всю важность, его внедрения в педагогическую деятельность и настойчиво осваивают теоретические основы и технологию личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс. Автор показывает, каким должен быть личностно ориентированный подход в процессе развития личности ребенка, в период его обучения в школе.
-
Индивидуально-возрастные и психологические особенности младших подростков 2005
Статья посвящена индивидуально-возрастным и психологическим особенностям младших подростков. Изучение этих особенностей, позволяет нам предвидеть многое в их поведении, благодаря чему возможно осуществление выбора эффективных мер воздействия на их поступки. Кроме того, педагоги смогут перестроить и скорректировать свою работу с детьми, в случае снижения интереса к учебе и слабой успеваемости. Знание этих особенностей помогает взрослому человеку понять своего ребенка, понять его нужды и интересы, лучше узнать его "внутренний мир", с тем, чтобы в будущем не сталкиваться с определенным кругом проблем.
-
Приемы развития мыслительной деятельности учащихся 5–7-х классов на уроках истории 2005
Статья посвящена приемам развития мыслительной деятельности учащихся младших классов на уроках истории. С помощью этих приемов, можно не только развивать мыслительные операции, но и улучшать качество исторических знаний школьников, создавать мотивацию в процессе обучения истории, вызывать интерес к истории не только как к учебному предмету, но и как к отрасли человеческого знания, то есть заложить основу исторического мышления. Использование этих приемов в практике обучения истории, позволяет вести работу с учащимися, направленную на формирование у них обобщенных мыслительных приемов познавательной деятельности, что достаточно важно для любого вида человеческой деятельности.
-
Проблема адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено общеобразовательной школы 2005
Переход из младшей школы в среднюю - важный период в жизни ребенка. Помочь ему адаптироваться в новой школьной жизни - вот задача школьного учителя, психолога и родителей.
-
Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" 2005
У начинающего психолога много проблем. Одно из самых больших затруднений - работа с педагогами. Что проводить? Как проводить? Как сделать так, чтобы тебя слушали и слышали? Предлагаю конспект семинара для педагогов с элементами тренинга .
-
Программа развития группового взаимодействия для подростков 2005
Данная программа представляет собой системный взгляд на проблему развития группового взаимодействия, атмосферы доверия и взаимоуважения. Пояснительная записка содержит обоснование актуальности и практической значимости специально организованных занятий со школьниками в сфере общения. В программе определены цель, задачи, гипотеза, план реализации программы, ожидаемые результаты. Автор представила 7 подробно разработанных конспектов занятий. Сильной стороной программы является ее глубокая разработанность автором. Ярко выраженная практическая направленность позволяет ее рекомендовать к внедрению в практику педагогами- психологами города.
-
Программа клубных занятий для дошкольников "Учимся играя" 2005
С целью подготовки к школьному обучению и адаптации к школьным условиям, развития навыков общения, формирования учебной мотивации, развития мелкой моторики, мыслительных процессов и речи проводятся клубные занятия для дошкольников по программе, составленной и апробированной психологом с учётом современных реалий. Работа ведётся по трём направлениям: развитие коммуникативных способностей и эмоционального мира детей, познавательной сферы, моторной организации пространства.
-
Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников на этапе первичной адаптации к школе. "Первый раз в первый класс" 2005
Программа направлена на создание особой образовательной среды развивающего типа, способствующей сохранению психологического здоровья учащихся, что на современном этапе развития Российского общества, является целью и критерием успешности модернизации народного образования. В ней раскрыта система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития первоклассника в ситуациях школьного взаимодействия.
-
Занятие по "Психологии общения"в 3-м классе по теме: "Я – особенный" 2005
Одно из самых увлекательных занятий - узнавать что-то новое о самом себе. Цель представленного занятия - помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других.
-
Психологический тренинг в школе 2005
Система тренинговой работы, внедренная в учебный процесс Лицея дает свой результат, что отражается на общем психологическом фоне образовательного пространства. Особое значение для социализации выпускников приобретают тренинги "Карьеры", позволяющие поставить учащихся в ситуацию выбора и переосмысления собственных ценностей, помогающие определиться в выборе будущей профессии и решающие текущие проблемы взаимоотношений в классном коллективе.
-
Психологическое оружие XXI века 2005
Современное Российское общество характеризуется рядом духовных болезней, одним из проявлений которых является распространение целого ряда нетрадиционных, религиозных культов. Деятельность различных тоталитарных сект стала серьезной проблемой Российского общества. Многие из них создают подструктуры как общественные организации просветительского, благотворительного или иного характера, что открывает им доступ в организации, учреждения и даже в образование. Все это приводит к необходимости работы школы по профилактике сектантства и борьбе с этим явлением.
-
Урок-тренинг по теме: "Развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста" 2005
Данный урок - прекрасный тренинг для совершенствования произвольной памяти, внимания у детей младшего среднего возраста, способствует развитию данных параметров последних. Помогает осознанию роли памяти и внимания в жизни человека каждым воспитанником и определению уровня зрительной и слуховой памяти участников занятия.
-
Развитие позитивных установок в общении с ребенком как основа воспитания в семье 2005
Основная цель урока - укрепление позитивных установок родителей в воспитании детей младшего школьного возраста. Задачи - актуализировать основные проблемы в воспитании детей в семье; подвести родителей к анализу своих семейных установок; выявить ошибки в воспитании детей.
-
Курс занятий "Конфликт — неэффективное общение" 2005
Основными целями курса являются повышение конфликтной компетентности учащихся подросткового возраста, рассматриваемой нами как умение сдерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению, обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, овладение навыками управления конфликтом.
-
Психологическое сопровождение процесса профессионального самоопределения старшеклассников 2005
Рассматриваются вопросы организации психологической работы со старшеклассниками с учетом основного психологического новообразования ранней юности - профессионального и личностного самоопределения. Представлена программа "Взгляд в будущее" для учащихся 9-11 классов, реализация которой позволяет создать благоприятные условия для формирования у старшеклассников психологической готовности к окончанию средней школы. Приводится тематическое планирование структурных блоков программы, а также конспект вводного занятия.
-
Социально-психологический проект системы лонгитюдного обогащения психолого-воспитательной работы по теме: "Воспитание безопасного стиля жизни у детей 7–12 лет" 2005
Инициатива направлена на объединение работы служб гимназии совместно со структурами ГАИ в вопросах воспитания у подрастающего поколения внутренней потребности в Безопасном Образе Жизни, а также воспитания умений и навыков действия в нестандартных ситуациях. В свете необходимости работы по вопросам первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ становится актуальным подход, который опирается на долговременную психолого-воспитательную работу лонгитюдного характера в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Лонгитюдное обогащение информации у учащихся позволяет воспитать умение противостоять пагубным привычкам, уметь адекватно выходить из нестандартных жизненных ситуаций, несущих угрозу жизни и здоровью, а также дает знания и алгоритм действия в ситуации угрозы террористического акта.
-
Ежик — методика получения обратной связи 2005
"Ёжик"- методика получения обратной связи при изучении причин агрессии младшего школьника. Получение обратной связи происходит через погружение в сказку. Данная методика позволяет проводить диагностику фронтально. Результаты диагностики можно прорисовать в цветодиаграмму для визуального восприятия общего состояния агрессии для всего класса.
-
Тренинг для педагогов (трехдневный): "Люби себя" 2005
Школьному психологу необходимо работать с педагогами в тесном контакте, так как именно педагог, взаимодействуя с учащимися ежедневно, активно влияет на их внутренний мир. Сегодня нельзя эффективно заниматься личностным опытом другого человека, не обладая собственной зрелой ментальностью. Таким образом, личностный мир педагога становится часть содержания образования, а условием его успешной профессиональной деятельности является способность педагога к самоизменению и саморазвитию. Тренинг способствует познанию своих сильных и слабых сторон, пониманию себя как личности.
-
Профилактика школьных трудностей (из опыта работы) 2005
Недостатки в развитии ВПФ встречаются как изолированно, так и в комплексе. Любая причина дисгармонического развития ВПФ и обусловленного ею трудности сигнализируют о необходимости привнести в процесс обучения соответствующих развивающих или коррекционно-развивающих упражнение, игр с целью преодоления негативного влияния этих трудностей на усвоение детьми знаний, становление общеучебных и предметных умений, формирование учебной деятельности.